Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 12:56, дипломная работа
Целью данной работы является:
изучение действующего в настоящее время механизма определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц;
изучение системы исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц на ООО «ОФ «Комус-Упаковка»;
выявление недостатков в системе налогообложения доходов физических лиц;
выявление путей совершенствования налога на доходы физических лиц.
Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1. Механизм определения налоговой базы по НДФЛ…………...………9
1.1.Общие правила определения налоговой базы по НДФЛ………………………...9
1.2.Особенности в определении налоговой базы по НДФЛ………………………..19
1.3.Налоговые вычеты………………………………………………………………...36
Глава 2. Механизм определения налоговой базы по НДФЛ на примере ООО «ОФ «Комус-Упаковка»………………………………………………………………53
2.1.Краткая характеристика ООО «ОФ «Комус-Упаковка»………………………..53
2.2.Исчисление НДФЛ на «ОФ «Комус-Упаковка»………………………………...55
2.3.Представление отчётности о доходах физического лица в налоговые органы………………………………………………………………………………….59
Глава 3. Совершенствование налога на доходы физических лиц……………………………………………………………………………………...62
3.1. История налога на доходы физических лиц в России………………………….62
3.2. Мировой опыт исчисления и взимания НДФЛ…………………………………65
3.3.Основные направления совершенствования и оптимизации НДФЛ………….72
Заключение……………………………………………………………………….79
Список использованной литературы……………………
В настоящее
время применяется форма №2-
ООО «ОФ «Комус-Упаковка» представляет сведения о доходах физических лиц с использованием средств телекоммуникаций. Справки в электронном виде формируются в соответствии с Форматом сведений о доходах по форме 2-НДФЛ «Справка о доходах физического лица за 20__ год» в электронном виде (на основе XML), утверждённым приказом ФНС России от 17.11.2010 №ММВ-7-3/611@.
Справки о доходах представляются по каждому физическому лицу, получившему доходы от ООО «ОФ «Комус-Упаковка», отдельно по каждой ставке налога.
Справка о доходах физических лиц, утверждённая приказом ФНС России от 17.11.2010 №ММВ-7-3/611@, состоит из пяти разделов:
– раздел 1 «Данные о налоговом агенте»;
– раздел 2 «Данные о физическом лице – получателе дохода»;
– раздел 3 «Доходы, облагаемые по ставке ___%»;
– раздел 4 «Стандартные
и имущественные налоговые
– раздел 5 «Общие суммы дохода и налога по итогам налогового периода».
Все суммовые показатели в справке отражаются в рублях и копейках через десятичную точку, за исключением сумм налога на доходы физических лиц. Суммы НДФЛ исчисляются и отражаются в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а 50 копеек и более округляются до полного рубля.
Глава 3. Совершенствование налога на доходы физических лиц
3.1 История налога на доходы физических лиц в России
Подоходный налог появился в общемировой практике давно и сейчас он действует почти во всех странах мира. Место его рождения — Великобритания. Она ввела этот налог в 1798 году как временную меру, в виде утроенного налога на роскошь. Но с 1842 года подоходный налог окончательно утвердился в английской налоговой практике. В других странах он функционирует с конца 19 – начала 20 века (Пруссия - с 1891 г., Франция - с 1914 г.).
Русский экономист Озеров И.Х. в начале прошлого столетия кратко сформулировал причины, побудившие страны ввести подоходный налог:
- требования рабочего класса;
- интерес развивающейся промышленности;
- дефицит бюджета.
Объектами подоходного налога выступали доходы плательщиков (физических лиц). Исторически сложились 2 формы построения подоходного налога: шедулярная и глобальная. Шедулярная форма появилась в Великобритании и предполагала разделение дохода на части (шедулы) в зависимости от источника дохода (заработная плата, дивиденды, рента), обложение каждой шедулы происходило отдельно. Глобальная форма предполагала обложение совокупного дохода плательщика независимо от источника дохода (возникла в Пруссии).
В России на протяжении ряда столетий основным прямым налогом была подушная подать. В 1812 г. был введен прогрессивный процентный сбор с доходов от недвижимого имущества, представляющий собой своеобразную форму подоходного налога.
Подоходный налог был представлен на рассмотрение Думы в 1907 г., но принят лишь в 1916г. Это был единственный из всех налогов, который предстояло взимать не с коллективных налогоплательщиков, а с суммы личных доходов отдельных индивидов; кроме того, ему предстояло стать единственным по-настоящему универсальным налогом, взимаемым со всех живущих в России и официально возложить фискальную ответственность на женщин (вместо налога на главу семьи).
Подоходный налог был необычен еще и тем, что в его основе лежала декларация о доходах, то есть добровольное согласие налогоплательщика раскрыть информацию о собственных доходах. Эта мера предполагала, что каждый налогоплательщик будет сознательно, с позиций гражданина и с пониманием своего долга, сотрудничать с правительством.
В 1916 году правительство отдало предпочтение не английской, а прусской системе подоходного налога. Прусская модель представляла собой систему комплексного налогообложения, при которой налогоплательщик был обязан декларировать все источники своих доходов, а государство подходило к налогоплательщику как к участнику всех видов экономической деятельности.
Английская система фактически представляла собой смесь отдельных налогов на различные виды доходов, а не на налогоплательщика как такового.
Налогообложение было дифференцированным по прогрессивным ставкам. В 1916 г. его потолок был 12,5%, впоследствии Временное правительство довело его до 30,5%. Первоначально Правительство предусматривало минимальную сумму необлагаемого дохода в 1000 руб., что в 1912г. означало бы, что большинству населения подоходный налог не грозит. Инфляция военного периода резко увеличила число людей, чей доход равен или больше 1000 руб., а государственный совет понизил минимальный уровень дохода до 750 руб. с целью охватить налогом как можно большее количество населения. Отныне и бедные должны были быть включены в число налогоплательщиков, потому что получали статус граждан, то есть подтягивались до уровня граждан через насильственное включение в число налогоплательщиков.
Лишь в 1916 г. был принят указ императора России о введении как такового подоходного налога и должен был быть введен в действие с 1917 г. Однако события 1917 г. не позволили данному указу вступить в действие.
В Советском Союзе подоходное налогообложение не играло значительной роли по сравнению с другими источниками доходов бюджета. Платежи населения в государственный бюджет осуществлялись в форме подоходного налога, налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, сельскохозяйственного налога, налога на владельцев строений, земельного налога и налога с владельцев транспортных средств.
В СССР подоходный налог с населения был введен на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943 года «О подоходном налоге с населения». Его уплачивали граждане СССР, имеющие самостоятельный источник дохода, независимо от места проживания, а также иностранные лица и лица без гражданства, имевшие на территории СССР источники дохода. Техника взимания налога оставалась практически неизменной вплоть до конца восьмидесятых годов.
Взимание подоходного налога производилось у источника выплаты дохода. Доходы плательщиков при обложении дифференцировались в зависимости от источников происхождения и размеров. Они подразделялись на: заработную плату; авторские вознаграждения и другие доходы литераторов и работников искусства; доходы лиц, занимающихся кустарно - ремесленным промыслом; доходы лиц, занимающихся частной практикой; другие доходы.
Действовал подоходный налог по следующим принципам:
1) платили налог все граждане и со всех своих доходов;
2) налоговую базу исчисляли ежемесячно, кроме кустарей, ремесленников и лиц, занимающихся частной практикой, так как у них она исчислялась за календарный год;
3) ставки были прогрессивными, но по каждой социальной группе:
– рабочие служащие и совместители – 13%;
– работники свободных профессий (писатели, артисты, художники и т.д.) – 60%;
– кустари, ремесленники и служители религиозных культов – 90%.
Льготы также были установлены по социальному признаку.
И, наконец, очередной виток в российской истории НДФЛ связан с изданием Закона РСФСР от 07.12.1991 N 1998-1 «О подоходном налоге» (далее - Закон N 1998-1). Основная отличительная черта этого Закона – это переход к исчислению подоходного налога со всех категорий плательщиков, исходя из совокупного годового дохода. В отношении всех видов доходов были установлены единая система льгот и единая прогрессивная шкала ставок, которая практически ежегодно корректировалась.
Плательщиками подоходного налога признавались граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства как имеющие, так и не имеющие постоянного места жительства в РСФСР.
Налогом облагался весь совокупный доход физического лица, полученный им в календарном году как в денежной (национальной или иностранной валюте), так и в натуральной форме. Доходы, полученные в натуральной форме, учитывались по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии - по свободным рыночным ценам на дату получения дохода.
Кроме того, был особо урегулирован порядок представления деклараций о доходах: был значительно расширен круг лиц, которым надлежало представлять декларацию налоговым органам.
Принятие главы 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц» и введение ее в действие с 1 января 2001 года ознаменовало новый, современный этап в развитии подоходного налогообложения в России. Изменилось название налога – теперь он стал называться налогом на доходы физических лиц. Важным моментом стал переход на «единую» ставку, не зависящую от уровня дохода, а также введение института «резидентства».
Сейчас ставки НДФЛ варьируются в зависимости от статуса резидента и источников получения доходов и составляют: 13%, 9%, 15%, 30%, 35%.
3.2 Мировой опыт исчисления и взимания НДФЛ
Налоговая система многих промышленно развитых стран начинает свою новую историю после налоговой реформы 80-х годов. Принятые правительствами меры привели к общему оживлению экономики, повышению инициативы предпринимателей, ускорению воспроизводства фондов, и это не смотря на временные трудности, которые возникли на первых этапах реформы, связанные с резким снижением налоговых поступлений в бюджет. Но спустя некоторое время недостаток был компенсирован ростом прибыли предприятий и стабилизацией экономики в целом.
В настоящее время за рубежом облагается чистый доход плательщика за минусом разрешенных законом вычетов и налоговых льгот, к которым относятся необлагаемый минимум, профессиональные расходы, семейные скидки, скидки на детей и иждивенцев, взносы в фонды и т. п. Список исключений в разных странах различен и зависит от национальных особенностей и традиций. И хотя законодательство многих стран провозглашает равные возможности для всех плательщиков в использовании налоговых скидок, в реальной жизни многие льготы являются лишь привилегией очень состоятельных слоев населения.
На сегодняшний
день ставки подоходного налога
в разных странах Европы различны. Кроме
этого, в одних странах ставка изменяется
в зависимости от
величины доходов, а в других – фиксированная.
Так, в Германии ставка составляет от 19
до 53%, в Великобритании – от 10 до 40
%, Швеции – от 25 до 55%, Франции – от 0 до
57%, Италии – от 23 до 43%, в Австрии – от 38
до 50%.
Также хочется отметить, что системы налогообложения многих стран также, как и в России, применяют практику налоговых вычетов и льгот, но в отличии от нашей страны эти привилегии имеют существенное значение для налогоплательщиков.
Так, в
Швеции, базой для налогообложения служит совокупный
доход, превышающий необлагаемый минимум
в 10 000 крон. В сумму дохода также не включаются:
компенсации за производственную травму,
стипендии, ссуды на учебу, пособие по
безработице или инвалидности, коммунальная
прибавка за квартиру, пособие на детей.
Если в течение налогового года уменьшилась
«налоговая возможность» плательщика
(болезнь, несчастный случай и другое),
то управление по налогам может увеличить
сумму дохода, не подлежащую
налогообложению. При расчете чистого
дохода физическое лицо имеет право на
вычет (до половины чистого дохода) суммы
отчислений в Государственный резервный
фонд капиталовложений. Подоходный налог состоит из:
– муниципального налога
– государственного налога.
В основном, все платят только муниципальный налог. Сумма варьируется от 29 до 35%. Государственный налог составляет 25% и уплачивается, если зарплата за год, превышает 380.000 шведских крон.
Другой пример – Австрия. Здесь подоходный налог с физических лиц имеет свои особенности. Например, товарищества в Австрии не облагаются корпоративным налогом на прибыль, но участники товарищества платят подоходный налог, при исчислении которого учитывается доля каждого товарища. Необлагаемый минимум – 10 000 евро.
Во Франции на подоходный налог
возложены функции стимулирования вкладов
населения в сбережения, недвижимость,
покупку акций. Все это создает сложную
систему расчета налога и применения многочисленных
льгот и вычетов. Так из 25 млн. плательщиков
фактически платят налог только 15 млн.
(52%).
Налог единый, высчитывается
по единой прогрессивной шкале, но вместе
с тем, он принимает во внимание экономические,
социальные, семейные условия и возраст
каждого плательщика. Ставки прогрессии – от 0 до
54% в зависимости от доходов. Ежегодно шкала уточняется,
позволяя учесть инфляционные процессы. Принципиальная особенность
подоходного налогообложения во Франции
состоит в том, что обложению подлежит
доход не физического лица, а семьи. Если налогоплательщик холост
– для налога это семья из 1 человека. Доходы
делятся на 7 категорий, для каждой из которой
своя методика расчета.
В США, как и в других странах, формирование и движение бюджетных средств занимает центральное место в реализации экономической политики американского государства. Налоги, дающие наиболее стабильные и крупные поступления, направляются в федеральный бюджет. На его долю приходится примерно 70% государственных доходов и расходов.
Структура доходов федерального бюджета США характеризуется следующими данными:
а) подоходный налог с физических лиц - 41%;
б) отчисления на социальное страхование - 34%;
в) налог на доходы корпораций - 10%;
г) акцизные сборы - 3%;
д) заемные средства - 8%;
е) прочие доходы,
включая налог на имущество,
переходящее в порядке
наследования или дарения и негосударственные
пошлины - 4%.
Как видно, наиболее крупной статьей дохода является подоходный налог с физических лиц. Он взимается по прогрессивной шкале. Имеется необлагаемый минимум доходов. В начале 90-х годов он составлял 2000 долларов в год (около 60000 рублей). Сейчас этот минимум доходит до 4000 долларов в год.
Информация о работе Совершенствование налога на доходы физических лиц