Методы принятия управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 03:24, реферат

Описание работы

Разработка эффективных управленческих решений – необходимое условие обеспечения конкурентоспособности продукции и организации на рынке, формирования рациональных организационных структур, проведения правильной кадровой политики, регулирования социально-психологических отношений в организации, создания положительного имиджа.

Файлы: 1 файл

METODY_PRINYaTIYa_UPRAVLENChESKIKh_REShENIJ.docx

— 459.52 Кб (Скачать файл)

 Внешняя    среда


 

 

Вход (Зt) Выход (Pt)

 

 

  Обратная     среда

 

Рисунок 1.5 Компоненты «черного ящика» системного подхода 

к принятию решения

 

Вход системы характеризуется параметрами проблемы, которую необходимо решить по конкретным рынкам (требования потребителей, результаты сегментации, качество товара, объем продаж, сроки поставок, цены и т.п.). На выходе системы – решение, выраженное количественно или качественно, имеющее определенную степень адекватности и вероятность реализации, степень риска достижения запланированного результата.

К компонентам внешней среды системы относятся факторы макро- и микросреды фирмы, инфраструктуры региона, влияющие на качество управленческого решения. К этим факторам относятся международная интеграция, политическая ситуация в стране, экономика, техническое состояние отраслей, социально-демографические, природно-климатические, культурные и другие общестрановые факторы, факторы инфраструктуры региона (рыночная инфраструктура, мониторинг окружающей среды, социальная инфраструктура, промышленность, транспорт и связь и др.), факторы, характеризующие конкретные связи фирмы (лица, принимающего решение) с другими фирмами, организациями, посредниками, конкурентами и т.д.

Обратная  связь характеризует различную информацию, поступающую от потребителей к лицу, принявшему решение (к «процессу»), или к лицу, от которого поступила информация по решению проблемы («вход»). Поступление информации по обратной связи может быть связано с некачественным решением, дополнительными требованиями потребителей по уточнению или доработке решения, появлением новшеств, ноу-хау и другими факторами.

Процесс принятия решения включает следующие операции: подготовка к работе, выявление проблемы и формулирование целей, поиск информации, ее обработка, выявление возможностей ресурсного обеспечения, ранжирование целей, формулирование заданий, оформление необходимых документов, реализация заданий.

Применение  системного подхода к процессу принятия управленческого решения позволяет  определить структуру проблемы, систему  ее решения, взаимосвязи компонентов  системы и очередность их совершенствования. С целью экономии времени и  средств на разработку управленческого  решения рекомендуется следующая очередность совершенствования (формирования, отработки) компонентов «черного ящика» (рисунок 1.5). Сначала необходимо четко сформулировать, что следует получить, какими параметрами должно обладать решение.

К параметрам качества управленческого решения относятся:

- показатель энтропии, т.е. количественной неупорядоченности проблемы. Если проблема формулируется только качественно, без количественных показателей, то показатель энтропии приближается к нулю. Если все показатели проблемы выражены количественно, показатель энтропии приближается к единице;

- степень риска инвестиций, связанного с нестабильностью экономического законодательства и текущей экономической ситуации, внешнеэкономическим риском (возможность введения ограничений на торговлю и поставки, закрытия границ и т.п.), неопределенностью политической ситуации, риском неблагоприятных социально-политических изменений в стране или регионе, неполнотой и неточностью информации о динамике ТЭП, колебаниями рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов и т.п.;

- вероятность реализации решения  по показателям качества, затрат  и сроков;

- степень адекватности (или степень  точности прогноза, коэффициент  аппроксимации) теоретической модели  фактическим данным, на основании  которых она балы разработана.

После предварительной регламентации  параметров качествам  управленческого  решения и его эффективности (устанавливается  предел, минимально допустимая эффективность, ради которой стоит приниматься  за решение проблемы) анализируются  факторы внешней  среды, оказывающие  влияние на качество и эффективность  решения. Затем анализируются параметры входа системы и принимаются меры по их улучшению и повышению качества входящей информации.

После уточнения требований выхода, уточнения  факторов внешней среды, влияющих на качество и эффективность решения, отработки входа системы следует  смоделировать технологию принятия решения, проанализировать параметры  процесса, принять меры по их улучшению  и приступить непосредственно  к  разработке решения. Если качество входа  оценивается на «удовлетворительно», то при любом уровне качества процесса в системе качество выхода, т.е. качество решения, будет удовлетворительным. К основным условиям обеспечения высокого качества и эффективности управленческого решения относятся:

- применение к разработке управленческого  решения научных подходов менеджмента;

- изучение влияния экономических  законов на эффективность управленческого  решения (закон спроса, предложения,  возрастания дополнительных затрат, убывающей полезности и т.п.);

- обеспечение лица, принимающего  решение, качественной информацией,  характеризующей параметры выхода, входа, внешней  среды и процесса  системы разработки решения;

- применение методов функционально-стоимостного  анализа, прогнозирования, моделирования  и экономического обоснования  каждого решения;

- структуризация проблемы и построения  дерева целей;

- обеспечение сопоставимости (сравнимости)  вариантов решений;

- обеспечение многовариантности решений;

- правовая обоснованность принимаемого  решения;

- автоматизация  процесса сбора  и обработки информации, процесса  разработки и реализации решений;

- разработка и функционирование  системы ответственности и мотивации  качественного и эффективного  решения;

- наличие механизма реализации  решения.

Выполнить перечисленные условия повышения  качества и эффективности управленческого  решения довольно трудно, и это  требует значительных затрат. Речь о выполнении полного набора условий  может идти только для рациональных управленческих решений по капиталоемким  объектам (проектам). Вместе с тем  конкуренция объективно вынуждает  каждого инвестора повышать качество и эффективность управленческого  решения. Поэтому в настоящее  время наблюдается тенденция  к увеличению числа учитываемых  условий повышения качества и  эффективности решений на основе автоматизации системы менеджмента.

Подводя итог,  остановимся на факторах качества управленческих решений, которые можно  сгруппировать в несколько таксонов (рисунок 1.6).

Факторы качества управленческих решений


Факторы осознания ситуации и формулирования проблемы

Факторы, определяющие поведение руководителя в процессе принятия решения


 

 

 

 

 

 

 

        - Познание проблемы                                               - Стиль поведения

        -   Научное предвидение                                           - Мотивы и интересы руководителя

        -   Анализы и прогнозы                                             - Личностные черты руководителя

                                                                                                 и его квалификация

        -  Методы получения знаний                                    - Политическая и социальная среда

        -  Организация управления                                       - Общественные и правовые основы

 

Рисунок 1.6 Факторы качества управленческих решений

Любое решение всегда принимается с  учетом внешней среды, которая не зависит от деятельности организации, но влияет на результаты. В условиях определенности внешняя среда характеризуется  одним состоянием. Принятие решения  в условиях неопределенности  (в  условиях измеряемой неопределенности и риска и в условиях полной неопределенности) характеризуется  двумя и более состояниями  внешней среды или невозможностью сформулировать предполагаемое состояние. Одним из способов преодоления неопределенности в управлении является внесение субъективных вероятностных оценок с помощью  проведения экспертизы.

Процесс принятия решений состоит из двух взаимосвязанных, но самостоятельных  стадий: разработка решений и его  реализация. Поэтому возможны две  модификации управленческого решения: теоретически найденного и практически  реализованного.

Качество  управленческого решения необходимо оценивать на стадии его принятия. Любок качественное решение должно соответствовать таким характеристикам,  как:

- научная обоснованность, которая  обеспечивается следующими факторами:

- учетом требований объективных  экономических законов и закономерностей,

- знанием и использованием тенденций  развития объекта  управления,

-  наличием полной и достоверной  информации,

- наличием знаний, образования и  квалификации у ЛПР;

- своевременность;

-непротиворечивость;

- адаптивность;

- реальность.

Кроме того, качественное решение должно удовлетворять его разработчиков  и обеспечивать возможность эффективной  реализации.

Можно применять модель, позволяющую косвенно оценивать качество управленческого  решения:

 

                                              ,

где - коэффициент качества управленческих решений;

      - количество реализованных управленческих решений;

      - количество выполненных качественных решений;

     - количество управленческих решений.

 

Обычно  качество измеряется в субъективных относительных единицах (от 0 до 1) или  в процентах (от 0 до 100%). Оценка качества производится на каждом из этапов, общее  качество УР вычисляется как произведение значений качеств всех составляющих этапов.

 

    1. Последовательность процесса принятия решений

 

Функционирование  любого объекта управления обеспечивается выполнением функций управления, с помощью которых формируется  желаемое или ожидаемое состояние  объекта управления. Но на практике фактическое состояние объекта  управления, как правило, отличается от желаемого. В этом случае имеет  место ситуация, называемая проблемой и возникает необходимость принятия решения, направленного на ликвидацию этого расхождения. При этом решение может быть направлено не только на устранение проблемы, но и на устранение возможности возникновения проблемы в будущем.

Другая  ситуация, вызывающая необходимость  в принятии решений возникает, когда  целесообразно дополнить или  изменить желаемое состояние объекта  управления. В этом случае ставиться  задача, которая может быть определена как расхождение между предыдущим и последующим ожидаемым состоянием объекта управления. Таким образом, необходимость в принятии решения  связана с возникновением проблемы или с постановкой задачи.

Процесс принятия решения состоит из последовательности определенных действий, составляющих его структуру. При этом от четкости структуры решения зависит его  обоснованность. Решение с четко выраженной структурой представлено на рис. 1.

Рис. 1. Четко структурированное решение

 

На  рисунке 1 показано, что по прогнозируемым пакетам данных D могут быть рассчитаны для альтернативных решений А прогнозируемые результаты К. Далее с учетом возможности риска выбирается альтернатива Aopt, которая наилучшим образом соответствует цели А.

Как было отмечено, ход принятия решения  можно рассматривать как выполнение взаимосвязанного набора этапов и подэтапов процесса решения. Основные этапы (фазы) принятия решений представлены в таблице 1.

Состав  и последовательность фаз принятия решения зависит от каждого конкретного  случая, в котором процесс принятия решения будет уточнен и индивидуализирован.

Перечислим  основные изменения, которые могут  возникать в алгоритме принятия решения.

Основные  коррективы могут быль связаны со следующими изменениями [18]:

  • подэтапы могут проходить не в такой очередности, они могут срываться, перескакивать, подчиняться обратным связям, перекрытиям, параллельному движению;
  • процесс принятия решения тем более индивидуален, чем решение сложнее;
  • ограниченный объем информации ограничивает рациональность решения, растет роль интуиции;
  • предварительные установки по альтернативам влияют на выбор решения;
  • нет стремления к оптимальному решению, если есть удовлетворяющее;
  • участие нескольких лиц и организационные условия изменяют порядок прохождения подэтапов;
  • менеджеры различным образом вмешиваются в структуру и процесс принятия решений, влияя, таким образом, на их качество.

Информация о работе Методы принятия управленческих решений