Система налогооблажения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:24, курсовая работа

Описание работы

В современном цивилизованном обществе налога - основная форма доходов государства. Налог взимается для покрытия общественно полезных потребностей всего общества, а не конкретного налогоплательщика. Уплата налогоплательщиком налога не порождает встречной обязанности государства совершить что-либо в пользу конкретного плательщика. Налог взыскивается на условиях безвозвратности. Возврат налога возможен в случае его переплаты.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………
5
1. Оптимизация налогообложения – важнейший фактор развития экономики Республики Беларусь……………………………………………….

7
1.1 Система налогообложения промышленных организаций Республики Беларусь и пути ее совершенствования…………………………………….

7
1.2 Особенности ведения учёта в целях налогообложения и бухгалтерского учёта в процессе хозяйственной деятельности промышленного предприятия…………………………………………………………………..


18
1.3 Нормативно-правовая база учёта налогов и других обязательных платежей………………………………………………………………………

25
1.4 Финансово экономическая характеристика ОАО «Пинский опытно-механический завод»………………………………………………………...

30
2. Учёт налогов и других обязательных платежей на промышленном предприятии…………………………………………………………………

39
2.1 Методика расчёта и учёта налогов и обязательных платежей, включаемых в себестоимости продукции (работ, услуг)………………………..

39
2.2 Методика расчёта и учёта налогов и обязательных платежей, взимаемых из выручки от реализации продукции (работ, услуг)……………….

48
2.3 Методика расчёта и учёта налогов и платежей, взимаемых из прибыли и доходов……………………………………………………………….

53
2.4 Пути совершенствования учета налогов и других обязательных платежей в современных условиях……………………………………………..

59
2.5 Проверка правильности расчёта и учёта налогов и других обязательных платежей……………………………………………………………

64
3. Анализ налогов и других обязательных платежей на промышленном предприятии…………………………………………………………………..

70
3.1 Анализ динамики, состава и структуры налогов и других платежей предприятия…………………………………………………………………..

70
3.2 Анализ налогов и обязательных платежей, включаемых в затраты….
75
3.3 Анализ налогов и обязательных платежей, взимаемых из выручки от реализации продукции (работ, услуг)………………………………………

80
3.4 Анализ налогов и обязательных платежей, взимаемых из прибыли и доходов………………………………………………………………………..

84
3.5 Экономическое освоение прогнозных резервов снижения уровня налогов………………………………………………………………………...

92
Заключение……………………………………………………………………
96
Список использованных источников………………………………………..
99
Приложение…………………………………………………………………..
102

Файлы: 1 файл

глава1,2.doc

— 942.00 Кб (Скачать файл)

Налоговое законодательство Республики Беларусь – система принятых на основании  и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь нормативных правовых актов, которая включает:

Налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения:

  • декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения;
  • постановления Правительства Республики Беларусь, регулирующие вопросы налогообложения и принимаемые на основании и во исполнение настоящего Кодекса, принятых в соответствии с ним законов, регулирующих вопросы налогообложения, и актов Президента Республики Беларусь;
  • нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения и издаваемые в случаях и пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, а также принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь и постановлениями Правительства Республики Беларусь.

Включение положений, регулирующих вопросы налогообложения, в другие акты законодательства запрещается, если иное не установлено Налоговым кодексом или Президентом Республики Беларусь.

Положения нормативных правовых актов, принимаемых  на основании и во исполнение настоящего Кодекса, не могут противоречить  положениям настоящего Кодекса, а равно  выходить за пределы содержания этих положений или предоставленных  ими соответствующему органу полномочий. Положения настоящего пункта не распространяются на акты Президента Республики Беларусь, изданные в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.

В случае расхождения акта налогового законодательства с Конституцией Республики Беларусь действует Конституция.

Налоговое законодательство, как и любая другая отрасль законодательства, представляет собой совокупность нормативных правовых актов, принятых или изданных уполномоченными на то органами, применяемых при регулировании налоговых отношений. При этом является принципиально важным определение четких критериев, позволяющих относить конкретные документы к этой отрасли права.

Как следует из п. 1 статьи, налоговое  законодательство Республики Беларусь – это система принятых на основании  и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь нормативных правовых актов, включающая ряд документов, отвечающих установленным признакам. Налоговое  законодательство формируют:

  • Налоговый кодекс Республики Беларусь.
  • Законы Республики Беларусь, регулирующие вопросы налогообложения. При этом, как следует из данной нормы, к таким документам могут быть отнесены только те законы, целью принятия которых является исключительно правовое определение вопросов налогообложения.
  • Декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения. Является важным, что в отношении указанных правовых актов Президента Республики Беларусь Общая часть не устанавливает их исключительной направленности на регулирование только вопросов налогообложения. В этой связи декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие в своей редакции наряду с иными предметами регулирования и вопросы налогообложения, относятся к налоговому законодательству Республики Беларусь.
  • Постановления Правительства Республики Беларусь, которые регулируют вопросы налогообложения. Эти нормативные правовые акты могут приниматься только на основании и во исполнение Налогового кодекса, принятых в соответствии с ним законов, регулирующих вопросы налогообложения, и правовых актов Президента Республики Беларусь. Таким образом, для того чтобы принять постановление, регулирующее вопросы налогообложения, Правительство Республики Беларусь одним из указанных выше правовых актов должно быть наделено соответствующими полномочиями.
  • Нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения. Такие документы также могут издаваться только в случаях и пределах, предусмотренных актом налогового законодательства более высокой юридической силы.

Таким образом, в налоговом законодательстве Республики Беларусь можно условно  выделить два уровня.

Первый  законодательный уровень – это  сам Налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения, а также  правовые акты Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения, второй – все остальные нормативные  правовые акты, принимаемые в соответствии с актами первого уровня и обеспечивающие, как правило, их применение.

К нормативным  актам, регулирующие учет расчетов с  бюджетом и внебюджетными фондами  относятся:

  1. Гражданский кодекс Республики Беларусь. В редакции Закона Республики Беларусь от 14.07.2000 г. № 415-3. (с изм. от 16 декабря 2002 г.). 2. О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 5.01.2006г., № 99-3.

Данный  документ регулирует все виды отношений  хозяйствующего субъекта с государством, а также с юридическими и физическими  лицами.

  1. Налоговый кодекс Республики Беларусь. Принят Палатой представителей 15.11.2002г. Одобрен Советом Республики 2.11.2002г. (с последними изменениями и дополнениями Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 330-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 8, 2/1882)).[11]

Налоговый кодекс республики декларирует принципы эффективного, равного и справедливого налогообложения объектов экономической деятельности с учетом предельно допустимых норм налоговой нагрузки. Налоги, сборы, пошлины не могут устанавливаться либо различно применяться исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных, этических или иных подобных критериев.

Налоговый кодекс упорядочивает финансовые отношения  налогоплательщика и государства. Налогоплательщику он указывает меру его обязанности, а государственному налоговому, органу – меру дозволенного поведения. Налоговый кодекс можно рассматривать как средство защиты частной собственности от незаконных притязаний налоговых органов. Он является единственным законным основанием для отчуждения собственности юридических и физических лиц в виде налогов и сборов на началах обязательности и безвозвратности в интересах общества.

  1. Закон Республики Беларусь от 18.04.1994г. № 3321–ХII  «О бухгалтерском учете и отчетности» в редакции Закона Республики Беларусь от 26.12.2007 г. № 302-З, который определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь.

На  основании и во исполнение этого  закона издаются нормативные правовые акты, устанавливающие правовые вопросы и принципы организации и методологии бухгалтерского учета и в то же время использующие все разумное и полезное, содержащееся в международных стандартах финансовой отчетности.

Настоящий Закон определяет правовые и методологические основы организации и ведения  бухгалтерского учета, устанавливает  требования, предъявляемые к составлению  и представлению бухгалтерской  отчетности, регулирует взаимоотношения  по вопросам бухгалтерского учета и  отчетности в Республике Беларусь.

  1. Типовой план счетов и инструкция по применению типового плана счетов бухгалтерского учета. Данный План счетов введен в действие Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003 №89 с изменениями и дополнениями от 11 декабря 2008 г. № 187 «Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий». Введение нового Плана счетов было обусловлено упорядочением рыночных отношений в народном хозяйстве, развитием методологии бухгалтерского учета, активной гармонизацией белорусских основ бухгалтерского учета с международно признанной бухгалтерской практикой.
  2. Инструкция о порядке исчисления и уплаты НДС, утвержденную Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.01.2004 г. №16 с изменениями и дополнениями от 25.11.2006 г., №11 (зарегистрирована в Национальном реестре правовых актов 27.02.2006, №8/14024).
  3. Закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» от 20 декабря 1991 г. № 1323-ХII с последующими многочисленными изменениями и дополнениями.
  4. Закона от 20 декабря 1991 г. № 1323-XII «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», с изм. и доп. по сост. на 4 января 2003 г. № 183-З, было прямо установлено, что объекты обложения, порядок уплаты, ставки, льготы по каждому конкретному виду налогов и сборов предусматриваются специальными актами налогового законодательства Республики Беларусь. Включения положений, регулирующих вопросы налогообложения, в другие акты законодательства данная норма не допускала.
  5. Закон Республики Беларусь от 01 января 2004г. №260-3 «О внесении изменений  в некоторые законодательные акты Республики Беларусь  по вопросам налогообложения» // Вестник МНС РБ - январь 2004 года. – №2(170).
  6. Постановление Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь «Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)» от 30 октября 2008г. №210/161/151.

А так же приказ об учётной политике предприятия  для целей бухгалтерского и налогового учёта. (Приложение А)

В соответствии с законодательством Республики Беларусь налогообложение предприятий предполагает:

  • определение размера объекта налогообложения;
  • расчет суммы причитающегося с предприятия налога на основе сформировавшегося в учете показателя базы налогообложения и установленной налоговой ставки (как правило, процентной);
  • осуществление расчетов с бюджетом по начисленным налоговым платежам;
  • составление и представление в налоговые органы налоговых деклараций.

Подавляющее число показателей, составляющих базу налогообложения, в том числе главные из них – объем реализации продукции (товаров, услуг) и сумма полученной прибыли, отражаются в системном бухгалтерском учете предприятия.

В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Республике Беларусь отражаемые в  отчетности суммы расчетов с налоговыми органами и внебюджетными государственными фондами должны быть согласованными с ними и тождественными.  

1.4 Финансово  экономическая характеристика ОАО  «Пинский опытно-механический завод»

Организация производит продукцию производственно-технического назначения, номенклатура продукции  достигает 160 видов наименований. Для отражения объема выпускаемой продукции в статистической отчетности форме 1П выпускаемая продукция группируется на станки и механизмы, насосы, подогреватели, задвижки (запорная арматура) прочая продукция.

Анализ показателей  эффективности деятельности организации приведён в таблице 1.1. Аналитическая информация показывает, что изменения в показателях деятельности ОАО «Пинский опытно-механический завод» в 2011 г. по сравнению с 2010 г. заслуживают позитивной оценки.

Таблица 1.1—Показатели эффективности деятельности организации

Показатели

2009г.

2010 г.

2011 г.

Отклонение

(цепной способ)

Темпы 
роста 
(снижения), %

2010 к 2009

2011 к 2010

2010 к 2009

2011 к

2010

1. Выпуск товарной  продукции:

             

В действующих ценах, млн. р.

4967

8769

Х

3802

Х

176,5

Х

1.2. В сопоставимых  ценах, млн. р.

5047

7724

21053

2677

13329

153

273

2. Выручка от реализации  товаров,         
продукции, работ, услуг (за вычетом    
налогов и сборов, включаемых в         
выручку):

             

2.1. В действующих ценах, млн. р.

5573

8803

18714

3230

9911

158

в 2,1р.

2.2. В сопоставимых  ценах, млн. р.

5662,8

7753,9

Х

2091,1

Х

136,9

Х

3. Себестоимость реализованных  товаров,  продукции, работ, услуг:

             

3.1. В сумме, млн.  р.

5492

8266

14857

2774

6591

150,5

179,7

3.2. Затраты на 1 р. реализованной  продукции, р.

0,985

0,939

0,794

-0,046

-0,145

95,3

84,6

4. Прибыль от реализации  продукции (работ, услуг):

             

4.1. В сумме, млн.  р.

81

537

3857

456

3320

в 6,6 р.

в 7,1р.

4.2. К выручке от  реализации (рентабельность продаж), %

1,45

6,1

20,6

4,65

14,5

в 4,2 р.

в 3,4р.

5. Прибыль (убыток) от  операционных доходов и расходов, млн. р.

75

82

131

7

49

109,3

159,8

6. Прибыль (убыток) от  внереализационных доходов и расходов, млн. р.

5

-37

42

-42

79

Х

Х

7. Прибыль (убыток) организации, млн. р.

161

582

4030

421

3448

в 3,6 р.

в 6,9 р

8. Чистая прибыль (убыток), млн. р.

19

316

3225

297

2909

в 16,6 р.

в10,2р

9. Среднегодовая стоимость  основных производственных фондов, млн. р.

8080,5

8847

15013,5

766,5

6166,5

109,5

169,7

10. Фондоотдача, р.

0,615

0,991

Х

0,376

Х

161,1

Х

11. Среднесписочная численность  работников, чел.

197

193

222

-4

29

98

115

12.Производительность  труда, млн р.

25,213

45,435

Х

20,222

Х

180

Х

13. Средняя заработная  плата на 1 работника, р.

596827

855786

1596377

258959

740591

143,4

186,5


П р и м е ч  а н и е – Источник: собственная  разработка на основании приложений Б-Г.

К положительным  тенденциям следует отнести: рост выпуска  товарной продукции и выручки  как в сопоставимых (соответственно на 2 677 млн. р. или 53 % и на 13 329 млн. р. или в 2,7 раза). Так и в действующих ценах в период с 2009 года по 2010 год вырос на 76,5 %, а что касательно 2011 года, то расчёт не производился  согласно учётной политики. В последующем данный показатель, повлечёт за собой не возможность расчёта за 2011 год следующих показателей: выручку от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом налогов и сборов, включаемых в выручку) в сопоставимых ценах; фондоотдачу; производительность труда. Увеличение прибыли от реализации (на 456 млн. р. или в 6,6 раза), прибыли (на 421 млн. р. или в 4,2 раза), получение чистой прибыли (297 млн. р.), которая увеличилась по сравнению с прошлым годом в 16,6 раза. Положительно следует охарактеризовать увеличение фондоотдачи на 0,376 р. и производительности труда (на 20,2 млн. р. или 80 %).

К негативным тенденциям следует отнести увеличение убытков  от внереализационных доходов и расходов (на 42 млн. р.).

Динамика показателей  хозяйственной деятельности ОАО  «Пинский опытно-механического завода»  в 2011 г. иллюстрирует рост эффективности хозяйствования. В связи с экономическим кризисом в стране цены поползли вверх, что повлекло рост всех показателей.

Рост объёмов  деятельности, о чём свидетельствует  рост выручки от реализации в действующих ценах (на 9 911 млн. р. или 2,1 раза). Прибыль от реализации выросла на 3 320 млн. р. или в 7,2 раза, прибыль – на 3 448 млн. р. или в 6,9 раз, чистая прибыль – на 2 909 млн. р. или в 10,2 раза.

Таблица 1.2 –Показатели ликвидности и платежеспособности организации

Показатели

На

01.01.

2010г.

На

01.01.

2011г.

На

01.01.

2012г.

Отклонение

(цепной способ)

Темпы 
роста 
(снижения), %

2010 к 2009

2011 к 2010

2010 к 2009

2011 к

2010

1. Оборотные активы, млн  р.

2336

3743

7306

1407

3563

160,2

195,2

2. Денежные средства  и финансовые вложения, млн р.

194

467

561

273

94

в 2,4 р.

120,1

3. Краткосрочная дебиторская  задолженность, млн р.

727

950

1996

223

1046

130,7

в 2,1 р

4.Краткосрочные обязательства,  млн р.

300

1664

3721

1364

2057

в 5,5 р.

в 2,2 р

5. Просроченная кредиторская  задолженность, млн р.

5

1

4

-4

3

20

в 4 р.

6. Собственные оборотные  средства,

млн р.

1942

2045

3487

103

1442

105,3

170,5

7. Показатели ликвидности:

             

7.1. Коэффициент абсолютной  ликвидности

0,647

0,281

0,151

-0,366

-0,13

43,4

53,7

7.2. Коэффициент промежуточной

3,07

0,851

0,687

-2,219

-0,164

27,7

80,7

7.3. Коэффициент текущей  ликвидности 

7,787

2,249

1,963

-5,538

-0,286

28,9

87,3

7.4. Коэффициент обеспеченности  собственными оборотными средствами

0,831

0,546

0,477

-0,285

-0,069

65,7

87,4

7.5. Коэффициент покрытия  просроченной кредиторской задолженности денежными средствами

38,8

467

140,3

428,2

-326,7

в 12 р.

30

Информация о работе Система налогооблажения