Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 03:24, реферат
Разработка эффективных управленческих решений – необходимое условие обеспечения конкурентоспособности продукции и организации на рынке, формирования рациональных организационных структур, проведения правильной кадровой политики, регулирования социально-психологических отношений в организации, создания положительного имиджа.
При подготовке решений, касающихся достижения альтернативных целей, возникает необходимость формировать единый показатель на основе нескольких частных, способный отразить сравнительную значимость каждой альтернативной цели. Для проведения этой процедуры используется единая мера, или шкала, в которой соизмеряются различные сочетания показателей.
Оцениваемые показатели, как и объекты оценки, достаточно разнообразны, поэтому используют различные виды шкал (например, непрерывные, или дискретные).
Дискретные шкалы подразделяются на порядковые (ранговые) и метрические.
Порядковая шкала – это последовательность различных характеристик альтернатив, расположенных по убыванию, предпочтительности, исходя из соответствия определенным целям. При ее использовании нельзя установить, насколько один результат лучше другого. Можно только определить, какой вариант лучше других.
Метрическая шкала – допускает оценку расстояния между двумя соседними рангами и устанавливает, насколько одна альтернатива лучше другой.
Шкалы делятся на количественные и качественные.
В состав количественных шкал включают абсолютную, отношений, интервалов и шкалу разностей. Рассмотрим их особенности.
Абсолютная шкала. Если требуется определить количество мест в аудитории или количество работников, необходимых для выполнения определенной операции, то число, являющееся результатом подобных измерений, определяется однозначно и является единственным. В этом и заключается особенность абсолютной шкалы.
Шкала отношений. Предполагается возможность производить измерения в различных системах единиц. Так. например, если оценивать массу предмета в килограммах, получим одно числовое значение, в фунтах – другое и т.д. Однако какой бы системой измерений ни пользоваться отношение масс любых двух предметов будет одинаково и при переходе от одной системы к другой не меняется. То же самое наблюдается и при измерении длины предметов. Это типичные примеры шкалы отношений, в которых отношения числовых оценок остаются неизменными.
Шкала интервалов. В шкале интервалов при переходе от одной системы измерений к другой отношения числовых значений оцениваемых альтернатив не сохраняются, однако сохраняется отношение разностей числовых оценок. Примером таких измерений является определение температуры, которую, как известно, можно измерять по шкале: Цельсия, Фаренгейта и др. Каждый раз температура будет иметь разные числа, так как в температурных датчиках используются различные точки начала отсчета и различные единицы масштаба измерений. Но эти разные числовые оценки соответствуют одной и той же температуре объекта.
Шкала разностей. Если при переходе от одной числовой системы измерений к другой меняется лишь точка начала отсчета, такие шкалы называются шкалами разностей.
В состав качественных шкал включают номинальную, порядковую и вербально-числовую шкалу. Качественные измерения менее строги и носят субъективный характер.
Номинальная шкала (шкала наименований). Суть измерений оцениваемых альтернатив в этой шкале – разбиение их на классы по определенному признаку. Всем альтернативам, попавшим в один класс, должно соответствовать одно и то же число. Примерами измерений в номинальных шкалах может служить деление студентов одного курса на группы, разделение изделий по уровням качества (сортам) и т.д.
Порядковая шкала. Используется для ранжирования – определения порядка предпочтения альтернатив, выраженности того или иного свойства (например, важности или срочности).
Довольно
часто возникает необходимость
измерения показателей, оценки которых
заведомо субъективный характер. Так,
например, на знаниях и опыте специалистов
основаны оценки степени риска при
реализации того или иного инвестиционного
проекта, конкурентоспособности
В состав вербально-числовой шкалы входят содержательное (словесное) описание выделенных градаций и соответствующие последним числовые значения.
Наиболее известна шкала Харрингтона (таблица 5.1).
Таблица 5.1
Универсальная вербально-числовая шкала Харрингтона
Числовое значение (шкала отношений) |
Содержательное описание (шкала наименований) |
0,8-1,0 |
Очень высокая |
0,64-0,8 |
Высокая |
0,37-0,64 |
Средняя |
0,2-0,37 |
Низкая |
0,0-0,2 |
Очень низкая |
Численные
значения градации шкалы Харрингтона
получены по результатам анализа
большого массива статистических данных.
Благодаря этому шкала
Таблица 5.2
Оценка вероятности совершения событий
Шкала отношений |
Шкала наименований |
1,0 |
Определенный |
0,92 |
Малый риск ошибиться |
0,84 |
Решение, основанное на этом аргументе, не может быть ошибочным, большинство выводов из этого будут верными |
0,77 |
Надежный |
0,69 |
Есть некоторый риск |
0,62 |
Признается возможность ошибки |
0,54 |
Могут быть сделаны некоторые неправильные выводы |
0,46 |
Большой риск ошибиться |
0,39 |
Нежелательно принимать |
0,3 |
Можно сделать много неправильных выводов |
0,23 |
Ненадежный |
0,16 |
Почти наверняка будет ошибка |
0,08 |
Не используется как основа для принятия решений |
0 |
Ошибочный |
Таблица 5.3
Оценка желательности
Шкала отношений |
Шкала наименований |
1,0 |
Наиболее желательное |
0,9 |
Будет иметь положительный эффект |
0,8 |
Очень выгодное |
0,7 |
Окупается всеми своими достоинствами |
0,6 |
Желательное |
0,5 |
Выгодное |
0,4 |
Окупается в связи с решением других вопросов |
0,3 |
Может иметь нулевой эффект |
0,2 |
Нежелательное |
0,1 |
Может явно иметь отрицательный эффект |
0 |
Явно не окупается |
Таблица 5.4
Оценка важности события
Шкала отношений |
Шкала наименований |
20 |
Имеющий отношение к основным вопросам в наибольшей степени |
17 |
Очень важный |
16 |
Первоочередной |
15 |
Имеющий прямое отношение к основным вопросам |
14 |
Важный |
13 |
Должен быть рассмотрен |
12 |
Относится к основным вопросам во вторую очередь |
11 |
Значительный при рассмотрении вместе с другими вопросами |
10 |
Не обязательно должен быть решен полностью |
9 |
Не очень важный |
8 |
Незначительно релевантный |
6 |
Относящийся к основным вопросам в третью очередь |
4 |
Малозначительный |
2 |
Неважный |
1 |
Нет измеримой эффективности |
0 |
Не подлежит обсуждению |
Можно использовать конкретную процедуру для формирования вербально-числовых шкал, специально предназначенных для оценки проектов по критериям, для которых нет стандартных шкал.
Формирование вербально-числовой шкалы можно разбить на два этапа: выбор градаций шкалы (0-1;1-10;1-100 и т.д.); определение численных значений градаций шкалы.
При
определении градации шкалы желательно
выбрать такие, интерпретации
которых одинаково или почти
одинаково (с незначительными
Для
получения численных значений, соответствующих
содержательно описанным
Вполне эффективным методом выбора на основе нескольких критериев является метод анализа иерархий (МАИ), разработанный Т. Саати. Этот метод оказывается полезным при принятии решений на основе как формализованных, так и неформализованных факторов.
Суть МАИ – декомпозиция проблемы на части (элементы), которые оцениваются в шкале МАИ в виде суждений ЛПР (экспертов). А затем, после обработки совокупности суждений методом матричной алгебры, формируются в конечные оценки. При этом определяется относительная степень взаимного влияния в иерархии.
Цель, факторы показательного оценивания и альтернативы образуют иерархическую структуру (рисунок 7.2).
Цель
Рисунок 7.2
Дерево целей МАИ:
Рассмотрение этой схемы (рисунок 7.2) позволяет сформулировать ряд положений, отражающих сущность метода анализа иерархий:
1.
Число уровней иерархии, описывающих
конкретную прикладную задачу, может
быть различно и зависит от
специфики задачи. Каждый элемент
верхнего уровня является «
2.
Попарные сравнения факторов
осуществляются в терминах доминирования
одного из элементов над
3. Для получения каждой матрицы требуется суждений, где - число факторов, если сравнение проводится среди них, или - число альтернатив, если они сравниваются по каждому фактору.