Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:24, курсовая работа
В современном цивилизованном обществе налога - основная форма доходов государства. Налог взимается для покрытия общественно полезных потребностей всего общества, а не конкретного налогоплательщика. Уплата налогоплательщиком налога не порождает встречной обязанности государства совершить что-либо в пользу конкретного плательщика. Налог взыскивается на условиях безвозвратности. Возврат налога возможен в случае его переплаты.
Введение………………………………………………………………………
5
1. Оптимизация налогообложения – важнейший фактор развития экономики Республики Беларусь……………………………………………….
7
1.1 Система налогообложения промышленных организаций Республики Беларусь и пути ее совершенствования…………………………………….
7
1.2 Особенности ведения учёта в целях налогообложения и бухгалтерского учёта в процессе хозяйственной деятельности промышленного предприятия…………………………………………………………………..
18
1.3 Нормативно-правовая база учёта налогов и других обязательных платежей………………………………………………………………………
25
1.4 Финансово экономическая характеристика ОАО «Пинский опытно-механический завод»………………………………………………………...
30
2. Учёт налогов и других обязательных платежей на промышленном предприятии…………………………………………………………………
39
2.1 Методика расчёта и учёта налогов и обязательных платежей, включаемых в себестоимости продукции (работ, услуг)………………………..
39
2.2 Методика расчёта и учёта налогов и обязательных платежей, взимаемых из выручки от реализации продукции (работ, услуг)……………….
48
2.3 Методика расчёта и учёта налогов и платежей, взимаемых из прибыли и доходов……………………………………………………………….
53
2.4 Пути совершенствования учета налогов и других обязательных платежей в современных условиях……………………………………………..
59
2.5 Проверка правильности расчёта и учёта налогов и других обязательных платежей……………………………………………………………
64
3. Анализ налогов и других обязательных платежей на промышленном предприятии…………………………………………………………………..
70
3.1 Анализ динамики, состава и структуры налогов и других платежей предприятия…………………………………………………………………..
70
3.2 Анализ налогов и обязательных платежей, включаемых в затраты….
75
3.3 Анализ налогов и обязательных платежей, взимаемых из выручки от реализации продукции (работ, услуг)………………………………………
80
3.4 Анализ налогов и обязательных платежей, взимаемых из прибыли и доходов………………………………………………………………………..
84
3.5 Экономическое освоение прогнозных резервов снижения уровня налогов………………………………………………………………………...
92
Заключение……………………………………………………………………
96
Список использованных источников………………………………………..
99
Приложение…………………………………………………………………..
102
Расчет показателя налоговой нагрузки на предприятии желательно производить комплексно и давать как можно более полное представление об абсолютной и относительной его величине. Применение методики оптимизации налогообложения позволит менеджерам хозяйствующего субъекта принимать своевременные управленческие решения в части учета, анализа, планирования, контроля и регулирования системы налогообложения предприятия. Графически методика оптимизации налогообложения предприятия можно изобразить на рисунке 1.4.
Целью методики оптимизации налогообложения предприятия является регулирование налоговой системы предприятия таким образом, чтобы в ходе реализации процедур налогового планирования, контроля и регулирования значение показателя налоговой нагрузки находилось в пределах оптимальных значений.
Анализ налоговой нагрузки является одним из элементов методики оптимизации налогообложения.
Налоговую нагрузку в целом по предприятию можно рассчитать по формуле:
Ун.п = (Нб + Нв) / Рб х 100%, (1.1)
где Ун.п — уровень налоговой нагрузки на предприятие;
Нб – налоги и платежи предприятия в бюджетные фонды;
Нв – налоги и платежи предприятия во внебюджетные фонды;
Рб – объем реализованной предприятием продукции в стоимостном выражении (выручка от реализации продукции).[9,c.107]
Рассчитаем налоговую нагрузку предприятия по отдельным группам налогов:
1. Налоговая нагрузка на себестоимость
реализованной продукции рассчитывается
как отношение общей суммы налогов, включаемых
в себестоимость продукции, к себестоимости
продукции и умножением на 100%.
2. Налоговая нагрузка на выручку от реализации рассчитывается как отношение общей суммы налогов, уплачиваемых из выручки, к выручке от реализации с налогами и умножением на 100%.
3. Налоговая нагрузка на прибыль рассчитывается как отношение общей суммы налогов, уплачиваемых из прибыли, к прибыли и умножением на 100%.
Анализ налоговой нагрузки, если результат окажется не весьма оптимальным для какого-либо предприятия позволяет сделать вывод о необходимости пересмотра применяемой системы налогообложения предприятия с целью оптимизации налоговой нагрузки. В рамках действующей упрощенной системы налогообложения это стаю реальным благодаря изменениям, внесенным Указом Президента Республики Беларусь от 3 января 2009 г. № 1 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 г. №119». Упрощенная система налогообложения позволит снизить налоговую нагрузку на предприятии и направить высвободившиеся средства на необходимые предприятию цели, связанные также и с материальным стимулированием работников предприятия, что так важно в настоящий момент.[9,c.109]
В
настоящее время в
Налоги — это необходимое звено экономических отношений в каждом государстве. На их долю в промышленно развитых странах приходится до 90 % поступлений в бюджет. Таким образом, для государства налоги являются основным источником дохода, а для предприятий — статьей расходов.
В связи с этим субъект хозяйствования, преследуя цель максимизации доходов, должен постоянно искать пути снижения налоговой нагрузки в рамках действующего законодательства. При этом полученные дополнительные доходы должны быть сопоставимы по величине с налоговой экономией. В перспективе сэкономленные средства, вовлеченные в хозяйственный оборот, приведут к росту экономического потенциала предприятия, увеличению налоговых поступлений в бюджет.
В минимизации налогов. Правовой основой минимизации налогов являются:
Исходя из элементов налоговой системы основными направлениями минимизации налогов является:
Реализация вышеперечисленных направлений непосредственно связана со следующими аспектами хозяйственной деятельности:
Учетная политика предприятия содержит выбранные предприятием конкретные методы оценки фактов хозяйственной деятельности, способы применения счетов бухгалтерского учета и т.д. При этом она должна максимально использовать предоставленные законодательством возможности минимизации налогов.
Рассмотрим те элементы учетной политики предприятия, которые оказывают влияние на величину налоговой базы:
Методологические аспекты учётной политики:
В целом налоговая экономия (Э) от замены приобретения оборудования лизингом за год составит:
Э = Нп
х (ЛП-А) + Нн х(С-А/2),
где Нп — ставка налога на прибыль, %;
Нн — ставка налога на недвижимость, %;
ЛП — затраты лизингополучателя по договору, лизинговый платеж, руб.;
А — амортизационные отчисления по объекту основных средств, исходя из срока полезного использования за год, руб.;
С — стоимость объекта основных средств, руб.[9,c.106]
Частично решить проблему дефицита финансовых ресурсов позволяет оказание услуг по переработке, доработке сырья, материалов и комплектующих изделий. В данном случае переработчик наряду с минимизацией денежных ресурсов для финансирования оборотного капитала имеет налоговую экономию.
Рассмотрим более подробно эффект от минимизации налогов. При реализации продукции по договорам поставки объектом налогообложения оборотными налогами (отчисления в местные и республиканские целевые фонды) является выручка от реализации продукции, объектом обложения налогом на добавленную стоимость — обороты по реализации товаров (работ, услуг).
Срок уплаты большинства налогов тесно связан с моментом возникновения объекта налогообложения (например, налогооблагаемого оборота). В современных условиях при значительных размерах налоговых платежей отсрочка налога в бюджет позволяет существенно экономить оборотные средства.
Отодвинуть сроки уплаты налогов можно посредством следующих аспектов совершенствования договорных отношений:
Однако при этом следует учитывать льготный порядок налогообложения доходов иностранных организаций, предусмотренный международными соглашениями об избежание двойного налогообложения. Например, в случае местонахождения (резидентства) заимодавца в Польше или Германии проценты по займу могут перечисляться резидентом Республики Беларусь нерезиденту в полном объеме, без удержания налога на доходы. Основанием для освобождения от уплаты налога на доходы являются документы, официально подтверждающие факт местопребывания иностранной организации в государстве, с которым Республика Беларусь имеет действующее международное соглашение об избежание двойного налогообложения.
Оптимизация каналов реализации продукции в первую очередь предусматривает вывод базы налога на добавленную стоимость из зоны обложения посредством экспорта продукции в страны с нулевой ставкой налогообложения.
Основное изменение – это снижение ставок налога, что позволит уменьшить уровень налоговой нагрузки для малого и среднего бизнеса, а также способствует выравниванию условий налогообложения при применении общей и упрощенной систем налогообложения. [5]
Оптимизация налогообложения для предприятий так же важна, как и производственная или маркетинговая стратегия. Это связано не только с возможностью экономии затрат за счет платежей в бюджет, но и с общей безопасностью как самого предприятия, так и его должностных лиц. Разрабатываемые схемы оптимизации налоговых платежей становятся в последнее время все более индивидуализированными, но все они должны оцениваться с точки зрения тех основных принципов, которые позволяют в конечном итоге говорить о целесообразности выбора способа движения товарно-денежных потоков.
Под законодательством и налогах и сборах понимают совокупность актов законодательства, регламентирующих порядок и правила установления, введения и взимания налогов и сборов на территории Республики Беларусь.
Налоговая система базируется
на соответствующих законодательных актах
Отношения по установлению налогов, возникают между органами законодательной (представительной) и исполнительной власти. Законо-дательство регулирует вопросы компетенции этих органов при разработке проектов нормативных актов о налогах и сборах, их обсуждении и принятии.
Стержнем налоговых правоотношений являются отношения по взиманию налогов. Это – массовые отношения, поскольку обязанность платить законно установленные налоги и сборы является всеобщей. Основными участниками этих отношений являются налогоплательщики и государство.
Экономические отношения в области налогообло