Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 13:25, курсовая работа
Задачей данной курсовой работы является систематизация знаний о таком понятии, как налоговое планирование, а так же рассмотреть и проанализировать налоговые поступления в федеральный бюджет РФ за 2005-2009 года.
Для достижения данной задачи поставлены следующие цели:
рассмотреть понятие, сущность налогового планирования;
изучить инструменты, методы налогового планирования;
Данный показатель имеет отрицательную динамику, среднегодовой темп роста составил 98,21%. Сокращение связано, прежде всего, с замедлением темпов прироста добычи и экспорта нефти, а также с прогнозируемым снижением мировой цены на нефть. В результате доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета продолжит снижаться. К 2023 году доходы федерального бюджета России от нефтегазового сектора снизятся почти втрое по сравнению с 2008 годом.
Исходя из приложений к данным Федеральным законам, налоговые доходы и соответственно не нефтегазовые складываются из следующих налоговых поступлений: налог на прибыль организаций в 2005 году составил 259 003 300,0 тыс. рублей, а в 2006 году – 344 838 100,0 тыс. рублей, темп прироста по этому налогу в 2006 году составил 33,14%. В 2007 году сумма налога на прибыль организаций составила 580 408 800,0, это на 68,31% больше чем в предыдущем году. В 2008 году наблюдается сокращение поступлений в бюджет данного налога, темп прироста составил 8,1%. В 2009 году сумма поступившего в бюджет налога увеличилась по сравнению с 2008 годом и составила 583 761 400,0 тыс. рублей, а в 2010 снова ожидается резкое сокращение суммы поступлений налога на прибыль организаций в Федеральный бюджет. Факторами, повлиявшими на эту неблагоприятную тенденцию являются:
Доля налога на прибыль в системе налоговых поступлений бюджета представлена на диаграмме (Рисунок 5).
Рисунок 5 – Доля налога на прибыль в общей сумме доходов федерального бюджета
налоги и взносы на социальные нужды. Данный показатель включает в себя единый социальный налог и страховые взносы. Имеет положительную динамику на протяжении исследуемого периода, но его доля в общей сумме доходов бюджета составляет в 2005 – 2010 годах – 8,0%; 5,98%; 5,29%; 6,53%; 6,68; 7,0% соответственно (Рисунок 6). Положительная динамика связана в первую очередь с увеличением заработной платы бюджетникам, увеличением минимального размера оплаты труда, а также достоверной информации о заработной плате.
Рисунок 6 - Доля налогов и взносов на социальные нужды в общей сумме доходов федерального бюджета
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ. Основными налогами, составляющими данный показатель, являются: налог на добавленную стоимость и акцизы, при этом налог на добавленную стоимость составляет 90% от суммы показателя. Сумма налогов на товары, реализуемые на территории Российской Федерации, меняется за исследуемый период скачкообразно. Это связано в первую очередь с изменениями, внесенными в налоговое законодательство в части налога на добавленную стоимость, а также с увеличением акцизов на продукцию, содержащую спирт, табак и с ростом поступлений акцизов на бензин.
Доля налога в общей сумме доходов бюджета представлена на диаграмме (Рисунок 7).
Рисунок 7 - Доля налога на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ в общей сумме доходов федерального бюджета.
Налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации. Удельный вес данного показателя снижался с 2005 года до 2008 года. Доля налога на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в 2005 году составила 12,4%, в 2006 – 10,54%, в 2007 году – 10,24%, а с 2008 до 2010 удельный вес показателя имеет положительную динамику: 13,32%; 13,87;14,72% соответственно (Рисунок 8).
Рисунок 8 - Доля налогов на товары, ввозимые на территорию РФ в общей сумме доходов федерального бюджета.
Изменения этой статьи налоговых доходов бюджета, связаны с ввозимыми товарами, не подлежащими налогообложению в соответствии с действующим законодательством, а также с товарами, освобожденными от налогообложения в соответствии с международными соглашениями. Доля облагаемого оборота импорта с учетом применяемых льгот должна составить 87,5 % от общего объема импорта.
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами. В отношении доли этих показателей, можно также говорить об увеличении и о резком спаде за три последних года исследуемого периода (Рисунок 9).
Рисунок 9 - Доля налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами в общей сумме доходов федерального бюджета
Поступления налога на добычу полезных ископаемых в расчетах доходной базы федерального бюджета на 2005 год составили 483035600,0 рублей и до 2007 года данный показатель имеет постоянно положительную динамику, а в 2008 году наблюдается резкий спад, темп роста, рассчитанный отношением 2008 года к 2007 составил 3,42%. В 2009 году поступления данного дохода незначительно увеличиваются и в 2010 году наблюдается очередной резкий спад.
Проанализированная тенденция зависит от состава и структура этого подраздела, которая изменилась, в разделе входивших в нее статей нефтегазовых доходов, а этот показатель полностью зависит от цен на природные ресурсы.
Общую структуру налоговых поступлений за 2005 – 2010 год представим на диаграмме (Таблица 2)
Годы |
Налог на прибыль организаций |
Налоги и взносы на социальные нужды |
Налоги на товары, реализуемые на территории РФ |
Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ |
Налоги за пользование природными ресурсами |
Государственная пошлина |
Нефтегазовые доходы | |
2005 |
|
266500000 |
791822600 |
413734400 |
483035600 |
18555900 |
0 | |
2006 |
344838100 |
302090200 |
1212247500 |
532282600 |
753309000 |
23058500 |
0 | |
2007 |
580408800 |
368773900 |
1485042900 |
713432800 |
1068990200 |
26314400 |
0 | |
2008 |
533375200 |
435786000 |
1404051500 |
888967700 |
36567800 |
32239600 |
2465676900 | |
2009 |
583761400 |
496359800 |
1914468200 |
1029764900 |
39498400 |
34494500 |
2385829000 | |
2010 |
63627800 |
562797200 |
2206464000 |
1182537000 |
37309000 |
36557700 |
2378202700 |
Таблица 2 – Структура налоговых поступлений в федеральный бюджет в 2005 – 2010 годах
Итак, основное место в федеральном бюджете занимают косвенные налоги. В общей сумме доходов федерального бюджета в настоящее время, они составляют 70%. В структуре налоговых платежей значительную долю занимает налог на товары, реализуемые на территории Российской Федерации, это видно на диаграмме по данному виду налога и на рисунке, отражающем структуру налоговых поступлений в федеральный бюджет за исследуемый период.
2.2 Анализ
и оценка налоговой нагрузки
в контексте социально-
Современная система налогообложения является серьезным фактором дестабилизации экономики РФ. Налоги с населения – вряд ли могут обеспечить достаточные поступления в государственный бюджет. В нашей стране основное налоговое бремя ложится на юридических лиц. Поэтому бизнес и юридические лица несут повышенную налоговую нагрузку, что отрицательно сказывается на инвестиционной политике предприятий и темпах экономического роста государства.
По данным Росстата в 2006 году рост ВВП оказался на уровне 6,7%. Этот показатель ниже официального прогноза МЭРТ - 6,8%. В номинальном выражении рост ВВП России составил 26 трлн. 621,3 млрд. руб. В бюджет РФ за данный период поступило 6 159,1 млрд. руб.
Рассчитаем налоговую нагрузку поступлений налогов на ВВП страны в 2006 году:
Если проанализировать величину налоговой нагрузки, учитывая, что она оказывает непосредственное влияние в основном на прожиточный минимум населения государства, то эффективность системы налогового планирования на федеральном уровне помимо всего прочего способна выступить связующим звеном между различными стадиями и комплексами общеэкономического планирования системы, как тактического, так и стратегического, ибо экономической конструкции под названием «социально–экономическое положение» присущ комплексный характер, выражающийся прежде всего в многообразии взаимосвязей с различными проявлениями управленческого воздействия во внутренней структуре налоговой системы РФ. Иными словами, можно утверждать, что одним из базовых инструментов генерирования показателей эффективности функционирования налоговой системы в увязке с социально-экономическим положением РФ, является обязательное разумное рациональное налоговое планирование.
В 2007 году рост экономики замедлился, из-за снижения цен на нефть. ВВП России в 2007 году вырос на 8,1 проц. по сравнению с 2006 годом и составил 32 трлн. 988,6 млрд. руб. Налоговые поступления за данный период составили 6 965,3.
Рассчитаем налоговую нагрузку поступлений налогов на ВВП страны в 2007 году:
В бюджете 2008 года первоначально закладывался рост ВВП в 5,7%, в реальности рост ВВП составил 6,7%, и составил 41 540, 4 млрд. руб.
Реальный объем ВВП России за 2009 г сократился на 7,9% по сравнению с предыдущим годом. Номинальный объем ВВП России за 2009 г составил 39 трлн. 16,1 млрд. руб.
Рисунок 11 – Изменение показателя налоговой нагрузки за 2006-2009 года
Рисунок 12 – Фактическое изменение показателя налоговой нагрузки РФ за 2006 – 2009 ода
Налоговые поступления составляют преобладающую часть доходов бюджетов всех уровней. Налоговая нагрузка на российскую экономику в 2009 году составляет около 19 – 22% ВВП, а вместе с внебюджетными фондами социального характера – более 35%. Если исключить из ВВП виртуальную составляющую, связанную с завышением цен на товары, реализуемые по бартеру, то налоговая нагрузка на российскую экономику составит 45 – 50% ВВП.
Рост валовой добавленной стоимости в 2009 г зафиксирован в госуправлении, обеспечении военной безопасности и соцобеспечении - на 3,2%; в здравоохранении и предоставлении социальных услуг – на 0,6%. Валовая добавленная стоимость сократилась за год в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве – на 1,7%; в рыболовстве и рыбоводстве – на 1,6%, в добыче полезных ископаемых – на 1,9%, в обрабатывающих производствах – на 13,9%; в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – на 6%; в строительстве – на 16,4%, в оптовой и розничной торговле – на 8,3%, в гостиничном и ресторанном бизнесе - на 15,4%; на транспорте и в связи – на 2,3%, в финансовой деятельности – на 5,7%, в сфере операций с недвижимостью - на 5,3%, в образовании – на 1,3%; в сфере прочих коммунальных, социальных и персональных услуг - на 18,3%.
Проанализировав налоговую нагрузку, оценим её в пропорции ВВП и налоговых поступлений в федеральный бюджет.
Рисунок 13 – Налоговая нагрузка
Рисунок 14 – Объем ВВП.
Рисунок 15 - Налоговые поступления.
Показатели изменения налоговой нагрузки, ВВП и поступления налогов за 2006-2009 года изображены на рисунках 13, 14, 15.
Из рисунка видно, налоговая нагрузка и показатель ВВП РФ обратно пропорциональны друг другу. Увеличивая налоговые поступления прямо пропорционально увеличивается ВВП страны. Обобщая данные можно сформулировать вывод о том, что снижение налоговой нагрузки может стимулировать рост производства в итоге увеличивается ВВП страны.
Расширяя налоговую базу, при более низкой налоговой нагрузки государство получит больше доходов, так как высокие налоги душат производство, лишают предприятия оборотных средств и инвестиций, эта закономерность выражается и кривой Лаффера.
2.3 Оценка
воздействия налогового
Российская налоговая система построена таким образом, что реальное налоговое давление на предприятие в значительной мере выше, чем в странах с развитой рыночной экономикой.
В связи с этим при анализе воздействия налогов на предпринимательскую деятельность в нашей стране необходимо учитывать особенности российской экономики, обязывающие сопоставлять не уровень среднего налогового бремени, на величину налоговых ставок важнейших видов налогов, а распределение налогов между категориями плательщиков и специфику формирования налогооблагаемой базы.
Налоговое планирование – это комплекс мер, позволяющих сократить сумму налоговых взносов. Налоговое планирование позволяет законным способом добиться сохранения собственных денежных средств, не подвергая себя и предприятие опасности разоблачения. Налоговое планирование имеет одну очень сложную задачу: произвести все расчеты так, чтобы не была стерта грань между законными и незаконными операциями.
Оптимизация налогов является разновидностью экономической деятельности, поскольку в ее рамках осуществляются сделки, производятся в различной форме расчеты, оформляются некие документы, определенная экономическая цель которой - оптимизировать расходы по уплате налогов.
Одним из результатов воздействия налогового планирования является реорганизация предприятий и изменение оформлений реальных товарно-денежных потоков. В последствии налоговое планирование на этом этапе подразделяется на законное и незаконное, изображено на рисунке :