Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 13:25, курсовая работа
Задачей данной курсовой работы является систематизация знаний о таком понятии, как налоговое планирование, а так же рассмотреть и проанализировать налоговые поступления в федеральный бюджет РФ за 2005-2009 года.
Для достижения данной задачи поставлены следующие цели:
рассмотреть понятие, сущность налогового планирования;
изучить инструменты, методы налогового планирования;
Информационное обеспечение должно в себя включать:
- информационную базу данных;
- источники формирования информационной базы, потоки и способы поступления данных;
- методы накопления, хранения, обновления и поиска данных, образующих информационную базу;
- методы обеспечения достоверности данных на всех этапах их сбора и обработки;
- методы информационного анализа и синтеза.
От грамотно разработанного информационного обеспечения процесса налогового прогнозирования зависит точность и объективность прогнозов, поэтому необходимо четко определить, какие показатели необходимы, а также установить источники информации.
Налоги при этом, главный источник финансирования государственных расходов, материальная основа бюджетной политики, а с другой стороны, это инструмент регулирования. Задача государственных бюджетных органов состоит не в простом обложении налогами тех или иных источников поступления средств, а в создании тонко настраиваемого механизма воздействия на хозяйственное поведение юридических и физических лиц. Для этого используются временно или селективно предоставляемые налоговые скидки, отсрочка уплаты налогов.
1.3 Методы
налогового планирования и
Основная задача налогового планирования это определение на заданный временной период экономически обоснованного размера поступлений налогов в соответствующий или консолидированный бюджет, а так же объема налогов, подлежащих уплате конкретным предприятиям - налогоплательщиком. Таким образом, налоговое прогнозирование можно рассматривать как с позиций государства и органов местного самоуправления, так и с позиций налогоплательщика.
Налоговое прогнозирование на уровне государства и органов местного самоуправления служит основой для выработки прогноза социально-экономического развития страны, субъектов РФ и муниципальных образований на среднесрочный и долгосрочный периоды, для своевременного и обоснованного составления проектов федерального, регионального и местных бюджетов на предстоящий од, для принятия необходимых политических, экономических и социальных решений в ходе исполнения соответствующих бюджетов.
Методы прогнозирования можно разделить на две группы. Это эвристические методы, которые основаны на преобладании интуиции, то есть субъективных начал. Другую группу образую экономико-математические методы, в которых превалируют объективные начала. К их числу относятся статистические методы. Значительное число методов в той или иной степени объединяют элементы обеих групп. (Рисунок 3)
Рисунок 3 – Методы налогового прогнозирования.
Рассмотрим их более подробно.
1. Эвристический
метод предполагает, что подходы,
используемые для формирования
прогноза, не изложены в явной
форме и неотделимы от лица,
делающего прогноз. При разработке
прогноза доминируют интуиция, прежний
опыт, творчество и воображение.
К этой группе методов
Опрашиваемые, давая оценки, могут основывать свои суждения как опираясь непосредственно на интуицию, так и используя определенные причинно-следственные связи, данные статистики и расчетов.
В условиях рынка часто осуществляют прогнозирование спроса путем опросов потребителей, а так же путем экспертных оценок. В качестве экспертов используют торговый персонал, обслуживающий определенные территории, дилеров, консультантов по маркетингу. В прогнозировании социально-экономического развития используют опросы населения, избирателей, отдельных социальных групп.
2. Экономико-математические
методы. При использовании экономико-
Определение системы факторов и причинно-следственной структуры исследуемого явления – начальный этап математического моделирования.
Статистические методы занимают особое место в прогнозировании. Методы математической и прикладной статистики используются при планировании любых работ по прогнозированию, при обработке данных, полученных как эвристическими методами, так и при использовании собственно экономико-математических методов. В частности, с их помощью определяют численность групп экспертов, опрашиваемых граждан, периодичность сбора данных, оценивают параметры теоретических экономико-математических моделей.
Каждый их указанных методов обладает достоинствами и недостатками. Все методы прогнозирования дополняют друг друга и могут использоваться совместно.
3. Метод
сценариев – эффективное
Сценарий – это модель будущего, в которой описывается возможный ход событий с указанием вероятностей их реализации. В сценарии определяются основные факторы, которые должны быть приняты во внимание, и указывается, каким образом эти факторы могут повлиять на предполагаемые события.
Как правило, составляется несколько альтернативных вариантов сценариев и таким образом, - это характеристика будущего в изыскательном прогнозе, а не определение одного возможного или желательного состояния будущего.
Сценарий обычно представляют собой описание событий и оценки показателей и характеристик во времени. Метод подготовки сценариев вначале использовался для выявления возможных результатов военных действий. Позже сценарное прогнозирование стали применять в экономической политике, а затем и в стратегическом корпоративном планировании. Теперь это наиболее известный интеграционный механизм прогнозирования экономических процессов в условиях рынка.
Сценарии являются эффективным средством преодоления традиционного мышления. Сценарий – это анализ быстро меняющегося будущего, его подготовка заставляет заниматься деталями и процессами, которые могут быть упущены при изолированном использовании частных методов прогнозирования. Поэтому сценарий отличается от простого прогноза. Он является инструментом, который используется для определения видов прогнозов, которые должны быть разработаны, чтобы описать будущее с достаточной полнотой, с учетом всех главных факторов.
Использование сценарного прогнозирования в условиях рынка обеспечивает:
Сценарное прогнозирование является эффективным средством подготовки плановых решений, как на предприятии, так и в государстве.
Планирование тесно связано с прогнозированием, разделение этих процессов в известной мере условно, поэтому в планировании и прогнозировании могут использоваться одни и те же методы или тесно взаимосвязанные методы.
Рассмотрим следующие методы планирования. (Рисунок 4)
Рисунок 4 – Методы налогового планирования.
Решения об утверждении планов. Планы являются результатами решений, которые принимаются на основе возможных плановых альтернатив. Принятие решения осуществляется по некоторым критериям. Критерии отражают цели, которые ставят лица принимающие решения.
Решения об утверждении планов, как правило являются не только сложными из-за множественности критериев, но и просто трудными по причинам неопределенности, ограниченности и информации и высокой ответственности. Поэтому окончательные решения об утверждении планов принимаются путем эвристического, интуитивного выбора их ограниченного числа предварительно подготовленных альтернатив.
Методы планирования, таким образом, - это методы подготовки плановых альтернатив или, по меньшей мере, одного варианта плана для утверждения лицом или органом, принимающим решение.
Методы подготовки одного или нескольких вариантов планов различают по используемым методам составления планов, методам и срокам возможной реализации планов, объектам планирования.
Планирование может основываться на эвристических и математических методах.
Методы оптимального планирования. В решении задач подготовки оптимальных, то ест наилучших по определенным критериям, планов могут использоваться методы математического программирования.
Задача математического программирования состоит в отыскании максимума или минимума некоторой функции при наличии ограничений на переменные – элементы решения.
Методы реализации, сроки реализации планов и объекты налогового планирования. По методам реализации планы могут подразделяться на директивные и индикативные планы.
Директивные планы предназначаются непосредственно для безусловного исполнения. Таковыми являются планы для производственных подразделений. Методы формирования должны обеспечивать однозначность директивных планов.
Индикативные планы представляют собой лишь ориентиры экономического развития и экономической политики для предприятий, организаций, домохозяйств, а так же государства и регионов. Экономические индикаторы планов могут варьироваться в зависимости от условий.
Методы формирования должны обеспечивать определение допустимых пределов случайного изменения экономических индикаторов, а так же выявление следствий исполнения или неисполнения отдельных условий.
В зависимости от поставленных целей налоговое планирование может проводиться следующими различными методами. (Таблица 1) Однако, все расчеты должны учитывать следующие составляющие:
Остаточную составляющую, включающую возможные неучтенные данные.
Таблица 1- Методы налогового планирования.
Название метода налогового планирования |
Информационная база |
Содержание метода |
Метод периода (экстраполяции) |
Поступление налогов за определенные периоды предыдущих лет. Объемы выпадающих доходов по налогам. |
Продолжение тенденций, которые сложились в прошлом. Показатели при планировании приводятся в сопоставимых условиях. |
Экспертный метод |
Динамика поступлений налогов и сборов. |
Включает определение налоговых баз по каждому налогу и сбору. Рассчитывается уровень собираемости, динамика их поступления, оцениваются результаты их изменения. |
Условный метод: - статистические модели
- динамические модели налоговых поступлений. |
- Сведения о налоговой базе по каждому налогу
- Объем поступлений налогов и сборов. |
- Учитывают прямые эффекты - Построение скорректированных
временных рядов налоговых |
Метод налогового калькулятора. |
База данных с индивидуальными отчетами налогоплательщиков. |
Рассматривают влияние изменений налогового законодательства на разные категории налогоплательщиков:А) поиск типичного представителя для каждой группировочной категорииБ) Расчет текущих налоговых обязательств на основе индивидуальных налоговых деклараций. |
При планировании поступлений по важнейшим видам налогов и сборов,
как правило, следует применять все вышеперечисленные методы.
Наиболее простым является метод тренда, т.е. экстраполяции, продолжения в будущем тех тенденций, которые сложились и в прошлом. В качестве базы для использования этого метода служит информация о поступлении конкретных налогов и сборов за определенные периоды предыдущих лет, об объемах выпадающих доходов, состоянии задолженности по налоговым платежам, анализ тенденций в развитии налогооблагаемой базы, структуры налогоплательщиков и т.д.
При этом методе планирования соответствующие показатели должны приводиться в сопоставимые условия. Особенно важно правильно оценивать размеры дополнительных поступлений налогов и сборов и выпадающих доходов в результате определенных изменений в налоговом законодательстве.
Следующим более сложным методом является экспертный метод разработки прогнозных оценок, при котором проводятся экспертные расчеты возможного поступления конкретных налогов и сборов.
Экспертный метод включает в себя определение налоговых баз по каждому налогу и сбору, мониторинг динамики их поступления за ряд периодов, расчет уровней собираемости налогов и сборов, объемов выпадающих доходов, состояние задолженности по налоговым платежам, оценку результатов изменения налогового законодательства и т.д.
Условный метод используется для получения прогнозных значений агрегированных поступлений и основывается на получении оценок эластичности налоговых поступлений по базе налогообложения. Существует два типа условных методов прогнозирования: статистические и динамические модели прогнозирования налоговых поступлений.
Статистические модели прогнозирования налоговых поступлений ориентированы на учет прямых эффектов воздействия на налоговую базу, в частности изменения структуры налогов. Для составления прогнозов с помощью статистических моделей требуется данные о налоговых поступлениях и их базах по каждому из рассматриваемых типов налогов.
С помощью динамических моделей учитывается не только прямой эффект воздействия налогооблагаемой базы на объем поступлений, но и косвенные эффекты, такие как реакция базы налогообложения на изменение структуры налоговой системы и др. Динамические модели рассматривают ожидаемую реакцию секторов экономики на изменение налогового законодательства. В силу этого базы налогообложения не являются фиксированной величиной при построении прогнозов налоговых поступлений, и на них отражаются изменения налоговой системы.