Методы принятия управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 03:24, реферат

Описание работы

Разработка эффективных управленческих решений – необходимое условие обеспечения конкурентоспособности продукции и организации на рынке, формирования рациональных организационных структур, проведения правильной кадровой политики, регулирования социально-психологических отношений в организации, создания положительного имиджа.

Файлы: 1 файл

METODY_PRINYaTIYa_UPRAVLENChESKIKh_REShENIJ.docx

— 459.52 Кб (Скачать файл)

Действительно, например, в определении исследования операций находим: «Исследование операций является прикладной наукой, применяющей  все известные научные методы для решения специфических проблем, являющихся в данном случае основой для принятия решений исполнительным органом».

Встречаются два определения теории принятия решений:

* расширенное;

* узкое.

В расширенном определении принятие решений отождествляется со всем процессом управления. В узком определении принятие решений понимается как выбор наилучшего из множества альтернативных вариантов. Многие не соглашаются с узким определением, считая, что принятие решений не может ограничиваться лишь выбором наилучшего решения. В теорию принятия решений имеет смысл включать также и их исполнение, контроль и анализ результатов действий, последовавших за принятым решением.

Неотъемлемой  частью теории принятия управленческих решений является и генерирование  альтернативных вариантов решений.

Таким образом, можно сделать вывод  о том, что все сложившиеся  в середине XX в. управленческие науки в значительной степени переплетены, взаимосвязаны и их конкретное название определяет, прежде всего, тот аспект управленческого процесса, на который сделан основной акцент. Но везде одним из основных изучаемых управленческих процессов является выработка и принятие управленческого решения.

Но  есть и существенные различия. Это, прежде всего тот факт, что исследование операций и другие науки об управлении оперируют преимущественно количественными данными, критериями и оценками.

Специалисты всегда понимали, что для принятия решений ограничиться только количественными  данными невозможно.

Однако  в последующем исследовании операций и другие упомянутые выше науки сконцентрировали основное внимание на математических (количественных) аспектах решения управленческих задач. Так, центральное место в них заняло использование научного метода, включающего наблюдение, формулирование гипотезы и верификацию, системную ориентацию и использование принципа моделирования.

Широко  использовались физические, аналоговые, имитационные и математические модели. Наиболее известны модели теории игр, отражающие конкурентную ситуацию и ожидаемое воздействие на конкурентов принятого управленческого решения, модели теории очередей или оптимального обслуживания, управления запасами, линейного программирования, экономического анализа и др.

Предметом же теории принятия решений наряду с количественными методами стали  также методы, позволяющие получать и анализировать качественную (неколичественную) информацию. Это, прежде всего, методы экспертного оценивания, многокритериального анализа, содержательного анализа ситуаций и др.

То  же самое относится и ко многим аспектам менеджмента, не подпадающим  под методы количественного анализа, многие проблемы в котором могут быть решены лишь методами качественного анализа, успешно используемыми в теории принятия решений.

Принятие  решений затрагивает практически  все области человеческой деятельности и является неотъемлемой частью процесса управления. В рамках теории принятия решений развивались методы получения и анализа не только количественной, но и качественной (неколичественной) информации, существенно расширившие возможности общей теории управления.

Иногда  можно услышать мнение, что практика принятия решений существует сама по себе, а теория – сама по себе. Это одно из основных заблуждений руководителя, действующего по принципу «я все знаю сам», не говоря уже о том, что для принятия эффективного управленческого решения опыта и знаний одного человека оказывается, как правило, недостаточно, современному руководителю необходимо владеть современными технологиями принятия управленческих решений.

Современная наука в области принятия управленческих решений поднялась на качественно новый уровень, на ее основе разработаны эффективные управленческие технологии, позволяющие решать сложные управленческие задачи, характерные для современных организаций.

Значительную  роль сыграло резкое увеличение объема информации, которую приходится учитывать при разработке управленческого решения сегодня, появление современной вычислительной техники с ее воистину удивительными возможностями по оперированию и обработке больших массивов как количественной, так и качественной информации.

Созданы современные компьютерные системы  поддержки принятия решений, экспертные системы, автоматизированные системы экспертного оценивания, предназначенные для исполнения в процессе принятия решений и позволяющие принимать эффективные управленческие решения в сложных ситуациях, осуществлять в рамках подготовки к принятию решений значительные объемы экономических, математических, логических и других видов расчетов.

Необходимость решения широкого класса разнообразных  управленческих задач в процессе подготовки решений ставит перед теорией принятия решений новые задачи, в частности, в области управления современной экономикой при значительных экономических преобразованиях, происходящих в нашем обществе.

В настоящее время использование  современных технологий принятия управленческих решений является жизненно важным для руководителя, одним из основных профессиональных умений которого является умение принимать эффективные управленческие решения. И в острой конкурентной борьбе при прочих примерно равных условиях добиваются успеха, устойчиво развиваются и выживают те организации, которые поставили себе на службу дополнительные возможности, предоставляемые современными технологиями принятия управленческих решений.

 

    1. Схема процесса разработки и реализации управленческого решения.

 

Трудно  привести единую схему для всех видов  и типов решений. Руководители на практике придерживаются различных  схем. Однако схема, приведенная ниже, содержит основные этапы, которые должны быть пройдены при разработке и реализации любого решения (и личного, и делового). Иногда отдельные этапы опускаются (при повторяющихся решениях, например), также возможно итеративное повторение этапов и иерархичность решений  «основное-вспомогательные».

1.     Выявление проблемной ситуации  и постановка целей

Проблема  в переводе с греческого буквально означает преграду, трудность, задачу. Единого мнения относительно определения понятия «проблема» нет. Проблему понимают двояко: 1) проблема – ситуация, когда поставленные цели не достигнуты (ситуация – совокупность обстоятельств (условий), возникающих под влиянием различных воздействий); 2) проблема – потенциальная возможность.

По  степени структуризации (доли количественных переменных и взаимосвязей) проблемы разделяют на три типа:

1)    хорошо структурированные. Переменные  и зависимости между ними могут  быть выражены количественно.  Используются количественные методы  принятия решений;

2)    слабо структурированные. Наряду  с количественными присутствуют и качественные переменные и зависимости. Используется комбинация количественных и качественных методов;

3)    неструктурированные. Содержат лишь  качественные описания переменные, количественные зависимости между  которыми совершенно неизвестны. Используются качественные и  неформальные методы. Упор делается  на интуицию и здравый смысл.

При анализе проблемы важно отличать ее симптомы, причины и следствия. Симптомы – видимые проявления проблемы. Причины – исходные движущие силы, породившие проблему. Следствия –  результаты, к которым приводит проблема. Воздействовать надо на причины, а не на симптомы. Следствия обуславливают  необходимость решения проблемы. Например, симптомы – прогулы и конфликты, причины – плохие условия труда, низкая заработная плата, следствия – снижение производительности труда, ухудшение качества продукции.

Проблему  можно поставить, ответив на такие  вопросы: в чем суть проблемы (описание одним предложением); каковы характерные факторы проблемы (симптомы, причины и следствия); что дает решение проблемы; что будет, если проблему не решать (может решать проблему и не стоит).

  На первом этапе определяются  цели решения и формулируются  критерии его эффективности.  Цели  должны быть (SMART): Specific (четкие), Measurable (измеримые), Achievable ((принципиально) достижимые), Result-oriented (ориентированные на результат), Time-bounded (определенные во времени);

2.     Сбор информации, анализ параметров  и ограничений

Необходимо  собирать только так называемую релевантную  информацию, т. е. информацию, имеющую  отношение к рассматриваемой  проблеме;

3.     Разработка альтернатив и выбор  альтернативы.

  Формируется множество альтернатив,  формулируются критерии эффективности,  осуществляется оценка альтернатив  и выбор одной альтернативы;

4.     Реализация решения – организация  выполнения принятого решения.  Решение оформляется в виде  письменного приказа или распоряжения  или сообщается исполнителям  в устной форме. В решении  обязательно должны быть указаны  сроки исполнения, ответственные  лица;

5.     Контроль выполнения решения.  Контроль понимается в широком  смысле: это не только итоговая  проверка по истечении сроков  выполнения решения, это и предупреждение  отклонений, срывов выполнения решений,  которое может предусматривать  корректировку решения или принятие  новых решений.

 

    1. Основные подходы к принятию управленческих решений.

 

 

    1. Условия и факторы качества управленческих решений.

Качество  управленческих решений – это степень соответствия управленческих решений внутренним требованиям организации.

Разработка, принятие и реализация решений является концентрированным выражением сущности управления. Схема процесса формирования и изменения решения приведена  на рисунке 1.4.

Цели


Информация о желаемом состоянии

Объект управления

Ситуация

Субъект управления

Информация о действительном состоянии

Решение

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Обратная связь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Движение  информации

 

Рисунок 1.4 Схема  процесса управления и формирования решения

Выделяют  различные комбинации необходимых  условий в подготовке качественного  решения. Но в любом случае обязательно  следующее условие – процесс  подготовки решения должен иметь  системный характер; объект и процессы в нем также являются системой.

Такое условие  в свою очередь вызывает необходимость определять:

- наличие цели, функции и измерителей  деятельности объекта;

-  элементы системы и их связи;

- тех, кого обслуживает система;

- организацию, которая выполняет  функции разработки предложений  по изменению деятельности объекта,  его элементов;

- наличие (и структуру) вышестоящей  системы.

Здесь приведены лишь краткие формулировки необходимых условий. Но они могут  проводится и в более развернутом виде. Например, условие об элементах системы и их связей требует, чтобы улучшение показателей каждого элемента обеспечивало более эффективную деятельность всей системы. Это означает, что никакое улучшение показателей части системы (подразделения) не может считаться завершенным, если не обеспечивает улучшения показателей деятельности системы в целом.

Названные условия оказываются недостаточными в следующих случаях:

- среда, в которой действует  система, объективно не содействует  достижению ее цели. Это имеет  место тогда, когда сами цели  не соответствуют объективным  условиям среды, когда принимаются  решения, не учитывающие конкретной  обстановки и нарушающие объективно  существующие закономерности;

- тот, кто должен принимать решения  о внесении изменений в существующую  систему, не принимает этого  решения. Можно привести немало  случаев, когда решение признается  верным, но не принимается, а следовательно, и не осуществляется из-за отсутствия разделения прав и обязанностей между соответствующими уровнями управления;

- любые изменения в организационной  системе связаны с совместной  деятельностью людей. Если работники  не принимали участия в выработке  решения,  они могут быть, в  лучшем случае, равнодушны к его  выполнению.

Итак, мы назвали  несколько необходимых  условий, обеспечивающих процесс подготовки решения системными свойствами. Мы установили также, что могут встретиться  ситуации, когда эти условия не выполняются.

Качество  управленческого решения – это совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретного потребителя (конкретных потребителей) и обеспечивающих реальность его реализации.  Компоненты  «черного ящика» системного подхода к принятию решения представлены на рисунке 1.5. Рассмотрим  содержание компонентов «черного ящика».

 

Процесс в системе (Ptt→max)

Информация о работе Методы принятия управленческих решений