Методы принятия управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 03:24, реферат

Описание работы

Разработка эффективных управленческих решений – необходимое условие обеспечения конкурентоспособности продукции и организации на рынке, формирования рациональных организационных структур, проведения правильной кадровой политики, регулирования социально-психологических отношений в организации, создания положительного имиджа.

Файлы: 1 файл

METODY_PRINYaTIYa_UPRAVLENChESKIKh_REShENIJ.docx

— 459.52 Кб (Скачать файл)

На  рисунке 1.4  приведена типология  решений, учитывающая их деление  на три группы.

 

Типология управленческих решений


По используемым методам

По творческому  вкладу

По степени  форма-

лизации проблемы


 

 

 

 

 

 

 

Программируемые              Рутинные                                    Структурированные

                                                                 Селективные                               Слабоструктури-

                   Непрограммируемые          Адаптационные                          рованные    

                                                                 Инновационные                          Неструктуриро-

                                                                                                                       ванные

 

Рисунок 1.4 Типология  управленческих решений

 

И еще необходимо обозначить одну классификацию. Поскольку решения принимаются  людьми, то их характер во многом несет  на себе отпечаток личности менеджера, причастного к их появлению на свет. В связи с этим принято  различать уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные и осторожные решения.

Уравновешенные  решения принимают менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке. Обычно, прежде чем приступить к принятию решения, они имеют сформулированную исходную идею.

Импульсивные  решения -  это те, авторы которых легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения поэтому оказываются недостаточно обоснованными и надежными, принимаются «с наскока», «рывками».

Инертные  решения  становятся результатом осторожного поиска. В них, наоборот, контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство.

Рискованные решения отличаются от импульсивных- тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей.

Осторожные  решения характеризуются тщательностью оценки  менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в еще меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью.

Перечисленные виды решений принимаются в основном в процессе оперативного управления персоналом. Для стратегического  и тактического управления любой  подсистемы системы менеджмента  принимаются рациональные решения, основанные на методах экономического анализа, обоснования и оптимизации.

 

    1. Классификация решений.

В процессе управления организациями  принимается огромное количество самых  разнообразных решений, обладающих различными характеристиками. Тем не менее, существуют некоторые общие  признаки, позволяющие это множество  определённым образом классифицировать.

Степень повторяемости проблемы. В зависимости  от повторяемости проблемы, требующей  решения, все управленческие решения  можно подразделить на традиционные, неоднократно встречавшиеся в практике управления, когда необходимо лишь сделать выбор из уже имеющихся  альтернатив, и нетипичные, нестандартные  решения, когда их поиск связан, прежде всего, с генерацией новых альтернатив.

 

Значимость  цели. Принятие решения может преследовать собственную, самостоятельную цель или же быть средством способствовать достижению цели более высокого порядка. В соответствии с этим решения  могут быть стратегическими, тактическими или операционными.

Стратегические  решения. Такие решения обычно касаются коренных проблем. Они принимаются  в масштабе объекта управления и  выше, рассчитаны на длительный отрезок  времени, на решение перспективных  задач.

Стратегические  решения являются наиболее важными  решениями. Они особенно значимы  для конкурентоспособности и  имеют высокую цену последствий. Такие решения связаны с существенными  преобразованиями организации (смена  технологии, смена целей, обновление персонала).

Тактические решения. Такие решения, как правило, обеспечивают реализацию стратегических задач. По времени они не превышают  одного года.

Оперативные решения. Такие решения связаны  с осуществлением текущих целей  и задач. По времени они рассчитаны на период, не превышающий месяца.

Сфера воздействия. Решение может приниматься с целью повлиять на работу организации в целом, в этом случае оно будет глобальным. Результат решения может сказаться на каком – либо одном или нескольких подразделениях организации. В этом случае решение можно считать локальным. Эти решения не затрагивают деятельность всей системы, однако для коллектива той подсистемы, в отношении которой они принимаются, они могут носить характер общих или частных решений.

Длительность  реализации. Реализация решения может  потребовать нескольких часов, дней или месяцев. Если между принятием  решения и завершением его  реализации пройдет сравнительно короткий срок – решение краткосрочное. В  то же время все более возрастает количество и значение долгосрочных, перспективных решений, результаты осуществления которых могут быть удалены на несколько лет.

Прогнозируемые  последствия решения. Большинство  управленческих решений в процессе их реализации, так или иначе, поддается  корректировке с целью устранения каких – либо отклонений или учёта  новых факторов, т.е. является корректируемым. Вместе с тем имеются и решения, последствия которых необратимы.

Метод разработки решения (алгоритм). Некоторые  решения, как правило, типичные, повторяющиеся, могут быть с успехом формализованы, т.е. приниматься по заранее определённому  алгоритму. Другими словами, формализованное  решение – это результат выполнения заранее определённой последовательности действий.

Количество  критериев выбора. Если выбор наилучшей  альтернативы производится только по одному критерию (что характерно для  формализованных решений), то принимаемое  решение будет простым, однокритериальным. И наоборот, когда выбранная альтернатива должна удовлетворять одновременно нескольким критериям, решение будет  сложным, многокритериальным. В практике менеджмента подавляющее большинство  решений многокритериальны, так как они должны одновременно отвечать таким критериям, как: объем прибыли, доходность, уровень качества, доля рынка, уровень занятости, срок реализации и т.п.

Форма принятия решений. Лицом, осуществляющим выбор из имеющихся альтернатив  окончательного решения, может быть один человек и его решение  будет соответственно единоличным. Однако в современной практике менеджмента  всё чаще встречаются сложные  ситуации и проблемы, решение которых  требует всестороннего, комплексного анализа, т.е. участия группы менеджеров и специалистов. Такие групповые, или коллективные, решения называются коллегиальными.

Характер  использованной информации. В зависимости  от степени полноты и достоверности  информации, которой располагает  менеджер, управленческие решения могут  быть детерминированными (принятыми  в условиях определённости) или вероятностными (принятыми в условиях риска или  неопределённости).

 

Основания для принятия решения. Интуитивные  решения. Чисто интуитивное решение  – это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Лицо, принимающее решение, не занимается при этом сознательным взвешиванием «за» и «против» по каждой альтернативе и не нуждается даже, а понимании  ситуации. Просто человек делает выбор. То, что называется озарением или  шестым чувством, и есть интуитивные  решения.

 

Решения, основанные на суждениях. Такие решения  иногда кажется интуитивным, поскольку  логика их не очевидна. Решение, основанное на суждении, - это выбор, обусловленный  знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях  ранее, чтобы спрогнозировать результат  альтернативных вариантов выбора в  существующей ситуации. Опираясь на здравый  смысл, он выбирает альтернативу, которая  принесла успех в прошлом.

 

Суждение  как основа организационного решения  полезно, поскольку многие ситуации в организациях имеют тенденцию  к частому повторению. В этом случае ранее принятое решение может  сработать снова не хуже, чем прежде.

 

Поскольку решение на основе суждения принимается  в голове руководителя, оно обладает таким значительным достоинством, как  быстрота и дешевизна его принятия.

 

Рациональные  решения. Главное различие между  решениями рациональным и основанным на суждении заключается в том, что  первое не зависит от прошлого опыта. Рациональное решение обосновывается с помощью объективного аналитического процесса.

 

Место и функции в процессе управления. Оценка обстановки (внешних условий) обычно связывается с подготовкой  определенного действия, но в то же время является самостоятельной  задачей. Оценить обстановку только путем умозаключения на основании  суждений, содержащихся в исходной информации, невозможно. Обычно нет  полной гарантии правильного распознавания  истинного положения дел и  обстоятельств. Оценка обстановки сама по себе содержит все основные признаки подготовки и принятия решения.

 

Принятие  решения о том, какую информацию следует считать истинной, называют информационным решением. Информационное решение предполагает преобразование информации в такую форму, которая  в наибольшей степени соответствует  конкретной задаче управления.

 

Например, руководителю предприятия в течение  некоторого времени поступает самая  разнообразная информация о состоянии  работ на различных участках. В  результате обработки этой информации и сопоставления ее с более ранней руководитель вырабатывает свое представление о производственной ситуации, то есть составляет ее мысленную модель. Это и есть информационное решение.

 

Организационное решение – это выбор альтернатив, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные  занимаемой им должностью. Его цель - обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам.

 

Организационное решение состоит в определении  структуры, распределении функций  между подразделениями и должностными лицами, установлении подчиненности  и схемы взаимоотношений.

 

Особенностью  организационных решений является их ориентация на сравнительно широкий  диапазон ситуаций. Даже организации  разового назначения могут при выполнении поставленной задачи столкнуться с  разнообразными условиями. Поэтому  их необходимыми качествами являются адаптивность (способность приспосабливаться  к обстановке) и устойчивость к  посторонним влияниям.

 

К наиболее сложным и ответственным относят решения, которые называют технологическими или управленческо-технологическими. Класс технологических решений в производственных организациях включает в себя, в частности: определение цели, установление готовности к производству работ и определение их главного направления, распределения сил, средств и способа производства работ, постановку задач подразделениям.

 

Наиболее  ответственным в классе технологических  решений является определение цели, на основании чего строятся остальные  элементы решения и критерий эффективности. Цель при этом является не внешним  фактором по отношению к технологическому решению, а частью его содержания.

 

В ряде случаев первоначальная цель, хотя бы и четко сформулированная, претерпевает существенные изменения  в процессе подготовки технологического решения, появляются дополнительные цели и подцели.

 

Технологическое решение всегда задает определенное действие, тогда как организационное  действие не связано с конкретным действиям, его содержанием и  способа осуществления.

 

    1. Методы оценки экономической эффективности управленческих решений.

 

При всех сложностях оценки эффективности  управленческого труда в большей  мере разработаны теоретико-методологические и методические приемы оценки эффективности  отдельных мероприятий, чем управления в целом. Так, известны методы оценки эффективности внедрения новой  техники, автоматизированных систем управления и др.

До  недавнего времени для характеристики экономической эффективности управления на государственном уровне среди  других использовался обобщающий показатель - национальный доход (вновь созданная  стоимость) за конкретный период времени, на уровне отрасли - показатель производительности труда, на уровне предприятия - прибыль.

Информация о работе Методы принятия управленческих решений