Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 08:18, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является совершенствование системы ме-неджмента качества (СМК) путем применения концепции «шесть сигм».
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– изучить деятельность Ростовского-на-Дону электровозоремонтного завода;
– провести анализ рекламаций от потребителей, поступающих в адрес завода;
– выявить причины возникновения часто встречающихся претензий;
– применить концепцию «шесть сигма» для предотвращения появления брака.
ВЕДОМОСТЬ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ......................................................................8
ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................................9
1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРЕДПРИЯТИИ.................................................................
1. 1 История развития Ростовского-на-Дону ЭРЗ....................................................
1. 2 Производственные цеха.......................................................................................
1. 3 Социальная сфера.................................................................................................
1. 4 Организационная структура...............................................................................
2 СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК) РОСТОВСКОГО-НА-ДОНУ ЭЛЕКТРОВОЗОРЕМОНТНОГО ЗАВОДА.................................................................................................
2. 1 Положение «О службе управления качеством»....................................................
2. 2 Общие сведения о сертификации........................................................................
2. 3 Общие сведения о системе менеджмента качества............................................
2. 4 Политика завода в области качества...................................................................
2. 5 Цели и задачи завода в области качества.............................................................
2. 6 Руководство по качеству......................................................................................
3ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ПУТЕМ ПРИМЕНЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ «ШЕСТЬ СИГМ».......................................................
3. 1 История развития концепции «шести сигм»......................................................
3. 2 Концепция «шесть сигм» и MS ISO 9001:2000..................................................
3. 3 Роли и обязанности..............................................................................................
3. 4 «Шесть сигм»: сила культуры......................................................................................
3. 5 Решающие факторы успеха «шести сигм».....................................................
3. 5. 1 Ориентация на клиента......................................................................
3. 5. 2 Финансовые результаты.................................................................
3. 5. 3 Вовлечение руководства.........................................................................
3. 5. 4 Приверженность сотрудников...................................................................
3. 5. 5 Инфраструктура исполнения..................................................................
3. 6 Прогнозирование успеха и предотвращение неудачи команды.....................
3.7 Решение проблем с помощью DMAIC............................................................
3. 8 Статистические основы «шесть сигм» .........................................................
3. 9 Показатель возможности процесса..............................................................
4 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОСТОВСКОГО-НА-ДОНУ
ЭЛЕКТРОВОЗОРЕМОНТНОГО ЗАВОДА...............................................................
4. 1 Статистическая оценка качества.....................................................................
4. 2 Организация учета и анализа уведомлений и претензий на качество от по-требителей продукции Ростовского-на-Дону электровозоремонтного завода ..
4. 3 Результаты, полученные с применением «анализа Парето»...........................
4. 3. 1 Распределение рекламаций по цехам....................................................
4. 3. 2 Распределение рекламаций по ЭМЦ-1.............................................
4. 3. 3 Проблемы с моторно-якорным подшипником ТЭД (ЭМЦ-1)......
4. 4 Анализ работоспособности станков, на которых происходит ремонт мотор-но-якорных подшипников, с помощью концепции «шесть сигм».............................
4. 4. 1 Анализ работоспособности станка 4И-0026................................
4. 4. 2 Анализ работоспособности станка 4И-014........................................
4. 5. Искажение содержания концепции «шесть сигм» в российском машиностроении
4. 6 В заключении...................................
5 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ..........................................................
5. 1 Управление охраной труда на заводе..........................................................
5. 1. 1 Цели, принципы построения, функции и задачи системы управления охраной труда на заводе ........................................................................
5. 1. 2 Организация работ по управлению охраной труда................................
5. 1. 3 Планирование по охране труда...............................................................
5. 1. 4 Контроль за состоянием охраны труда на заводе.................................
5. 2. Анализ Ростовского-на-Дону ЭРЗ с точки зрения охраны труда................
5. 2. 1 Опасные и вредные факторы на Ростовском-на-Дону ЭРЗ
5. 2. 2 Организационно-технические мероприятия по устранению влияния опасных и вредных факторов...........................................................................................
5. 2. 3 Классификация производства и помещений...........................................
5. 2. 4 Противопожарная профилактика...............................................
5. 2. 5 Мероприятия по созданию безопасных, безвредных условий труда
5. 2. 5. 1 Средства индивидуальной защиты.............................
5. 2. 5. 2 Нормы бесплатной выдачи работникам РЭРЗ смывающих и обезвреживающих средств..........................................................................................
5. 2. 6 Эстетика производства............................................................................
5. 3 Аттестация рабочих мест по условиям труда...................................................
5. 3. 1 Общие положения................................................
5. 3. 2 Порядок заполнения карт аттестации рабочих мест по усло¬виям труда
5. 3. 3 Мероприятия по улучшению условий труда на рабочем месте.......
5. 3. 3. 1 Расчёт вентиляции...................................................................
5. 3. 3. 2 Определение размеров надбавок тарифных ставок за вред-ные условия труда...........................................................
5. 4 Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях.....................
5. 4. 1 Анализ чрезвычайных ситуаций природного характера......................
5. 4. 2 Гражданская оборона ...........................
6 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВНЕДРЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ «ШЕСТЬ СИГМ» НА РОСТОВСКОМ-НА-ДОНУ ЭЛЕКТРОВОЗОРЕМОНТНОМ ЗАВОДЕ – ФИЛИАЛЕ ОАО «РЖД»...........
6. 1 Экономическая целесообразность применения концепции «шесть сигм»..
6. 2 Затраты на качество на Ростовском-на-Дону ЭРЗ...........................................
6. 3 Определение стоимостной оценки внедрения и применения концепции «ше
Основываясь на эмпирических данных, исследователи пришли к выводу, что отклонения процесса, вызванные его естественной нестабильностью, дают отклонения качества на уровне 1,5 сигма. Таким образом, если целевой уровень качества составляет 4,5 сигма (3,4 дефекта на миллион возможностей), то с учетом перестраховки 1,5 сигма на отклонения, необходимо обеспечивать уровень качества 6 сигм. На рисунке 3. 7 представлена плотность распределения при уровне шесть сигм.
Рисунок 3. 7 – Уровень качества 6 сигм
3. 9 Показатель возможности процесса
Оценка рассеяния производится с помощью различных критериев, к которым относится и индекс воспроизводимости – один из класса количественных характеристик устойчивости процессов [12]. К числу наиболее простых индексов воспроизводимости, количественно определяющих способность процесса сохранять устойчивость в рамках границ допуска относятся : Ср,CPU, CPL и ряд других.
Наиболее важный индекс воспроизводимости Ср – показатель возможности процесса определяется как отношение допуска к шестикратной величине стандартного отклонения показателя качества изготавливаемой продукции:
Ср =Δ/6σ,
где величина допуска (Δ) представляет собой разность между значениями верхней границы допуска (ВГД) и нижней границы допуска (НГД).
Область вне пределов допуска является «зоной дефектности» и величина этой зоны уменьшается по мере снижения стандартного отклонения. Количественно соотношение между Ср и «зоной дефектности» представлено в таблице 3. 4. Так, в случае, если в технологическом допуске помещается « ± 3σ» и распределение подчиняется нормальному закону, то такой процесс обеспечивает 99,73 % годных изделий. При увеличении стандартного отклонения и сохранении величины допуска величина Ср будет уменьшаться и, соответственно, будет уменьшаться процент годных изделий.
Таблица 3. 4 – Соотношение между Ср и «зоной дефектности»
Ср – показатель возможности процесса |
Площадь «зоны дефектности», % |
Площадь зоны «в допуске», % |
Количество дефектных деталей на 1 миллион (ppm) |
0,7 |
3,6 |
96,4 |
36000 |
0,8 |
1,6 |
98,4 |
16000 |
0,9 |
0,69 |
99,31 |
6900 |
1 |
0,27 |
99,73 |
2700 |
1,1 |
0,097 |
99,903 |
970 |
1,2 |
0,0318 |
99,9682 |
318 |
1,3 |
0,0096 |
99,9904 |
96 |
1,33 |
0,0063 |
99,9937 |
63 |
1,4 |
0,0027 |
99,9973 |
27 |
1,5 |
0,00068 |
99,99932 |
7 |
Соотношение между индексом воспроизводимости и процентом бракованных деталей можно также представить в виде логарифмической кривой на номограмме (рисунок 3. 8), которой можно пользоваться для определения процента дефектности процесса.
Рисунок 3. 8 – Логарифмическая кривая для определения соотношения между показателем возможности процесса и количеством брака
4 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОСТОВСКОГО-НА-ДОНУ ЭЛЕКТРОВОЗОРЕМОНТНОГО ЗАВОДА
4. 1 Статистическая оценка качества
Известно, что все процессы деятельности предприятия, как производственные, так и организационно-управленческие, являются статистически изменчивыми и должны постоянно изучаться в отношении стабильности присущих им вариаций.
Без применения статистических методов
мониторинга и анализа бизнес-
В стандарте ГОСТ Р ИСО 9001:2000 требования разделов 8. 2.3 и 8. 4 прямо связаны со статистическим анализом, без применения которого их практически невозможно реализовать. Статистический анализ основан на использовании методов математической статистики. Статистический анализ является эффективным инструментом сбора и интерпретации информации о качестве. Применение методов математической статистики, не требуя больших затрат, позволяет с заданной степени точностью и достоверности судить о состоянии исследуемых явлений в системе качества.
В соответствии с положениями стандартов ИСО серии 9000 статистические методы рассматриваются как одно из высокоэффективных средств обеспечения качества. Базовые принципы этих стандартов состоят в принятии решений на основе систематизированных данных.
Стандарты ориентируют на разработку сквозного механизма применения статистических методов на всех этапах жизненного цикла продукции. Однако, современные статистические методы довольно сложны для восприятия и широкого практического использования без углубленной математической подготовки. Из наиболее известных методов систематизации и анализа для разработки системы управления качеством ремонта в данной работе использовались так называемые «семь инструментов управления качеством». При всей своей простоте они сохраняют связь со статистикой и дают возможность совершенствовать качество процессов (см. таблицу 4. 1).
Необходимо заметить, что на предприятии скапливается обильная статистическая информация, позволяющая использовать указанные в таблице методы. Но к настоящему времени на РЭРЗ не ведется обработка этой информации. В то же время даже поверхностный анализ лишь части рабочих журналов, позволяет обнаружить факторы, влияющие на качество ремонта.
Таблица 4. 1 – «Семь инструментов» управления качеством
№ п/п |
Наименование |
Цель |
Применение |
1. |
Контрольный листок |
Сбор и упорядочение первичных данных |
Информация для использования в остальных «инструментах» |
2. |
Гистограмма |
Определение закона распределения измеренных случайных величин и его параметров: – среднего значения; – среднего квадратического отклонения; – уровня дефектности |
Контроль качества продукции и ее составных частей, расчет контрольных границ процессов |
3. |
Контрольные карты |
Отслеживание процесса во времени |
Прогноз качества продукции, контроль и управление процессами |
4. |
Диаграмма Парето |
Анализ причин |
Оценка эффективности принятых мер |
5. |
Стратификация |
Разбивка данных по факторам (оборудование, материалы, методы и др.) |
Оценка качества, оценка прибыли |
6. |
Диаграмма Ишикавы |
Выявление факторов и условий, влияющих на проблему |
Экспертный метод, используется при недостатке фактических данных |
7. 7 |
Диаграмма разброса |
Оценка взаимосвязи между показателями качества |
Учет влияния параметров |
4. 2 Организация учета и анализа уведомлений и претензий на качество от потребителей продукции Ростовского-на-Дону электровозоремонтного завода
Основной задачей проведения рекламационной работы на заводе является своевременное рассмотрение уведомлений и претензий потребителя на качество и комплектность продукции и принятие мер по скорейшему устранению дефектов и вводу продукции в работу, при этом все службы завода руководствуются ЦТ-ЦТВР-409 от 20.12.96 «Основные условия ремонта и модернизации тягового подвижного состава, узлов и агрегатов на ремонтных заводах МПС России» и РД 103.11.408-2005 «Положение по организации ведения рекламационной работы на заводах Дирекции «Желдорреммаш» ОАО «РЖД» [13].
Рекламационная работа предусматривает выполнение следующих задач:
– анализ отказов, неисправностей, дефектов
в зарекламированной потребител
– изучение причин, повлекших возникновение отказов, неисправностей, дефектов продукции;
– устранение в минимально возможные сроки неисправностей продукции, находящейся на гарантии завода;
– разработка мероприятий, обеспечивающих устранение в продукции дефектов, обнаруженных потребителем, а также разработка мероприятий, обеспечивающих качественный ремонт и изготовление продукции, отвечающей конструкторской, нормативной и технической документации.
Принятое заводом уведомление по качеству продукции является учетным видом несоответствия, и каждый случай уведомления подлежит расследованию на заводе.
Рассмотрение и урегулирование уведомлений от потребителя по качеству продукции осуществляется согласно СТП 023-7.2-24-2008 « Учет и анализ уведомлений и претензий на качество от потребителей продукции». Блок-схема процедуры рассмотрения и урегулирования уведомлений от потребителя по качеству продукции представлена в приложении 1.
В состав рекламационной работы входит:
– рассмотрение уведомлений о неисправностях продукции находящейся на гарантии завода;
– ведение переписки по качеству продукции с потребителя;
– командирование представителя для изучения и расследования дефектов, причин их возникновения и составления акта-рекламации;
– рассмотрение материалов расследования представителем завода и подготовка мер по удовлетворению требований потребителя;
– предъявление претензий заводам-поставщикам материалов и комплектующих, в результате чего в продукции завода возникли дефекты;
– ведение учета претензий и исков поступивших от потребителей на некачественно изготовленную или отремонтированную продукцию;
– информирование подразделений и коллектива завода о претензиях и замечаниях, поступивших от потребителей на низкое качество продукции.
Для проведения расследования неисправностей гарантийного оборудования на заводе установлен следующий порядок:
– весь поступивший рекламационный материал рассматривает заместитель директора по качеству или начальник ОТК в двухдневный срок, и передают начальнику соответствующего цеха для рассмотрения;
– начальник цеха в течение двух дней проводит оперативное совещание по разбору возникновения отказа гарантийного оборудования.
На оперативном совещании рассматривают вопросы:
– о полном или частичном признании претензии на качество продукции от потребителя, либо об отклонении претензии;
– о выполнении условий акта-рекламации;
– о командировании представителя, а в случае необходимости заводской бригады для устранения дефекта;
– разрабатывает меры по устранению выявленных недостатков в текущем производстве.
При расследовании дефекта
Акты-рекламации и другие материалы к ним хранятся в ОТК в течение 3 лет.
Ежемесячно ОТК проводит статистический анализ в соответствии с СТП 023-8.2-13 «Измерение, анализ и улучшение. Статистический анализ качества продукции» на основе:
– поступивших уведомлений
– принятых актов-рекламаций и претензий;
– затрат на устранение брака, включая командировочные расходы.
Данный анализ отражает:
– сравнительный анализ поступивших уведомлений;
– количество принятых актов-рекламаций и претензий;
– распределение отказов
– анализ повреждений и отказов в работе локомотивов и их узлов с разбивкой по цехам.
Применение статистических методов при анализе неисправностей гарантийного оборудования позволяет сравнивать результаты с аналогичными периодами прошлых лет.
Данный анализ передается в ОГТ для рассмотрения и в случае ухудшения соответствующих показателей разработки корректирующих и предупреждающих действий с включением в план организационно-технических мероприятий по качеству ремонта локомотива.
4. 3 Результаты, полученные с применением «анализа Парето»
4. 3. 1 Распределение рекламаций по цехам
Правило Парето – «универсальный» принцип, который применим во множестве ситуаций, и без сомнения – в решении проблем качества [12]. Идея применения этой диаграммы в области менеджмента качества принадлежит Дж. Джурану, который отметил «универсальное» применение принципа Парето к любой группе причин, вызывающих то или иное последствие, причем большая часть последствий выявлена малым количеством причин. Анализ Парето ранжирует отдельные области по значимости или важности и призывает выявить и в первую очередь устранить те причины, которые вызывают наибольшее количество проблем (несоответствий). Кроме выявления и ранжирования факторов по их значимости, диаграммы Парето применяются для наглядной демонстрации эффективности тех или иных мероприятий в области обеспечения качества. Для этого достаточно построить и сравнить две диаграммы Парето – до и после реализаций каких-либо мероприятий.
Анализ Парето ранжирует отдельные области по значимости или важности и призывает выявить и в первую очередь устранить те причины, которые вызывают наибольшее количество проблем (несоответствий). Применение «анализа Парето» позволяет проанализировать причины отказов ремонтируемой техники и сконцентрировать усилия на наиболее важных причинах, которые составляют большинство всех отказов.
В таблице 4. 2 представлены данные по цехам для построения диаграммы Парето по рекламациям, поступившим на Ростовский-на-Дону ЭРЗ в 2005 году.