Анализ товарного рынка и формирование конкурентоспособности ассортимента хлеба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 10:34, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является анализ товарного рынка хлеба в г.Могилеве и Республике Беларусь и формирование конкурентоспособного торгового ассортимента ржано-пшеничного хлеба в магазине №2 ОАО «Бакалея Могилев». Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
Изучить современное состояние и тенденции развития рынка хлебобулочной продукции.
Выявить особенности и факторы формирования ассортимента хлебобулочных изделий.
Проанализировать финансово-экономические показатели торговой сети ОАО «Бакалея Могилев».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

6
1
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
8
1.1
Характеристика рынка хлебобулочной продукции и особенности формирования ассортимента ржано-пшеничного хлеба

8
1.2
Товароведная характеристика ржано-пшеничного хлеба
11
1.2.1
Классификация и ассортимент хлебобулочных изделий
11
1.2.2
Пищевая и физиологическая ценность хлеба
13
1.2.3
Условия и сроки хранения хлеба
17
1.2.4
Экспертиза качества и возможные дефекты хлеба
19
1.3

1.4
Факторы формирования конкурентоспособного торгового ассортимента и сущность метода АВС-анализа
Тенденции развития хлебного рынка Республики Беларусь и новые направления в повышении качества хлеба

23

26
2
ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
32
2.1
Объект исследования
32
2.2
Предмет практического анализа и экспериментальных исследований
34
2.3
Методы исследования
35
3
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
37
3.1
Анализ показателей розничного товарооборота
37
3.2
Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости
4
3.3
Анализ расходов
49
3.4
Анализ финансовых результатов
51
4
4.1

4.2


4.3

4.4

4.5
ТОВАРОВЕДНО-ЭКСПЕРТНЫЙ РАЗДЕЛ
Анализ товарного рынка ржано-пшеничного хлеба в Республике Беларусь и г.Могилеве
Сравнительная товароведная характеристика и экспертиза качества различных наименований ржано-пшеничного хлеба, реализуемых в магазине №2 ОАО «Бакалея Могилев»
Анализ основных показателей ассортимента ржано-пшеничного хлеба, реализуемого в магазине №2 ОАО «Бакалея Могилев»
Анализ торгового ассортимента ржано-пшеничного хлеба в магазине №2 ОАО «Бакалея Могилев» методом АВС-анализа
Формирование конкурентоспособного торгового ассортимента ржано-пшеничного хлеба для магазина №2 ОАО «Бакалея Могилев»

Файлы: 2 файла

ДИПЛОМ.docx

— 257.87 Кб (Скачать файл)

 

По результатам данной таблицы определим относительную экономию:

 

                         168968,6*(-1,1)/100 = -1858,7                                     

 

Следовательно, сумма относительной экономии расходов равна   1858,7                                     млн. руб.

Далее рассмотрим анализ состава, структуры отдельных статей расходов в динамике (таблица 3.8). Определим, по каким статьям расходов ОАО «Бакалея Могилев» достигло относительного их снижения, а по каким – допустило их перерасход согласно приложениям К и Л «Отчет о затратах на производство продукции (работ, услуг)».

 

Таблица 3.8 – Анализ состава и  структуры расходов (млн. руб.)

 

Наименование статей расходов

2010 год

2011 год

Отклонение

сумма

в % к обороту

Сумма

в % к обороту

Сумма

в % к обороту

Транспортные расходы

280,3

2,74

610,9

3,42

329,7

0,68

Расходы на оплату труда

3017,7

29,6

4724,0

26,5

1706,3

-3,1

Расходы на аренду и содержаний зданий, сооружений, помещений и инвентаря

 

 

698,1

 

 

6,84

 

 

1499,2

 

 

8,41

 

 

801,1

 

 

1,57

Амортизация основных средств

489,9

4,8

750,8

4,21

261,0

-0,6

Отчисления и затраты на ремонт основных средств

 

383,7

 

8,68

 

885,6

 

2,15

 

502,0

 

-6,53

Охрана

173,5

1,7

277,9

1,56

104,4

-0,14

Канцелярские, почтово-телеграфные расходы

 

38,7

 

0,38

 

83,2

 

0,46

 

44,5

 

0,08

Проценты за пользование кредитом и займами

 

528,5

 

5,18

 

665,2

 

3,73

 

136,7

 

-1,45

Потери товаров и продуктов при перевозки, хранении и реализации

 

12,9

 

0,12

 

21,0

 

0,11

 

9,0

 

-0,01

Отчисления на социальные нужды

1036,8

10,16

1591,6

8,93

554,8

-1,23

Налоги, отчисления и сборы, включаемые в издержки обращения

 

159,0

 

1,56

 

204,2

 

1,14

 

45,2

 

-0,42

Прочие расходы

332,5

3,26

883

4,95

550,5

1,7

Всего расходов

6853,5

8,0

6,9

65,6

4842,5

-1,1

Товарооборот

86306,9

168968,6

   

Проанализировав данные из таблицы 3.8, отметим, что расходы ОАО «Бакалея Могилев» увеличились по сравнению с 2010 годом на 4842 млн.руб. за счет таких статей расходов как: расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря, амортизация основных средств, отчисления и затраты на ремонт. Рост этих статей расходов связан со значительным расширением материально-технической базы и завершением реконструкции комплекса общественного питания филиал «Бакалея 3».

Таким образом, результаты анализа расходов ОАО «Бакалея Могилев» показали, что при заметном росте товарооборота общая сумма расходов в 2011 году заметно увеличилась по сравнению с прошлым годом, однако средний уровень расходов к товарообороту снизился, что является положительным моментом. Рост расходов связан со значительным расширением материально-технической базы и завершением реконструкции комплекса общественного питания филиал «Бакалея 3».

 

3.4 Анализ финансовых результатов

Основными показателями, характеризующими финансовые результаты хозяйственной деятельности торговых предприятий, являются доходы, прибыль и рентабельность.

Проанализируем динамику финансовых результатов (таблица 3.9), используя приложения М и Н «Отчет о прибылях и убытках».

 

Таблица 3.9 – Анализ динамики финансовых результатов

 

Показатель

2010 год

2011 год

Отклонение

Выручка от реализации товаров, работ, услуг (за вычетом налогов и сборов)

 

81340

 

157206

 

75866

Валовая прибыль

7460

15790

8330

Расходы на реализацию

11696

6854

4841,5

Прибыль (убыток) от реализации товаров, работ, услуг

 

606

 

4094

 

3488

Операционные доходы

75

712

637

Операционные расходы

1085

7

-1078

Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов

 

53

 

-383

 

-436

Внереализационные доходы

203

1892

1689


 

Продолжение таблицы 3.9

 

Показатель

2010 год

2011 год

Отклонение

Внереализационные расходы

312

533

221

Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов

 

-113

 

1357

 

1470

Чистая прибыль

253

3623

3370


 

Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод, что предприятие ОАО «Бакалея Могилев» является прибыльным. Выручка от реализации товаров, работ и услуг в 2011 году значительно увеличилась по сравнению с прошлым годом, за счет увеличения товарооборота. Вместе с тем увеличились и расходы. Рост расходов связан со значительным расширением материально-технической базы и завершением реконструкции комплекса общественного питания филиал «Бакалея 3». Чистая прибыль в 2011 году составила 3623 млн.руб., что на 3370 млн.руб. больше чем в прошлом году.

Получение чистой прибыли в размере 3623 млн.руб. позволило не только восстановить финансовое состояние общества, но и провести инвестиционную деятельность (открыть цех фасовки). Этому во многом поспособствовало значительный рост товарооборота, и получение дополнительных доходов от внереализационной деятельности.

При анализе хозяйственной деятельности предприятия, для оценки платежеспособности применяют коэффициент текущей ликвидности. Коэффициент текущей ликвидности определяется как отношение фактической стоимости находящихся в наличии оборотных активов к краткосрочным обязательствам по следующей формуле:

 

                                     Кт.л.= ОА / КрО,                                                 (3.5)

 

где Кт.л - коэффициент текущей ликвидности,

      ОА –  стоимость оборотных активов, млн.руб.,

         КрО – стоимость краткосрочных  обязательств, млн.руб.

По приложению Ж и И «Бухгалтерский баланс» оборотные активы в 2010 году на конец отчетного периода составили 12308 млн.руб., а в 2011 году – 27568 млн.руб.; краткосрочные обязательства в 2010 году – 13069 млн.руб., а в 2011 году – 24923 млн.руб. По формуле 3.7 коэффициент текущей ликвидности в 2010 году составил 0,94, в 2011 году – 1,106. Норматив коэффициента Кт.л.>1.

Таким образом, ОАО «Бакалея Могилев» в 2010 году являлось неплатежеспособным предприятием, однако в 2011 году предприятие поправило свое финансовое состояние – краткосрочные обязательства были выполнены.

Так же при анализе хозяйственной деятельности предприятия применяют коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами характеризует наличие у предприятия собственных оборотных средств, необходимых для его финансовой устойчивости. Рассчитывается по следующей формуле:

 

                                   Ксос = (СК – ВА)/ОА,                                           (3.6)

 

где Ксос - коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами,

СК – собственный капитал, млн.руб.,

ВА – внеоборотные активы, млн.руб.,

ОА -  оборотные активы, млн.руб.

По приложению Ж и И «Бухгалтерский баланс» на конец отчетного периода собственный капитал (3 раздел пассива баланса) в 2010 году составил 8939 млн.руб., а в 2011 году – 24424 млн.руб.; внеоборотные активы (1 раздел актива баланса) в 2010 году составили 11115 млн.руб., а в 2011 году – 23618 млн.руб. По формуле 3.8 коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами в 2010 году составил -0,177, а в 2011 году – -0,029.Норматив коэффициента Ксос>0,1.

Таким образом, ОАО «Бакалея Могилев» недостаточно обеспечена собственными оборотными средствами, необходимыми для финансовой устойчивости. Однако, степень обеспеченности собственными оборотными средствами в 2011 году улучшилась по сравнению с прошлым годом.

Подводя общие итоги можно сказать, что в отчетном году значительно возрос товарооборот, общая сумма доходов, как от реализации товаров, так и внереализационные доходы, увеличилась прибыль предприятия, но увеличились и расходы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 ТОВАРОВЕДНО-ЭКСПЕРТНЫЙ  РАЗДЕЛ

 

В товароведно-экспертном разделе мы проанализируем товарный рынок хлеба в Республике Беларусь и г.Могилеве, основные показатели ассортимента хлеба, реализуемые в исследуемом объекте, рассмотрим товароведную характеристику хлеба, проведем экспертизу качества пяти образцов, проведем АВС-анализ ассортимента. А в заключении сформируем новый ассортимент.

 

4.1 Анализ товарного  рынка ржано-пшеничного хлеба  в Республике Беларусь и г.Могилеве 

Хлебопекарная промышленность относится к одной из важнейших отраслей пищевой промышленности, уровень развития которой самым непосредственным образом затрагивает жизнь всего населения.

 Производство хлеба  – важная составляющая в общем  объеме выпуска продукции пищевой  промышленности Республики Беларусь.

Для республики в целом характерен широкий ассортимент хлебопекарной продукции. Рост белорусского рынка хлебобулочных изделий происходит в основном за счет нетрадиционных видов, при этом потребление социального хлеба 1-го и 2-го сортов достаточно стабильно, доля которого составляет около 50% от общего объема производства хлеба в стране.

Отрасль развивается динамично, конкуренция среди производителей хлебобулочных изделий нарастает из года в год. Однако если говорить о цифрах, производство хлеба и хлебобулочных изделий в Беларуси в январе-июне 2010 года сократилось на 1,7% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. 
Это уменьшение потребления связано с изменением структуры питания населения благодаря насыщению рынка более широким и разнообразным ассортиментом продуктов и повышением уровня жизни.

Анализ показателей валового объема производства хлебных изделий, а также потребления хлебной продукции в Республике Беларусь на душу населения за период с 1990 по 2010 года прослеживает их отрицательную динамику: производство сократилось на 62,8 %, а душевое потребление - на 52,1 % (Таблица 4.1).

 

Таблица 4.1 - Производство хлеба и хлебобулочных изделий

 

Год

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Объем производства, тыс.тонн

 

770

 

707

 

689

 

661

 

639

 

589,5


 

В 80-е - 90-е годы потребление хлеба на душу населения составляло порядка 400 г, а в некоторых районах доходило до 800 и даже 1,000 г. Сегодня же картина абсолютно иная - порядка 166,6 г. В качестве исходной базы при определении оптимального уровня собственного производства хлебопродуктов правомерно ориентироваться на уровень душевого производства (максимальный вариант) или медицинские нормы потребления (минимальный вариант). Научно обоснованная норма потребления хлеба в год для Республики Беларусь составляет 105 кг.

Началом создания промышленного хлебопечения в республике по праву можно считать 1927 год, когда в Минске был введен в эксплуатацию хлебозавод № 1, оснащенный современным, по тому времени, оборудованием и технологией. Он и сейчас носит имя 10-летия Октября. Коллектив этого предприятия сыграл важную роль в подготовке кадров, становлении и развитии хлебопекарной промышленности Беларуси.

содержание.doc

— 73.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Анализ товарного рынка и формирование конкурентоспособности ассортимента хлеба