Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 10:34, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ товарного рынка хлеба в г.Могилеве и Республике Беларусь и формирование конкурентоспособного торгового ассортимента ржано-пшеничного хлеба в магазине №2 ОАО «Бакалея Могилев». Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
Изучить современное состояние и тенденции развития рынка хлебобулочной продукции.
Выявить особенности и факторы формирования ассортимента хлебобулочных изделий.
Проанализировать финансово-экономические показатели торговой сети ОАО «Бакалея Могилев».
ВВЕДЕНИЕ
6
1
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
8
1.1
Характеристика рынка хлебобулочной продукции и особенности формирования ассортимента ржано-пшеничного хлеба
8
1.2
Товароведная характеристика ржано-пшеничного хлеба
11
1.2.1
Классификация и ассортимент хлебобулочных изделий
11
1.2.2
Пищевая и физиологическая ценность хлеба
13
1.2.3
Условия и сроки хранения хлеба
17
1.2.4
Экспертиза качества и возможные дефекты хлеба
19
1.3
1.4
Факторы формирования конкурентоспособного торгового ассортимента и сущность метода АВС-анализа
Тенденции развития хлебного рынка Республики Беларусь и новые направления в повышении качества хлеба
23
26
2
ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
32
2.1
Объект исследования
32
2.2
Предмет практического анализа и экспериментальных исследований
34
2.3
Методы исследования
35
3
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
37
3.1
Анализ показателей розничного товарооборота
37
3.2
Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости
4
3.3
Анализ расходов
49
3.4
Анализ финансовых результатов
51
4
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
ТОВАРОВЕДНО-ЭКСПЕРТНЫЙ РАЗДЕЛ
Анализ товарного рынка ржано-пшеничного хлеба в Республике Беларусь и г.Могилеве
Сравнительная товароведная характеристика и экспертиза качества различных наименований ржано-пшеничного хлеба, реализуемых в магазине №2 ОАО «Бакалея Могилев»
Анализ основных показателей ассортимента ржано-пшеничного хлеба, реализуемого в магазине №2 ОАО «Бакалея Могилев»
Анализ торгового ассортимента ржано-пшеничного хлеба в магазине №2 ОАО «Бакалея Могилев» методом АВС-анализа
Формирование конкурентоспособного торгового ассортимента ржано-пшеничного хлеба для магазина №2 ОАО «Бакалея Могилев»
Ун – количество разновидностей товаров, постоянно реализуемое в магазине, ед.,
n – количество проверок.
Для определения устойчивости ассортимента ржано-пшеничного хлеба в магазине №2 ОАО «Бакалея Могилев» было проведено три проверки.
Первая проверка была проведена 04.02.2012 г. По результатам проверки в продаже отсутствовало два наименования ржано-пшеничного хлеба. Вторая проверка было проведена 03.03.2012 г., и по ее результатам в продаже также отсутствовало два наименования ржано-пшеничного хлеба. Третья проверка была проведена 27.03.2012 г. По результатам проверки в продаже отсутствовало одно наименование ржано-пшеничного хлеба.
Таким образом, по формуле
4.5 коэффициент устойчивости
Ку = 1 – (2+2+1)/12*3 = 0,86 или 86 %.
Следовательно, устойчивым спросом у покупателей пользуются 86% ржано-пшеничного хлеба, реализуемого в магазине. Этот показатель имеет оптимальное значение.
Новизна (обновление) ассортимента – это способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров. Новизна характеризует появление новых разновидностей товаров за определенный период времени и определяется коэффициентом новизны. Коэффициент новизны ассортимента рассчитывается по следующей формуле:
где Рн – количество новых разновидностей товара за определенный период времени, ед.,
Рф - количество разновидностей товаров, постоянно реализуемое в магазине, ед.
В магазине №2 ОАО «Бакалея Могилев» за 2011 год появилось два новых вида ржано-пшеничного хлеба – хлеб «Каштоуны» и «Лобжанский». Коэффициент новизны по формуле 4.6 составил 0,166 или 16,6%:
Кн = 2 / 12 =0,166 или 16,6 %.
Данный показатель свидетельствует о недостаточном обновлении ассортимента в магазине, так как за год появилось только два новых вида ржано-пшеничного хлеба, в то время как ассортимент этого товара постоянно расширяется.
Таким образом, ассортимент хлеба в магазине №2 ОАО «Бакалея Могилев» характеризуется: коэффициентом полноты, равным 70 %; коэффициентом устойчивости - 86 %; коэффициентом новизны – 16,6 %. Данные показатели свидетельствуют о недостаточной рациональности ассортимента изучаемой группы товаров. Для формирования более конкурентоспособного ассортимента ржано-пшеничного хлеба в магазине данные показатели необходимо повысить. Можно заключить договор поставки хлеба других производителей, тем самым ассортимент хлеба расшириться продукцией нового поставщика и значительно обновиться.
4.4 Анализ торгового
ассортимента ржано-пшеничного
Одним из самых распространенных методов анализа ассортимента является АВС - анализ.
В данном подразделе проведем АВС-анализ за 1-ый квартал для ржано-пшеничного хлеба, реализуемого в магазине №2 «ОАО Бакалея Могилев». Параметром измерения является объем продаж. Вычислим вклад каждой группы в общий объем продаж за1-й квартал.
Сначала составляем рейтинговый список наименований ржано-пшеничного хлеба, реализуемого за первый квартал в магазине №2 «ОАО Бакалея Могилев», по убыванию значения товарооборота.
Затем рассчитываем долю параметра от общей суммы параметра с накопительным итогом. Для этого рассчитываем долю товарооборота каждого наименования конфет в общем обороте по формуле 4.7:
где Хi – доля параметра i-го вида товара в общем объеме товара;
Пi – величина параметра i-го вида товара;
П – общий объем параметра;
I = 1..n, n – число видов товара.
Долю оборота
с накопительным итогом
ДОНi = ДОНi-1+ДОi,
где ДОНi– доля оборота с накопительным итогомi-го вида товара;
ДОНi-1–доля оборота с накопительным итогом предыдущегоi-му виду товара;
ДОi – доля в обороте i-го вида товара;
I = 1..n, n – число видов товара.
И на последнем этапе присваиваем значения групп выбранным объектам.
Результаты АВС-анализа ржано-пшеничного хлеба, реализуемого в магазине №2 «ОАО Бакалея Могилев», представлены в таблице 4.7:
Таблица 4.7 – АВС-анализ ржано-пшеничного хлеба
Наименование ржано-пшеничного хлеба |
Объем реализации за 1 квартал, руб. |
Доля в обороте, % |
Доля оборота с накопитель-ным итогом, % |
Группа АВС |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Хлеб «Сеянный» |
4832200 |
14,6 |
14,6 |
А |
Хлеб «Казимировский» |
4125300 |
12,48 |
27,08 |
А |
Хлеб «Дабрынский» |
3922000 |
11,87 |
39,0 |
А |
Хлеб «Белорусский» |
3659420 |
11,07 |
50,0 |
А |
Хлеб «Вейский» |
3000600 |
9,08 |
59,8 |
В |
Хлеб «Принеманский» |
2762500 |
8,36 |
68,16 |
В |
Хлеб «Барколабовский» |
2343000 |
7,09 |
75,25 |
В |
Хлеб «Покровский» |
2249600 |
6,81 |
82,06 |
С |
Хлеб «Бородинский» |
2075900 |
6,28 |
88,34 |
С |
Хлеб «Лобжанский» |
1523750 |
4,61 |
92,95 |
С |
Хлеб «Каштоуны» |
1389050 |
4,20 |
97,15 |
С |
Хлеб «Днепровский» |
1147000 |
3,78 |
100,0 |
С |
Всего |
33030320 |
100,0 |
По результатам АВС - анализа ассортимента ржано-пшеничного хлеба видно, что наибольший объем продаж (50%) приносят четыре наименования хлеба: «Сеянный», «Казимировский», «Дабрынский» и «Белорусский».
Хлеб «Сеянный» имеет самую высокую реализацию в изучаемой группе товаров. Это обусловлено его невысокой ценой, хорошими органолептическими свойствами и этот продукт является «долгожителем» на хлебном рынке города Могилева.
Хлеба «Казимировский», «Белорусский» и «Дабрынский» также приносят наибольший объем продаж. Эти товары пользуются большим спросом у населения, так как только три этих вида хлеба реализуются без упаковки, имеют наибольшую массу (0,9 кг), отличаются более простым составом и приемлемой ценой. Причем только два вида хлеба «Белорусский» и «Дабрынский» являются формовыми в реализуемом ассортименте.
Магазин должен в первую очередь концентрироваться на работе с товарами группы А, так как они составляют половину оборота ржано-пшеничного хлеба в магазине №2 «ОАО Бакалея Могилев», соответственно обходятся дороже ошибки в их анализе.
К товарам группы В, приносящим 30% товарооборота, относятся хлеба «Вейский», «Принеманский» и «Барколабовский».
Хлеб «Вейский» является менее реализуемым по сравнению с товарами группы А, так как имеет одну из самых высоких цен на хлеб в магазине при небольшой массе нетто.
Хлеб «Принеманский» является диабетическим изделием, поэтому пользуется спросом только у групп населения, страдающих сахарным диабетом.
Хлеб «Барколабовский» считается «продуктом на любителя», так как отличается наличием в составе и на поверхности тмина. Поэтому и пользуется небольшим спросом у населения.
Эти товары в меньшей степени важны, поэтому требуют обычного контроля и налаженного учета (возможно, ежемесячного). Для рационального формирования заказов на товары группы В необходимо учитывать вкусы и предпочтения покупателей, возможно провести маркетинговые исследования по контингенту потребителей.
На оставшиеся рассмотренные ржано-пшеничные хлеба (хлеба «Покровский», «Бородинский», «Лобжанский», «Каштоуны» и «Днепровский»), входящие в группу С, приходится около 20% объема продаж.
Хлеба «Покровский» и «Бородинский» считаются «продуктами на любителя», так как отличаются сладковатым вкусом, цены на них одни из высоких цен на хлеб в магазине, поэтому и являются менее реализуемыми по сравнению с товарами группы А и В.
Хлеба «Лобжанский» и «Каштоуны» не так давно появились в продаже, еще не всеми группами населения опробованы, поэтому и имеют низкий объем реализации. Магазину следует обратить особое внимание на эти два продукта, возможно сделать рекламу, что бы повысить спрос на них и соответственно объем продаж.
Хлеб «Днепровский» имеет самую высокую цену на ржано-пшеничный хлеб в магазине, отличается наличием в своем составе и на поверхности семян подсолнечника. Поэтому пользуется спросом не у всех групп населения и имеет самый низкий объем продаж.
Группа С характеризуются упрощенными методами планирования, учета и контроля. Однако, несмотря на их кажущуюся малоценность, они требуют периодического контроля. На новые виды хлеба магазину следует обратить особое внимание, сделать рекламу, что бы максимальное количество покупателей смогли оценить потребительские свойства новых изделий. Тем самым спрос на эти товары повыситься, а соответственно увеличиться и объем продаж. Также необходимо провести более тщательный анализ состава продукта и предпочтений покупателей.
4.5 Формирование
конкурентоспособного
Для формирования нового конкурентоспособного ассортимента ржано-пшеничного хлеба будем учитывать результаты АВС-анализа и анализа основных показателей ассортимента хлеба, реализуемого в магазине №2 ОАО «Бакалея Могилев», проведенные ранее.
В настоящее время
ассортимент ржано-пшеничного
Таблица 4.8 – Реализуемый ассортимент ржано-пшеничного хлеба
Наименование |
Характеристики |
Масса, кг |
Цена, руб. |
Производитель |
«Вейский» |
Подовой, упакованный, нарезанный |
0,4 |
4850 |
РУПП «Могилевхлебпром» г.Могилев |
«Лобжанский», диетический |
Подовой, упакованный, нарезанный |
0,6 |
5400 |
РУПП «Могилевхлебпром» г.Могилев |
«Бородинский» |
Подовой, упакованный, нарезанный |
0,6 |
5000 |
РУПП «Могилевхлебпром» г.Могилев |
«Дабрынский» |
формовой, неупакованный |
0,9 |
2950 |
РУПП «Могилевхлебпром» г.Могилев |
«Барколабовский» |
Подовой, упакованный, нарезанный |
0,45 |
4450 |
РУПП «Могилевхлебпром» г.Могилев |
«Принеманский», диабетический |
Подовой, упакованный, нарезанный |
0,45 |
4750 |
РУПП «Могилевхлебпром» г.Могилев |
«Днепровский» |
Подовой, упакованный, нарезанный |
0,45 |
5550 |
РУПП «Могилевхлебпром» г.Могилев |
«Покровский» |
Подовой, упакованный, нарезанный |
0,45 |
4750 |
РУПП «Могилевхлебпром» г.Могилев |
«Сеянный» |
Подовой, упакованный, нарезанный |
0,45 |
4000 |
РУПП «Могилевхлебпром» г.Могилев |
Продолжение таблицы 4.8
Наименование |
Характеристики |
Масса, кг |
Цена, руб. |
Производитель | ||
«Каштоуны» |
Подовой, упакованный, нарезанный |
0,45 |
5200 |
РУПП «Могилевхлебпром» г.Могилев | ||
«Белорусский» |
Формовой, неупакованный |
0,9 |
2550 |
РУПП «Могилевхлебпром» г.Могилев | ||
«Казимировский» |
Подовой, неупакованный |
0,9 |
4300 |
РУПП «Могилевхлебпром» г.Могилев |
По данным таблицы видно, что преобладает подовой упакованный хлеб, реализуется только два вида формового хлеба («Белорусский» и «Дабрынский»). Все ржано-пшеничные изделия выпускается только одним предприятием – РУПП «Могилевхлебпром» г.Могилева. Ассортимент ржано-пшеничного хлеба функционального назначения включает только два вида («Принеманский» и «Лобжанский»), в то время как спрос на диетические хлебобулочные изделия постоянно растет, а на «обычный» ржано-пшеничный хлеб падает.
Таким образом, для формирования конкурентоспособного ассортимента ржано-пшеничного хлеба в магазине №2 «ОАО Бакалея Могилев» необходимо выполнить следующие действия:
Обновить ассортимент ржано-пшеничного хлеба можно продукцией другого производителя, заключив договор поставки хлебобулочных изделий с СООО «Регион Продукт» г.Бобруйска. Продукция этого предприятия реализуется во многих торговых объектах г.Могилева и пользуется достаточно высоким и устойчивым спросом.
Примерный ассортимент ржано-пшеничного хлеба СООО «Регион Продукт», который можно поставлять в магазин №2 ОАО «Бакалея Могилев», приведен в таблице 4.9.
Таблица 4.9 – Ассортимент ржано-пшеничного хлеба СООО «Регион Продукт» г.Бобруйска
Информация о работе Анализ товарного рынка и формирование конкурентоспособности ассортимента хлеба