Система налогооблажения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:24, курсовая работа

Описание работы

В современном цивилизованном обществе налога - основная форма доходов государства. Налог взимается для покрытия общественно полезных потребностей всего общества, а не конкретного налогоплательщика. Уплата налогоплательщиком налога не порождает встречной обязанности государства совершить что-либо в пользу конкретного плательщика. Налог взыскивается на условиях безвозвратности. Возврат налога возможен в случае его переплаты.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………
5
1. Оптимизация налогообложения – важнейший фактор развития экономики Республики Беларусь……………………………………………….

7
1.1 Система налогообложения промышленных организаций Республики Беларусь и пути ее совершенствования…………………………………….

7
1.2 Особенности ведения учёта в целях налогообложения и бухгалтерского учёта в процессе хозяйственной деятельности промышленного предприятия…………………………………………………………………..


18
1.3 Нормативно-правовая база учёта налогов и других обязательных платежей………………………………………………………………………

25
1.4 Финансово экономическая характеристика ОАО «Пинский опытно-механический завод»………………………………………………………...

30
2. Учёт налогов и других обязательных платежей на промышленном предприятии…………………………………………………………………

39
2.1 Методика расчёта и учёта налогов и обязательных платежей, включаемых в себестоимости продукции (работ, услуг)………………………..

39
2.2 Методика расчёта и учёта налогов и обязательных платежей, взимаемых из выручки от реализации продукции (работ, услуг)……………….

48
2.3 Методика расчёта и учёта налогов и платежей, взимаемых из прибыли и доходов……………………………………………………………….

53
2.4 Пути совершенствования учета налогов и других обязательных платежей в современных условиях……………………………………………..

59
2.5 Проверка правильности расчёта и учёта налогов и других обязательных платежей……………………………………………………………

64
3. Анализ налогов и других обязательных платежей на промышленном предприятии…………………………………………………………………..

70
3.1 Анализ динамики, состава и структуры налогов и других платежей предприятия…………………………………………………………………..

70
3.2 Анализ налогов и обязательных платежей, включаемых в затраты….
75
3.3 Анализ налогов и обязательных платежей, взимаемых из выручки от реализации продукции (работ, услуг)………………………………………

80
3.4 Анализ налогов и обязательных платежей, взимаемых из прибыли и доходов………………………………………………………………………..

84
3.5 Экономическое освоение прогнозных резервов снижения уровня налогов………………………………………………………………………...

92
Заключение……………………………………………………………………
96
Список использованных источников………………………………………..
99
Приложение…………………………………………………………………..
102

Файлы: 1 файл

глава1,2.doc

— 942.00 Кб (Скачать файл)

П р и л о ж  е н и е – Источник: собственная  разработка на основании приложений Б-Г.

Рентабельность как понятие характеризует экономическую эффективность деятельности предприятия. Рентабельность продаж характеризует, сколько прибыли имеет организация с одного рубля продаж.  В 2010 году рентабельность продаж на предприятии составила 5,5%, что в 3,7 раза выше, чем в 2009 году 3,5 раза, это свидетельствует о снижении убытков на предприятии. В 2011 году произошло рост на 13,6%, рентабельность осталась положительной и составила 19,1%, это свидетельствовало об уменьшении убытков на ОАО «Пинском опытно-механическом заводе».

Рентабельность  совокупных активов общая в 2010 году составила 4,9%, рентабельность активов чистая составила 2,7%, что на 3,4% и 2,5% соответственно выше 2009 года. В 2011 году по сравнению с 2010 годом составила 19,3%, рентабельность активов чистая составила 15,4%, что на 14,4% и 12,7% соответственно. Данный показатель показывает эффективность использования всего имущества предприятия.

Рентабельность  источников собственных средств  в 2010 году составила 2,9%, что на 2,7% выше 2009 года. Что касается 2011 года, то рентабельность выросла на 14,9% по сравнению с 2010 годом и составила 17,8%. Данный показатель показывает сколько прибыли приходится на 1 рубль собственного капитала.

Рентабельность  внеоборотных активов общая в 2010 году составила 6,6%, что на 4,6% выше 2009 года, рентабельность внеоборотных активов чистая 3,6% –что на 3,4% выше 2009 года. В 2011 году по сравнению с 2010 годом ситуация выглядит следующим образом, рентабельность общая составила 26,2% , что на 19,6%  больше, когда чистая 21%, ниже на 2,2%, чем в 2010 году. Данный показатель демонстрирует способность предприятия обеспечивать достаточный объём прибыли по отношению к основным средствам компании. Чем выше значение данной рентабельности, тем более эффективно используются основные средства.

Рентабельность  оборотных активов  общая в 2010 году составила 19,2%, что на 12,8% выше 2009 года, рентабельность оборотных активов чистая – 10,4%, что на 9,6% выше 2009 года. На 01.01.2012г. рентабельность  общая составила 72,9%, что на 53,7% выше, чем 2010 году, а чистая выросла на 48% и составила 58,4%. Рентабельность оборотных активов показывает возможность предприятия в обеспечении достаточного объёма прибыли по отношению к используемым оборотным средствам компании. Чем выше значение данной рентабельности, тем более эффективно используются оборотные средства.

 

 

 

ГЛАВА 2

 УЧЁТ  НАЛОГОВ И ДРУГИХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ  ПЛАТЕЖЕЙ НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ

2.1 Методика расчёта и учёта налогов и обязательных платежей, включаемых в себестоимости продукции (работ, услуг)

В организационном плане по источникам оплаты налоги, отчисления и сборы в Республике Беларусь платежи, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) выглядит следующим образом:

  1. Налоги и отчисления от фонда оплаты труда:
  • отчисления в Фонд социальной защиты населения;
  • взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве в Белгосстрах.
  1. Прочие налоги и платежи и сборы:
  • экологический налог;
  • земельный налог;
  • налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;
  • отчисления в инновационные фонды.[1, с.170]

Согласно Плану  счетов бухгалтерского учета на ОАО  «Пинский опытно-механический завод» к налогам, включаемым в себестоимость продукции, работ, услуг относятся земельный налог, экологический налог, налог за добычу (изъятие) природных ресурсов. Расчёты организации по этим налогам учитываются на субсчёте 68/1 «Налоги и отчисления, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг».

Организация перечисляет суммы указанных налогов в бюджет со своего расчётного счёта. Однако, в связи с тем, что эти налоги включаются в цену продукции, товаров, работ или услуг, фактически их уплачивает потребитель.

Экологический налог

Особое место в доходах Республики Беларусь занимает налог на выброси загрязняющих веществ в атмосферу - экологический налог. Объектом обложения налогом является:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • сброс сточных вод;
  • хранение, захоронение отходов производства;
  • ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции.

Основное назначение этого налога – мобилизация средств для мероприятий по сохранению экологии республики и охране окружающей среды.

Плательщиком налога являются ОАО «Пинский опытно-механический завод».

Налог за использование  природных ресурсов (экологический налог) состоит из платежей:

  • за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов в пределах установленных лимитов;
  • за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов;
  • за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников в пределах установленных лимитов;
  • за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов;
  • за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников, которым не устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников;
  • за сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду в пределах установленных лимитов;
  • за сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов;
  • за хранение отходов производства в пределах установленных лимитов;
  • за хранение отходов производства сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов;
  • за захоронение отходов производства в пределах установленных лимитов;
  • за захоронение отходов производства сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов;
  • за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти;
  • за перемещение по территории Республики Беларусь нефти и нефтепродуктов;
  • за геологоразведочные работы, выполненные за счет средств бюджета;
  • за размещение товаров, помещенных под таможенный режим уничтожения и утративших свои потребительские свойства, а также отходов, образующихся в результате уничтожения товаров, помещенных под этот режим;
  • за производство и (или) импорт пластмассовой тары, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования;
  • за производство и (или) импорт иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования.[7]

Лимиты используемых (изымаемых, добываемых) природных ресурсов, за исключением объектов животного мира, устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь и местными Советами депутатов по согласованию со специально на то уполномоченными государственными органами.

В случае, если в соответствии с законодательством не установлены лимиты, то природопользователи своевременно должны обратиться в местные исполнительные органы с целью утверждения для каждого из них годовых лимитов.

За  выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов, если их установление предусматривается законодательством, налог взимается в 15-кратном размере установленной ставки налога.

За превышение установленных лимитов (объемов) использования природных ресурсов либо использование природных ресурсов без установленных в соответствии с законодательством Республики Беларусь лимитов налог взимается в 10-кратном размере установленной ставки налога.

За размещение отходов производства сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов, если их установление предусматривается законодательством, налог взимается в 15-кратном размере установленной ставки налога. [1,c.195]

Налог за выбросы (сбросы) в окружающую среду относится  на себестоимость продукции (работ, услуг). За выбросы загрязняющих веществ сверх установленных годовых лимитов или без утверждения лимитов налог взимается за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и сборов.

На ОАО «Пинский опытно-механический завод» налог за пользование природными ресурсами состоит из следующих платежей:

  1. платежи по налогу за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
  2. платежи по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

ОАО «Пинский опытно-механический завод» ежемесячно согласно установленных ставок экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и согласно ставок налога при использовании единицы топлива в соответствии с количеством выбросов и расходом топлива за соответствующий период.

Процедура расчета  сумм экологического налога предусматривает  учет специфики отдельных природопользователей через введение системы специальных коэффициентов.

Налог за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников:

  • начисляется из фактических объемов этих выбросов, рассчитанных по количеству израсходованною топлива за передвижение только на территории Беларуси (при этом должен быть обеспечен обязательно раздельный учет израсходованного топлива);
  • уплачивается организациями и индивидуальными предпринимателями (в том числе использующими давальческое сырье), кроме владельцев личного транспорта, не занимающихся предпринимательской деятельностью.

Для транспортных средств ставка налога устанавливается исходя из количества сожженного топлива. Ставка - установлена в рублях от количества сожженного топлива. Ставки установлена за тонну сожженного топлива. Поэтому необходимо произвести пересчет количества литров сожженного топлива в тонны. Учитывая усредненную плотность бензина, дизельного топлива и сжиженного газа, существуют коэффициенты пересчета литров в килограммы по маркам топлива. Порядок исчисления:

 

Нэкл. = Тонны х Ст х к,                   (2.1)

где Тонны- количество сожженного топлива (в т или м3);

Ст – ставка налогов в рублях за тонну или куб.м.;

к –понижающий коэффициента передвижные источники загрязнения.

Расчет количества сожженного топлива производится па предприятиях исходя из пробега автомобилей и линейных норм расхода топлива.

Согласно постановления  Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь 31.12.2008 № 125 расчёт налоговой декларации по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от мобильных источников выбросов выглядит следующим образом: Сумма налога = Фактически сожжено топлива за отчётный период х Ставка налога при использовании единицы топлива х Понижающий коэффициент к ставке налога передвижные источники х Коэффициент к ставке налога за передвижные источники. Согласно постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь 31.12.2008 № 125 расчёт налоговой декларации по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов на ОАО «Пинский опытно-механический завод» выглядит следующим образом: Налог за выбросы = фактически выброшено в приделах лимита х ставка налога за выбросы рублей за 1 тонну х коэффициент к ставке налога за выбросы. Рассмотрим на примере углерод оксид, где фактически выброшено в приделах лимита 40,806056, ставка налога за выброс 290099 рублей это составило 2576110 рублей. Расчёты налога по остальным загрязняющим веществам представлены в (Приложение Б).

Декларации предоставляются в налоговый орган (ИМНС) ежемесячно до 20 числа месяца, следующего за отчетным. Уплата налог производится ежемесячно до 22 числа месяца, следующего за отчетным.

Согласно Плану  счетов бухгалтерского учета на ОАО  «Пинский опытно-механический завод»  налог за пользование природными ресурсами учитывается на счете 68/1.4 «Экологические выбросы».

Экологический налог за 2011 год (Приложение В) согласно налоговой декларации в бухгалтерском учете отражается следующей проводкой:

Д-т  26/5   «Общехозяйственные расходы,


Экологический налог»       

                                                                                                      4330651 рублей

К-т  68/1.4 «Экологические выбросы»

Ставки экологического налога дифференцированы в зависимости от вида вредных воздействий. Налог устанавливается в рублях за м3, тысячу м2, тонну, литр и уплачивается ежеквартально (не позднее 22 числа месяца, следующего за отчётным календарным кварталом) за общий объём, указанных вредных выбросов и продуктов. Плательщики также представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчёт) по экологическому налогу не позднее 20-го числа месяца, следующего за истёкшим 6% чётным кварталом.

К ставкам экологического налога применяется понижающий коэффициент 0,9 за хранение, захоронение отходов производства плательщиками, получившими экологический сертификат соответствия, в течение трех лет со дня получения этого сертификата.

Применение этого коэффициента к ставкам экологического налога за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов осуществляется владельцами этих объектов в случае предъявления им собственниками отходов производства экологического сертификата соответствия.

Необходимо отметить, что право на применение субъектом хозяйствования понижающего коэффициента 0,9 к ставкам экологического налога дает только экологический сертификат соответствия, подписанный Министром природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и Председателем Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь. Наличие, у плательщика международного аналога экологического сертификата соответствия, выданного международной организацией, такого права плательщикам экологического налога не предоставляет.

С 1 января 2011 г. в отличие от ранее действовавшего законодательства вся исчисленная сумма экологического налога за хранение, захоронение отходов включается в затраты, учитываемые при налогообложении прибыли.

Информация о работе Система налогооблажения