Система налогооблажения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:24, курсовая работа

Описание работы

В современном цивилизованном обществе налога - основная форма доходов государства. Налог взимается для покрытия общественно полезных потребностей всего общества, а не конкретного налогоплательщика. Уплата налогоплательщиком налога не порождает встречной обязанности государства совершить что-либо в пользу конкретного плательщика. Налог взыскивается на условиях безвозвратности. Возврат налога возможен в случае его переплаты.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………
5
1. Оптимизация налогообложения – важнейший фактор развития экономики Республики Беларусь……………………………………………….

7
1.1 Система налогообложения промышленных организаций Республики Беларусь и пути ее совершенствования…………………………………….

7
1.2 Особенности ведения учёта в целях налогообложения и бухгалтерского учёта в процессе хозяйственной деятельности промышленного предприятия…………………………………………………………………..


18
1.3 Нормативно-правовая база учёта налогов и других обязательных платежей………………………………………………………………………

25
1.4 Финансово экономическая характеристика ОАО «Пинский опытно-механический завод»………………………………………………………...

30
2. Учёт налогов и других обязательных платежей на промышленном предприятии…………………………………………………………………

39
2.1 Методика расчёта и учёта налогов и обязательных платежей, включаемых в себестоимости продукции (работ, услуг)………………………..

39
2.2 Методика расчёта и учёта налогов и обязательных платежей, взимаемых из выручки от реализации продукции (работ, услуг)……………….

48
2.3 Методика расчёта и учёта налогов и платежей, взимаемых из прибыли и доходов……………………………………………………………….

53
2.4 Пути совершенствования учета налогов и других обязательных платежей в современных условиях……………………………………………..

59
2.5 Проверка правильности расчёта и учёта налогов и других обязательных платежей……………………………………………………………

64
3. Анализ налогов и других обязательных платежей на промышленном предприятии…………………………………………………………………..

70
3.1 Анализ динамики, состава и структуры налогов и других платежей предприятия…………………………………………………………………..

70
3.2 Анализ налогов и обязательных платежей, включаемых в затраты….
75
3.3 Анализ налогов и обязательных платежей, взимаемых из выручки от реализации продукции (работ, услуг)………………………………………

80
3.4 Анализ налогов и обязательных платежей, взимаемых из прибыли и доходов………………………………………………………………………..

84
3.5 Экономическое освоение прогнозных резервов снижения уровня налогов………………………………………………………………………...

92
Заключение……………………………………………………………………
96
Список использованных источников………………………………………..
99
Приложение…………………………………………………………………..
102

Файлы: 1 файл

глава1,2.doc

— 942.00 Кб (Скачать файл)

Расчет показателя налоговой нагрузки на предприятии желательно производить комплексно и давать как можно более полное представление об абсолютной и относительной его величине. Применение методики оптимизации налогообложения позволит менеджерам хозяйствующего субъекта принимать своевременные управленческие решения в части учета, анализа, планирования, контроля и регулирования системы налогообложения предприятия. Графически методика оптимизации налогообложения предприятия можно изобразить  на рисунке 1.4.

Целью методики оптимизации налогообложения предприятия является регулирование налоговой системы предприятия таким образом, чтобы в ходе реализации процедур налогового планирования, контроля и регулирования значение показателя налоговой нагрузки находилось в пределах оптимальных значений.

Анализ налоговой нагрузки является одним из элементов методики оптимизации налогообложения.

Налоговую нагрузку в целом по предприятию можно рассчитать по формуле:

 

Ун.п = (Нб + Нв) / Рб х 100%,                                       (1.1)

 

где Ун.п — уровень налоговой нагрузки на предприятие;

Нб – налоги и платежи предприятия в бюджетные фонды;

Нв – налоги и платежи предприятия во внебюджетные фонды;

Рб – объем реализованной предприятием продукции в стоимостном выражении (выручка от реализации продукции).[9,c.107]

 

Рассчитаем налоговую нагрузку предприятия по отдельным группам налогов:

1. Налоговая нагрузка на себестоимость реализованной продукции рассчитывается как отношение общей суммы налогов, включаемых 
в себестоимость продукции, к себестоимости продукции и умножением на 100%.

2. Налоговая нагрузка на выручку от реализации рассчитывается как отношение общей суммы налогов, уплачиваемых из выручки, к выручке от реализации с налогами и умножением на 100%.

3. Налоговая нагрузка на прибыль рассчитывается как отношение общей суммы налогов, уплачиваемых из прибыли, к прибыли и умножением на 100%.

Анализ налоговой нагрузки, если результат окажется не весьма оптимальным для какого-либо предприятия позволяет сделать вывод о необходимости пересмотра применяемой системы налогообложения предприятия с целью оптимизации налоговой нагрузки. В рамках действующей упрощенной системы налогообложения это стаю реальным благодаря изменениям, внесенным Указом Президента Республики Беларусь от 3 января 2009 г. № 1 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 г. №119». Упрощенная   система  налогообложения позволит снизить налоговую нагрузку на предприятии и направить высвободившиеся средства на необходимые предприятию цели, связанные также и с материальным стимулированием работников предприятия, что так важно в настоящий момент.[9,c.109]

 В  настоящее время в соответствии  с законодательством Республики  Беларусь размер налоговой нагрузки для ЧУП и ООО совпадает, т.е. нет различий в налогообложении компаний, созданных в данных организационно-правовых формах.

Налоги — это необходимое звено экономических отношений в каждом государстве. На их долю в промышленно развитых странах приходится до 90 % поступлений в бюджет. Таким образом, для государства налоги являются основным источником дохода, а для предприятий — статьей расходов.

В связи с этим субъект хозяйствования, преследуя цель максимизации доходов, должен постоянно искать пути снижения налоговой нагрузки в рамках действующего законодательства. При этом полученные дополнительные доходы должны быть сопоставимы по величине с налоговой экономией. В перспективе сэкономленные средства, вовлеченные в хозяйственный оборот, приведут к росту экономического потенциала предприятия, увеличению налоговых поступлений в бюджет.

В минимизации налогов. Правовой основой минимизации налогов являются:

  • наличие у каждого вида налогового платежа налоговой базы, налогового периода, налоговой ставки, порядка расчета;
  • существование особых режимов налогообложения в отношении некоторых категорий плательщиков (например, субъектов малого предпринимательства), таможенного режима ввоза товарно-материальных ценностей и т.д.;
  • дифференциация уровня налоговой нагрузки в зависимости от места регистрации субъекта хозяйствования (например, СЭЗ) и осуществления хозяйственных операций;
  • различие налоговых последствий в зависимости от статуса контрагента (резидент или нерезидент Республики Беларусь);
  • наличие налоговых льгот. источник

Исходя из элементов налоговой системы основными направлениями минимизации налогов является:

  • минимизация базы налогообложения;
  • применение дифференцированных ставок налога;
  • отсрочка времени уплаты налогов;
  • максимальное использование льгот по налогам и неналоговым платежам. источник

Реализация вышеперечисленных направлений непосредственно связана со следующими аспектами хозяйственной деятельности:

  • учетной политикой предприятия;
  • источниками финансирования хозяйственной деятельности;
  • совершенствованием договорных отношений;
  • оптимизацией каналов реализации продукции и порядка формирования отпускной цены;
  • полнотой отражения затрат на производство и реализацию продукции;
  • использованием различных льгот и налоговых освобождений. источник

Учетная политика предприятия содержит выбранные предприятием конкретные методы оценки фактов хозяйственной деятельности, способы применения счетов бухгалтерского учета и т.д. При этом она должна максимально использовать предоставленные законодательством возможности минимизации налогов.

Рассмотрим те элементы учетной политики предприятия, которые оказывают влияние на величину налоговой базы:

Методологические аспекты учётной политики:

  1. Учёт основных средств:
  • способ начисления амортизации;
  • сроки полезного использования;
  • списание курсовых разниц.
  1. Учёт отдельных предметов в составе оборотных средств:
  • оценка;
  • способы погашения стоимости.
  1. Порядок списания материальных ресурсов в производство:
  • методы оценки.
  1. Учёт незавершённого производства:
  • методы оценки.
  1. Списание накладных расходов.
  1. Учёт выручки.
  2. Учёт фондов и резервов.[8,c.61]

В целом налоговая экономия (Э) от замены приобретения оборудования лизингом за год составит:

 

Э = Нп х (ЛП-А) + Нн х(С-А/2),                              (1.2)

где Нп — ставка налога на прибыль, %;

Нн — ставка налога на недвижимость, %;

ЛП — затраты лизингополучателя по договору, лизинговый платеж, руб.;

А — амортизационные отчисления по объекту основных средств, исходя из срока полезного использования за год, руб.;

С — стоимость объекта основных средств, руб.[9,c.106]

 

Частично решить проблему дефицита финансовых ресурсов позволяет оказание услуг по переработке, доработке сырья, материалов и комплектующих изделий. В данном случае переработчик наряду с минимизацией денежных ресурсов для финансирования оборотного капитала имеет налоговую экономию.

Рассмотрим более подробно эффект от минимизации налогов. При реализации продукции по договорам поставки объектом налогообложения оборотными налогами (отчисления в местные и республиканские целевые фонды) является выручка от реализации продукции, объектом обложения налогом на добавленную стоимость — обороты по реализации товаров (работ, услуг).

Срок уплаты большинства налогов тесно связан с моментом возникновения объекта налогообложения (например, налогооблагаемого оборота). В современных условиях при значительных размерах налоговых платежей отсрочка налога в бюджет позволяет существенно экономить оборотные средства.

Отодвинуть  сроки уплаты налогов можно посредством следующих аспектов совершенствования договорных отношений:

  • заключение договора с заказчиком на выполнение работ (услуг) с длительными сроками исполнения без оформления промежуточных актов приема-сдачи работ;
  • работа по предоплате;
  • перечисление денежных средств в последний день отчетного периода (при определении выручки по оплате). Учитывая, что время платежей через банки составляет один день, выгоду получит как покупатель, так и продавец. Покупатель произведет зачет НДС. В свою очередь продавец, получивший оплату за товар в первый день месяца, т.е. в следующем отчетном периоде, перенесет сроки уплаты налогов.

Однако при этом следует учитывать льготный порядок налогообложения доходов иностранных организаций, предусмотренный международными соглашениями об избежание двойного налогообложения. Например, в случае местонахождения (резидентства) заимодавца в Польше или Германии проценты по займу могут перечисляться резидентом Республики Беларусь нерезиденту в полном объеме, без удержания налога на доходы. Основанием для освобождения от уплаты налога на доходы являются документы, официально подтверждающие факт местопребывания иностранной организации в государстве, с которым Республика Беларусь имеет действующее международное соглашение об избежание двойного налогообложения.

Оптимизация каналов реализации продукции в первую очередь предусматривает вывод базы налога на добавленную стоимость из зоны обложения посредством экспорта продукции в страны с нулевой ставкой налогообложения.

Основное изменение  – это снижение ставок налога, что  позволит уменьшить уровень налоговой нагрузки для малого и среднего бизнеса, а также способствует выравниванию условий налогообложения при применении общей и упрощенной систем налогообложения. [5]

Оптимизация налогообложения для предприятий так же важна, как и производственная или маркетинговая стратегия. Это связано не только с возможностью экономии затрат за счет платежей в бюджет, но и с общей безопасностью как самого предприятия, так и его должностных лиц. Разрабатываемые схемы оптимизации налоговых платежей становятся в последнее время все более индивидуализированными, но все они должны оцениваться с точки зрения тех основных принципов, которые позволяют в конечном итоге говорить о целесообразности выбора способа движения товарно-денежных потоков.

    1. Нормативно-правовая база учёта налогов и других обязательных платежей

Под законодательством  и налогах и сборах понимают совокупность актов законодательства, регламентирующих порядок и правила установления, введения и взимания налогов и сборов на территории Республики Беларусь.

Налоговая система базируется на соответствующих  законодательных актах государства. Они устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют элементы налога. К ним  относятся:

  • субъект налога, или налогоплательщик, то есть лицо, на которой возложена обязанность уплачивать налог, им может быть юридическое или физическое лицо;
  • объект налога, то есть доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, прибыль, ценные бумаги, недвижимое имущество и т.д.);
  • источник налога – доход, за счет которого уплачивается налог;
  • ставка налога – это величина налога на единицу обложения (денежная единица дохода, единица земельной площади и т.п.). [9, с. 73]

Отношения по установлению налогов, возникают  между органами законодательной (представительной) и исполнительной власти. Законо-дательство регулирует вопросы компетенции этих органов при разработке проектов нормативных актов о налогах и сборах, их обсуждении и принятии.

Стержнем  налоговых правоотношений являются отношения по взиманию налогов. Это – массовые отношения, поскольку  обязанность платить законно  установленные налоги и сборы  является всеобщей. Основными участниками  этих отношений являются налогоплательщики  и государство.

Экономические отношения в области налогообложения, уплаты в бюджет сборов, пошлин регулируются Налоговым кодексом, представляющим собой единый систематизированный свод законов, соответствующих Конституции государства.

Информация о работе Система налогооблажения