Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 10:34, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ товарного рынка хлеба в г.Могилеве и Республике Беларусь и формирование конкурентоспособного торгового ассортимента ржано-пшеничного хлеба в магазине №2 ОАО «Бакалея Могилев». Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
Изучить современное состояние и тенденции развития рынка хлебобулочной продукции.
Выявить особенности и факторы формирования ассортимента хлебобулочных изделий.
Проанализировать финансово-экономические показатели торговой сети ОАО «Бакалея Могилев».
ВВЕДЕНИЕ
6
1
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
8
1.1
Характеристика рынка хлебобулочной продукции и особенности формирования ассортимента ржано-пшеничного хлеба
8
1.2
Товароведная характеристика ржано-пшеничного хлеба
11
1.2.1
Классификация и ассортимент хлебобулочных изделий
11
1.2.2
Пищевая и физиологическая ценность хлеба
13
1.2.3
Условия и сроки хранения хлеба
17
1.2.4
Экспертиза качества и возможные дефекты хлеба
19
1.3
1.4
Факторы формирования конкурентоспособного торгового ассортимента и сущность метода АВС-анализа
Тенденции развития хлебного рынка Республики Беларусь и новые направления в повышении качества хлеба
23
26
2
ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
32
2.1
Объект исследования
32
2.2
Предмет практического анализа и экспериментальных исследований
34
2.3
Методы исследования
35
3
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
37
3.1
Анализ показателей розничного товарооборота
37
3.2
Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости
4
3.3
Анализ расходов
49
3.4
Анализ финансовых результатов
51
4
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
ТОВАРОВЕДНО-ЭКСПЕРТНЫЙ РАЗДЕЛ
Анализ товарного рынка ржано-пшеничного хлеба в Республике Беларусь и г.Могилеве
Сравнительная товароведная характеристика и экспертиза качества различных наименований ржано-пшеничного хлеба, реализуемых в магазине №2 ОАО «Бакалея Могилев»
Анализ основных показателей ассортимента ржано-пшеничного хлеба, реализуемого в магазине №2 ОАО «Бакалея Могилев»
Анализ торгового ассортимента ржано-пшеничного хлеба в магазине №2 ОАО «Бакалея Могилев» методом АВС-анализа
Формирование конкурентоспособного торгового ассортимента ржано-пшеничного хлеба для магазина №2 ОАО «Бакалея Могилев»
Введение
Хлеб занимает важное место в пищевом рационе человека, особенно в нашей стране, где производство хлеба связано с глубокими и давними традициями. Сейчас можно приобрести не просто различные виды формового и подового хлеба, но и также большое количество изделий лечебного и профилактического назначения, а также весь спектр продукции хлебопекарной промышленности.
Хлебопекарная отрасль развивается динамично, конкуренция среди производителей хлебобулочных изделий нарастает из года в год. Рынок хлебобулочной продукции достаточно широк (более 100 сортов хлеба, батоны, пироги, лаваши, основы для пиццы, печенье, кексы, булочки, пирожки, праздничные куличи, сухарики), но объем производства хлебобулочной продукции в 2010 по сравнению с 2009 снизился на 1,3 %. Основные факторы снижения – сокращение численности населения и перераспределение потребительских предпочтений в сторону других продуктов питания (например, хлебцы).
Жесткая конкуренция заставляет производителей идти по пути расширения ассортимента, создания новой продукции. В связи с этим большинство крупных хлебозаводов активно занимаются обновлением производственных линий, старается внедрять новые технологии, большое внимание уделяют оформлению своего товара, создаются новые продукты или возрождаются некогда забытые рецепты.
В то же время розничная торговая сеть стремится сформировать рациональный торговый ассортимент для получения максимальной экономической выгоды.
Рационально подобранный ассортимент, удовлетворение совокупного спроса являются одними из ключевых моментов для успешной деятельности любого торгового объекта.
Современные методы стимулирования сбыта и формирования спроса, в условиях насыщенного рынка влияют на формирование ассортимента, это объясняется, тем, что торговые организации освобождаются от дорогостоящих затрат на рекламу, за счет чего сокращаются издержки и возрастает прибыль.
Маркетинговые исследования свидетельствуют о том, что есть своеобразная «визитная карточка», по которой покупатели оценивают магазин в целом. Такой «визиткой» является хлеб. Именно хлеб покупают практически каждый день. Но именно хлеб составляет небольшой процент в общем объеме продаж (около 2-5%).
ОАО «Бакалея Могилев»
- динамично развивающееся
Данная проблема может быть решена за счет тщательного анализа товарного рынка хлеба в Республике Беларусь и г.Могилеве и формирования нового конкурентоспособного ассортимента ржано-пшеничного хлеба.
Актуальность выбранной тематики дипломного исследования очевидна, так как при правильном и рациональном формировании ассортимента ржано-пшеничного хлеба будет максимальным образом удовлетворяться спрос потребителей и в конечном итоге и прибыль и рентабельность предприятия будут расти.
Целью дипломной работы является анализ товарного рынка хлеба в г.Могилеве и Республике Беларусь и формирование конкурентоспособного торгового ассортимента ржано-пшеничного хлеба в магазине №2 ОАО «Бакалея Могилев». Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
При исследовании использовались следующие методы:
- метод обработки литературных данных;
- расчетно-аналитические методы анализа ассортимента;
- аналитический метод изучения
данных коммерческой
- органолептический метод;
- методы определения влажности, пористости и кислотности;
- метод АВС-анализа.
1 Аналитический обзор литературы
В данном разделе рассмотрим особенности рынка хлебобулочной продукции, как он меняется и от чего это зависит, какое сырье используют для производства хлеба, за какими наименованиями закреплен приоритет, какие направления существуют в области формирования ассортимента. Также будет дана товароведная характеристика ржано-пшеничного хлеба, его классификация и ассортимент, проанализирована пищевая и физиологическая ценность, упаковка, условия и сроки хранения хлеба. Будет описан порядок проведения экспертизы качества, приведены возможные способы фальсификации данных продуктов. Рассмотрим факторы формирования торгового конкурентоспособного ассортимента, раскроем сущность метода АВС-анализа. В завершении рассмотрим тенденции развития хлебного рынка и новые направлении в совершенствовании ассортимента.
Беларусь обладает хорошей технической базой хлебозаводов, которые применяют сложные технологии производства хлеба, позволяющие придать хлебу определенные вкусовые характеристики и без каких-либо химических добавок обеспечить сохранность и свежесть хлеба более длительное время.
На белорусском рынке хлебобулочной
продукции присутствуют как традиционные
виды хлеба: пшеничные, ржано-пшеничные,
батоны, формовые и подовые изделия, так
и премиум-категория: хлебобулочные изделия
с удлиненным сроком хранения, с содержанием
минералов и микро- и макроэлементов.
В настоящее
время в Республике Беларусь насчитывается
70 предприятий по производству хлеба и
хлебобулочных изделий: в Брестской области
– 10, Витебской – 10, Гомельской – 13, Гродненской
– 6, в Минске – 9, Минской области – 9 и
Могилёвской области – 13.
По данным Национального статистического
комитета Республики Беларусь, объем производства
хлеба и хлебобулочных изделий в республике
в январе-октябре 2010 г. составил 466,5 тыс.
т, сократившись по сравнению с аналогичным
периодом 2009 г. на 1,3%.
Хлеб занимает очень важное
место в структуре питания населения республики.
Структура потребительских расходов домашних
хозяйств
на продукты питания в Республике Беларуси
за 2011 год представлена на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 - Структура потребительских
расходов домашних хозяйств
на продукты питания в Республике Беларуси
за 2011 г.
Из данного рисунка видно, что в 2011 году доля потребительских расходов населения на хлеб, из всех групп товаров, занимает второе место и составляет 19%.
Основной объем выпуска хлеба и хлебобулочной продукции, почти 60%, обеспечили предприятия Министерства сельского хозяйства и продовольствия.
Кроме этого, предприятия Минэнерго произвели 127 т хлеба и хлебобулочных изделий и предприятия концерна «Белгоспищепром» - 92 т.
В последние годы в Республике Беларусь в целом произошло изменение потребления хлеба.
Основные факторы снижения
производства хлебобулочных изделий:
- сокращение численности населения;
- перераспределение
В отрасли сейчас очень актуальным является вопрос повышения потребления хлеба, основанный на том, что хлеб – это натуральный продукт, в котором нет веществ, вредных для человека.
Исходя из выше сказанного можно сделать вывод о том, что для повышения продаж структурам производящим хлеб необходимо совершенствовать ассортимент и повышать качество, а торговым объектам формировать рациональный ассортимент /17/.
Формирование ассортимента хлеба - деятельность по составлению набора данного товара, позволяющего удовлетворить реальные или прогнозируемые потребности, а также достигнуть целей, определенных руководством организации.
Формирование ассортимента не может быть абстрагировано от конкретной организации и должно базироваться на заранее выбранных целях и задачах, обусловливающих направления развития ассортимента. Это определяет ассортиментную политику организации.
Ассортиментная политика - цели, задачи и основные направления формирования ассортимента, определяемые руководством организации.
Цель организации в области ассортимента - формирование реального и/или прогнозируемого ассортимента, максимально приближающегося к рациональному, для удовлетворения разнообразных потребностей и получения запланированной прибыли.
Для этого должны быть решены следующие задачи:
Основные направления в области формирования ассортимента: сокращение, расширение, стабилизация, обновление, совершенствование, гармонизация.
Указанные направления взаимосвязаны, в значительной мере дополняют друг друга и определяются рядом факторов.
Сокращение ассортимента хлеба - количественные и качественные изменения состояния набора хлеба за счет уменьшения его широты и полноты.
Причинами сокращения ассортимента могут быть падение спроса, недостаточность предложений, убыточность или низкая прибыльность при производстве и/или реализации отдельных товаров. Например, в последние годы наблюдается тенденция сокращения ассортимента хлебобулочных изделий за счет дешевых продовольственных и непродовольственных товаров, не выгодных изготовителю и продавцу, но необходимых потребителю.
Расширение ассортимента хлеба - количественные и качественные изменения набора хлеба за счет увеличения показателей широты, полноты и новизны.
Причинами, способствующими расширению ассортимента, являются увеличение спроса и предложения, высокая рентабельность производства и/или реализации товаров, внедрение на рынок новых товаров и/или изготовителей. Расширение ассортимента хлеба и хлебобулочных изделий может происходить за счет его обновления при одновременном сокращении доли товаров, не пользующихся спросом.
Стабилизация ассортимента хлеба - состояние набора хлеба, характеризующееся высокой устойчивостью и низкой степенью обновления.
Обновление ассортимента - качественные и количественные изменения состояния набора хлеба, характеризующиеся увеличением показателя новизны. Критерием выбора этого направления можно считать необходимость удовлетворения новых постоянно изменяющихся потребностей; повышения конкурентоспособности; стремления изготовителей и продавцов стимулировать спрос, побуждая потребителей делать покупки новых товаров для удовлетворения функциональных, социальных и психологических потребностей; изменения моды; достижения научно-технического прогресса. Это направление основывается на распространенном убеждении потребителей, считающих, что новые товары лучше ранее выпускавшихся. Однако это не всегда так, потому что качество новых товаров может быть хуже, чем уже известных. В таких случаях потребитель, осознав это, может испытать чувство разочарования, неудовлетворенности, недоверия к новым товарам вообще, а также к фирме- изготовителю или продавцу.
Поэтому обновление ассортимента хлеба - очень ответственное направление его формирования, связанное со значительным риском для всех субъектов рыночных отношений. В то же время в условиях конкурентной среды без обновления невозможно обойтись, так как новизна товаров - один из важнейших критериев конкурентоспособности организаций-изготовителей и продавцов.
Совершенствование ассортимента хлеба - количественные и качественные изменения состояния набора хлеба для повышения его рациональности.
Это комплексное направление изменений ассортимента товаров обусловливает выбор возможных путей: сокращение, расширение и/или обновление ассортимента молока и хлебобулочных изделий для формирования рационального ассортимента. Целевой подход кформированию улучшенного рационального ассортимента составляет основную отличительную черту этого направления. При этом должны учитываться научно обоснованные рациональные потребности, а также требования общества: обеспечение безопасности для потребителей и окружающей среды, использование достижений научно-технического прогресса для максимального повышения качества жизни.
Информация о работе Анализ товарного рынка и формирование конкурентоспособности ассортимента хлеба