Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 10:34, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ товарного рынка хлеба в г.Могилеве и Республике Беларусь и формирование конкурентоспособного торгового ассортимента ржано-пшеничного хлеба в магазине №2 ОАО «Бакалея Могилев». Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
Изучить современное состояние и тенденции развития рынка хлебобулочной продукции.
Выявить особенности и факторы формирования ассортимента хлебобулочных изделий.
Проанализировать финансово-экономические показатели торговой сети ОАО «Бакалея Могилев».
ВВЕДЕНИЕ
6
1
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
8
1.1
Характеристика рынка хлебобулочной продукции и особенности формирования ассортимента ржано-пшеничного хлеба
8
1.2
Товароведная характеристика ржано-пшеничного хлеба
11
1.2.1
Классификация и ассортимент хлебобулочных изделий
11
1.2.2
Пищевая и физиологическая ценность хлеба
13
1.2.3
Условия и сроки хранения хлеба
17
1.2.4
Экспертиза качества и возможные дефекты хлеба
19
1.3
1.4
Факторы формирования конкурентоспособного торгового ассортимента и сущность метода АВС-анализа
Тенденции развития хлебного рынка Республики Беларусь и новые направления в повышении качества хлеба
23
26
2
ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
32
2.1
Объект исследования
32
2.2
Предмет практического анализа и экспериментальных исследований
34
2.3
Методы исследования
35
3
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
37
3.1
Анализ показателей розничного товарооборота
37
3.2
Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости
4
3.3
Анализ расходов
49
3.4
Анализ финансовых результатов
51
4
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
ТОВАРОВЕДНО-ЭКСПЕРТНЫЙ РАЗДЕЛ
Анализ товарного рынка ржано-пшеничного хлеба в Республике Беларусь и г.Могилеве
Сравнительная товароведная характеристика и экспертиза качества различных наименований ржано-пшеничного хлеба, реализуемых в магазине №2 ОАО «Бакалея Могилев»
Анализ основных показателей ассортимента ржано-пшеничного хлеба, реализуемого в магазине №2 ОАО «Бакалея Могилев»
Анализ торгового ассортимента ржано-пшеничного хлеба в магазине №2 ОАО «Бакалея Могилев» методом АВС-анализа
Формирование конкурентоспособного торгового ассортимента ржано-пшеничного хлеба для магазина №2 ОАО «Бакалея Могилев»
По результатам данной таблицы определим относительную экономию:
168968,6*(-1,1)/100 = -1858,7
Следовательно, сумма относительной
экономии расходов равна 1858,7
Далее рассмотрим анализ состава, структуры отдельных статей расходов в динамике (таблица 3.8). Определим, по каким статьям расходов ОАО «Бакалея Могилев» достигло относительного их снижения, а по каким – допустило их перерасход согласно приложениям К и Л «Отчет о затратах на производство продукции (работ, услуг)».
Таблица 3.8 – Анализ состава и структуры расходов (млн. руб.)
Наименование статей расходов |
2010 год |
2011 год |
Отклонение | |||
сумма |
в % к обороту |
Сумма |
в % к обороту |
Сумма |
в % к обороту | |
Транспортные расходы |
280,3 |
2,74 |
610,9 |
3,42 |
329,7 |
0,68 |
Расходы на оплату труда |
3017,7 |
29,6 |
4724,0 |
26,5 |
1706,3 |
-3,1 |
Расходы на аренду и содержаний зданий, сооружений, помещений и инвентаря |
698,1 |
6,84 |
1499,2 |
8,41 |
801,1 |
1,57 |
Амортизация основных средств |
489,9 |
4,8 |
750,8 |
4,21 |
261,0 |
-0,6 |
Отчисления и затраты на ремонт основных средств |
383,7 |
8,68 |
885,6 |
2,15 |
502,0 |
-6,53 |
Охрана |
173,5 |
1,7 |
277,9 |
1,56 |
104,4 |
-0,14 |
Канцелярские, почтово-телеграфные расходы |
38,7 |
0,38 |
83,2 |
0,46 |
44,5 |
0,08 |
Проценты за пользование кредитом и займами |
528,5 |
5,18 |
665,2 |
3,73 |
136,7 |
-1,45 |
Потери товаров и продуктов при перевозки, хранении и реализации |
12,9 |
0,12 |
21,0 |
0,11 |
9,0 |
-0,01 |
Отчисления на социальные нужды |
1036,8 |
10,16 |
1591,6 |
8,93 |
554,8 |
-1,23 |
Налоги, отчисления и сборы, включаемые в издержки обращения |
159,0 |
1,56 |
204,2 |
1,14 |
45,2 |
-0,42 |
Прочие расходы |
332,5 |
3,26 |
883 |
4,95 |
550,5 |
1,7 |
Всего расходов |
6853,5 |
8,0 |
6,9 |
65,6 |
4842,5 |
-1,1 |
Товарооборот |
86306,9 |
168968,6 |
Проанализировав данные из таблицы 3.8, отметим, что расходы ОАО «Бакалея Могилев» увеличились по сравнению с 2010 годом на 4842 млн.руб. за счет таких статей расходов как: расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря, амортизация основных средств, отчисления и затраты на ремонт. Рост этих статей расходов связан со значительным расширением материально-технической базы и завершением реконструкции комплекса общественного питания филиал «Бакалея 3».
Таким образом, результаты анализа расходов ОАО «Бакалея Могилев» показали, что при заметном росте товарооборота общая сумма расходов в 2011 году заметно увеличилась по сравнению с прошлым годом, однако средний уровень расходов к товарообороту снизился, что является положительным моментом. Рост расходов связан со значительным расширением материально-технической базы и завершением реконструкции комплекса общественного питания филиал «Бакалея 3».
3.4 Анализ финансовых результатов
Основными показателями, характеризующими финансовые результаты хозяйственной деятельности торговых предприятий, являются доходы, прибыль и рентабельность.
Проанализируем динамику финансовых результатов (таблица 3.9), используя приложения М и Н «Отчет о прибылях и убытках».
Таблица 3.9 – Анализ динамики финансовых результатов
Показатель |
2010 год |
2011 год |
Отклонение |
Выручка от реализации товаров, работ, услуг (за вычетом налогов и сборов) |
81340 |
157206 |
75866 |
Валовая прибыль |
7460 |
15790 |
8330 |
Расходы на реализацию |
11696 |
6854 |
4841,5 |
Прибыль (убыток) от реализации товаров, работ, услуг |
606 |
4094 |
3488 |
Операционные доходы |
75 |
712 |
637 |
Операционные расходы |
1085 |
7 |
-1078 |
Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов |
53 |
-383 |
-436 |
Внереализационные доходы |
203 |
1892 |
1689 |
Продолжение таблицы 3.9
Показатель |
2010 год |
2011 год |
Отклонение |
Внереализационные расходы |
312 |
533 |
221 |
Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов |
-113 |
1357 |
1470 |
Чистая прибыль |
253 |
3623 |
3370 |
Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод, что предприятие ОАО «Бакалея Могилев» является прибыльным. Выручка от реализации товаров, работ и услуг в 2011 году значительно увеличилась по сравнению с прошлым годом, за счет увеличения товарооборота. Вместе с тем увеличились и расходы. Рост расходов связан со значительным расширением материально-технической базы и завершением реконструкции комплекса общественного питания филиал «Бакалея 3». Чистая прибыль в 2011 году составила 3623 млн.руб., что на 3370 млн.руб. больше чем в прошлом году.
Получение чистой прибыли в размере 3623 млн.руб. позволило не только восстановить финансовое состояние общества, но и провести инвестиционную деятельность (открыть цех фасовки). Этому во многом поспособствовало значительный рост товарооборота, и получение дополнительных доходов от внереализационной деятельности.
При анализе хозяйственной деятельности предприятия, для оценки платежеспособности применяют коэффициент текущей ликвидности. Коэффициент текущей ликвидности определяется как отношение фактической стоимости находящихся в наличии оборотных активов к краткосрочным обязательствам по следующей формуле:
где Кт.л - коэффициент текущей ликвидности,
ОА – стоимость оборотных активов, млн.руб.,
КрО – стоимость краткосрочных обязательств, млн.руб.
По приложению Ж и И «Бухгалтерский баланс» оборотные активы в 2010 году на конец отчетного периода составили 12308 млн.руб., а в 2011 году – 27568 млн.руб.; краткосрочные обязательства в 2010 году – 13069 млн.руб., а в 2011 году – 24923 млн.руб. По формуле 3.7 коэффициент текущей ликвидности в 2010 году составил 0,94, в 2011 году – 1,106. Норматив коэффициента Кт.л.>1.
Таким образом, ОАО «Бакалея Могилев» в 2010 году являлось неплатежеспособным предприятием, однако в 2011 году предприятие поправило свое финансовое состояние – краткосрочные обязательства были выполнены.
Так же при анализе хозяйственной деятельности предприятия применяют коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами характеризует наличие у предприятия собственных оборотных средств, необходимых для его финансовой устойчивости. Рассчитывается по следующей формуле:
где Ксос - коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами,
СК – собственный капитал, млн.руб.,
ВА – внеоборотные активы, млн.руб.,
ОА - оборотные активы, млн.руб.
По приложению Ж и И «Бухгалтерский баланс» на конец отчетного периода собственный капитал (3 раздел пассива баланса) в 2010 году составил 8939 млн.руб., а в 2011 году – 24424 млн.руб.; внеоборотные активы (1 раздел актива баланса) в 2010 году составили 11115 млн.руб., а в 2011 году – 23618 млн.руб. По формуле 3.8 коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами в 2010 году составил -0,177, а в 2011 году – -0,029.Норматив коэффициента Ксос>0,1.
Таким образом, ОАО «Бакалея Могилев» недостаточно обеспечена собственными оборотными средствами, необходимыми для финансовой устойчивости. Однако, степень обеспеченности собственными оборотными средствами в 2011 году улучшилась по сравнению с прошлым годом.
Подводя общие итоги можно сказать, что в отчетном году значительно возрос товарооборот, общая сумма доходов, как от реализации товаров, так и внереализационные доходы, увеличилась прибыль предприятия, но увеличились и расходы.
4 ТОВАРОВЕДНО-ЭКСПЕРТНЫЙ РАЗДЕЛ
В товароведно-экспертном разделе мы проанализируем товарный рынок хлеба в Республике Беларусь и г.Могилеве, основные показатели ассортимента хлеба, реализуемые в исследуемом объекте, рассмотрим товароведную характеристику хлеба, проведем экспертизу качества пяти образцов, проведем АВС-анализ ассортимента. А в заключении сформируем новый ассортимент.
4.1 Анализ товарного
рынка ржано-пшеничного хлеба
в Республике Беларусь и г.
Хлебопекарная промышленность относится к одной из важнейших отраслей пищевой промышленности, уровень развития которой самым непосредственным образом затрагивает жизнь всего населения.
Производство хлеба
– важная составляющая в общем
объеме выпуска продукции
Для республики в целом характерен широкий ассортимент хлебопекарной продукции. Рост белорусского рынка хлебобулочных изделий происходит в основном за счет нетрадиционных видов, при этом потребление социального хлеба 1-го и 2-го сортов достаточно стабильно, доля которого составляет около 50% от общего объема производства хлеба в стране.
Отрасль развивается динамично,
конкуренция среди производителей хлебобулочных
изделий нарастает из года в год. Однако если говорить о
цифрах, производство хлеба и хлебобулочных
изделий в Беларуси в январе-июне 2010 года
сократилось на 1,7% по сравнению с аналогичным
периодом 2009 года.
Это уменьшение потребления
связано с изменением структуры питания
населения благодаря насыщению рынка
более широким и разнообразным ассортиментом
продуктов и повышением уровня жизни.
Анализ показателей валового объема производства хлебных изделий, а также потребления хлебной продукции в Республике Беларусь на душу населения за период с 1990 по 2010 года прослеживает их отрицательную динамику: производство сократилось на 62,8 %, а душевое потребление - на 52,1 % (Таблица 4.1).
Таблица 4.1 - Производство хлеба и хлебобулочных изделий
Год |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Объем производства, тыс.тонн |
770 |
707 |
689 |
661 |
639 |
589,5 |
В 80-е - 90-е годы потребление хлеба на душу населения составляло порядка 400 г, а в некоторых районах доходило до 800 и даже 1,000 г. Сегодня же картина абсолютно иная - порядка 166,6 г. В качестве исходной базы при определении оптимального уровня собственного производства хлебопродуктов правомерно ориентироваться на уровень душевого производства (максимальный вариант) или медицинские нормы потребления (минимальный вариант). Научно обоснованная норма потребления хлеба в год для Республики Беларусь составляет 105 кг.
Началом создания промышленного хлебопечения в республике по праву можно считать 1927 год, когда в Минске был введен в эксплуатацию хлебозавод № 1, оснащенный современным, по тому времени, оборудованием и технологией. Он и сейчас носит имя 10-летия Октября. Коллектив этого предприятия сыграл важную роль в подготовке кадров, становлении и развитии хлебопекарной промышленности Беларуси.
Информация о работе Анализ товарного рынка и формирование конкурентоспособности ассортимента хлеба