Совершенствование методов и способов налогового планирования и прогнозирования на федеральном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 13:25, курсовая работа

Описание работы

Задачей данной курсовой работы является систематизация знаний о таком понятии, как налоговое планирование, а так же рассмотреть и проанализировать налоговые поступления в федеральный бюджет РФ за 2005-2009 года.
Для достижения данной задачи поставлены следующие цели:
рассмотреть понятие, сущность налогового планирования;
изучить инструменты, методы налогового планирования;

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 236.98 Кб (Скачать файл)

Данный показатель имеет отрицательную динамику, среднегодовой темп роста составил 98,21%. Сокращение связано, прежде всего, с замедлением темпов прироста добычи и экспорта нефти, а также с прогнозируемым снижением мировой цены на нефть. В результате доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета продолжит снижаться. К 2023 году доходы федерального бюджета России от нефтегазового сектора снизятся почти втрое по сравнению с 2008 годом.

Исходя из приложений к данным Федеральным законам, налоговые доходы и соответственно не нефтегазовые складываются из следующих налоговых поступлений: налог на прибыль организаций в 2005 году составил 259 003 300,0 тыс. рублей, а в 2006 году – 344 838 100,0 тыс. рублей, темп прироста по этому налогу в 2006 году составил 33,14%. В 2007 году сумма налога на прибыль организаций составила 580 408 800,0, это на 68,31% больше чем в предыдущем году.  В 2008 году наблюдается сокращение поступлений в бюджет данного налога, темп прироста составил 8,1%. В 2009 году сумма поступившего в бюджет налога увеличилась по сравнению с 2008 годом и составила 583 761 400,0 тыс. рублей, а в 2010 снова ожидается резкое сокращение суммы поступлений налога на прибыль организаций в Федеральный бюджет. Факторами, повлиявшими на эту неблагоприятную тенденцию являются:

  1. Снижение ставки зачисляемого в федеральный бюджет налога на прибыль с 6,5 % до 2%;
  2. Увеличение числа убыточных предприятий и снижение прибыли, полученной прибыльными организациями;
  3. Рост цены заемных средств и увеличение объемов заимствований у налогоплательщиков, обходившихся ранее собственными ресурсами или имевших возможность использовать краткосрочные заемные кредиты, а на данный момент вынужденные брать дорогие долгосрочные кредиты;
  4. Включение в состав затрат всех обоснованных с экономической точки зрения расходов налогоплательщиков по лечению, обучению, пенсионному обеспечению работников;
  5. Изменение в 2009 году амортизационной политики.

Доля налога на прибыль в системе налоговых поступлений бюджета представлена на диаграмме (Рисунок 5).

 

Рисунок 5 – Доля налога на прибыль в общей сумме доходов федерального бюджета

налоги и взносы на социальные нужды. Данный показатель включает в себя единый социальный налог и страховые взносы. Имеет положительную динамику на протяжении исследуемого периода, но его доля в общей сумме доходов бюджета составляет в 2005 – 2010 годах – 8,0%; 5,98%; 5,29%; 6,53%; 6,68; 7,0% соответственно (Рисунок 6). Положительная динамика связана в первую очередь с увеличением заработной платы бюджетникам, увеличением минимального размера оплаты труда, а также достоверной информации о заработной плате.

Рисунок 6 - Доля налогов и взносов на социальные нужды в общей сумме доходов федерального бюджета

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ. Основными налогами, составляющими данный показатель, являются: налог на добавленную стоимость и акцизы, при этом налог на добавленную стоимость составляет 90% от суммы показателя. Сумма налогов на товары, реализуемые на территории Российской Федерации, меняется за исследуемый период скачкообразно. Это связано в первую очередь с  изменениями, внесенными в налоговое законодательство в части налога на добавленную стоимость, а также с увеличением акцизов на продукцию, содержащую спирт, табак и с ростом поступлений акцизов на бензин.

Доля налога в общей сумме доходов бюджета представлена на диаграмме (Рисунок 7).

Рисунок 7 - Доля налога на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ в общей сумме доходов федерального бюджета.

Налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации. Удельный вес данного показателя снижался с 2005 года до 2008 года. Доля налога на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в 2005 году составила 12,4%, в 2006 – 10,54%, в 2007 году – 10,24%, а с 2008 до 2010 удельный вес показателя имеет положительную динамику: 13,32%; 13,87;14,72% соответственно (Рисунок 8).

Рисунок 8 - Доля налогов на товары, ввозимые на территорию РФ в общей сумме доходов федерального бюджета.

 Изменения этой статьи налоговых доходов бюджета, связаны с ввозимыми товарами, не подлежащими налогообложению в соответствии с действующим законодательством, а также с товарами, освобожденными от налогообложения в соответствии с международными соглашениями. Доля облагаемого оборота импорта с учетом применяемых льгот должна составить 87,5 % от общего объема импорта.

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами.  В отношении доли  этих показателей, можно также говорить об увеличении и о резком спаде  за три последних года исследуемого периода (Рисунок 9).

Рисунок 9 - Доля налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами в общей сумме доходов федерального бюджета

Поступления налога на добычу полезных ископаемых в расчетах доходной базы федерального бюджета на 2005 год составили 483035600,0 рублей и до 2007 года данный показатель имеет постоянно положительную динамику, а в 2008 году наблюдается резкий спад, темп роста, рассчитанный отношением 2008 года к 2007 составил 3,42%. В 2009 году поступления данного дохода незначительно увеличиваются и в 2010 году наблюдается очередной резкий спад.

Проанализированная тенденция зависит от состава и структура этого подраздела, которая изменилась, в разделе входивших в нее статей нефтегазовых доходов, а этот показатель полностью зависит от цен на природные ресурсы.

Общую структуру налоговых поступлений за 2005 – 2010 год представим на диаграмме (Таблица 2)

Годы

Налог на прибыль организаций

Налоги и взносы на социальные нужды

Налоги на товары, реализуемые на территории РФ

Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ

Налоги за пользование природными ресурсами

Государственная пошлина

Нефтегазовые доходы

2005

259003300


266500000

791822600

413734400

483035600

18555900

0

2006

344838100

302090200

1212247500

532282600

753309000

23058500

0

2007

580408800

368773900

1485042900

713432800

1068990200

26314400

0

2008

533375200

435786000

1404051500

888967700

36567800

32239600

2465676900

2009

583761400

496359800

1914468200

1029764900

39498400

34494500

2385829000

2010

63627800

562797200

2206464000

1182537000

37309000

36557700

2378202700


 

Таблица 2  – Структура налоговых поступлений в федеральный бюджет в 2005 – 2010 годах

Итак, основное место в федеральном бюджете занимают косвенные налоги. В общей сумме доходов федерального бюджета в настоящее время, они составляют 70%. В структуре налоговых платежей значительную долю занимает налог на товары, реализуемые на территории Российской Федерации, это видно на диаграмме по данному виду налога и на рисунке, отражающем структуру налоговых поступлений в федеральный бюджет за исследуемый период. 

 

 

2.2 Анализ  и оценка налоговой нагрузки  в контексте социально-экономического  положения на федеральном  уровне.

 

Современная система налогообложения является серьезным фактором дестабилизации экономики РФ. Налоги с населения – вряд ли могут обеспечить достаточные поступления в государственный бюджет. В нашей стране основное налоговое бремя ложится на юридических лиц. Поэтому бизнес и юридические лица несут повышенную налоговую нагрузку, что отрицательно сказывается на инвестиционной политике предприятий и темпах экономического роста государства.

По данным Росстата в 2006 году рост ВВП оказался на уровне 6,7%. Этот показатель ниже официального прогноза МЭРТ - 6,8%. В номинальном выражении рост ВВП России составил 26 трлн. 621,3 млрд. руб. В бюджет РФ за данный период поступило 6 159,1 млрд. руб.

Рассчитаем налоговую нагрузку поступлений налогов на ВВП страны в 2006 году:

 

Если проанализировать величину налоговой нагрузки, учитывая, что она оказывает непосредственное влияние в основном на прожиточный минимум населения государства, то эффективность системы налогового планирования на федеральном уровне помимо всего прочего способна выступить связующим звеном между различными стадиями и комплексами общеэкономического планирования системы, как тактического, так и стратегического, ибо экономической конструкции под названием «социально–экономическое положение» присущ комплексный характер, выражающийся прежде всего в многообразии взаимосвязей с различными проявлениями управленческого воздействия во внутренней структуре налоговой системы РФ. Иными словами, можно утверждать, что одним из базовых инструментов генерирования показателей эффективности функционирования налоговой системы в увязке с социально-экономическим положением РФ, является обязательное разумное рациональное налоговое планирование.

В 2007 году рост экономики замедлился, из-за снижения цен на нефть. ВВП России в 2007 году вырос на 8,1 проц. по сравнению с 2006 годом и составил 32 трлн. 988,6 млрд. руб. Налоговые поступления за данный период составили 6 965,3.

Рассчитаем налоговую нагрузку поступлений налогов на ВВП страны в 2007 году:

 

В бюджете 2008 года первоначально закладывался рост ВВП в 5,7%, в реальности рост ВВП составил 6,7%, и составил 41 540, 4 млрд. руб.

 

Реальный объем ВВП России за 2009 г сократился на 7,9% по сравнению с предыдущим годом. Номинальный объем ВВП России за 2009 г составил 39 трлн. 16,1 млрд. руб.

 

Рисунок 11 – Изменение показателя налоговой нагрузки за 2006-2009  года

 

Рисунок 12 – Фактическое изменение показателя налоговой нагрузки РФ за 2006 – 2009 ода

 Налоговые поступления составляют преобладающую часть доходов бюджетов всех уровней. Налоговая нагрузка на российскую экономику в 2009 году составляет около 19 – 22% ВВП, а вместе с внебюджетными фондами социального характера – более 35%. Если исключить из ВВП виртуальную составляющую, связанную с завышением цен на товары, реализуемые по бартеру, то налоговая нагрузка на российскую экономику составит 45 – 50% ВВП.

Рост валовой добавленной стоимости в 2009 г зафиксирован в госуправлении, обеспечении военной безопасности и соцобеспечении - на 3,2%; в здравоохранении и предоставлении социальных услуг – на 0,6%. Валовая добавленная стоимость сократилась за год в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве – на 1,7%; в рыболовстве и рыбоводстве – на 1,6%, в добыче полезных ископаемых – на 1,9%, в обрабатывающих производствах – на 13,9%; в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – на 6%; в строительстве – на 16,4%, в оптовой и розничной торговле – на 8,3%, в гостиничном и ресторанном бизнесе - на 15,4%; на транспорте и в связи – на 2,3%, в финансовой деятельности – на 5,7%, в сфере операций с недвижимостью - на 5,3%, в образовании – на 1,3%; в сфере прочих коммунальных, социальных и персональных услуг - на 18,3%.

Проанализировав налоговую нагрузку, оценим её в пропорции ВВП и налоговых поступлений в федеральный бюджет.


     


 Рисунок 13 – Налоговая нагрузка



Рисунок 14 – Объем ВВП.

 


Рисунок 15 - Налоговые поступления.

Показатели изменения налоговой нагрузки, ВВП и поступления налогов за 2006-2009 года изображены на рисунках 13, 14, 15.

Из рисунка видно, налоговая нагрузка и показатель ВВП РФ обратно пропорциональны друг другу. Увеличивая налоговые поступления прямо пропорционально увеличивается ВВП страны. Обобщая данные можно сформулировать вывод о том, что снижение налоговой нагрузки может стимулировать рост производства в итоге увеличивается ВВП страны.

Расширяя налоговую базу, при более низкой налоговой нагрузки государство получит больше доходов, так как высокие налоги душат производство, лишают предприятия оборотных средств и инвестиций, эта закономерность выражается и кривой Лаффера.

 

2.3 Оценка  воздействия налогового планирования  на экономическое положение предприятий.

 

Российская налоговая система построена таким образом, что реальное налоговое давление на предприятие в значительной мере выше, чем в странах с развитой рыночной экономикой.

В связи с этим при анализе воздействия налогов на предпринимательскую деятельность в нашей стране необходимо учитывать особенности российской экономики, обязывающие сопоставлять не уровень среднего налогового бремени, на величину налоговых ставок важнейших видов налогов, а распределение налогов между категориями плательщиков и специфику формирования налогооблагаемой базы.

Налоговое планирование – это комплекс мер, позволяющих сократить сумму налоговых взносов. Налоговое планирование позволяет законным способом добиться сохранения собственных денежных средств, не подвергая себя и предприятие опасности разоблачения. Налоговое планирование имеет одну очень сложную задачу: произвести все расчеты так, чтобы не была стерта грань между законными и незаконными операциями.

Оптимизация налогов является разновидностью экономической деятельности, поскольку в ее рамках осуществляются сделки, производятся в различной форме расчеты, оформляются некие документы, определенная экономическая цель которой - оптимизировать расходы по уплате налогов.

Одним из результатов воздействия налогового планирования является реорганизация предприятий и изменение оформлений реальных товарно-денежных потоков. В последствии налоговое планирование на этом этапе подразделяется на законное и незаконное, изображено на рисунке :

Информация о работе Совершенствование методов и способов налогового планирования и прогнозирования на федеральном уровне