Совершенствование методов и способов налогового планирования и прогнозирования на федеральном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 13:25, курсовая работа

Описание работы

Задачей данной курсовой работы является систематизация знаний о таком понятии, как налоговое планирование, а так же рассмотреть и проанализировать налоговые поступления в федеральный бюджет РФ за 2005-2009 года.
Для достижения данной задачи поставлены следующие цели:
рассмотреть понятие, сущность налогового планирования;
изучить инструменты, методы налогового планирования;

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 236.98 Кб (Скачать файл)

Исходной составляющей налогового планирования является определение налоговой базы для каждого вида налога. Расчет налоговой базы проводится как на федеральном уровне, так и в региональном разрезе с учетом отраслевой структуры. При этом региональное налоговое планирование так же основывается на результатах анализа исполнения текущих налоговых обязательств, мониторинга и прогноза макроэкономической ситуации в регионах.7

Таким образом,  можно сделать вывод, что процесс налогового планирования на государственном уровне не является механическим определением размера предстоящих поступлений в бюджеты соответствующих органов власти. Это процесс выявления и мобилизации имеющихся в экономике страны резервов, решения общегосударственных  и отраслевых задач на ближайшее будущее и перспективу. Прогнозирование налоговых поступлений является сложной и ответственной работой, требующей серьезного анализа происходящих в стране и в регионах социальных, экономических и политических процессов, перспектив и тенденций их развития, а так же глубоких познаний в области налогового законодательства.

Процесс налогового прогнозирования базируется на общеэкономических: экспертных оценок, анализа, корреляции, ранжирования и других. При этом выбор метода  определяется целями, стоящими на конкретной стадии налогового прогнозирования, временными рамками, конкретными видами налога.

Непременным элементом налогового прогнозирования является экономический анализ поступлений налогов как в целом, так и по отдельным видам. Предметом анализа выступают не только суммы поступивших налогов и их динамика. Более важно проанализировать  тенденции в развитии налогооблагаемой базы и составляющих ее элементов, а так структуру налогоплательщиков.

Изменения, происходящие в экономике страны, выход ее из кризиса, решение проблем неплатежей бюджету и хозяйствующих субъектов друг другу предопределяют и возможности уточнения акцентов в оценке факторов, влияющих на налогооблагаемую  базу, появления других ее элементов и характеристик.

Налоговое прогнозирование является частью финансового прогнозирования деятельности предприятий-налогоплательщиков, и означает использование  учетной и амортизационной политики предприятия, а так же льгот по налогам из налогооблагаемой базы для оптимизации налоговых платежей.

 

 

 

 

 

 

 

2. АНАЛИЗ  НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ  В ФБ

2.1 Анализ  динамики и структуры налоговых  поступлений на уровне эволюционного  подхода.

 

В системе государственных финансов центральное место занимает  федеральный (государственный) бюджет. Федеральный бюджет – это финансовый план государства на текущий финансовый год, который имеет силу закона.

Государство, аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, через финансовые механизмы осуществляет свои политические, экономические и социальные функции.

Государственный бюджет состоит из двух частей, которые дополняют друг друга: доходной и расходной. Доходная часть показывает направления поступления средств на финансирование деятельности государства. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры. Любое изменение структуры доходов бюджета отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Доходы федерального бюджета на 2005 год определены в федеральном законе «О федеральном бюджете на 2005 год»   в сумме  3 326 041 100,0 тыс. рублей.

В соответствии с приложением № 6 к федеральному закону «О федеральном бюджете на 2005 год» налоговые поступления за данный период составили 3 151 745 600,0 тыс. рублей, это 94,76% от общей суммы доходов бюджета за 2005 год, неналоговые – 174 295 500,0 тыс. рублей и 5,24%.

 Доходы  федерального бюджета на 2006 год  определены в федеральном законе  «О федеральном бюджете на 2006 год»   в сумме 5 046 058 500,0 тыс. рублей.

В соответствии с приложением 7 к федеральному закону «О федеральном бюджете на 2006 год» налоговые доходы бюджета за этот период составили 4 830 748 500,0 тыс. рублей этот показатель больше аналогичного за предыдущий исследуемый год на 1 679 002 900,0 тыс. рублей. Доля входящих в состав налоговых поступлений показателей распределилась в следующих пропорциях:

  • налог на прибыль – 6,83%;
  • налоги и взносы на социальные нужды – 5,99%;
  • налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации – 24%;
  • налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации – 10,55%;
  • налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами – 14,93%;
  • государственная пошлина – 0,46%;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности – 32,95%.

Сумма неналоговых поступлений в 2006 году составила – 215 310 000,0 тыс. рублей, их доля в общей сумме доходов бюджета составляет 4,27%. С 2006 года в состав доходов включается новый показатель – целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей, который составил 79 000,0 тыс. рублей.

Доходы федерального бюджета на 2007 год определены в федеральном законе «О федеральном бюджете на 2007 год»   в сумме  6 965 317 200,0 тыс. рублей. Согласно приложению №7 к ФЗ «О федеральном бюджете», доходная часть складываются из:

  • налоговых поступлений в сумме 6 698 042 800,0 тыс. рублей, в том числе доходов в виде единого социального налога (ЕСН) – 368 773 900,0 тыс. руб. ЕСН выделен в самостоятельный подраздел в приложении 7 к федеральному бюджету, поскольку данный налог имеет целевой характер.
  • неналоговых поступлений в сумме  266 792 400,0 тыс. рублей,
  • целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей 482 000 тыс. рублей.

Налоговые поступления в 2007 году составляли 96,16 % от общей суммы доходов федерального бюджета. Оставшаяся часть распределятся между неналоговыми поступлениями – 5,15%, безвозмездными поступлениями  - 3,13% и  целевыми отчислениями от всероссийских государственных лотерей.

Размер неналоговых поступлений, зачисленный в федеральный бюджет составил 266 792 400,0 тыс. рублей, которые распределяется в следующих пропорциях:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности – 37,4%;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности – 15,65 %;
  • доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства – 32,75%;
  • доходы от продажи материальных и нематериальных активов – 1,7%;
  • платежи при пользовании природными ресурсами – 12,1%;
  • административные платежи и сборы –10,7%;
  • штрафы, санкции, возмещение ущерба – 1,02%;
  • прочие неналоговые доходы –0,57 %.

Основную роль в формировании неналоговых поступлений в бюджет играют доходы от  оказания платных услуг и доходы от имущества, находящегося в частной собственности –  55,79 %. Целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей, в размере – 482 000 рублей, что составило примерно 0,006% от общих доходов федерального бюджета.

Доходы федерального бюджета в 2008 году согласно ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 » в размере 6 673 238 900 тыс.

В структуре доходов налоговых поступлений в федеральный бюджет предусмотрены:

  • налоговые доходы в сумме 6 297 596 047 тыс. рублей (94,08%);
  • неналоговые доходы федерального бюджета – 345 563 401 тыс. рублей (5,2%);
  • целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей – 1 288 000 тыс. рублей (0,019%).

Доля налоговых доходов федерального бюджета в 2008 году по сравнению с 2007 годом  увеличилась на 3,8 %.

В 2008 году структура неналоговых доходов выглядит следующим образом:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности – 30,4%;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности – 15 %;
  • доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства – 35 %;
  • доходы от продажи материальных и нематериальных активов – 1,21%;
  • платежи при пользовании природными ресурсами – 16 %;
  • административные платежи и сборы –1,24 %;
  • штрафы, санкции, возмещение ущерба – 1,02 %;
  • прочие неналоговые доходы – 0,61 %.

Структура налоговых поступлений по сравнению с 2007 годом существенно   не изменилась. По-прежнему среди неналоговых поступлений так же главную роль играют доходы от имущества находящегося в частной собственности, доля которых по сравнению с 2007 годом  увеличилась на 7%. Но размер поступлений административных платежей и сборов уменьшился приблизительно на 9%.

В структуре доходов федерального бюджета по статье целевые отчисления от всероссийских лотерей наблюдается положительная динамика. Теперь в формировании доходов бюджета они участвуют на 0,019% вместо 0,006%.

Доходы федерального бюджета Российской Федерации планируются на 2009 год в сумме 7 421 228 300,0 тыс. рублей.

В структуре доходов федерального бюджета предусмотрены:

  • налоговые доходы в сумме 7 093 323 613 тыс.  рублей (95 %);
  • неналоговые доходы федерального бюджета –369 983 140 тыс. рублей (4,9%);
  • целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей – 2 140 млн. рублей (0,029 %).

Доля налоговых поступлений федерального бюджета в 2009 году по сравнению с 2008 годом  не изменилась. 

Структура налоговых поступлений по сравнению с 2008 годом сильно не изменилась.

Среди неналоговых поступлений так же главную роль играют доходы от имущества находящегося в частной собственности – 28,5% . По сравнению с предыдущими периодами данный показатель уменьшился более чем на 2%.

В соответствии с федеральными законами бюджета на 2005 – 2010 года налоговые поступления федерального бюджета составят:

  • в 2005 – 3 326 041 100,0 тыс. рублей;
  • в 2006 – 5 046 058 500,0 тыс. рублей;
  • в 2007 – 6 965 317 200,0 тыс. рублей;
  • в 2008 – 6 673 238 900,0 тыс. рублей;
  • в 2009 – 7 421 228 300,0 тыс. рублей;
  • в 2010 – 8 035 219 600,0 тыс. рублей.

Таким образом, доходы федерального бюджета за рассмотренный период  в среднем составят 6 244 517 267 млрд. рублей (Рисунок 4).

Рисунок 4 – налоговые поступления в федеральный бюджет за 2005 – 2010 года

Основные потенциальные угрозы стабильности российской бюджетной системы связаны с неблагоприятной динамикой нефтегазовых доходов в ближайшие годы и в долгосрочной перспективе.

Доходы государственного бюджета определены в Федеральном законе «О федеральном бюджете» на соответствующий год. Проанализируем динамику и структуру налоговых платежей и поступлений за период с 2005 по 2010 года, используя данные таблицы, построенной на основе приложений (Приложение 6).

Согласно ст. 212 БК РФ закон о федеральном бюджете может быть признан утратившим силу  в части планового периода, если в текущем году снижаются более чем на 15%. В 2009г. такие доходы сократились на 25,3%. С учетом этого положения о плановом периоде 2010 2011 гг. утрачивает силу. Соответственно, изменения касаются только показателей федерального бюджета на 2009г.

В этом году повышен предполагаемый уровень инфляции с 8,5% до 13%. Прогнозируемый объем ВВП уменьшен с 51475 до 40420 млрд. руб. Доходы федерального бюджета сократились с 10927 до 6713821 млн.руб., но расходы увеличиваются с 9024654 до 9692219 млн. руб. То есть бюджет на 2009 г. был не профицитным, а дефицитным. Дополнительные средства направляются, в частности, на увеличение  социальных выплат, на поддержку рынка труда, отдельных отраслей экономики, банковского сектора, предоставление финансовой помощи субъектам РФ и государственным внебюджетным фондам.

В виду произошедших изменений в бюджетном законодательстве в 2008 году, изменилась структура доходов в части их распределения на нефтегазовые и не нефтегазовые доходы.

Нефтегазовые доходы федерального бюджета используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а также для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

К нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы федерального бюджета от уплаты:

  • налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);
  • вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;
  • вывозных таможенных пошлин на газ природный;
  • вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Информация о работе Совершенствование методов и способов налогового планирования и прогнозирования на федеральном уровне