Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 10:34, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ товарного рынка хлеба в г.Могилеве и Республике Беларусь и формирование конкурентоспособного торгового ассортимента ржано-пшеничного хлеба в магазине №2 ОАО «Бакалея Могилев». Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
Изучить современное состояние и тенденции развития рынка хлебобулочной продукции.
Выявить особенности и факторы формирования ассортимента хлебобулочных изделий.
Проанализировать финансово-экономические показатели торговой сети ОАО «Бакалея Могилев».
ВВЕДЕНИЕ
6
1
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
8
1.1
Характеристика рынка хлебобулочной продукции и особенности формирования ассортимента ржано-пшеничного хлеба
8
1.2
Товароведная характеристика ржано-пшеничного хлеба
11
1.2.1
Классификация и ассортимент хлебобулочных изделий
11
1.2.2
Пищевая и физиологическая ценность хлеба
13
1.2.3
Условия и сроки хранения хлеба
17
1.2.4
Экспертиза качества и возможные дефекты хлеба
19
1.3
1.4
Факторы формирования конкурентоспособного торгового ассортимента и сущность метода АВС-анализа
Тенденции развития хлебного рынка Республики Беларусь и новые направления в повышении качества хлеба
23
26
2
ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
32
2.1
Объект исследования
32
2.2
Предмет практического анализа и экспериментальных исследований
34
2.3
Методы исследования
35
3
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
37
3.1
Анализ показателей розничного товарооборота
37
3.2
Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости
4
3.3
Анализ расходов
49
3.4
Анализ финансовых результатов
51
4
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
ТОВАРОВЕДНО-ЭКСПЕРТНЫЙ РАЗДЕЛ
Анализ товарного рынка ржано-пшеничного хлеба в Республике Беларусь и г.Могилеве
Сравнительная товароведная характеристика и экспертиза качества различных наименований ржано-пшеничного хлеба, реализуемых в магазине №2 ОАО «Бакалея Могилев»
Анализ основных показателей ассортимента ржано-пшеничного хлеба, реализуемого в магазине №2 ОАО «Бакалея Могилев»
Анализ торгового ассортимента ржано-пшеничного хлеба в магазине №2 ОАО «Бакалея Могилев» методом АВС-анализа
Формирование конкурентоспособного торгового ассортимента ржано-пшеничного хлеба для магазина №2 ОАО «Бакалея Могилев»
В настоящее время хлебопекарная промышленность республики представлена 57 хлебозаводами Департамента по хлебопродуктам Республики Беларусь, 7 столичными хлебозаводами, 78 хлебопекарными предприятиями и 5 мини-пекарнями Белкоопсоюза, а также частными и совместными предприятиями, предприятиями Минпрома, Белорусской железной дороги, МВД, концернов «Белгоспищепром» и «Белнефтехим» и др. (рисунок 4.1).
Рисунок 4.1 - Структура производства хлеба и хлебобулочных изделий в разрезе производителей, январь-октябрь 2011 г.
Предприятия Департамента по
хлебопродуктам Министерства сельского
хозяйства и продовольствия РБ за первое полугодие произвели
ее 277,2 тыс. т. (на 1,9% меньше, чем в январе-июне
2010 года).
Необходимо отметить,
что в январе-июне 2011 года 104,4 тыс. т. хлебобулочной
продукции изготовили предприятия, подведомственные
местным Советам депутатов (на 3,1% меньше
уровня того же периода 2010 года). Предприятия
Белкоопсоюза сократили выпуск такой
продукции на 1,6% до 75,9 тыс. т., юридические
лица без ведомственной подчиненности
– увеличили на 32,3% до 5 тыс. т.
Организации МВД сократили
производство хлебобулочной продукции
на 7% до 3 тыс. т., Минэнерго – на 10,3% до 5,5
т.
Диабетической хлебобулочной
продукции в январе-июне 2011 года в Беларуси
произведено 6,3 тыс. т., что на 13,5% больше,
чем за январь-июнь 2010 года.
Основу хлебопекарной промышленности
Беларуси составляют предприятия Департамента
по хлебопродуктам Министерства сельского
хозяйства и продовольствия РБ. Общая
мощность хлебозаводов Департамента по
хлебопродуктам составляет 4,0 тыс. т в
сутки, или 1,3 млн. т в год. В состав хлебозаводов
входят 48 кондитерских цехов, мощности
которых позволяют вырабатывать в год
40,5 тыс. т кондитерских изделий, 1 макаронный
цех мощностью 1,8 тыс. т макаронных изделий
в год и 8 цехов по производству безалкогольных
напитков мощностью 819 тыс. дал в год.
Хлебопекарные предприятия системы хлебопродуктов вырабатывают 75% хлеба и хлебобулочных изделий от общего производства в республике, обеспечивают своей продукцией свыше 7 млн. человек. Ассортимент изделий, вырабатываемый ежесуточно на хлебозаводах, насчитывает более 300 наименований хлебобулочных и около 400 кондитерских и постоянно расширяется. Специалисты отрасли работают над улучшением качества, увеличением объемов расфасованной и упакованной продукции с целью повышения ее конкурентоспособности. При хлебозаводах функционируют около 300 магазинов, в том числе 54 фирменных.
В 2011 году подведомственные предприятия Департамента обеспечили объемы производства товарной продукции в сопоставимых ценах на уровне 107,7 % при задании 107,2 %. Вместе с тем не удалось избежать падения объемов производства хлебобулочных изделий, произведено 336,2 тыс. т, или 96,7 % к уровню 2010 года, из них заварных хлебов 114,6 тыс. т (темп 99,8 %). При общем падении объемов производства хлебобулочных изделий вырос спрос на булочные (темп 101,8 %), хлебобулочные изделия в упакованном - 143,4 тыс. т (112,1 %), а также нарезанном и упакованном виде - 65,1 тыс. т (117,0 %), диетические и обогащенные хлебобулочные изделия - 67 тыс. т (128,7 %).
КУП «Минскхлебпром» - второй по величине производитель хлебобулочной продукции в республике. В 2011 году предприятием произведено 128,3 тыс. т хлебобулочных изделий, что составило 21,8 % в общем объеме по республике (темп к 2006 году 95,8 %). Вместе с тем увеличилась выработка заварных хлебов и составила 39,3 тыс. т (темп 103,2 %), существенно возросло производство диетических и обогащенных изделий - 39,3 тыс. т (темп 136,1 %), а также хлебобулочных изделий в нарезанном виде - 10,3 тыс. т (темп 105,6 %).
Белкоопсоюз - третий по величине производитель в республике. В 2011 году 83 его подведомственных хлебозавода произвели 116,9 тыс. т (темп роста к 2010 году составил 96,9 %) хлебобулочных изделий, что составило 19,8 % общего объема производства хлебобулочных изделий. В общем объеме потребительских товаров системы Белкоопсоюза удельный вес хлебобулочных изделий составил 27,0 %. Средняя рентабельность в хлебопечении - 3,14 %.
Подведомственные предприятия Департамента в 2011 году разработано 459 новых видов хлебобулочных изделий, освоено в производстве 1123. КУП «Минскхлебпром» - разработано 138 наименований, внедрено 104; Белкоопсоюз - разработано и внедрено 199 новых видов. Связано это, в первую очередь, с ценообразованием, так как ежемесячно увеличивать стоимость большинства хлебобулочных изделий можно лишь на уровень доведенной инфляции - 0,5-0,6 %. При этом цены на сырье выросли по ряду позиций в несколько раз.
В соответствии с утвержденными программами постоянно в республике обновляется и развивается материально-техническая база предприятий. За последние 10 лет введены в действие хлебозаводы в Новополоцке, Браславе, Гомеле, Кобрине, Сморгони, пекарни-магазины в Барановичах, Бресте, Минске, Витебске. Ежегодно реконструируется и модернизируется более 20 производственных линий с заменой хлебопекарных печей, расстойных шкафов, посадчиков тестовых заготовок, дозировочного, тестоприготовительного и другого технологического оборудования. Проводятся значительные работы по газификации предприятий, работающих на жидком топливе.
Многие белорусские
хлебопекарные предприятия
В настоящее время на товарном рынке ржано-пшеничного
хлеба г.Могилева монополистом является
РУПП «Могилевхлебпром», занимая 73% его
емкости по реализации хлебобулочных
изделий (рисунок 4.2).
Рисунок 4.2 – Структура рынка ржано-пшеничного хлеба в г.Могилеве
Удельный вес хлебобулочных
изделий составляет 76% в структуре
товарной продукции РУПП «
Среднегодовые мощности предприятия по состоянию на 01.01.2012г. по выпуску хлебобулочных изделий составляют 111608 тонн., что на 7 % больше чем в 2011г.
В состав предприятия входят филиалы в г. Бобруйске, Быхове, Горках, Кричеве, Климовичах, Костюковичах, Мстиславле, а также Республиканское дочернее унитарное предприятие «Осиповичский хлебозавод». Предприятие имеет собственную торговую сеть, состоящую из 72 торговых точек по реализации всего выпускаемого ассортимента продукции с гибкой системой торговых скидок, а так же широкого ассортимента других пищевых продуктов. До 10% выпускаемых изделий реализуется через сеть собственных магазинов.
В разрезе предприятий и филиалов РУПП «Могилевхлебпром» наибольший удельный вес (около 80 %) по реализации ржано-пшеничного хлеба на торговом рынке города имеет РУПП «Могилевхлебпром» г.Могилева – производство №3 и №4. Ассортимент выпускаемого ржано-пшеничного хлеба насчитывает 17 наименований, в том числе диабетического – 6 наименований.
На втором месте в разрезе предприятий и филиалов РУПП «Могилевхлебпром» по реализации ржано-пшеничного хлеба на торговом рынке г.Могилева занимает продукция следующих филиалов предприятия: Горецкий, Быховский, Костюковический и Бобруйский хлебозаводы. Наибольшую популярность среди этих заводов имеет Горецкий хлебозавод. Он является одним из самых передовых филиалов системы РУПП «Могилевхлебпром». Ассортимент ржано-пшеничного хлеба, выпускаемого Горецким хлебозаводом, насчитывает 13 наименований, из них – 3 диетических.
Вторым по реализации ржано-пшеничного хлеба в торговой сети г.Могилева, занимая 18 % на рынке, является добровольное объединение потребительских обществ Белкоопсоюз. Одной из более известных на хлебном рынке г.Могилева является продукция Белыничского районного потребительского общества. Ассортимент ржано-пшеничного хлеба, выпускаемого РайПО Белыническое, насчитывает 12 наименований, из них – 3 диетических.
Небольшой удельный вес на торговом рынке ржано-пшеничного хлеба в г.Могилеве занимает также продукция совместного общества с ограниченной ответственностью «Регион Продукт» г.Бобруйска. Ассортимент ржано-пшеничного хлеба, выпускаемого СООО «Регион Продукт» г.Бобруйска насчитывает 10 наименований, из них – 2 диетических.
ОАО «Бакалея Могилев» включает пять розничных торговых объектов, включая исследуемый в дипломной работе магазин №2. Удельный вес в товарообороте ржано-пшеничного хлеба в разрезе розничных объектов ОАО «Бакалея Могилев» представлен на рисунке 4.3.
Рисунок 4.3 – Структура товарооборота ржано-пшеничного хлеба ОАО «Бакалея Могилев»
Из рисунка видно, что наибольший удельный вес в товарообороте ржано-пшеничного хлеба в разрезе розничных объектов ОАО «Бакалея Могилев» приходиться на исследуемый нами магазин №2.
В магазине №2 «ОАО Бакалея Могилев» единственным поставщиком ржано-пшеничного хлеба является РУПП «Могилевхлебпром» г.Могилева. Ассортимент включает 12 наименований ржано-пшеничного хлеба, из которых два вида хлеба - функционального назначения.
Таким образом, проанализировав товарный рынок ржано-пшеничного хлеба в целом по Республике Беларусь, можно сделать вывод о том, что конкуренция среди производителей хлеба развитая, причем нарастает из года в год. Основой хлебопекарной промышленности Республики Беларуси являются три производителя: предприятия Департамента по хлебопродуктам Министерства сельского хозяйства и продовольствия РБ; предприятия, подведомственные облисполкомам и Белкоопсоюз. Основной объем выпуска хлеба и хлебобулочной продукции, почти 60%, обеспечили предприятия Министерства сельского хозяйства и продовольствия.
Что касается товарного рынка ржано-пшеничного хлеба в г.Могилеве, то наибольший удельный вес в нем (73%) занимает РУПП «Могилевхлебпром». Вторым по реализации ржано-пшеничного хлеба в торговой сети г.Могилева, занимая 18 % на рынке, является добровольное объединение потребительских обществ Белкоопсоюз.
4.2 Сравнительная
товароведная характеристика и
экспертиза качества различных
наименований ржано-пшеничного
Хлеб является основным продуктом питания, потребляемым ежедневно. Хлеб обладает постоянной, не снижающейся при ежедневном употреблении усвояемостью, что связано с его строением, консистенцией и химическим составом.
Благодаря такому состоянию веществ, мягкой консистенции и развитой пористости повышается доступность хлеба для деятельности ферментов пищеварительных соков. Хороший вкус и запах хлеба возбуждают аппетит и способствуют пищеварению.
В связи с этим на первый план выходит знание о потребительских свойствах товара – свойствах, проявляющихся при потреблении продукта, которыми потребители руководствуются в момент совершения покупки, обращая внимание на цену, внешний вид и другие характеристики товара. Информированность о предпочтениях потребителей служит тем инструментом, который помогает разработчику создавать продукцию, пользующуюся спросом, производителю – выпускать такую продукцию, а торговым организациям – грамотно проводить ассортиментную политику.
Для проведения товароведной характеристики и экспертизы качества были выбраны следующие виды ржано-пшеничного хлеба:
Отбор образцов для проведения товароведной характеристики и экспертизы качества проводился по принципу однородности состава, но пользующиеся разным спросом. Анализ состава представлен в таблице 4.2.
Таблица 4.2 – Анализ состава хлеба
Наименование товара, производитель |
Состав товара, указанный на маркировке |
Хлеб ржано-пшеничный «Вейский» 0,4 кг, РУПП «Могилевхлебпром» |
Мука пшеничная 1-й сорт, мука ржаная сеяная, вода питьевая, заварка сухая ржаная комплексная «Колосок-1», дрожжи, клейковина пшеничная сухая, соль пищевая йодированная, отруби пшеничные. |
Хлеб ржано-пшеничный «Бородинский» оригинальный, 0,6 кг, РУПП «Могилевхлебпром» |
Мука ржаная обойная, мука пшеничная 1-й сорт, мука ржаная
обдирная, вода питьевая, солод ржаной,
сахар, патока крахмальная, смесь
сухая хлебопекарная « |
Хлеб ржано-пшеничный «Барколабовский» с тмином, 0,45 кг, РУПП «Могилевхлебпром» |
Мука ржаная обойная, мука ржаная сеяная, мука пшеничная 1-й сорт, вода питьевая, патока крахмальная, солод ржаной, концентрат квасного сусла, соль пищевая йодированная, дрожжи, тмин. |
Хлеб ржано-пшеничный «Принеманский» диабетический, 0,45 кг, РУПП «Могилевхлебпром» |
Мука пшеничная 2-го сорта, мука ржаная сеяная, вода питьевая, солод ржаной сухой, масло растительное, соль пищевая йодированная, фруктоза, дрожжи. |
Хлеб ржано-пшеничный «Сеянный» традиционный, 0,45 кг, РУПП «Могилевхлебпром» |
Мука ржаная сеянная, мука пшеничная 1-й сорт, мука ржаная обдирная, вода питьевая, солод ржаной, соль пищевая йодированная, дрожжи, пищевая добавка: бета-каротин. |
Информация о работе Анализ товарного рынка и формирование конкурентоспособности ассортимента хлеба