Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 12:56, дипломная работа
Целью данной работы является:
изучение действующего в настоящее время механизма определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц;
изучение системы исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц на ООО «ОФ «Комус-Упаковка»;
выявление недостатков в системе налогообложения доходов физических лиц;
выявление путей совершенствования налога на доходы физических лиц.
Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1. Механизм определения налоговой базы по НДФЛ…………...………9
1.1.Общие правила определения налоговой базы по НДФЛ………………………...9
1.2.Особенности в определении налоговой базы по НДФЛ………………………..19
1.3.Налоговые вычеты………………………………………………………………...36
Глава 2. Механизм определения налоговой базы по НДФЛ на примере ООО «ОФ «Комус-Упаковка»………………………………………………………………53
2.1.Краткая характеристика ООО «ОФ «Комус-Упаковка»………………………..53
2.2.Исчисление НДФЛ на «ОФ «Комус-Упаковка»………………………………...55
2.3.Представление отчётности о доходах физического лица в налоговые органы………………………………………………………………………………….59
Глава 3. Совершенствование налога на доходы физических лиц……………………………………………………………………………………...62
3.1. История налога на доходы физических лиц в России………………………….62
3.2. Мировой опыт исчисления и взимания НДФЛ…………………………………65
3.3.Основные направления совершенствования и оптимизации НДФЛ………….72
Заключение……………………………………………………………………….79
Список использованной литературы……………………
В таком случае можно использовать иной способ реформирования налогообложения. В целях уменьшения налогооблагаемой базы можно увеличить стандартные налоговые вычеты, которые затрагивают интересы большинства налогоплательщиков, а также следует ввести необлагаемый налогом минимум, который должен быть приближен к размеру прожиточного минимума. Увеличение стандартных вычетов и введение необлагаемого минимума – это способ повышения доходов населения.
В своем Послании Федеральному Собранию от 30.11.2010 Дмитрий Анатольевич Медведев затронул вопрос предоставления стандартных налоговых вычетов на работников и их детей. Президент РФ предложил увеличить налоговые вычеты для всех семей с детьми, отменив при этом стандартные вычеты на самих работников, так как для абсолютного большинства наших граждан они приобрели символический характер. Правительству РФ было поручено до 1 марта 2011 г. представить в Государственную Думу проект федерального закона, предусматривающего увеличение с 2011 г. размера налоговых вычетов для семей с детьми, в том числе для семей с тремя и более несовершеннолетними детьми, до 3000 руб. в месяц на каждого ребенка начиная с третьего, а также отмену применяемого в настоящее время стандартного налогового вычета в размере 400 руб.
Госдума на пленарном заседании 13 мая 2011 года приняла в первом чтении законопроект "О внесении изменений в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
В соответствии с ним, налоговый вычет в размере 1000 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на:
– налогоплательщиков, на обеспечении которых находится один ребенок и которые являются родителями или супругом (супругой) родителя;
– налогоплательщиков, которые являются опекунами или попечителями, приемными родителями, супругом (супругой) приемного родителя ребенка.
Налоговый вычет в размере 2400 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на:
– налогоплательщиков, на обеспечении которых находятся двое детей и которые являются родителями или супругом (супругой) родителя;
– налогоплательщиков, которые являются опекунами или попечителями, приемными родителями, супругом (супругой) приемного родителя двоих детей.
Налоговый вычет в размере 5400 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на:
– налогоплательщиков, на обеспечении которых находятся трое детей и которые являются родителями или супругом (супругой) родителя;
– налогоплательщиков, которые являются опекунами или попечителями, приемными родителям, супругом (супругой) приемного родителя троих детей.
При наличии четверых и более детей налогоплательщикам, на обеспечении которых находятся дети и которые являются родителями или супругом (супругой) родителя, налогоплательщикам, которые являются опекунами или попечителями, приемными родителями, супругом (супругой) приемного родителя детей, налоговый вычет предоставляется в размере 3000 рублей за каждый месяц налогового периода на каждого четвертого и последующего ребенка.
Указанные налоговые вычеты действуют до месяца, в котором доход налогоплательщиков, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, в отношении которого предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 Налогового Кодекса (13%) , превысил 280000 рублей.
Начиная с месяца, в
котором указанный доход
Налоговые вычеты удваиваются в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, а также в случае, если учащийся очной формы обучения, аспирант, ординатор, студент в возрасте до 24 лет является инвалидом I или II группы. Налоговый вычет предоставляется в двойном размере единственному родителю (приемному родителю), опекуну, попечителю.
Предоставление указанного налогового вычета единственному родителю прекращается с месяца, следующего за месяцем вступления его в брак. Налоговый вычет предоставляется родителям, супругу (супруге) родителя, опекунам, попечителям, приемным родителям, супругу (супруге) приемного родителя на основании их письменных заявлений и документов, подтверждающих право на данный налоговый вычет.
При этом иностранным физическим лицам, у которых ребенок (дети) находится (находятся) за пределами РФ, такой вычет предоставляется на основании документов, заверенных компетентными органами государства, в котором проживает (проживают) ребенок (дети).
Уменьшение налоговой базы производится с месяца рождения ребенка (детей), или с месяца, в котором установлена опека (попечительство), или с месяца вступления в силу договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью и сохраняется до конца того года, в котором ребенок (дети) достиг (достигли) возраста, указанного в абзацах двенадцатом и тринадцатом настоящего подпункта, или в случае истечения срока действия либо досрочного расторжения договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, или в случае смерти ребенка (детей).
Налоговый вычет предоставляется за период обучения ребенка (детей) в образовательном учреждении и (или) учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в период обучения.
Положение, касающееся отмены стандартного налогового вычета в размере 400 руб., предоставляемого каждому налогоплательщику-гражданину до достижения общего размера дохода, исчисленного нарастающим итогом с начала налогового периода 40 тыс. руб., предлагается ввести с 2012 г.
Заключение
Налог на доходы физических лиц в соответствии с классификацией, предусмотренной налоговым законодательством РФ относится к федеральным налогам. В настоящее время налог установлен гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса РФ и обязателен к уплате на всей территории Российской Федерации.
Порядок формирования налоговой базы установлен в ст. 210 НК РФ, в соответствии с которой при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Причем, налоговая база определяется обособленно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.
В соответствии с методологией налогообложения доходов физических лиц в объект налогообложения включается вся совокупная сумма доходов, полученных физическим лицом в течение налогового периода, то есть года. Таким образом объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц является величина валового дохода.
Основополагающим принципом выступает фактор принадлежности определенного дохода физического лица тем видам доходов, которые четко обозначены в кодексе. При этом доходы, выведенные из-под налогообложения, не участвуют в расчете налоговой базы и находятся в прямом смысле слова за рамками процесса исчисления суммы налога, уплачиваемой в бюджет. Поэтому эти виды доходов не принимают участие в процессе расчета итоговой суммы налога.
В настоящее время ещё окончательно не решен вопрос о введении комплекса стимулирующих мер, направленных на поощрение определенных категорий налогоплательщиков, нуждающихся в государственной поддержке, а также на установление для отдельных видов доходов более привилегированного положения, как правило, это наиболее социально-значимые доходы.
Несмотря на то, что статьей 217 НК РФ установлен перечень доходов, освобождаемых от налогообложения, что способствует снижению налоговой нагрузки, это не решает всего комплекса задач.
Законодатель наравне с доходами, не подлежащими налогообложению, вводит и систему налоговых вычетов, которые в соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ оказывают влияние на величину налоговой базы, уменьшая ее. Налоговый кодекс предусматривает четыре вида вычетов: стандартные, социальные, имущественные и профессиональные.
Налоговые вычеты, как и налоговые льготы характеризуются тем, что здесь используется как предварительный, так и последующий характер их применения, что означает наличие возможности налогоплательщика уменьшить исчисленную сумму налога на сумму налогового вычета или уменьшить налогооблагаемую базу, применив соответствующую норму, как до уплаты налога, так и после таковой.
Сегодняшние возможности экономического роста России позволяют добиться более ощутимых результатов повышения благосостояния населения. Добиться этого можно и с помощью справедливого и продуманного налогообложения, в том числе и подоходного.
Потенциал налога на доходы физических лиц в современной налоговой системе России реализован не полностью. Он еще не оказывает существенного воздействия на процессы перераспределения валового внутреннего продукта в России, слабо влияет на регулирование имущественного расслоения населения, устранение острых социальных проблем в стране: безработицы, низкой рождаемости граждан, высокой доли граждан, получающих доходы ниже прожиточного минимума.
Применяемые налоговые вычеты носят лишь явочный характер и практически не выполняют свою регулирующую функцию, так как абсолютная величина указанных вычетов много меньше даже установленного минимального прожиточного минимума. Они совершенно не учитывают структуру цивилизованного потребления товаров, работ, услуг и никак не привязаны к минимальному размеру оплаты труда. Как следствие, это порождает поистине легендарную изобретательность в поиске всяческих путей ухода от налогообложения, сокрытия полученных доходов. Кроме того, введено ограничение суммы совокупного дохода до 40 тыс. рублей и ограничено право на получение стандартного налогового вычета в полной сумме за весь налоговый период.
Таким образом, посредством действующего механизма происходит налогообложение доходов физических лиц, получающих доходы ниже прожиточного минимума, то есть находящихся за чертой бедности и нуждающихся не только в освобождении от налогообложения, а в государственной помощи. Следовательно, государством сформирован крайне неэффективный механизм переложения налогового бремени на малообеспеченные слои населения.
Ещё одной важной проблемой
в налогообложении доходов
В заключении хотелось бы отметить, что необходим срочный возврат к прогрессивной модели подоходного налога. В российской налоговой системе уже назрел вопрос о необходимости разработки и введения прогрессии по налогу на доходы физических лиц. При этом указанная прогрессия должна быть не простой, а именно сложной, при которой облагаемый доход должен делиться на части и каждая последующая часть облагаться по повышенной ставке. Нужно также предусмотреть нововведения или корректировки в отношении вычетов, например, придать стандартному налоговому вычету по НДФЛ эквивалентность минимальных жизненно необходимых расходов человека, то есть тех расходов, которые необходимы любому из нас для поддержания своей жизнедеятельности; убрать с социальных налоговых вычетов все ограничения – сколько средств реально потрачено налогоплательщиком в налоговом периоде на образование, лечение, добровольное пенсионное обеспечение себя (конечно же, в лучшем виде и обеспечение нетрудоспособных членов семьи) столько и надо принимать к вычету. Конечно, изменения в определенной мере усложнят администрирование, но позволят придать подоходному налогообложению социальную направленность. Такой налог будет стимулировать решение, на мой взгляд, важнейших социальных задач – снижение расслоения населения по уровню дохода, перераспределение налоговой нагрузки с малых на большие доходы.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации
2. Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая. Официальный текст по состоянию на 31 января 2011г.
3. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 30.11.2010г.
4. Алиев А.М. Состояние, тенденции
и проблемы налогообложения доходов физических
лиц. – Режим доступа: www.rppe.ru/wp-content/
5. Касьянова Г.Ю. Учёт-2011: бухгалтерский и налоговый. – М.:АБАК, 2011. – 832с.
6. Клочкова И.В. Налог на доходы физических лиц: Практическое пособие. М.: Экзамен, 2007. - 159 с.
7. Лопатников Л. И.Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело, 2003. — 520 с.
8. Основные направления налоговой политики на 2011 – 2013годы
9. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации. М.: Финансы и статистика, 2008. - 460 с.
10. Пансков В. Г. О принципах налогообложения физических лиц. Финансы. – 2008. - № 1. – С. 32.
11. Притула С.В. Нормативно-правовое регулирование социальных налоговых вычетов при налогообложении доходов физических лиц // Право и жизнь. — 2008. — № .122(5). — 0,6 п.л.
12. Притула С.В. Налог на доходы физических лиц: Учебно-методическое
Информация о работе Совершенствование налога на доходы физических лиц