Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 12:56, дипломная работа
Целью данной работы является:
изучение действующего в настоящее время механизма определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц;
изучение системы исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц на ООО «ОФ «Комус-Упаковка»;
выявление недостатков в системе налогообложения доходов физических лиц;
выявление путей совершенствования налога на доходы физических лиц.
Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1. Механизм определения налоговой базы по НДФЛ…………...………9
1.1.Общие правила определения налоговой базы по НДФЛ………………………...9
1.2.Особенности в определении налоговой базы по НДФЛ………………………..19
1.3.Налоговые вычеты………………………………………………………………...36
Глава 2. Механизм определения налоговой базы по НДФЛ на примере ООО «ОФ «Комус-Упаковка»………………………………………………………………53
2.1.Краткая характеристика ООО «ОФ «Комус-Упаковка»………………………..53
2.2.Исчисление НДФЛ на «ОФ «Комус-Упаковка»………………………………...55
2.3.Представление отчётности о доходах физического лица в налоговые органы………………………………………………………………………………….59
Глава 3. Совершенствование налога на доходы физических лиц……………………………………………………………………………………...62
3.1. История налога на доходы физических лиц в России………………………….62
3.2. Мировой опыт исчисления и взимания НДФЛ…………………………………65
3.3.Основные направления совершенствования и оптимизации НДФЛ………….72
Заключение……………………………………………………………………….79
Список использованной литературы……………………
Налогом облагается
либо отдельный человек, либо семья.
В последнем случае суммируются все
виды доходов членов семьи за год. По
подоходному налогу с физических
лиц предоставляются налоговые льготы.
Чистый доход
уменьшается на необлагаемый минимум,
взносы в благотворительные
фонды, налоги, уплачиваемые властям
штата, местные налоги, проценты, полученные
от ценных бумаг правительства штатов
и местных органов управления, суммы
алиментов, расходы на медицинское обслуживание
(в размерах, не превышающих 15% облагаемой
суммы). В результате перечисленных
вычетов образуется налогооблагаемый
доход граждан США. До 1986 г. в США действовало
14 ставок подоходного налога, величина
которых варьировалась с 11 до 50%. В ходе налоговой реформы 1990-х
гг. шкала ставок была упрощена: максимальная
ставка снижена до 39,6 %, а число ставок
сократилось до 5.
Подоходный налог в США был введён при президенте Вильсоне в 1913 году и составлял 1% чистого дохода при доходе до 20 тыс. долларов США. Если сумма дохода превышала 500 тыс. долларов США в год, ставка налога была около 6%.
Но система налогообложения доходов
физических лиц в США очень сильно запутана
и бюрократизирована. Так, если в 1913 году
законодательство о подоходном налоге
занимало 400 страниц, то сейчас его объём
доходит до 50 тыс. страниц. То же самое
касается и формы отчётности по налогу,
которая в настоящее время состоит из
двух основных страниц и 216 страниц инструкций.
По оценке административно-бюджетного
управления США, американские налогоплательщики,
а также деловые предприятия тратят ежегодно
порядка 6 млрд. часов (3 млн. человеко-лет)
для заполнения налоговых деклараций,
сбора и хранения другой информации, необходимой
для их составления и подачи. В результате
примерно половина американских налогоплательщиков
в целях экономии своего времени, изыскания
форм и методов минимизации уплачиваемых
доходов, а то и вообще ухода от уплаты
федеральных налогов, прибегают к услугам
фирм и консультативных служб, специализирующихся
на составлении налоговых деклараций.
Соответствующие расходы и потери, сопровождающие
ежегодную подачу налоговых
деклараций, оцениваются американскими
экспертами в пределах 10-20% от собираемой
суммы федеральных подоходных налогов,
или порядка 100-200млрд. долларов США.
Помимо этого,
относительно высокие ставки налогообложения побуждают
американских налогоплательщиков, особенно
с высокими доходами, изыскивать достаточно
сложные комбинации составления «бухгалтерии»
своих доходов с целью уменьшения размера
уплачиваемых подоходных налогов. В результате,
согласно некоторым подсчетам, федеральная
казна ежегодно недополучает десятки
и даже сотни миллиардов причитающихся
ей долларов. Так, согласно
заключению Налогового управления США,
она получает ежегодно примерно 87% от максимально
возможной суммы налоговых сборов, и таким
образом в настоящее время объем соответствующих
ежегодных потерь колеблется в пределах
от 95 до 200 млрд. долларов США.
Помимо этого в США широко развита деятельность по созданию всевозможного рода фирм и компаний в оффшорных зонах с целью прямого ухода от федерального налогообложения, что ежегодно обходится американскому государству в 70 млрд. долларов потерь.
Здесь необходимо отметить, что примерно такая же ситуация наблюдается сейчас и в России. Законодательство о НДФЛ усложняется, существуют многочисленные льготы и иные привилегии, которые не приносят налогоплательщику реальную выгоду, а только усложняют процесс расчёта налога.
Интересным в налоговой системе США является то, что штаты имеют свою, отдельную от федеральной, налоговую систему. Они взимают подоходный налог с корпораций и граждан. Ставки подоходного налога с физических лиц в штатах колеблются от 10 до 35%.
В США все
физические лица, независимо от того, платят они налоги или нет,
обязаны ежегодно представлять налоговые
декларации, если только они не
освобождены от их подачи законом. Каждому
налогоплательщику присваивается федеральный
идентификационный номер. Федеральное
правительство, правительства штатов
и местные органы власти направляют налоговым
субъектам, которые должны подавать сведения
о доходах, стандартизированные
формы налоговых деклараций. Вместе с
графиком уплаты налогов эти ежегодные
формы для соответствующих налоговых
органов являются источником подробных
сведений о налогооблагаемом доходе. Декларации
должны быть подписаны налогоплательщиком.
Подпись сопровождается заявлением, что
декларация "подлинная, правильная
и полная", при этом лицо, подписавшее
декларацию, полностью отвечает за сообщенные
сведения, в противном случае ему грозит
штраф за "лжесвидетельство", что
является в США преступлением.
Что касается других, не европейских налоговых систем, то здесь можно привести пример Японии. Налоговая система Японии имеет некоторые особенности и отличается от налоговых систем европейских стран и США. В Японии существуют 2 типа налогов: государственные и местные.
Другая особенность налоговой системы Японии - множественность налогов. Налоги имеет право взимать каждый орган территориального управления. Но все налоги страны зафиксированы в законодательных актах. Всего в Японии 25 государственных и 30 местных налогов.
Что касается подоходного
налога, то он, как и во многих других странах,
приносит самый высокий доход государству.
Физические лица уплачивают подоходный
налог по прогрессивной шкале, имеющей
5 ставок: 10%, 20%, 30%, 40% и 50% их дохода. Кроме
того, взимается подоходный префектурный
налог по трем ставкам: 5%,
10% и 15% дохода физических лиц.
По подоходному налогу с физических лиц
предоставляется ряд льгот. Существует
довольно значительный необлагаемый
минимум, который учитывает семейное
положение человека. От уплаты
налога освобождаются средства, затраченные
на лечение, дополнительные
налоговые льготы имеют многосемейные
граждане. В результате у среднеоплачиваемого
человека может освобождаться от уплаты
налога более 30% его доходов.
В Австралии предусмотрен подоходный
налог для доходов от следующих видов
деятельности: сельского и лесного хозяйства,
самостоятельной индивидуальной деятельности,
несамостоятельного (наемного) труда,
вложенного капитала, сдачи имущества
в наем, аренду, прочих видов деятельности.
Максимальная налоговая ставка установлена
в размере 45%, минимальная – 15%. Удержание
налога осуществляется по трем направлениям.
При выплате
заработной платы или вознаграждения
сумма подоходного налога удерживается
работодателем. При выплате дивидендов
налог удерживает компания. Доходы, не
вошедшие в первые две формы, указываются
в ежегодной индивидуальной налоговой
декларации.
Завершая краткую характеристику подоходного налогообложения физических лиц в зарубежных странах, необходимо отметить, что реформы, осуществляемые в этой области, за рубежом включают такие направления, как расширение объекта обложения при снижении налоговых ставок и прогрессии при построении их шкалы. Эта тенденция обусловливается, с одной стороны, необходимостью повышения трудовой активности населения и обеспечения более справедливого налогообложения фискальных субъектов, обладающих разными уровнями доходов, а с другой — усилением борьбы с уклонением от уплаты налогов.
Современное зарубежное налоговое законодательство
стремится использовать для исчисления
подоходного налога прогрессивные
процентные ставки, представляющие собой
выраженную в процентах долю налога по
отношению к облагаемому объекту, которая
возрастает по мере увеличения размера
дохода налогоплательщика. Эти ставки
наиболее полно выражают один из важнейших
постулатов налогового права — принцип
справедливого налогообложения.
3.3 Основные направления совершенствования и оптимизации НДФЛ
Сегодняшние возможности экономического роста России позволяют добиться более ощутимых результатов повышения благосостояния населения. Добиться этого можно и с помощью справедливого и продуманного налогообложения, в том числе и подоходного.
Подоходный налог как наиболее затрагивающий материальное благосостояние граждан неоднократно подвергался кардинальным методологическим изменениям, побывав пропорциональным, дифференцированным, с простой и сложной ставкой прогрессией. Все изменения подчеркивают необходимость поиска сбалансированности интересов государства и граждан в подоходном налогообложении.
В соответствии с Налоговым Кодексом РФ налоговая ставка по НДФЛ составляет 13%. По поводу этой уравнительной ставки для «богатых» и «бедных» и возникает большинство споров среди экономистов. Считается, что плоская шкала налогообложения наиболее справедлива, так как обеспечивает равенство налогоплательщиков независимо от социальной и иной принадлежности, а также помогает вывести часть доходов из теневой экономики. Но у данной теории существует множество противников, предлагающих введение прогрессивной шкалы налога. Данная тема часто обсуждается в прессе и Правительством.
В порядке исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц имеются и другие нерешенные проблемы. В частности, формирование и использование налоговых льгот, налоговые вычеты, налогообложение доходов индивидуальных предпринимателей и ряд других вопросов. Их необходимо анализировать и на этой основе разрабатывать рекомендации по дальнейшему совершенствованию подоходного налогообложения населения.
Система налогообложения доходов физических лиц в России не соответствует конституционным признакам социального государства, имеет зачастую отрицательную социальную направленность, не отвечает принципам социальной справедливости и прогрессивности, экономической целесообразности, региональной соразмерности доходов и налогов.
Реформа НДФЛ, приемлемая для населения Российской Федерации и Правительства, приводящая к увеличению доходов граждан и одновременно сохраняющая поступления в бюджет – это основная задача, стоящая перед специалистами в данной области. Совместить эти интересы довольно сложно.
НДФЛ, как никакой другой налог, должен реализовывать свою распределительную функцию. Считается, что действующая с 2001 г. единая ставка на доходы физических лиц способствует легализации заработной платы. В то же время эффективная ставка налога для состоятельных граждан приобретает регрессивный характер, поскольку они обладают большими возможностями для уменьшения налогооблагаемой базы за счет расходов на образование, лечение и т.д. К тому же, для налогоплательщика, а особенно российского, получающего месячную зарплату в 10 тыс. руб. уплаченный налог в сумме 1300 руб. куда более весом, чем сумма в 130 тыс. для налогоплательщика, имеющего месячный доход в 1млн. руб. Нельзя забывать, что оставшиеся после уплаты налога средства должны обеспечивать возможность налогоплательщика осуществлять расходы, необходимые для поддержания минимального уровня жизни. Поскольку эти затраты равны для всех граждан, то в условиях плоской шкалы подоходного налогообложения удельный вес общих обязательных платежей в доходах низко обеспеченных слоев населения становится существенно выше, чем у более обеспеченных.
Многие ученые считают, что существующая система ведет к дальнейшему расслоению общества, так как независимо от величины дохода, процент налога остается неизменным, и выступают с предложением введения прогрессивной шкалы налогообложения. То есть при увеличении суммы дохода должна возрастать и ставка НДФЛ. Тут следует заметить, что практически нигде в мире не существует плоской шкалы подоходного налога. При этом прогрессия в большинстве стран достигает больших величин. На рисунке представлены минимальные и максимальные ставки подоходного налога в странах с развитой экономикой, из которой видно, что ставка налога на доходы физических лиц в России самая низкая.
Исследование
в области подоходного
Рисунок 1.
С формальной точки зрения самые привлекательные для граждан налоговые режимы для физических лиц созданы в Азии (Гонконг, Сингапур, Южная Корея, Китай). Однако, несмотря на эти цифры, европейцы в азиатский регион переселяться вовсе не спешат. Объясняется это тем, что внушительные ставки подоходного налога в развитых странах имеют обратную сторону – высокую степень социальной защиты и значительно более качественный уровень жизни. В числе прочего это приводит к тому, что именно немецкие и британские пенсионеры тратят деньги на малайзийских курортах, а не наоборот. Высокое второе место России в списке самых привлекательных налоговых режимов объясняется еще и тем, что для сравнения исследователи из Mercer брали ставки подоходного налога в расширенном виде с учетом обязательных взносов на социальное страхование, которые в большинстве стран удерживаются из зарплаты граждан. Россия же выбивается из общего ряда социальные расходы государства (пенсии, медобслуживание и т. д.) финансируются за счёт страховых взносов, которые уплачивают работодатели, а не работники.
Однако делают это они все же из фонда оплаты труда. Реальная нагрузка на зарплату работника с учетом 34% ставки страховых взносов в России составляет не 13%, а порядка 47%. Учет этого переместил бы Россию в нижнюю часть списка.
Еще одна российская особенность подоходного налога – одинаковые эффективные (с учетом налоговых вычетов и т.д.) ставки для холостых и семейных налогоплательщиков. Согласно этому же исследованию Mercer, к примеру, в Великобритании ставка налога для одиноких налогоплательщиков равна 29,4%, а для состоящих в браке и имеющих двух детей 20,9%. В Германии эти цифры равны 45,7% и 30,5%, во Франции 34,1% и 22,3%. Российская же плоскость подоходного налога уравнивает в правах всех налогоплательщиков.
Положительных моментов реформы по введению прогрессивной шкалы налогообложения в России достаточно много, но существуют и минусы. Главным из них является то, что может возникнуть опасность возврата к теневой экономике, когда население будет стараться скрыть свои доходы. Правительство РФ категорически против изменения плоской 13% ставки по НДФЛ.
Информация о работе Совершенствование налога на доходы физических лиц