Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 08:18, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является совершенствование системы ме-неджмента качества (СМК) путем применения концепции «шесть сигм».
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– изучить деятельность Ростовского-на-Дону электровозоремонтного завода;
– провести анализ рекламаций от потребителей, поступающих в адрес завода;
– выявить причины возникновения часто встречающихся претензий;
– применить концепцию «шесть сигма» для предотвращения появления брака.
ВЕДОМОСТЬ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ......................................................................8
ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................................9
1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРЕДПРИЯТИИ.................................................................
1. 1 История развития Ростовского-на-Дону ЭРЗ....................................................
1. 2 Производственные цеха.......................................................................................
1. 3 Социальная сфера.................................................................................................
1. 4 Организационная структура...............................................................................
2 СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК) РОСТОВСКОГО-НА-ДОНУ ЭЛЕКТРОВОЗОРЕМОНТНОГО ЗАВОДА.................................................................................................
2. 1 Положение «О службе управления качеством»....................................................
2. 2 Общие сведения о сертификации........................................................................
2. 3 Общие сведения о системе менеджмента качества............................................
2. 4 Политика завода в области качества...................................................................
2. 5 Цели и задачи завода в области качества.............................................................
2. 6 Руководство по качеству......................................................................................
3ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ПУТЕМ ПРИМЕНЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ «ШЕСТЬ СИГМ».......................................................
3. 1 История развития концепции «шести сигм»......................................................
3. 2 Концепция «шесть сигм» и MS ISO 9001:2000..................................................
3. 3 Роли и обязанности..............................................................................................
3. 4 «Шесть сигм»: сила культуры......................................................................................
3. 5 Решающие факторы успеха «шести сигм».....................................................
3. 5. 1 Ориентация на клиента......................................................................
3. 5. 2 Финансовые результаты.................................................................
3. 5. 3 Вовлечение руководства.........................................................................
3. 5. 4 Приверженность сотрудников...................................................................
3. 5. 5 Инфраструктура исполнения..................................................................
3. 6 Прогнозирование успеха и предотвращение неудачи команды.....................
3.7 Решение проблем с помощью DMAIC............................................................
3. 8 Статистические основы «шесть сигм» .........................................................
3. 9 Показатель возможности процесса..............................................................
4 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОСТОВСКОГО-НА-ДОНУ
ЭЛЕКТРОВОЗОРЕМОНТНОГО ЗАВОДА...............................................................
4. 1 Статистическая оценка качества.....................................................................
4. 2 Организация учета и анализа уведомлений и претензий на качество от по-требителей продукции Ростовского-на-Дону электровозоремонтного завода ..
4. 3 Результаты, полученные с применением «анализа Парето»...........................
4. 3. 1 Распределение рекламаций по цехам....................................................
4. 3. 2 Распределение рекламаций по ЭМЦ-1.............................................
4. 3. 3 Проблемы с моторно-якорным подшипником ТЭД (ЭМЦ-1)......
4. 4 Анализ работоспособности станков, на которых происходит ремонт мотор-но-якорных подшипников, с помощью концепции «шесть сигм».............................
4. 4. 1 Анализ работоспособности станка 4И-0026................................
4. 4. 2 Анализ работоспособности станка 4И-014........................................
4. 5. Искажение содержания концепции «шесть сигм» в российском машиностроении
4. 6 В заключении...................................
5 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ..........................................................
5. 1 Управление охраной труда на заводе..........................................................
5. 1. 1 Цели, принципы построения, функции и задачи системы управления охраной труда на заводе ........................................................................
5. 1. 2 Организация работ по управлению охраной труда................................
5. 1. 3 Планирование по охране труда...............................................................
5. 1. 4 Контроль за состоянием охраны труда на заводе.................................
5. 2. Анализ Ростовского-на-Дону ЭРЗ с точки зрения охраны труда................
5. 2. 1 Опасные и вредные факторы на Ростовском-на-Дону ЭРЗ
5. 2. 2 Организационно-технические мероприятия по устранению влияния опасных и вредных факторов...........................................................................................
5. 2. 3 Классификация производства и помещений...........................................
5. 2. 4 Противопожарная профилактика...............................................
5. 2. 5 Мероприятия по созданию безопасных, безвредных условий труда
5. 2. 5. 1 Средства индивидуальной защиты.............................
5. 2. 5. 2 Нормы бесплатной выдачи работникам РЭРЗ смывающих и обезвреживающих средств..........................................................................................
5. 2. 6 Эстетика производства............................................................................
5. 3 Аттестация рабочих мест по условиям труда...................................................
5. 3. 1 Общие положения................................................
5. 3. 2 Порядок заполнения карт аттестации рабочих мест по усло¬виям труда
5. 3. 3 Мероприятия по улучшению условий труда на рабочем месте.......
5. 3. 3. 1 Расчёт вентиляции...................................................................
5. 3. 3. 2 Определение размеров надбавок тарифных ставок за вред-ные условия труда...........................................................
5. 4 Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях.....................
5. 4. 1 Анализ чрезвычайных ситуаций природного характера......................
5. 4. 2 Гражданская оборона ...........................
6 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВНЕДРЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ «ШЕСТЬ СИГМ» НА РОСТОВСКОМ-НА-ДОНУ ЭЛЕКТРОВОЗОРЕМОНТНОМ ЗАВОДЕ – ФИЛИАЛЕ ОАО «РЖД»...........
6. 1 Экономическая целесообразность применения концепции «шесть сигм»..
6. 2 Затраты на качество на Ростовском-на-Дону ЭРЗ...........................................
6. 3 Определение стоимостной оценки внедрения и применения концепции «ше
Предприятие освоило ремонт электровозов ВЛ85, самых мощных в стране грузовых 12-осных электровозов переменного тока.
С 1987 года завод начал модернизацию электровозов ВЛ6Ок в электровозы ВЛ6Опк с заменой грузовой передачи на пассажирскую, монтажом системы отопления вагонов и электропневматического тормоза для вождения пассажирских поездов.
В 1992 году завод единственный в России приступил к модернизации электровозов ВЛ80т, ВЛ80с для вождения пассажирских поездов.
За последние 25 лет освоен ремонт тяговых электродвигателей НБ-412К, НБ-514 ТЛ-2К в объемах КР-1 и КР-2, ремонт всех типов вспомогательных машин переменного и постоянного тока. В 1997 году на заводе на базе ВЛ6Ок были созданы и выпущены четыре уникальных локомотива – электровозы-рельсосмазыватели АРС-60. В этом же году завод первым в России освоил и начал ремонт чешских электровозов ЧС4 и ЧС4т.
В 1996 году завод получил сертификат Российской Федерации «Лидер российской экономики», удостоверяющий, что РЭРЗ входит в состав пяти тысяч ведущих российских предприятий.
С ростом требований к качеству технологических процессов и качеству ремонтируемой продукции на заводе введены в эксплуатацию такие объекты новой техники, как сварка якорной обмотки тяговых двигателей на специализированной установке в среде гелия, исключившая потребление дорогостоящего олова; установка для контроля качества стержней коротко замкнутого ротора асинхронного двигателя и другие.
Заводскими специалистами
Заводом проводится 57 наименований модернизаций. Среди них модернизация электровозов ВЛ60К в пассажирские ВЛ60ПК с заменой грузовой передачи на пассажирскую, созданием системы электрического отопления вагонов пассажирских поездов и оборудованием электровоза электропневматическим тормозом; оборудование опытного электровоза системой импульсно-фазного регулирования – РИФ, замена компрессоров Э-500 на КТ-6, усиление рам тележек ВЛ60 и рам кузовов, оборудование системой рельсосмазывания.
Внедрение новых технологий – одна из самых актуальных задач на предприятии сегодня. В 2003 году освоен выпуск ряда новых видов электрических аппаратов: был налажен выпуск индуктивных шунтов ИШ95, начали производить разъединители П082, РТД20, РС15, ПВЦ100 и многие другие наименования аппаратов. Работа по расширению наименований выпускаемой продукции продолжается постоянно.
В 2003 году завод первым среди предприятий отрасли получил лицензию на право ремонта электровозов.
Предприятием наработана конкретная устойчивая база делового сотрудничества с поставщиками сырья, материалов и комплектующих по всей территории России. Большое внимание уделяется экологическому состоянию производства.
Условия стесненности производственных площадей и отсутствия места для расширения завода сдерживают в настоящий момент увеличение производственной мощности РЭРЗ. Поэтому заводом совместно с ООО «Институт независимых социально-экономических исследований» г. Санкт-Петербург в 2003 году был составлен бизнес-план технического перевооружения завода.
2003 год стал значимой вехой для предприятия и для всего железнодорожного транспорта в целом. В рамках программы реформирования отрасли осенью этого года была создана мощнейшая в России компания – Открытое акционерное общество «Российские железные дороги», филиалом которой стал и Ростовский-на-Дону электровозоремонтный завод им. В.И. Ленина. Коллектив показал свою готовность эффективно работать в новых экономических условиях.
1. 2 Производственные цеха
Электровозосборочный цех. В электровозосборочном цехе завода производятся основной ремонт кузовов, деталей и узлов автотормозного оборудования, компрессоров, устройств АЛСН, изготовление кондуитов высоковольтных и низковольтных проводов электровозов серий ВЛ80к, ВЛ80т, ВЛ80с, ВЛ82, ВЛ82м, ЧС4, ЧС4т. После ремонта узлов и деталей в смежных подразделениях в электровозосборочном цехе производятся сборка и испытания готовых электровозов, а также передача их заказчику. В настоящее время заканчивается подготовка к производству технического обслуживания и ремонта перспективных дополнительных систем безопасности машиниста -«КЛУБ», «САУТ», КПД-ЗВ и других.
Тележечный цех. Тележечный цех завода производит дефектировку, ремонт и сборку тележек электровозов, тормозной рычажной передачи, диагностику и сборку колесно-моторных блоков пассажирских и грузовых электровозов переменного тока.
Электроаппаратный цех. Электроаппаратный цех производит ремонт электрической и электронной аппаратуры для электровозов, группового контроллера ЭКГ-8Ж электровозов ВЛ80, переключателя ступеней для трансформатора электровоза ЧС4, ЧС4т. В цехе ремонтируются пульты машиниста, пантографы, контакторы, олоки тормозных резисторов, групповые переключатели, различные реле, дроссели, изоляторы.
Колесный цех. Колесный цех обеспечивает полный цикл ремонта колесных пар, в том числе полное освидетельствование с заменой элементов. В роликовом отделении цеха ремонтируются подшипники для электромашинного, тележечного и колесного цехов.
Электромашинный цех №1. ЭМЦ-1 производит все виды ремонта остовов тяговых электродвигателей, сборку и испытания тяговых электродвигателей, полный цикл ремонта вспомогательных машин переменного тока, тяговых трансформаторов и реакторного оборудования, включая замену обмоток и испытания. Цех ремонтирует 7 типов тяговых двигателей, 25 типов вспомогательных электродвигателей, 8 типов тяговых трансформаторов. В настоящее время освоен выпуск индуктивных шунтов ИШ-95, переходных реакторов ПРА-48, сглаживающих реакторов РС-53. Испытательная станция ЭМЦ-1 позволяет испытывать все типы электрических машин на всех режимах, предусмотренных ГОСТами.
Электромашинный цех №2. ЭМЦ-2 обеспечивает электромашинное производство катушками магнитной системы, а также производит все виды ремонта якорей электродвигателей постоянного тока - как тяговых, так и вспомогательных. Цех оснащен установкой вакуумно-нагнетательной пропитки, позволяющей получать высокое качество электрической изоляции оборудования. Сушильно-пропиточное отделение имеет 14 циркуляционных печей, что позволяет обеспечить потребности завода в режимах сушки электрических машин. Кроме того, цех изготавливает новые валы тяговых электродвигателей, коллекторы всех типов электрических машин постоянного тока, катушки для реакторного оборудования и дросселей помехоподавления.
Литейно-кузнечный цех (ЛКЦ). ЛКЦ – один из старейших цехов завода. В настоящее время участок точного литья цеха полностью обеспечивает потребность завода в различных заготовках для изготовления запасных частей.
Кузнечный и штамповочный участки цеха обеспечивают потребности завода поковками и штампованными деталями.
В цехе имеется участок литья под давлением из пластмасс и изготовления РТИ.
Механический цех. Механический цех производит механическую обработку деталей для ремонта электровозов, изготавливает кожухи тяговых зубчатых передач, шестерни и большие зубчатые колеса электровозов. Участок цеха в пос. Ново-Михайловка выпускает новые разъединители шин ПО-82, РТД-20, ПВЦ-100 и ряд других.
Инструментальный цех. Инструментальный цех обеспечивает потребности завода в нестандартном инструменте, штампах, пресс-формах, приспособлениях. Кроме этого, на высокоточном оборудовании цеха изготавливается ряд деталей и узлов электровозов, требующих особой точности изготовления (элементы карданных передач электровозов ЧС, центробежные регуляторы ДАКО).
Ремонтно-механический цех (РМЦ). РМЦ обеспечивает содержание всего заводского оборудования в исправном состоянии, изготавливает нестандартное оборудование и металлоконструкции, производит шестерни и зубчатые передачи для приводов скоростемеров, сложные в обработке детали и узлы электровозов.
Ремонтно-строительный цех (РСЦ). РСЦ обеспечивает сохранность зданий и сооружений завода, ремонтные работы кабин электровозов с заменой звуко- и термоизоляции.
Энергосиловой цех (ЭСЦ). ЭСЦ обеспечивает бесперебойное снабжение завода всеми видами энергоносителей, в том числе электроэнергией, газом, холодной и горячей водой, паром, сжатым воздухом, теплоносителями. Ацетиленовая станция обеспечивает потребности газосварочных постов завода.
На Ростовском ЭРЗ работает котельная, которая обеспечивает теплом и паром собственное производство, вокзал станции Ростов-Главный и другие здания на Привокзальной площади.
1. 3 Социальная сфера
Все годы существования завода на предприятии всегда успешно решались социально-бытовые проблемы. Завод обеспечен всем необходимым для полноценного труда и отдыха.
Дети работников завода посещают ДОУ «Солнышко». Ежегодно заводчане и члены их семей отдыхают в пансионате «Донские зори» на Черноморском побережье. О здоровье работающих заботятся врачи заводской поликлиники. В распоряжении заводчан спортивный клуб, база отдыха. В 2000 г. реконструирован санаторий-профилакторий. На территории завода - комбинат питания, в состав которого входят две столовые, магазин продуктовых доставок.
Заводской Совет ветеранов обеспечивает социальную защиту ветеранов, оказание им разносторонней помощи. На учете в ветеранской организации завода состоит более 800 человек.
Коллективным договором завода предусмотрены 17 пунктов дополнительных льгот и гарантий социальной защиты работников предприятия и членов их семей.
Отметила свое 80-летие многотиражная газета «Ленинец», которая выпускается на заводе. Народный заводской хор «Русская песня» неоднократно становился лауреатом различных конкурсов, хорошо известен и за пределами РЭРЗа.
1. 4 Организационная структура
Организационная структура предприятия представлена на рисунке 1. 1. На Ростовском-на-Дону ЭРЗ существует линейная организация управления, распределение должностных обязанностей осуществлено таким образом, чтобы каждый служащий был максимально нацелен на выполнение производственных задач организации; все полномочия — прямые (линейные), т.е. идут от высшего звена управления к низшему.
В числе преимуществ линейной организации – ответственность, установленные обязательства, четкое распределение обязанностей и полномочий; оперативный процесс принятия решений; простота в понимании и использовании, возможность поддерживать необходимую дисциплину. Этот тип управленческой структуры обычно ведет к формированию стабильной и прочной организации.
В числе недостатков линейного построения организации – негибкость, неприспособленность к дальнейшему росту организации. Метод управления может быть бюрократическим, диктаторским, что уменьшает потенциальные возможности и сдерживает инициативу молодых руководителей; руководящие лица могут быть перегружены обязанностями, ответственностью, что может привести к плохому управлению. Каждое отделение имеет относительно большую автономию, однако главное управление решает, каким капиталом они будут располагать, следит за количественными показателями, такими, как прибыль, продажа и отдача от инвестиций. Именно здесь и возникают проблемы. Главное управление может слишком вмешиваться в решения отделений, а из-за своей сосредоточенности на количественных показателях могут не учитываться такие показатели, как качество ремонта или охрана окружающей среды. Затруднена также обработка информации, организация и планирование деятельности, отсутствует быстрая реакция на изменения, связанные с внешней средой. Существуют также общие недостатки иерархических структур – волокита, перегруженность управленцев, плохое взаимодействие при решении вопросов смежных подразделений.
Рисунок 1. 1 – Организационная структура
2 СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК) РОСТОВСКОГО-НА-ДОНУ ЭЛЕКТРОВОЗОРЕМОНТНОГО ЗАВОДА
2. 1 Положение
«О службе управления
В целях устранения несоответствия, указанного в экспертном заключении РСФЖТ № РС 13/29 от 29.04.2008 г. по результатам экспертизы документов системы менеджмента качества Ростовского-на-Дону ЭРЗ – филиала ОАО «РЖД» на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001 «Системы менеджмента качества. Требования», был издан приказ, в котором говорилось ввести в действие с 07.07.2008 г. положение «О службе управления качеством» и признать утратившими силу приказ от 19.09.2006 г. № 396 «О введении в действие «Положения о службе качества Ростовского-на-Дону ЭРЗ – Филиала ОАО «РЖД» с 07.07.2008 г. [2].
Служба управления качеством предназначена для обеспечения комплекса организационных и технических мероприятий, способствующих росту качества ремонта электровозов, линейного оборудования и изготавливаемых запасных частей [3]. Структурная схема службы управления качеством Ростовского-на-Дону ЭРЗ – Филиала ОАО «РЖД», представлена на рисунке 2. 1.
В своей деятельности служба управления качеством руководствуется Законами Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации, Политикой завода в области качества, локальными актами ОАО «РЖД», приказами и указаниями директора завода, а также настоящим Положением.
Служба управления качеством возглавляется заместителем директора завода по управлению качеством, который непосредственно подчиняется директору завода.
В службу управления качеством завода входят:
– Отдел управления качеством (ОУК);
– Отдел неразрушающего контроля (ОНК);
Рисунок 2. 1 – Структурная схема службы управления качеством Ростовского-на-Дону ЭРЗ – Филиала ОАО «РЖД»
– Отдел технического контроля (ОТК);
– Центральная заводская
– Отдел главного метролога (ОГМетр).
Штат службы управления качеством утверждается директором завода по представлению заместителя директора завода по управлению качеством.
Функции службы управления качеством:
– участие в разработке проекта политики и целей завода в области качества;
– контроль реализации целей в области качества;
– разработка документов системы менеджмента качества, относящихся к компетенции службы управления качеством;
– участие в разработке внедрении методик, процедур и правил сбора, обработки, анализа, хранения и изъятия зарегистрированных данных о качестве;