Система налогооблажения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:24, курсовая работа

Описание работы

В современном цивилизованном обществе налога - основная форма доходов государства. Налог взимается для покрытия общественно полезных потребностей всего общества, а не конкретного налогоплательщика. Уплата налогоплательщиком налога не порождает встречной обязанности государства совершить что-либо в пользу конкретного плательщика. Налог взыскивается на условиях безвозвратности. Возврат налога возможен в случае его переплаты.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………
5
1. Оптимизация налогообложения – важнейший фактор развития экономики Республики Беларусь……………………………………………….

7
1.1 Система налогообложения промышленных организаций Республики Беларусь и пути ее совершенствования…………………………………….

7
1.2 Особенности ведения учёта в целях налогообложения и бухгалтерского учёта в процессе хозяйственной деятельности промышленного предприятия…………………………………………………………………..


18
1.3 Нормативно-правовая база учёта налогов и других обязательных платежей………………………………………………………………………

25
1.4 Финансово экономическая характеристика ОАО «Пинский опытно-механический завод»………………………………………………………...

30
2. Учёт налогов и других обязательных платежей на промышленном предприятии…………………………………………………………………

39
2.1 Методика расчёта и учёта налогов и обязательных платежей, включаемых в себестоимости продукции (работ, услуг)………………………..

39
2.2 Методика расчёта и учёта налогов и обязательных платежей, взимаемых из выручки от реализации продукции (работ, услуг)……………….

48
2.3 Методика расчёта и учёта налогов и платежей, взимаемых из прибыли и доходов……………………………………………………………….

53
2.4 Пути совершенствования учета налогов и других обязательных платежей в современных условиях……………………………………………..

59
2.5 Проверка правильности расчёта и учёта налогов и других обязательных платежей……………………………………………………………

64
3. Анализ налогов и других обязательных платежей на промышленном предприятии…………………………………………………………………..

70
3.1 Анализ динамики, состава и структуры налогов и других платежей предприятия…………………………………………………………………..

70
3.2 Анализ налогов и обязательных платежей, включаемых в затраты….
75
3.3 Анализ налогов и обязательных платежей, взимаемых из выручки от реализации продукции (работ, услуг)………………………………………

80
3.4 Анализ налогов и обязательных платежей, взимаемых из прибыли и доходов………………………………………………………………………..

84
3.5 Экономическое освоение прогнозных резервов снижения уровня налогов………………………………………………………………………...

92
Заключение……………………………………………………………………
96
Список использованных источников………………………………………..
99
Приложение…………………………………………………………………..
102

Файлы: 1 файл

глава1,2.doc

— 942.00 Кб (Скачать файл)

Напоследок следует отметить, что налоговая система создана и функционирует совсем недавно и поэтому не гарантирована от ошибок, характерных для переходного периода, когда экономика подвергается постоянным колебаниям. В условиях коренной ломки производственных отношений неизбежны изменения и дополнения к ранее изданным нормативным актам, допускается поспешность в их разработке, в результате возникают недостатки в налоговой системе.[кривицкая]

Происходящие преобразования в экономике Республики Беларусь требуют реформации всей финансовой системы, что сказывается в первую очередь на бухгалтерском и налоговом учете.

В результате проводимых реформ интересы налоговых органов и государственных управленческих структур к 2004 г. были поставлены выше интересов других пользователей.

Обозначенные противоречия вызывали множество точек зрения о целесообразности введения налогового учета. Отдельными специалистами отмечалось, что основным доводом против законодательного принятия «налогового учета» служило отсутствие методики его ведения, не говоря уже об отсутствии научной методологии, на основе которой можно было бы ее разрабатывать.

С 2004 г. в соответствии с п. 1 ст. 62 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь «налоговым учетом признается осуществление плательщиками (иными обязанными лицами) учета объектов налогообложения и определения налоговой базы по налогам, сборам (пошлинам)...».

Однако такая формулировка недостаточно четко характеризует суть данной экономической категории, поскольку сам по себе учет не может быть учетом. Исходя из того, что в соответствии с законодательством Республики Беларусь налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета и (или) на иных документально подтвержденных данных (п. 2 ст. 62 НК), ведется посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета и получения иной информации, ее систематизации и накопления без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета, то предполагается, что данные характеристики более подходят определению системы, а не учета. [кривицкая]

Для сравнения приведем определение. налогового учета, которое содержится в законодательстве Российской Федерации, поскольку именно оно легло в основу белорусского законопроекта.

В соответствии со ст. 313 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным в кодексе. Однако, с таким определением также не согласны некоторые российские специалисты. Аргументируя свою позицию, они рассматривают абзац 4 ст. 313 НК Российской Федерации, согласно которой налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения. Специалисты подчеркивают, что целью налогового учета исходя из данной нормы, является информация о порядке этого же самого учета. Таким образом, в НК Российской Федерации официально закреплено, что налоговый учет является самоцелью.

Следовательно, необходимо уточнить формулировку налогового учета, данную в НК Республики Беларусь. Под налоговым учетом следует понимать не просто учет, а систему сбора, фиксации, обобщения и формирования информации о порядке определения налоговых, баз и величины налогов и сборов.

Рациональному развитию налогового учета на сегодняшнем этапе препятствуют ряд законодательных неопределенностей, которые требуют скорейшего разрешения. Среди основных проблем следует выделить наиболее актуальные:

  • частая смена налогового законодательства;
  • расхождения бухгалтерского и налогового учета;
  • несоответствие объектов налогообложения с объектами бухгалтерского учета;
  • несовершенство содержания регистров налогового учета и форм налоговой отчетности.

Отсутствие законодательно установленной методики вносит неопределенность в понимание налогового учета. Однако белорусским законодательством, в отличие от НК Российской Федерации не предусмотрено применение первичных документов и аналитических регистров налогового учета. Нормативное регулирование налогового учета в Республике Беларусь понимает под регистрами налогового учета сводные формы, в которых производится при необходимости корректировка показателей бухгалтерского учета, а не сам их учет, а документы первичного учета присущи только бухгалтерскому учету, что говорит о единой информационной базе двух систем.

Анализируя законодательство Республики Беларусь, можно прийти к выводу, что методы оценки, способы признания доходов и расходов, а также других элементов налоговых баз имеют значительные различия в бухгалтерском и налоговом учете, что создает острую необходимость в определении и регламентации методики ведения налогового учета в условиях законодательного вакуума.

Данные расхождения напрямую связаны с компетенцией государственных органов, принимающих нормативные документы в области бухгалтерского и налогового учета. Согласно утвержденным Советом Министров Республики Беларусь Постановлениям о Министерстве финансов Республики Беларусь и Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерство финансов осуществляет государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности, а Министерство по налогам и сборам принимает нормативные правовые акты о порядке исчисления, уплаты и взыскания налогов, иных обязательных платежей в бюджет. В связи с этим порядок бухгалтерского и налогового учета регулируется двумя независимыми друг от друга ведомствами. Такая ситуация в Российской Федерации привела к тому, что бухгалтерский и налоговый учет стали очень быстро отдаляться друг от друга. Все это вызвало необходимость внесения в 2004 г. поправок в НК Российской Федерации, суть которых заключалась в том, что часть прав и обязанностей налогового ведомства была передана Министерству финансов. В настоящее время Министерство финансов Российской Федерации утверждает постановления в области налогообложения, дает письменные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, а также порядок их заполнения. Задачей Финансовой налоговой службы Российской Федерации является контроль и надзор за исполнением налогового законодательства. Такая организация методологии бухгалтерского учета и налогообложения нам видится наиболее рациональной, поскольку она наиболее соответствует континентальной модели развития налогового учета. В данной связи нами предлагается на первоначальном этапе ввести обязательное согласование нормативных актов по налогообложению с Министерством финансов Республики Беларусь на предмет соответствия налоговых баз квалификации, признанию и оценке объектов в бухгалтерском учете.

Отмечая проблемы налогового учета, следует остановиться на одной из наиболее важных, которая находится на стыке бухгалтерского, налогового учета и МСФО.

Ключевым элементом работы по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами являются разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, внедрение их в практику. Одним из стандартов, аналога которого нет на сегодня в Республике Беларусь, является МСФО-12 «Налоги на прибыль».

Рассмотрим целесообразно ли на современном этапе развития принимать аналогичный стандарт в Республике Беларусь.

Стандарт оперирует непривычными для нас категориями (отложенное налоговое обязательство, отложенное налоговое требование и др.), с помощью которых определяется порядок корректировки налога на прибыль, отраженного в декларации по налогу для отражения в бухгалтерском учете.

Объективная необходимость таких корректировок вызвана различиями в способах оценки активов и обязательств, признания доходов и расходов и т. д. бухгалтерского учета с принципами налогообложения. Обобщая такие ситуации, Э. С. Митюкова отмечает, что «все различия бухгалтерского и налогового учета в конечном итоге могут сводиться к двум операциям. Первая — бухгалтерский налог на прибыль (убыток) нужно уменьшить до "налогового"». Вторая — налог на прибыль, наг оборот, нужно увеличить до "бухгалтерского"». Однако на самом деле это довольно общая характеристика корректировочных действий, поскольку многообразие возможных ситуаций в действительности делает достаточно сложным процесс корректировок не только при практическом применении, но и при теоретическом его обосновании, особенно в части отражения по счетам бухгалтерского учета. источник

Публикации белорусских специалистов по данному вопросу достаточно общие и касаются в основном МСФО 12, а не возможности применения самого стандарта в Республике Беларусь.

По мнению В. И. Стражева, основными путями дальнейшего реформирования налогового учета являются:

  1. определение модели налогового учета;
  2. перераспределение компетенции государственных органов по методологии бухгалтерского учета и налогообложения;
  3. определение перечня налогов, по которым необходимо вести налоговый учет;
  4. усовершенствование методики расчета налогов с точки зрения учета объектов бухгалтерского учета;
  5. законодательное закрепление методики ведения налогового учета. источник

Важность и необходимость реформирования отечественной экономики и приведения ее в соответствие с современными рыночными требованиями и международными стандартами на сегодня не вызывают никаких сомнений и являются приоритетными направлениями государственной экономической политики.

На сегодняшний день в Республике Беларусь принято множество законодательных актов, регламентирующих вопросы организации бухгалтерского учета и налогообложения в рамках перехода на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Однако нерешенным в настоящий момент остается вопрос о целесообразности внедрения в отечественную учетную практику механизма исчисления и учета отложенных налогов.

    1. Особенности ведения учёта в целях налогообложения и бухгалтерского учёта в процессе хозяйственной деятельности промышленного предприятия

Развитие и реформирование налоговой системы Республики Беларусь, направленное на сокращение количества налогов и сборов и оптимизацию налогооблагаемых баз и ставок, делает актуальным вопрос исчисления показателя налоговой нагрузки, который определяет эффективность налогового планирования организации. Значимость налогового планирования обусловлена тем, что с налогообложением связаны все сферы финансовой деятельности предприятия, а также существенными величинами налоговых платежей в общей сумме его расходов, высоким уровнем налоговой нагрузки, тяжестью налогового бремени предприятий.

Организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, стремятся использовать любые легальные возможности для уменьшения своих налоговых обязательств. Таким образом, актуальным является определение методики оценки налоговой нагрузки, предприятий в границах оптимального налогового уровня, позволяющей проводить более полный анализ  налоговой нагрузки предприятия.

Налоговая политика государства в разные исторические периоды может принимать альтернативные формы - политика максимальных налогов или политика экономического развития.[9,c.104]

Налоговая система Беларуси разрабатывалась с учетом отечественного опыта 20-х годов XX в. и практики тех стран, где налогообложение прошло многовековой процесс развития. Базирующаяся на требованиях рыночной экономики налоговая система призвана: обеспечивать более полную и современную мобилизацию доходов в бюджет, иначе невозможно проводить социально-экономическую политику государства; создавать условия для регулирования производства и потребления в целом и по отдельным сферам хозяйства с учетом особенностей формирования и перераспределения доходов различных групп населения. источник

Давая в целом положительную оценку складывающейся принципиально новой налоговой системе Беларуси, следует сказать о трудностях, с которыми она столкнулась. Во-первых, она формировалась при слабом развитии налоговых отношений, которые охватывали преимущественно физических лиц; во-вторых, она возникла при крайне отрицательном отношении к ней хозяйствующих субъектов, поэтому требовались строгий учет и контроль при обложении; в-третьих, в стране не было четко разработанной налоговой политики, зато имелись нестабильность экономики и высокие темпы инфляции; в-четвертых, отсутствовала собственная научная школа в области налогообложения, способная усовершенствовать действующую налоговую систему, предвидеть, спрогнозировать экономические и социальные последствия от проведения в жизнь того или иного комплекса мероприятий; в-пятых, налоговый аппарат не был подготовлен к сложным условиям, когда изменения в налогообложении происходят непрерывно, нередко задним числом.

Современная налоговая система Беларуси характеризуется следующими чертами:

  • базируется на правовой основе, а не подзаконных актах, как это было ранее. Она пронизывает все финансовые отношения, связанные с перераспределением части совокупного общественного продукта;
  • построена по единым правилам, на едином механизме исчисления и сбора платежей, независимо от организационно-правовых форм субъектов хозяйствования и физических лиц. За всеми налоговыми взносами осуществляется единый контроль со стороны налоговых органов;
  • предъявляет к плательщикам одинаковые требования и создает равные стартовые условия формирования доходов путем определения перечня налогов, унификации ставок, упорядочения льгот и механизма их предоставления, невмешательства в использование средств, оставшихся после уплаты налога;
  • обеспечивает более справедливое распределение налогового бремени между отдельными категориями плательщиков, юридическими лицами, усиливает правовую защиту их интересов;
  • учет опыта западных стран дает возможность Беларуси присоединиться к мировому рынку, включиться в международные экономические интеграционные связи.[3, с.132-140]


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.4 —Методика оптимизации налогообложения предприятия

П р и м е ч а н и е: Источник - собственная разработка

Информация о работе Система налогооблажения