Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 10:34, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ товарного рынка хлеба в г.Могилеве и Республике Беларусь и формирование конкурентоспособного торгового ассортимента ржано-пшеничного хлеба в магазине №2 ОАО «Бакалея Могилев». Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
Изучить современное состояние и тенденции развития рынка хлебобулочной продукции.
Выявить особенности и факторы формирования ассортимента хлебобулочных изделий.
Проанализировать финансово-экономические показатели торговой сети ОАО «Бакалея Могилев».
ВВЕДЕНИЕ
6
1
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
8
1.1
Характеристика рынка хлебобулочной продукции и особенности формирования ассортимента ржано-пшеничного хлеба
8
1.2
Товароведная характеристика ржано-пшеничного хлеба
11
1.2.1
Классификация и ассортимент хлебобулочных изделий
11
1.2.2
Пищевая и физиологическая ценность хлеба
13
1.2.3
Условия и сроки хранения хлеба
17
1.2.4
Экспертиза качества и возможные дефекты хлеба
19
1.3
1.4
Факторы формирования конкурентоспособного торгового ассортимента и сущность метода АВС-анализа
Тенденции развития хлебного рынка Республики Беларусь и новые направления в повышении качества хлеба
23
26
2
ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
32
2.1
Объект исследования
32
2.2
Предмет практического анализа и экспериментальных исследований
34
2.3
Методы исследования
35
3
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
37
3.1
Анализ показателей розничного товарооборота
37
3.2
Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости
4
3.3
Анализ расходов
49
3.4
Анализ финансовых результатов
51
4
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
ТОВАРОВЕДНО-ЭКСПЕРТНЫЙ РАЗДЕЛ
Анализ товарного рынка ржано-пшеничного хлеба в Республике Беларусь и г.Могилеве
Сравнительная товароведная характеристика и экспертиза качества различных наименований ржано-пшеничного хлеба, реализуемых в магазине №2 ОАО «Бакалея Могилев»
Анализ основных показателей ассортимента ржано-пшеничного хлеба, реализуемого в магазине №2 ОАО «Бакалея Могилев»
Анализ торгового ассортимента ржано-пшеничного хлеба в магазине №2 ОАО «Бакалея Могилев» методом АВС-анализа
Формирование конкурентоспособного торгового ассортимента ржано-пшеничного хлеба для магазина №2 ОАО «Бакалея Могилев»
Продолжение таблицы 3.3
Товарные группы и товары |
Фактически за 2010 год |
Фактически за 2011 год |
Изменение в динамике РТ, млн. руб. |
Изменение в динамике структуры РТ, % |
РТ 2011 года в % к 2010 году | ||
Сумма, млн. руб |
Уд.вес, % |
Сумма, млн. руб |
Уд.вес, % | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6=4-2 |
7=5-3 |
8=4/2*100 |
Хлеб и хлебобулочные изделия |
553 |
4,27 |
819 |
4,0 |
266 |
-0,27 |
148,1 |
Крупа и бобовые |
99 |
0,76 |
389 |
1,88 |
290 |
1,18 |
393,0 |
Макаронные изделия |
64 |
0,5 |
187 |
0,9 |
123 |
0,4 |
292,2 |
Овощи |
48 |
0,37 |
32 |
0,15 |
-16 |
-0,22 |
66,6 |
Фрукты |
102 |
0,78 |
78 |
0,37 |
-24 |
-0,41 |
76,4 |
Водка, ликеро-водочные изделия и шампанское |
2045 |
15,8 |
3090 |
15,0 |
1045 |
-0,8 |
151,1 |
Вино |
456 |
3,52 |
1236 |
6,0 |
780 |
2,48 |
271,0 |
Коньяк |
47 |
0,36 |
151 |
0,73 |
107 |
0,37 |
321,2 |
Пиво |
332 |
2,56 |
621 |
3,0 |
289 |
0,44 |
187,0 |
Безалкогольные напитки |
281 |
2,17 |
662 |
3,2 |
381 |
1,03 |
235,6 |
Другие продовольственные товары |
771 |
6,0 |
692 |
3,35 |
-79 |
-2,65 |
89,7 |
Итого продовольственных товаров |
9602 |
94,6 |
17473 |
98,0 |
7871 |
3,4 |
181,9 |
Непродовольственные товары |
550 |
5,4 |
359 |
2,0 |
-191 |
-3,4 |
65,2 |
Всего |
10201 |
100 |
17821 |
100 |
7620 |
0 |
174,6 |
Для наглядности отобразим полученные данные в виде диаграммы.
Рисунок 3.1 – Структура ассортимента ОАО «Бакалея Могилев» за 2011 год
Проанализировав ассортимент и структуру товарооборота ОАО «Бакалея Могилев», можно сказать, что объем реализации многих товаров сильно возрос (например, мясо и мясные продукты, рыба и морепродукты - в два раза, молоко и молочная продукция на 499 млн.руб., сахар - в четыре раза, безалкогольные напитки на 378 млн.руб.), а товарооборот таких продуктов, как яйца, овощи и фрукты наоборот снизился. Изучив динамику структур, видно, что в целом удельный вес большинства продуктов повысился.
Что касается исследуемого нами продукта, а именно хлеба, объем реализации их возрос на 266 млн. руб., а удельный вес снизился на 0,27 % от всех реализуемых товаров.
Ассортимент товаров, реализуемый в магазине №2 ОАО «Бакалея Могилев» полностью соответствует минимальному ассортиментному перечню для данного магазина.
Для количественного измерения влияния трудовых факторов на развитие товарооборота, используя приложения Д и Е «Отчет по труду», составим таблицу 3.4 – расчет влияния трудовых ресурсов ОАО «Бакалея Могилев» на товарооборот.
Таблица 3.4 – Расчет влияния трудовых ресурсов на товарооборот
Показатель |
Фактически за 2010 г. |
Фактически за 2011 г. |
Отклонение |
Влияние на товарооборот | |
расчет |
Влияние | ||||
Розничный товарооборот, млн руб. |
10201,2 |
17821,8 |
7620,6 |
- |
- |
Среднесписочная численность работников предприятия, чел. |
596 |
658 |
62 |
62*17,1 |
1060,2 |
Среднегодовая выработка на одного работника, млн руб. |
17,1 |
27,0 |
9,9 |
658*9,9 |
6514,2 |
Из таблицы видно, что при увеличении среднесписочной численности предприятия товарооборот увеличился на1060,2 млн.руб., а увеличение среднегодовой выработки на одного работника привело к увеличению товарооборота на 6514,2 млн. руб.
Далее проанализируем влияние развития материально-технической базы и эффективности ее использования на показатели торговой деятельности. Среднегодовая стоимость основных средств рассчитывается по следующей формуле:
где Сср - среднегодовая стоимость основных средств, млн.руб.,
Сн.г - стоимость основных средств на начало года, млн.руб.,
Ск.г - стоимость основных средств на конец года, млн.руб.
По приложению Ж «Бухгалтерский баланс» за 2011 год стоимость основных средств (первоначальная стоимость) на начало и конец года составила 16634 и 35413 млн.руб. соответственно. По приложению И «Бухгалтерский баланс» за 2010 год стоимость основных средств на начало и конец года составила 11148 и 16634 млн.руб. соответственно. По формуле 3.3 среднегодовая стоимость основных средств за 2011 год составила 26023,5 млн.руб., за 2010 – 13891 млн.руб.
Фондоотдача основных средств рассчитывается по следующей формуле:
где Фос - фондоотдача основных средств,
Т – товарооборот, млн.руб.,
Сср - среднегодовая стоимость основных средств, млн.руб.
Расчет влияния материально-технической базы на товарооборот представим в таблице 3.5.
Таблица 3.5 – Расчет влияния материально-технической базы на товарооборот
Показатель |
2010 год |
2011 год |
Отклонение |
Розничный товарооборот, млн. руб. |
10201,2 |
17821,8 |
7620,6 |
Среднегодовая стоимость основных средств, млн. руб. |
13891 |
26023,5 |
18779 |
Фондоотдача основных средств, руб. |
0,73 |
0,68 |
-0,05 |
Вывод: при увеличении основных средств в 2011 году на18779 млн.руб. заметно увеличение товарооборота на 7620,6 млн.руб., однако фондоотдача основных средств снизилась по сравнению с прошлым годом на 0,05.
Таким образом, по итогам анализа розничного товарооборота ОАО «Бакалея Могилев» за 2010 и 2011 года, очевидно, что товарооборот заметно увеличился (темп роста составил 174,7 %). Изучив динамику структур розничного товарооборота, видно, что в целом удельный вес большинства продуктов повысился. Что касается исследуемого нами продукта, а именно хлеба, объем реализации его заметно увеличился (темп роста составил 148 %), однако удельный вес снизился на 0,27 % от всех реализуемых товаров.
Анализ влияния трудовых ресурсов на товарооборот показал, что увеличение среднесписочной численности предприятия привело к увеличению товарооборота. Также на рост товарооборота заметно повлияло увеличение основных средств предприятия, однако при этом фондоотдача основных средств снизилась по сравнению с прошлым годом.
3.2 Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости
Главной целью данного анализа является выявление эффективности использования товарных запасов, т. е. определение ускорения (замедления) оборачиваемости запасов, вследствие чего высвобождение (дополнительное привлечение) денежных средств предприятия.
Анализ динамики товарооборачиваемости ОАО «Бакалея Могилев» произведен на основании данных статистической отчетности по форме 1-торг «Отчет о розничной торговле» (приложение В и Г). Анализ динамики товарооборачиваемости ОАО «Бакалея Могилев» представлен в таблице 3.6.
Таблица 3.6 - Анализ динамики товарооборачиваемости ОАО «Бакалея Могилев»
Показатель |
2010 год |
2011 год |
Отклонение |
В % к прошлому году |
Розничный товарооборот, млн. руб. |
10201,2 |
17821,8 |
7620,6 |
174,7 |
Сумма среднегодового запаса, млн. руб. |
574 |
1588 |
1014 |
276,6 |
Время обращения, дни п2*360/п1 |
20,0 |
32,0 |
12 |
160 |
Скорость оборота в количестве оборотов п1/п2 |
17,7 |
11,2 |
-6,5 |
63,3 |
Как следует из таблицы 3.6, время обращения товарных запасов в 2011 году составило 32 дня, что на 12 дней больше чем за аналогичный период прошлого года.
Скорость оборота, составившая в 2011 г. 11,2 оборотов, замедлилась по сравнению с 2010 годом на 6,5 оборота. Замедление скорости оборота отрицательно сказывается на результатах хозяйственной деятельности и эффективности торгового предприятия в целом.
Анализ динамики товарооборачиваемости по товарным группам представлен в таблице 3.7. Анализ произведен на основании данных статистической отчетности по форме 1-торг «Отчет о розничной торговле» (приложения В и Г). Также проанализируем товарооборачиваемость отдельно хлебобулочных изделий.
Из таблицы 3.7 можно сделать вывод о том, что в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличился среднегодовой запас хлебобулочных изделий, время обращения тоже увеличилось, но значительно уменьшилась скорость обращения, что говорит об увеличении объемов продаж относительно хлебобулочных изделий.
Таким образом, по итогам анализа товарных запасов и товарооборачиваемости ОАО «Бакалея Могилев», следует, что время обращения товарных запасов в 2011 году увеличилось по сравнению с прошлым годом, однако скорость оборота снизилась, что отрицательно сказывается на результаты хозяйственной деятельности предприятия. Анализ динамики товарооборачиваемости по товарным группам показал, что время обращения таких товаров как мясо и мясные продукты, рыба, сахар, крупа и бабовые, макаронные изделия, пиво заметно уменьшилось, а остальных продуктов увеличилось.
3.3 Анализ расходов
Расходы являются одним из важнейших оценочных показателей результатов хозяйственной деятельности торговых предприятия. В современных условиях, когда каждый хозяйственный субъект заинтересован в положительных результатах своей деятельности, анализу расходов уделяется особое внимание. Это связано с тем, что он помогает дать объективную оценку соблюдения меры по устранению непроизводственных затрат, бесхозяйственности и расточительства.
Анализ расходов должен включать: изучение динамики расходов и их уровней, изучение состава, структуры расходов и динамики отдельных статей расходов, выявление резервов экономии расходов.
Анализ динамики расходов и их уровней представим в виде таблице 3.7 (по результатам данной таблицы определим сумму относительной экономии (перерасхода), которая исчисляется путем умножения фактического товарооборота на размер снижения (повышения) уровня расходов и делением на 100). Валовой товарооборот в 2010 году составил 86306,9 млн.руб., в 2011 году - 168968,6 млн.руб. Общая сумма расходов по приложениям К и Л «Отчет о затратах на производство продукции (работ, услуг)» в 2010 году составила 6853,5 млн.руб., в 2011 году – 11696 млн.руб.
Таблица 3.7 – Анализ динамики расходов ОАО «Бакалея Могилев»
№ п/п |
Показатели |
Фактически за |
Отклонение отчетного года от прошлого |
Отчетный год в % к прошл. году | |
2010 год |
2011 год | ||||
1 |
Валовой товарооборот, млн. руб. |
86306,9 |
168968,6 |
82661,7 |
195,8 |
2 |
Общая сумма расходов, млн. руб. |
6853,5 |
11696 |
4841,5 |
170,6 |
3 |
Средний уровень расходов в % к обороту |
8,0 |
6,9 |
-1,1 |
- |
Информация о работе Анализ товарного рынка и формирование конкурентоспособности ассортимента хлеба