Совершенствование налога на доходы физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 12:56, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является:
изучение действующего в настоящее время механизма определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц;
изучение системы исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц на ООО «ОФ «Комус-Упаковка»;
выявление недостатков в системе налогообложения доходов физических лиц;
выявление путей совершенствования налога на доходы физических лиц.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1. Механизм определения налоговой базы по НДФЛ…………...………9
1.1.Общие правила определения налоговой базы по НДФЛ………………………...9
1.2.Особенности в определении налоговой базы по НДФЛ………………………..19
1.3.Налоговые вычеты………………………………………………………………...36
Глава 2. Механизм определения налоговой базы по НДФЛ на примере ООО «ОФ «Комус-Упаковка»………………………………………………………………53
2.1.Краткая характеристика ООО «ОФ «Комус-Упаковка»………………………..53
2.2.Исчисление НДФЛ на «ОФ «Комус-Упаковка»………………………………...55
2.3.Представление отчётности о доходах физического лица в налоговые органы………………………………………………………………………………….59
Глава 3. Совершенствование налога на доходы физических лиц……………………………………………………………………………………...62
3.1. История налога на доходы физических лиц в России………………………….62
3.2. Мировой опыт исчисления и взимания НДФЛ…………………………………65
3.3.Основные направления совершенствования и оптимизации НДФЛ………….72
Заключение……………………………………………………………………….79
Список использованной литературы……………………

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 505.00 Кб (Скачать файл)

В настоящее  время применяется форма №2-НДФЛ «Справка о доходах физического  лица за 20__год», утверждённая приказом ФНС России от 17.11.2010 №ММВ-7-3/611@ (см. приложение 3).

ООО «ОФ «Комус-Упаковка»  представляет сведения о доходах  физических лиц с использованием средств телекоммуникаций. Справки  в электронном виде формируются  в соответствии с Форматом сведений о доходах по форме 2-НДФЛ «Справка о доходах физического лица за 20__ год» в электронном виде (на основе XML), утверждённым приказом ФНС России от 17.11.2010 №ММВ-7-3/611@.

Справки о доходах  представляются по каждому физическому лицу, получившему доходы от ООО «ОФ «Комус-Упаковка», отдельно по каждой ставке налога.

Справка о доходах  физических лиц, утверждённая приказом ФНС России от 17.11.2010 №ММВ-7-3/611@, состоит из пяти разделов:

– раздел 1 «Данные  о налоговом агенте»;

– раздел 2 «Данные о физическом лице – получателе дохода»;

– раздел 3 «Доходы, облагаемые по ставке ___%»;

– раздел 4 «Стандартные и имущественные налоговые вычеты»;

– раздел 5 «Общие суммы дохода и налога по итогам налогового периода».

Все суммовые показатели в справке отражаются в рублях и копейках через десятичную точку, за исключением сумм налога на доходы физических лиц. Суммы НДФЛ исчисляются и отражаются в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а 50 копеек и более округляются до полного рубля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Совершенствование налога на доходы физических лиц

3.1 История налога на доходы физических лиц в России

Подоходный налог появился в общемировой практике давно и сейчас он действует почти во всех странах мира. Место его рождения — Великобритания. Она ввела этот налог в 1798 году как временную меру,  в виде утроенного налога на роскошь. Но с 1842 года подоходный налог окончательно утвердился в английской налоговой практике. В других странах он функционирует с конца 19 – начала 20 века (Пруссия - с 1891 г., Франция - с 1914 г.). 

Русский экономист Озеров И.Х. в начале прошлого столетия кратко сформулировал причины, побудившие страны ввести подоходный налог: 

- требования рабочего класса; 

- интерес развивающейся промышленности; 

- дефицит бюджета. 

Объектами подоходного налога выступали доходы плательщиков (физических лиц). Исторически сложились 2 формы построения подоходного налога: шедулярная и глобальная. Шедулярная форма появилась в Великобритании и предполагала разделение дохода на части (шедулы) в зависимости от источника дохода (заработная плата, дивиденды, рента), обложение каждой шедулы происходило отдельно. Глобальная форма предполагала обложение совокупного дохода плательщика независимо от источника дохода (возникла в Пруссии).

В России на протяжении ряда столетий основным прямым налогом была подушная подать. В 1812 г. был введен прогрессивный процентный сбор с доходов от недвижимого имущества, представляющий собой своеобразную форму подоходного налога.

Подоходный налог был представлен на рассмотрение Думы в 1907 г., но принят лишь в 1916г. Это был единственный из всех налогов, который предстояло взимать не с коллективных налогоплательщиков, а с суммы личных доходов отдельных индивидов; кроме того, ему предстояло стать единственным по-настоящему универсальным налогом, взимаемым со всех живущих в России и официально возложить фискальную ответственность на женщин (вместо налога на главу семьи).

Подоходный налог был необычен еще и тем, что в его основе лежала декларация о доходах, то есть добровольное согласие налогоплательщика раскрыть информацию о собственных доходах. Эта мера предполагала, что каждый налогоплательщик будет сознательно, с позиций гражданина и с пониманием своего долга, сотрудничать с правительством.

В 1916 году правительство отдало предпочтение не английской, а прусской системе подоходного налога. Прусская модель представляла собой систему комплексного налогообложения, при которой налогоплательщик был обязан декларировать все источники своих доходов, а государство подходило к налогоплательщику как к участнику всех видов экономической деятельности.

Английская система фактически представляла собой смесь отдельных налогов на различные виды доходов, а не на налогоплательщика как такового.

Налогообложение было дифференцированным по прогрессивным ставкам. В 1916 г. его потолок был 12,5%, впоследствии Временное правительство довело его до 30,5%. Первоначально Правительство предусматривало минимальную сумму необлагаемого дохода в 1000 руб., что в 1912г. означало бы, что большинству населения подоходный налог не грозит. Инфляция военного периода резко увеличила число людей, чей доход равен или больше 1000 руб., а государственный совет понизил минимальный уровень дохода до 750 руб. с целью охватить налогом как можно большее количество населения. Отныне и бедные должны были быть включены в число налогоплательщиков, потому что получали статус граждан, то есть подтягивались до уровня граждан через насильственное включение в число налогоплательщиков.

Лишь в 1916 г. был принят указ императора России о введении как такового подоходного налога и должен был быть введен в действие с 1917 г. Однако события 1917 г. не позволили данному указу вступить в действие.

В Советском Союзе  подоходное налогообложение не играло значительной роли по сравнению с другими источниками доходов бюджета.  Платежи населения в государственный бюджет осуществлялись в форме подоходного налога, налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, сельскохозяйственного налога, налога на владельцев строений, земельного налога и налога с владельцев транспортных средств.

В СССР подоходный налог с населения был введен на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943 года «О подоходном налоге с населения». Его уплачивали граждане СССР, имеющие самостоятельный источник дохода, независимо от места проживания, а также иностранные лица и лица без гражданства, имевшие на территории СССР источники дохода. Техника взимания налога оставалась практически неизменной вплоть до конца восьмидесятых годов.

Взимание подоходного налога производилось у источника выплаты дохода. Доходы плательщиков при обложении дифференцировались в зависимости от источников происхождения и размеров. Они подразделялись на: заработную плату; авторские вознаграждения и другие доходы литераторов и работников искусства; доходы лиц, занимающихся кустарно - ремесленным промыслом; доходы лиц, занимающихся частной практикой; другие доходы.

Действовал подоходный налог по следующим принципам:

1) платили налог все граждане и со всех своих доходов;

2) налоговую базу исчисляли ежемесячно, кроме кустарей, ремесленников и лиц, занимающихся частной практикой, так как у них она исчислялась за календарный год;

3) ставки были прогрессивными, но по каждой социальной группе:

– рабочие служащие и совместители – 13%;

– работники свободных профессий (писатели, артисты, художники и т.д.) – 60%;

–  кустари, ремесленники и служители религиозных культов – 90%.

Льготы также были установлены по социальному признаку.

И, наконец, очередной  виток в российской истории НДФЛ связан с изданием Закона РСФСР от 07.12.1991 N 1998-1 «О подоходном налоге» (далее - Закон N 1998-1). Основная отличительная черта этого Закона – это переход к исчислению подоходного налога со всех категорий плательщиков, исходя из совокупного годового дохода. В отношении всех видов доходов были установлены единая система льгот и единая прогрессивная шкала ставок, которая практически ежегодно корректировалась.

Плательщиками подоходного  налога признавались граждане РФ, иностранные  граждане и лица без гражданства как имеющие, так и не имеющие постоянного места жительства в РСФСР.

Налогом облагался весь совокупный доход физического лица, полученный им в календарном году как в денежной (национальной или  иностранной валюте), так и в  натуральной форме. Доходы, полученные в натуральной форме, учитывались по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии - по свободным рыночным ценам на дату получения дохода.

Кроме того, был особо  урегулирован порядок представления  деклараций о доходах: был значительно расширен круг лиц, которым надлежало представлять декларацию налоговым органам.

Принятие главы 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц» и введение ее в действие с 1 января 2001 года ознаменовало новый, современный этап в развитии подоходного налогообложения в России. Изменилось название налога – теперь он стал называться налогом на доходы физических лиц. Важным моментом стал переход на «единую» ставку, не зависящую от уровня дохода, а также введение института  «резидентства».

Сейчас ставки НДФЛ варьируются в зависимости от статуса резидента и источников получения доходов и составляют: 13%, 9%, 15%, 30%, 35%.

3.2 Мировой опыт исчисления и взимания НДФЛ

Налоговая система  многих промышленно развитых стран  начинает свою новую историю после  налоговой реформы 80-х годов. Принятые правительствами меры привели к общему оживлению экономики, повышению инициативы предпринимателей, ускорению воспроизводства фондов, и это не смотря на временные трудности, которые возникли на первых этапах реформы, связанные с резким снижением налоговых поступлений в бюджет. Но спустя некоторое время недостаток был компенсирован ростом прибыли предприятий и стабилизацией экономики в целом.  

В настоящее время за рубежом облагается чистый доход плательщика за минусом разрешенных законом вычетов и налоговых льгот, к которым относятся необлагаемый минимум, профессиональные расходы, семейные скидки, скидки на детей и иждивенцев, взносы в фонды и т. п. Список исключений в разных странах различен и зависит от национальных особенностей и традиций. И хотя законодательство многих стран провозглашает равные возможности для всех плательщиков в использовании налоговых скидок, в реальной жизни многие льготы являются лишь привилегией очень состоятельных слоев населения.

На сегодняшний  день ставки подоходного налога в разных странах Европы различны. Кроме этого, в одних странах ставка изменяется в зависимости от 
величины доходов, а в других – фиксированная. Так, в Германии ставка составляет от 19 до 53%,  в Великобритании – от 10 до 40 %, Швеции – от 25 до 55%, Франции – от 0 до 57%, Италии – от 23 до 43%, в Австрии – от 38 до 50%.

Также хочется  отметить, что системы налогообложения  многих стран также, как и в России, применяют практику налоговых вычетов и льгот, но в отличии от нашей страны эти привилегии имеют существенное значение для налогоплательщиков.

 Так, в  Швеции, базой для налогообложения служит совокупный доход, превышающий необлагаемый минимум в 10 000 крон. В сумму дохода также не включаются: компенсации за производственную травму, стипендии, ссуды на учебу, пособие по безработице или инвалидности, коммунальная  прибавка за квартиру, пособие на детей. Если в течение налогового года уменьшилась «налоговая возможность» плательщика  (болезнь, несчастный случай и другое), то управление по налогам может увеличить сумму дохода, не подлежащую 
налогообложению. При расчете чистого дохода физическое лицо имеет право на вычет (до половины чистого дохода) суммы отчислений в Государственный резервный фонд капиталовложений. Подоходный налог состоит из:

– муниципального налога

– государственного налога.

В основном, все платят только муниципальный налог. Сумма варьируется от 29 до 35%. Государственный налог составляет 25% и уплачивается, если зарплата за год, превышает 380.000 шведских крон.

Другой пример – Австрия. Здесь подоходный налог с физических лиц имеет свои особенности. Например, товарищества в Австрии не облагаются корпоративным налогом на прибыль, но участники товарищества платят подоходный налог, при исчислении которого учитывается доля каждого товарища. Необлагаемый минимум – 10 000 евро.

Во Франции на подоходный налог возложены функции стимулирования вкладов населения в сбережения, недвижимость, покупку акций. Все это создает сложную систему расчета налога и применения многочисленных льгот и вычетов. Так из 25 млн. плательщиков фактически платят налог только 15 млн. (52%). 
Налог единый, высчитывается по единой прогрессивной шкале, но вместе с тем, он принимает во внимание экономические, социальные, семейные условия и возраст каждого плательщика. Ставки прогрессии – от 0 до 54% в зависимости от доходов. Ежегодно шкала уточняется, позволяя учесть инфляционные процессы. Принципиальная особенность подоходного налогообложения во Франции состоит в том, что обложению подлежит доход не физического лица, а семьи. Если налогоплательщик холост – для налога это семья из 1 человека. Доходы делятся на 7 категорий, для каждой из которой своя методика расчета.

В США, как и  в других  странах, формирование  и  движение  бюджетных  средств  занимает   центральное   место   в   реализации экономической политики американского государства. Налоги, дающие наиболее стабильные и крупные поступления,  направляются в федеральный бюджет. На его долю приходится  примерно  70% государственных доходов   и   расходов.

Структура   доходов   федерального   бюджета   США характеризуется следующими данными:

а) подоходный налог  с физических лиц - 41%;

б) отчисления на социальное страхование - 34%;

в) налог на доходы корпораций - 10%;

г) акцизные сборы - 3%;

д) заемные средства - 8%;

е) прочие доходы, включая налог  на  имущество,  переходящее  в  порядке 
наследования или дарения и негосударственные пошлины - 4%.

Как видно, наиболее крупной статьей дохода является подоходный налог  с физических лиц. Он взимается по прогрессивной  шкале.  Имеется необлагаемый минимум доходов. В начале 90-х годов  он  составлял  2000  долларов  в  год (около 60000 рублей). Сейчас этот минимум доходит до 4000 долларов в год.

Информация о работе Совершенствование налога на доходы физических лиц