Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 13:25, курсовая работа
Задачей данной курсовой работы является систематизация знаний о таком понятии, как налоговое планирование, а так же рассмотреть и проанализировать налоговые поступления в федеральный бюджет РФ за 2005-2009 года.
Для достижения данной задачи поставлены следующие цели:
рассмотреть понятие, сущность налогового планирования;
изучить инструменты, методы налогового планирования;
- Множественность интересов;
- множественность ответных реакций на внешние воздействия;
- неоднозначность критериев оценки эффективности развития исследуемой системы;
- возможность искажения информации;
- ограниченность
в экспериментировании с
Данные особенности детерминируются ключевой ролью научно-технического прогресса в обеспечении современного экономического роста.
Всю совокупность процессов развития объектов социально-экономических исследований можно представить в зависимости от требования заказчика, а так же объективных возможностей формы представления результатов прогнозирования. Детерминированность прогноза здесь понимается не как безусловное утверждение об исходе тех или иных событий, а лишь как форма подачи сообщения, прогнозной информации.
Период времени, на который разрабатывается прогноз носит название периода упреждения прогноза.
Исходным моментом для проведения процедуры социально-экономического прогнозирования является наличие фактических данных об изучаемом объекте или явлении.
Понятие «качества прогноза» представляет собой единство таких прогнозных параметров, как обоснованность, достоверность, точность, информативность, ценность и другие.
Верификация прогноза - процедура проверки, оценки истинности прогноза не эмпирическим путем.
За последние 10 - 15 лет термин "планирование" практически исчез из обихода ученых - правоведов как старомодный. Между тем без планирования государственное управление практически становится невозможным, планирование во все времена остается незаменимым инструментом в арсенале субъектов управления. Конечно, в советский период значение планирования было серьезно преувеличено. План был возведен в конституционный принцип. Во всех Конституциях: 1924, 1936 и 1977гг. - содержалось прямое указание на плановый характер экономики. В статье 16 Конституции 1977 г. было скачано, что руководство экономикой осуществлялось на основе государственных планов экономического и социальною развития, с учетом отраслевого и территориального принципов, при сочетании централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, объединений и других организаций.
Сегодня планирование должно быть переосмыслено в контексте современности, негативные последствия невнимания к институту планирования сегодня налицо. Можно привести несколько современных определений планирования.
"Планирование - эго процесс подготовки управленческого решения, основанный на обработке исходной информации и включающий в себя выбор и научную подготовку целей, определение средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и принятия наиболее приемлемого из них в ожидаемых условиях развития. Сущность планирования заключается в том, чтобы на основе сознательного использования системы объективных экономических законов, основных положений и выводов экономической теории, накопленного опыта и хозяйственной практики обеспечить научно обоснованное руководство развитием народного хозяйства посредством использования системы плановых документов".2
"Планирование можно определить как специфическую форму общественной практики людей, являющуюся одной из функций управления - приоритетной, состоящей в подготовке различных вариантов, управленческих решений в виде прогнозов, проектов программ и планов, обосновании их оптимальности, обеспечении возможности выполнения и проверки их выполнения".3
Планирование есть установление экономического будущего посредством построения активного образа. модели желаемого и намечаемого будущего о состояния экономики при одновременном установлении путей, способов, средств и сроков достижения этого состояния, конечных рубежей планируемых действии".4
Первые два определения ограничивают рамки планирования только под подготовкой управленческих решений, в то время как в современной практике планирование само по себе может быть управленческим решением. Например, в сфере территориального планирования определение специальных зон и указание их границ само по себе является законченным управленческим решением. Планирование в административной практике не может быть отнесено только к стадии подготовки управленческого решения. Последнее определение, по сути, имеющее отношение только к экономическому планированию, сужает понятие планирования до ''информационного образа" будущей экономической ситуации. Планирование в управленческой деятельности не всегда обращено исключительно в будущее.
Таким образом, планирование как управленческий прием обнаруживает достаточную гибкость, чтобы адаптировать, управленческие решения к постоянно изменяющейся ситуации. Государственное директивное планирование - жесткий вариант планирования, где обратные связи "снизу вверх" содержат в основном информацию об исполнении команд, является не единственным вариантом организации планирования. Планирование к современной практике - это целый ряд вариантов управленческого воздействия - от наиболее жуткого (директивного) до информационного воздействия. В значительной степени формально директивное планы представляли планы-ориентиры, исполнители обладали определенной свободой действий, тем более что плановые показатели утверждались в агрегированном виде и детализировались производителями на основе договоров с приобретателями, потребителями товаров и услуг
Планирование может быть выделено в самостоятельный метод управления. Под методами управления понимаются установленные правом конкретные приемы и способы деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц, осуществленные в рамках их компетенции и вызывающие юридические последствия. 5
Планирование обладает всеми признаками метода управления:
- планирование используется
органами исполнительной
- планирование или участие в процессе: планирование либо прямо установлено в нормах, определяющих статус органа исполнительной власти, либо вытекает из анализа норм и существующей практики;
-планирование является конкретным способом реализации государственного управления и вызывает юридические последствия.
Что касается административно-правовых норм, в которых воплощается государственное планирование, то речь может идти как о нормативных актах, так и об иных административно-правовых формах.
Планирование предъявляет собой одно из важнейших практических действий органов управления, результаты которых должны обрести объективную форму: стать нормативным актом, рекомендательным документом и т.д.
В результате мы можем сделать вывод, что планирование – это гибкий инструмент государственного управления, которым необходимо пользоваться при осуществлении управленческой деятельности в самых разных областях, в том числе в налоговой сфере. Правовое регулирование предполагает достаточно высокий уровень определенности, не допускающий спонтанного развития налоговых отношений.
Наличие правовой регламентации дает возможность посредством правовых норм и иных юридических средств воздействовать на общественные отношения в целях их упорядочения, развития и защиты.
Механизм правового регулирования призван осуществлять с помощью правовых средств упорядоченность общественных отношений в соответствии с целями и задачами правового государства, необходим для поддержания законности и правопорядка как основы и непременного условия нормальной жизни цивилизованного общества.
1.2 Инструменты государственного налогового планирования и прогнозирования.
Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики. Вместе с тем государство только в том случае может реально использовать налоги через присущие им функции, и прежде всего фискальную и симулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимание, как экономической необходимости существования налоговой системы, так и в установленных государством правил взимания конкретных налогов. В связи с этим знание налогового законодательства, порядка и условий его функционирования является непременным условием восприятия налоговой культуры как в общественном в целом, так и каждым его членом.
Налоговое планирование строится в соответствии с прогнозом важнейших социально-экономических показателей развития экономики и ее ведущих отраслей, таких как прирост валового внутреннего продукта, прибыль в целом по народному хозяйству и в разрезе отраслей, а так же показателями развития экономики субъектов РФ.
В процессе налогового прогнозирования разрабатываются меры по улучшению работы налоговых органов, а так же по улучшению общеэкономической обстановки в стране и в регионах и созданию необходимых условий для предпринимательства, которые являются основой для планирования дополнительных поступлений налогов за счет улучшения собираемости.
Достижение поставленных целей осуществляется за счет не только полного знания и использования позитивных и негативных сторон законодательства, но и последовательного грамотного применения всех составляющих минимизации и оптимизации налогообложения.
Инструментами налогового планирования являются налоговые льготы, специальные налоговые режимы, зоны льготного налогообложения на территории Российской Федерации и за рубежом, соглашения об избежание двойного налогообложения и т.д., позволяющие практически реализовать предусмотренные законодательством наиболее выгодные с позиций возникающих налоговых последствий условия хозяйствования.
К числу основных и наиболее широко применяемых инструментов государственного налогового планирования относятся инструменты, представленные на рисунке 1.
Рисунок 1- Инструменты государственного налогового планирования.
Основной задачей является организация системы правильного и своевременного применения инструментов налогового планирования как индивидуально, так и взаимосвязано. В рамках этой системы должны быть разработаны схемы оптимальной структуры организации хозяйственной деятельности с учетом требований законодательства, одновременного использования предоставленных в рамках его действия возможностей, а также тенденций к изменению действующего законодательства и вероятности его изменения.
Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства и социальной стабилизации. В первую очередь интерес представляет не фискальная, а регулирующая роль налогов. Государственное регулирование при помощи налогов зависит от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также видов и размеров налоговых льгот.6
Налоговая статистика является важнейшим инструментом социально-экономического анализа на всех уровнях управления налоговым процессом. В условиях необходимости укрепления и расширения федерального бюджета, как главного стабилизирующего фактора экономики страны, важнейшей задачей налоговой статистики является исследование эффективности налогового планирования и происходящих в нем преобразований с развитием макроэкономической ситуации в стране и регионах на основе прогнозирования налоговых поступлений и своевременного обеспечения надежной информацией федеральных органов исполнительной власти.
В целях успешного развития налогового прогнозирования выделим следующие задачи:
В настоящее время указанные направления совершенствования налогового прогнозирования приобретают особую практическую значимость и определяют следующие инструменты прогнозирования (Рисунок 2).
Прогнозирование федерального бюджета можно определить как совместную и гармонизированную деятельность органов власти федерального округов, а также органов власти входящих в состав, научных учреждений и других организаций и институтов по разработке научно обоснованной и сбалансированной системе ожидаемых в перспективе показателей социального, экономического, научно-технического, экологического и внешнеэкономического развития, способствующая интеграции территорий и созданию единого экономического пространства.
Рисунок 2 – Инструменты налогового прогнозирования.
Кроме того, налоговое прогнозирование должно интегрировать отраслевые и территориальные прогнозы в рамках округов, очевидна необходимость разработки системы комплексного прогнозирования для развития федерального бюджета. Система комплексного налогового прогнозирования - это совокупность взаимодействующих между собой субъектов прогнозирования, согласованная и гармонизированная деятельность которых направлена на создание комплексного прогноза, используемого ими методов прогнозирования, а также основных направлений деятельности в рамках системы.