Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 13:25, курсовая работа
Задачей данной курсовой работы является систематизация знаний о таком понятии, как налоговое планирование, а так же рассмотреть и проанализировать налоговые поступления в федеральный бюджет РФ за 2005-2009 года.
Для достижения данной задачи поставлены следующие цели:
рассмотреть понятие, сущность налогового планирования;
изучить инструменты, методы налогового планирования;
Исходной составляющей налогового планирования является определение налоговой базы для каждого вида налога. Расчет налоговой базы проводится как на федеральном уровне, так и в региональном разрезе с учетом отраслевой структуры. При этом региональное налоговое планирование так же основывается на результатах анализа исполнения текущих налоговых обязательств, мониторинга и прогноза макроэкономической ситуации в регионах.7
Таким образом, можно сделать вывод, что процесс налогового планирования на государственном уровне не является механическим определением размера предстоящих поступлений в бюджеты соответствующих органов власти. Это процесс выявления и мобилизации имеющихся в экономике страны резервов, решения общегосударственных и отраслевых задач на ближайшее будущее и перспективу. Прогнозирование налоговых поступлений является сложной и ответственной работой, требующей серьезного анализа происходящих в стране и в регионах социальных, экономических и политических процессов, перспектив и тенденций их развития, а так же глубоких познаний в области налогового законодательства.
Процесс налогового прогнозирования базируется на общеэкономических: экспертных оценок, анализа, корреляции, ранжирования и других. При этом выбор метода определяется целями, стоящими на конкретной стадии налогового прогнозирования, временными рамками, конкретными видами налога.
Непременным элементом налогового прогнозирования является экономический анализ поступлений налогов как в целом, так и по отдельным видам. Предметом анализа выступают не только суммы поступивших налогов и их динамика. Более важно проанализировать тенденции в развитии налогооблагаемой базы и составляющих ее элементов, а так структуру налогоплательщиков.
Изменения, происходящие в экономике страны, выход ее из кризиса, решение проблем неплатежей бюджету и хозяйствующих субъектов друг другу предопределяют и возможности уточнения акцентов в оценке факторов, влияющих на налогооблагаемую базу, появления других ее элементов и характеристик.
Налоговое
прогнозирование является частью финансового
прогнозирования деятельности предприятий-
2. АНАЛИЗ
НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И
2.1 Анализ
динамики и структуры
В системе государственных финансов центральное место занимает федеральный (государственный) бюджет. Федеральный бюджет – это финансовый план государства на текущий финансовый год, который имеет силу закона.
Государство, аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, через финансовые механизмы осуществляет свои политические, экономические и социальные функции.
Государственный бюджет состоит из двух частей, которые дополняют друг друга: доходной и расходной. Доходная часть показывает направления поступления средств на финансирование деятельности государства. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры. Любое изменение структуры доходов бюджета отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.
Доходы федерального бюджета на 2005 год определены в федеральном законе «О федеральном бюджете на 2005 год» в сумме 3 326 041 100,0 тыс. рублей.
В соответствии с приложением № 6 к федеральному закону «О федеральном бюджете на 2005 год» налоговые поступления за данный период составили 3 151 745 600,0 тыс. рублей, это 94,76% от общей суммы доходов бюджета за 2005 год, неналоговые – 174 295 500,0 тыс. рублей и 5,24%.
Доходы
федерального бюджета на 2006 год
определены в федеральном
В соответствии с приложением 7 к федеральному закону «О федеральном бюджете на 2006 год» налоговые доходы бюджета за этот период составили 4 830 748 500,0 тыс. рублей этот показатель больше аналогичного за предыдущий исследуемый год на 1 679 002 900,0 тыс. рублей. Доля входящих в состав налоговых поступлений показателей распределилась в следующих пропорциях:
Сумма неналоговых поступлений в 2006 году составила – 215 310 000,0 тыс. рублей, их доля в общей сумме доходов бюджета составляет 4,27%. С 2006 года в состав доходов включается новый показатель – целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей, который составил 79 000,0 тыс. рублей.
Доходы федерального бюджета на 2007 год определены в федеральном законе «О федеральном бюджете на 2007 год» в сумме 6 965 317 200,0 тыс. рублей. Согласно приложению №7 к ФЗ «О федеральном бюджете», доходная часть складываются из:
Налоговые поступления в 2007 году составляли 96,16 % от общей суммы доходов федерального бюджета. Оставшаяся часть распределятся между неналоговыми поступлениями – 5,15%, безвозмездными поступлениями - 3,13% и целевыми отчислениями от всероссийских государственных лотерей.
Размер неналоговых поступлений, зачисленный в федеральный бюджет составил 266 792 400,0 тыс. рублей, которые распределяется в следующих пропорциях:
Основную роль в формировании неналоговых поступлений в бюджет играют доходы от оказания платных услуг и доходы от имущества, находящегося в частной собственности – 55,79 %. Целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей, в размере – 482 000 рублей, что составило примерно 0,006% от общих доходов федерального бюджета.
Доходы федерального бюджета в 2008 году согласно ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 » в размере 6 673 238 900 тыс.
В структуре доходов налоговых поступлений в федеральный бюджет предусмотрены:
Доля налоговых доходов федерального бюджета в 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличилась на 3,8 %.
В 2008 году структура неналоговых доходов выглядит следующим образом:
Структура налоговых поступлений по сравнению с 2007 годом существенно не изменилась. По-прежнему среди неналоговых поступлений так же главную роль играют доходы от имущества находящегося в частной собственности, доля которых по сравнению с 2007 годом увеличилась на 7%. Но размер поступлений административных платежей и сборов уменьшился приблизительно на 9%.
В структуре доходов федерального бюджета по статье целевые отчисления от всероссийских лотерей наблюдается положительная динамика. Теперь в формировании доходов бюджета они участвуют на 0,019% вместо 0,006%.
Доходы федерального бюджета Российской Федерации планируются на 2009 год в сумме 7 421 228 300,0 тыс. рублей.
В структуре доходов федерального бюджета предусмотрены:
Доля налоговых поступлений федерального бюджета в 2009 году по сравнению с 2008 годом не изменилась.
Структура налоговых поступлений по сравнению с 2008 годом сильно не изменилась.
Среди неналоговых поступлений так же главную роль играют доходы от имущества находящегося в частной собственности – 28,5% . По сравнению с предыдущими периодами данный показатель уменьшился более чем на 2%.
В соответствии с федеральными законами бюджета на 2005 – 2010 года налоговые поступления федерального бюджета составят:
Таким образом, доходы федерального бюджета за рассмотренный период в среднем составят 6 244 517 267 млрд. рублей (Рисунок 4).
Рисунок 4 – налоговые поступления в федеральный бюджет за 2005 – 2010 года
Основные потенциальные угрозы стабильности российской бюджетной системы связаны с неблагоприятной динамикой нефтегазовых доходов в ближайшие годы и в долгосрочной перспективе.
Доходы государственного бюджета определены в Федеральном законе «О федеральном бюджете» на соответствующий год. Проанализируем динамику и структуру налоговых платежей и поступлений за период с 2005 по 2010 года, используя данные таблицы, построенной на основе приложений (Приложение 6).
Согласно ст. 212 БК РФ закон о федеральном бюджете может быть признан утратившим силу в части планового периода, если в текущем году снижаются более чем на 15%. В 2009г. такие доходы сократились на 25,3%. С учетом этого положения о плановом периоде 2010 2011 гг. утрачивает силу. Соответственно, изменения касаются только показателей федерального бюджета на 2009г.
В этом году повышен предполагаемый уровень инфляции с 8,5% до 13%. Прогнозируемый объем ВВП уменьшен с 51475 до 40420 млрд. руб. Доходы федерального бюджета сократились с 10927 до 6713821 млн.руб., но расходы увеличиваются с 9024654 до 9692219 млн. руб. То есть бюджет на 2009 г. был не профицитным, а дефицитным. Дополнительные средства направляются, в частности, на увеличение социальных выплат, на поддержку рынка труда, отдельных отраслей экономики, банковского сектора, предоставление финансовой помощи субъектам РФ и государственным внебюджетным фондам.
В виду произошедших изменений в бюджетном законодательстве в 2008 году, изменилась структура доходов в части их распределения на нефтегазовые и не нефтегазовые доходы.
Нефтегазовые доходы федерального бюджета используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а также для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
К нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы федерального бюджета от уплаты: