Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:24, курсовая работа
В современном цивилизованном обществе налога - основная форма доходов государства. Налог взимается для покрытия общественно полезных потребностей всего общества, а не конкретного налогоплательщика. Уплата налогоплательщиком налога не порождает встречной обязанности государства совершить что-либо в пользу конкретного плательщика. Налог взыскивается на условиях безвозвратности. Возврат налога возможен в случае его переплаты.
Введение………………………………………………………………………
5
1. Оптимизация налогообложения – важнейший фактор развития экономики Республики Беларусь……………………………………………….
7
1.1 Система налогообложения промышленных организаций Республики Беларусь и пути ее совершенствования…………………………………….
7
1.2 Особенности ведения учёта в целях налогообложения и бухгалтерского учёта в процессе хозяйственной деятельности промышленного предприятия…………………………………………………………………..
18
1.3 Нормативно-правовая база учёта налогов и других обязательных платежей………………………………………………………………………
25
1.4 Финансово экономическая характеристика ОАО «Пинский опытно-механический завод»………………………………………………………...
30
2. Учёт налогов и других обязательных платежей на промышленном предприятии…………………………………………………………………
39
2.1 Методика расчёта и учёта налогов и обязательных платежей, включаемых в себестоимости продукции (работ, услуг)………………………..
39
2.2 Методика расчёта и учёта налогов и обязательных платежей, взимаемых из выручки от реализации продукции (работ, услуг)……………….
48
2.3 Методика расчёта и учёта налогов и платежей, взимаемых из прибыли и доходов……………………………………………………………….
53
2.4 Пути совершенствования учета налогов и других обязательных платежей в современных условиях……………………………………………..
59
2.5 Проверка правильности расчёта и учёта налогов и других обязательных платежей……………………………………………………………
64
3. Анализ налогов и других обязательных платежей на промышленном предприятии…………………………………………………………………..
70
3.1 Анализ динамики, состава и структуры налогов и других платежей предприятия…………………………………………………………………..
70
3.2 Анализ налогов и обязательных платежей, включаемых в затраты….
75
3.3 Анализ налогов и обязательных платежей, взимаемых из выручки от реализации продукции (работ, услуг)………………………………………
80
3.4 Анализ налогов и обязательных платежей, взимаемых из прибыли и доходов………………………………………………………………………..
84
3.5 Экономическое освоение прогнозных резервов снижения уровня налогов………………………………………………………………………...
92
Заключение……………………………………………………………………
96
Список использованных источников………………………………………..
99
Приложение…………………………………………………………………..
102
Главное меню содержит перечень всех работ, а подменю содержит перечень процедур обработки информации, осуществляемых в рамках каждой работы головного меню. Головное меню содержит следующие пункты: файл, журналы, отчеты, обработка, настройка, сервис, окна, помощь.
Все факты хозяйственной
деятельности организации в «1С:Бухгалтерии»
хранятся в виде операций. Каждая операция
содержит одну или несколько проводок,
отражающих хозяйственную операцию
в бухгалтерском учете в
Операция включает в себя не только проводки, но и некоторую общую часть, характеризующую ее в целом: содержание, общая сумма по всем проводкам, дата, номер и др. Перечень реквизитов операции определяется конфигурацией. Операции могут автоматически формироваться документами «1С:Бухгалтерия» или вводится вручную. «1С:Бухгалтерия» включает набор стандартных отчетов, позволяющих бухгалтеру получить информацию по любому счету за произвольный период, в различных разрезах аналитики и с необходимой степенью детализации: оборотно-сальдовая ведомость, по счету в разрезе объектов аналитики; шахматная ведомость; главная книга; журнал-ордер и ведомость по счету; анализ счета - за период и по датам; анализ счета в разрезе объектов аналитики; анализ объекта аналитики по счетам; карточка операций по объекту аналитики; карточка счета. Существует также возможность для создания других произвольных отчетов.
Даже если у предприятия нет средств на покупку какой то специальной программы, на сайте www.gb.by можно скачать несколько новых Excel-программ, способных наладить налоговый учет в соответствии с установленными правилами его ведения. Каждая программа содержит много подсказок, для пользователя, содержащихся во всплывающих примечаниях к ячейкам, имеющим верхний красный уголок, или написанных непосредственно на черном фоне рабочих листов Excel-книги. Они помогают правильно заполнить ячейки шаблонов и воспользоваться инструментами управления. Электронные таблицы MS Excel в предлагаемой программе позволяют самостоятельно выполнить расчет, создать базу данных или учетный регистр, оформить отчет или декларацию.
Так же одним из направлений проводимой в настоящее время в Республике Беларусь налоговой реформы является усиление контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов. В решении этой задачи важная роль отводится ведению налогового учета субъектами предпринимательской деятельности как самостоятельного участка учетной работы.
Акцизные сборы на отдельные виды товаров применяются во всех странах. Обычно в перечень подакцизных товаров входят товары, вредные для здоровья человека и окружающей среды, т.е. табак, алкогольные товары, нефть и нефтепродукты. Основные принципы построения акцизов: равные условия налогообложения для отечественных и импортных товаров; применение механизма зачета сумм акцизов, уплаченных на предыдущих стадиях производства и обращения; налогообложение импорта и освобождение от акциза экспорта товаров; умеренные и стабильные ставки. При этом рекомендуются более доходные и не подверженные инфляции адвалорные (процентные) ставки.
Из всех этих принципов в белорусской модели акцизов нарушается в основном последнее требование. Применяются, как правило, специальные ставки в евро или белорусских рублях. Причем уровень ставок утверждается не законом, а специальными актами правительства, и постоянно меняется под воздействием инфляции и динамики обменного курса, что не позволяет производителям подакцизных товаров планировать свою деятельность и ее результаты. Отмечается и постоянное недовыполнение предусмотренного в бюджете плана по поступлениям акцизов. Очевидно, что в реформировании этого налога главной задачей является введение механизма законодательного утверждения стабильных ставок.
Многие отечественные и зарубежные экономисты предлагают повысить налог на землю и сделать его одним из основных в налоговой системе, мотивируя это тем, что земля является неэластичным с точки зрения предложения фактором производства, предложение земли постоянно, и при введении налога общий спрос на землю не изменится. В данном случае весь налог полностью оплачивается собственником фактора, характеризующегося неэластичным предложением. Налог на землю в условиях рыночной экономики не искажает экономическую эффективность, так как налог на чистую экономическую ренту (которым он является) не повлияет на экономическую ситуацию.
Перемещение налоговой нагрузки на природные ресурсы, изымающие ренту вполне целесообразно. К налогам, полностью или частично изымающим в доход государственного бюджета природную ренту, относятся: платежи за используемые и эксплуатируемые природные ресурсы, включающие земельные налоги, платежи за использование воды, объектов растительного и животного мира, за разработку месторождений и добычу полезных ископаемых, их экспорт, загрязнение окружающей среды, других невоспроизводимых ресурсов.
Спецификой рентных налогов является обложение потенциального, а не фактически извлекаемого дохода, так как природопользователи обязаны обеспечивать рациональное использование природных объектов. Идея учета рентной составляющей весьма перспективна для построения эластичной налоговой системы. Совершенствование платежей за природные ресурсы является актуальной для нашей республики проблемой, так как действующие платежи крайне неэффективны. Однако существуют объективные проблемы, связанные с расчетами рентных доходов, обусловленные отсутствием реального собственника и реальной стоимости этих ресурсов.
Одним из направлений совершенствования бухгалтерского учета по налогам и сборам Республики можно назвать развитие методики учета налога на добавленную стоимость. НДС в Беларуси является в настоящее время бюджетообразующим налогом, он обеспечивает порядка 25 % поступлений в бюджет. Существование его оправдано и целесообразно, учитывая, что при всех издержках и искажениях, возникающих при введении НДС в постсоциалистических условиях, это единственный путь создания всеохватывающей системы налогообложения потребления.
Однако белорусская модель НДС имеет некоторые особенности, которые значительно снижают эффективность данного налога. В частности они ограничивают потребление в обществе, снижают покупательную способность населения и потребительский спрос и, следовательно, не стимулируют производство, ведут к удорожанию отечественных товаров, делают их невыгодными по сравнению с приобретением в других странах, где уровень косвенных налогов ниже, обуславливают ввод протекционистских таможенных пошлин, снижают конкурентоспособность отечественных товаров.
Таким образом, методика исчисления НДС нуждается в совершенствовании, а ставки – в большей обоснованности. Ставки НДС в Беларуси выше, чем во многих других государствах (несмотря на снижение основной ставки в 2004 году с 20 до 18 %, а в 2009 году она опять подымается до уровня 20% и 24% на сахар), кроме того, в отличие от европейских стран, этим налогом облагаются предметы первой необходимости. В развитых странах среди целей НДС можно назвать сдерживание нежелательного импорта, перепроизводства одних товаров и ограничение чрезмерного потребления других товаров.
Государственному комитету по стандартизации поручено привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Постановлением. Указ Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности». Указом предусматривается отмена лицензирования 16 видов деятельности, 7 из которых включают в себя 59 составляющих работ (услуг), а также около 60 работ (услуг) по иным 13 видам деятельности, лицензирование которых сохраняется; объединение двух видов деятельности в один.
Указ обеспечивает
комплексное регулирование
Налоговая система Республики Беларусь еще достаточно молода, и в настоящее время ведется активная работа по упрощению механизма исчисления отдельных платежей, рационализации структуры налогов в направлении общего снижения налоговой нагрузки. Немаловажным является достижение определенной стабильности налогообложения, от которой во многом зависят возможности планирования бизнеса на перспективу. Однако стабильность не означает абсолютную неизменность налоговой системы, а, напротив, предполагает ее периодическое реформирование и максимальную адаптацию к изменяющимся экономическим условиям. Это особенно характерно для стран с переходной экономикой. При более стабильных экономических условиях потребность в корректировке установленного механизма налогообложения значительно ниже.
2.5 Проверка правильности расчёта и учёта налогов и других обязательных платежей
На ОАО «Пинский опытно-механический завод» аудиторское заключение аудиторской фирмой ОДО «Фораудит» было составлено как условно-положительное. Существенных искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности выявлено не было. Единственное, что можно отметить, это то, что размер причинённого вреда в виде недоплаты налога, сбора составил 5263012 рублей.
Таблица 2.1— По результатам проверки доначислены следующие налоги, сборы в бюджет
Наименование налога, сбора пошлины, иного платежа, налоговые (отчётные) периоды |
Сумма доначисленного налога, сбора, пошлины, иного платежа, рублей |
Сумма пени на дату оформления акта, рублей |
Налог на добавленную стоимость за 2009 год |
967868 |
165290 |
Налог на доходы июль за 2008 год |
4295144 |
1165135 |
Подоходный налог за 2010 год |
0 |
21693 |
ИТОГО |
5263012 |
1352118 |
П р и м е ч а н и е – Источник: собственная разработка на основании приложения.
Были доначислены в бюджет несколько налогов и сборов (налог на добавленную стоимость, налог на доход, подоходный налог) (Приложение Л).
Сумма НДС, подлежащая вычету (зачёту) определены плательщиком в соответствии с положением к налоговой декларации за 2007 год в размере 773191438 руб., за 2008 год – 920222535 рублей, за 2009 год – 476206831 рублей, за 2010 год – 127452193 рублей. (Приложение Л)
По результатам проверки нарушения были выявлены в 2009 году. Организация приняла к вычету суммы НДС, по которым кредиторская задолженность списывалась на финансовые результаты, а именно за июнь 2009 года в сумме 650950 рублей, за июль 2009 года в сумме 316918 рублей. Указанные суммы налога следовало так же относить на финансовые результаты. По результатам проверки вычеты за 2009 год уменьшен на 967868 рублей.
За 2010 год начисленные платежи налога на добавленную стоимость составили 1063946806 рублей.
Таблица 2.2 – Правильность исчисления и полноты уплаты НДС за 2009 год
Показателей |
По данным организации |
По данным инспекции МНС |
Отклонение |
Сумма НДС, руб. |
637993006 |
637993006 |
0 |
НДС к вычету, руб. |
476206831 |
475238963 |
-967868 |
НДС к уплате, руб. |
161786175 |
162754043 |
+967868 |
П р и м е ч а н и е – Источник: собственная разработка на основании приложения Л.
В бухгалтерском учете налог на добавленную стоимость отражен проводкой:
Д-т 90/3 «Налог на добавленную стоимость»
К-т 68/2.1 «Налог на добавленную стоимость»
Таблица 2.3 – Правильность проведения расчета НДС за 2010 год
Исходные данные |
Расчёты проведённые ОАО «Пинский ОМЗ» |
Расчёты проведённые ОДО «ФОРАУДИТ» |
Отклонения (+,-) |
Налогооблагаемая база, тыс. руб. |
6383742,035 |
6383742,035 |
0 |
Ставка НДС, % |
20/120 |
20/120 |
- |
Сумма НДС, тыс. руб. |
1063946,806 |
1063946,806 |
0 |
П р и м е ч а н и е – Источник: собственная разработка на основании приложения М.
Процедура расчета
сумм экологического налога предусматривает
учет специфики отдельных
ОАО «Пинский ОМЗ» ежемесячно согласно установленных ставок экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и согласно ставок налога при использовании единицы топлива в соответствии с количеством выбросов и расходом топлива за соответствующий период.
Таблица 2.4 – Правильность проведения расчета НДС за 2010 год
Наименование загрязняющих веществ |
Объём выводимых в окружающую среду выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, т |
Ставка налога за выбросы, тыс. руб. за 1 тонну |
Итого налога за выбросы, тыс. руб. | ||||||
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 | |
азот диоксид |
0,369598 |
0,369598 |
- |
1635,2 |
1635,2 |
- |
604,372 |
604,372 |
0 |
ксилол |
0,199800 |
0,199800 |
- |
540,58 |
540,58 |
- |
108,008 |
108,008 |
0 |
пыль неорганическая |
0,179864 |
0,179864 |
- |
540,58 |
540,58 |
- |
97,231 |
97,231 |
0 |
серы диоксид |
0,425888 |
0,425888 |
- |
540,58 |
540,58 |
- |
230,227 |
230,227 |
0 |
твёрдые частицы |
1,085210 |
1,085210 |
- |
540,58 |
540,58 |
- |
586,643 |
586,643 |
0 |
толуол |
0,162850 |
0,162850 |
- |
540,58 |
540,58 |
- |
88,033 |
88,033 |
0 |
углерода оксид |
7,827838 |
7,827838 |
- |
268,61 |
268,61 |
- |
2102,636 |
2102,636 |
0 |
Сумма экологического налога за год |
3817,150 |
3817,150 |
0 |