Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 10:34, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ товарного рынка хлеба в г.Могилеве и Республике Беларусь и формирование конкурентоспособного торгового ассортимента ржано-пшеничного хлеба в магазине №2 ОАО «Бакалея Могилев». Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
Изучить современное состояние и тенденции развития рынка хлебобулочной продукции.
Выявить особенности и факторы формирования ассортимента хлебобулочных изделий.
Проанализировать финансово-экономические показатели торговой сети ОАО «Бакалея Могилев».
ВВЕДЕНИЕ
6
1
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
8
1.1
Характеристика рынка хлебобулочной продукции и особенности формирования ассортимента ржано-пшеничного хлеба
8
1.2
Товароведная характеристика ржано-пшеничного хлеба
11
1.2.1
Классификация и ассортимент хлебобулочных изделий
11
1.2.2
Пищевая и физиологическая ценность хлеба
13
1.2.3
Условия и сроки хранения хлеба
17
1.2.4
Экспертиза качества и возможные дефекты хлеба
19
1.3
1.4
Факторы формирования конкурентоспособного торгового ассортимента и сущность метода АВС-анализа
Тенденции развития хлебного рынка Республики Беларусь и новые направления в повышении качества хлеба
23
26
2
ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
32
2.1
Объект исследования
32
2.2
Предмет практического анализа и экспериментальных исследований
34
2.3
Методы исследования
35
3
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
37
3.1
Анализ показателей розничного товарооборота
37
3.2
Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости
4
3.3
Анализ расходов
49
3.4
Анализ финансовых результатов
51
4
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
ТОВАРОВЕДНО-ЭКСПЕРТНЫЙ РАЗДЕЛ
Анализ товарного рынка ржано-пшеничного хлеба в Республике Беларусь и г.Могилеве
Сравнительная товароведная характеристика и экспертиза качества различных наименований ржано-пшеничного хлеба, реализуемых в магазине №2 ОАО «Бакалея Могилев»
Анализ основных показателей ассортимента ржано-пшеничного хлеба, реализуемого в магазине №2 ОАО «Бакалея Могилев»
Анализ торгового ассортимента ржано-пшеничного хлеба в магазине №2 ОАО «Бакалея Могилев» методом АВС-анализа
Формирование конкурентоспособного торгового ассортимента ржано-пшеничного хлеба для магазина №2 ОАО «Бакалея Могилев»
Наименование ржано-пшеничного хлеба |
Состав ржано-пшеничного хлеба |
Цена за единицу товара, бел.руб |
Примерный объем продаж, руб. |
Хлеб «Сельский», диабетический, нарезанный, подовый, 0,47 кг |
Мука ржаная обдирная, мука ржаная сеянная, вода питьевая, отруби пшеничные, солод ржаной сухой, соль пищевая йодированная, фруктоза. |
4900 |
3031534 |
Хлеб «Орловский», нарезанный, подовый, 0,45 кг |
Мука ржаная сеянная, мука пшеничная 1-й сорт, мука ржаная обдирная, вода питьевая, солод ржаной, соль пищевая йодированная, дрожжи, пищевая добавка: бета-каротин. |
4150 |
5013407 |
Хлеб «Березовский», диабетический, нарезанный, подовый, 0,5 кг |
Мука ржаная сеянная, мука пшеничная 1-й сорт, мука ржаная обойная, вода питьевая, соль йодированная, дрожжи, солод ржаной сухой, патока крахмальная, пюре картофельное сухое, отруби пшеничные |
4800 |
2791578 |
Хлеб «Родничок» нарезанный, формовой, 0,7 кг |
Мука ржаная сеянная, мука пшеничная 1-й сорт, мука ржаная обойная, вода питьевая, соль йодированная, дрожжи, солод ржаной сухой, сахар-песок, кориандр. |
3100 |
4192482 |
Хлеб «Светлая Паланга», подовый, нарезанный, 0,47 кг |
Мука ржаная обойная, мука ржаная сеяная, мука пшеничная 1-й сорт, вода питьевая, патока крахмальная, солод ржаной, концентрат квасного сусла, соль пищевая йодированная, дрожжи. |
4350 |
2290348 |
При включении этих видов ржано-пшеничного хлеба, ассортимент в магазине №2 «ОАО Бакалея Могилев» тем самым обновиться и расшириться продукцией другого производителя, увеличиться двумя видами хлеба функционального назначения и дополниться одним видом формового.
Объем реализации хлеба «Орловского» и «Родничок» приблизительно равен объему продаж хлеба «Сеянного» и «Дабрынского», которые в ходят в группу А по результатам АВС-анализа, т.е. являются самыми ходовыми.
Объем реализации хлебов «Сельский», «Березовский» и «Светлая Паланга» приблизительно равен объему продаж хлеба «Вейского», «Принеманского» и «Барколабовского», которые в ходят в группу В по результатам АВС-анализа, т.е. приносят 30 % товарооборота.
При включении данных наименований хлеба в ассортимент магазина №2 ОАО «Бакалея Могилев», объем продаж должен составить 50349669 млн.руб., что в полтора раза больше прежнего объема реализации (темп роста равен 154 %).
Новый конкурентоспособный ассортимент ржано-пшеничного хлеба, который можно сформировать в магазине №2 «ОАО Бакалея Могилев», приведен в таблице 4.9.1:
Таблица 4.9.1 – Новый ассортимент ржано-пшеничного хлеба в магазине №2 «ОАО Бакалея Могилев»
Наименование хлеба |
Производитель |
Цена реализации, руб. |
Хлеб «Вейский», подовой нарезанный |
РУПП «Могилевхлебпром» |
4850 |
Хлеб «Лобжанский», подовой, нарезанный |
РУПП «Могилевхлебпром» |
5400 |
Хлеб «Бородинский», подовой, нарезанный |
РУПП «Могилевхлебпром» |
5000 |
Хлеб «Дабрынский», формовой, нарезанный |
РУПП «Могилевхлебпром» |
3250 |
Хлеб «Барколабовский», подовой, нарезанный |
РУПП «Могилевхлебпром» |
4450 |
Хлеб «Принеманский», диабетический, подовой, нарезанный |
РУПП «Могилевхлебпром» |
4750 |
Хлеб «Покровский», подовой, нарезанный |
РУПП «Могилевхлебпром» |
4750 |
Хлеб «Сеянный», подовой, нарезанный |
РУПП «Могилевхлебпром» |
4000 |
Хлеб «Белорусский», формовой, неупакованный |
РУПП «Могилевхлебпром» |
2350 |
Хлеб «Казимировский», подовой, неупакованный |
РУПП «Могилевхлебпром» |
4850 |
«Лобжанский», диетический, подовой, нарезанный |
РУПП «Могилевхлебпром» |
5400 |
Продолжение таблицы 4.9.1
Наименование хлеба |
Производитель |
Цена реализации, руб. |
«Каштоуны», подовой, нарезанный |
РУПП «Могилевхлебпром» |
5200 |
Хлеб «Сельский», диабетический, нарезанный, подовый |
СООО «Регион Продукт» г.Бобруйска |
2600 |
Хлеб «Орловский», нарезанный, подовый |
СООО «Регион Продукт» г.Бобруйска |
4150 |
Хлеб «Березовский улучшенный», диетический, нарезанный, подовый |
СООО «Регион Продукт» г.Бобруйска |
4200 |
Хлеб «Федбери», нарезанный, формовой |
СООО «Регион Продукт» г.Бобруйска |
5350 |
Хлеб «Светлая Паланга», подовый, нарезанный, |
СООО «Регион Продукт» г.Бобруйска |
4350 |
Новый ассортимент ржано-пшеничного хлеба в магазине №2 «ОАО Бакалея Могилев» включает семнадцать наименований хлеба, следовательно расширился по сравнению с прежним на пять видов.
Новый ассортимент представлен двумя предприятиями-производителями - РУПП «Могилевхлебпром» и СООО «Регион Продукт» г.Бобруйска. Следовательно, ассортимент обновился и разнообразился новым поставщиком и у покупателей есть возможность выбрать хлеб не только одного производителя.
Сформированный ассортимент дополнился двумя видами ржано-пшеничного хлеба функционального назначения – «Березовский» и «Сельский». Это является положительной тенденцией, так как спрос на диетические хлебобулочные изделия постоянно растет.
Еще одним положительным моментом является то, что в рекомендуемом ассортименте добавился еще один вид формового хлеба - «Федбери», так как в прежнем ассортименте его было только два вида.
Таким образом, на основании результатов анализа основных показателей ассортимента хлеба, АВС-анализа, изучении состава и цен продукта, сформирован новый конкурентоспособный ассортимент ржано-пшеничного хлеба в магазине №2 «ОАО Бакалея Могилев».
Заключение
Исходя из основной цели дипломной работы: проанализировать товарный рынок хлеба в г.Могилеве и Республике Беларусь и сформировать новый конкурентоспособный торговый ассортимент ржано-пшеничного хлеба в магазине №2 ОАО «Бакалея Могилев» – были проанализированы и решены все поставленные задачи.
Сделан анализ рынка хлебобулочной продукции: в целом по всем хлебопродуктам наблюдается спад в употреблении, но в структуре потребительских расходов хлеб занимает по-прежнему второе место. Хлебопекарная промышленность в нашей стране представлена большим количеством предприятий-изготовителей хлебобулочной продукции, конкуренция между ними нарастает из года в год. В г.Могилеве монополистом на товарном рынке хлеба является РУПП «Могилевхлебпром», занимая 73% его емкости по реализации хлебобулочных изделий.
Изучены основные направления в области формирования ассортимента: сокращение, расширение, стабилизация, обновление, совершенствование, гармонизация. Определены факторы формирования конкурентоспособного ассортимента хлеба: к общим факторам относятся спрос и рентабельность, к специфичным - производственные возможности изготовителей, специализация (класс и тип) торговой организации, каналы распределения, методы стимулирования сбыта и формирование спроса, материально-техническая база торговой организации.
По экономическим показателям наблюдается динамика роста. В отчетном 2011 году в ОАО «Бакалея Могилев» значительно возрос розничный товарооборот (на 7620,6 млн.бел.руб), в частности по хлебобулочным изделиям товарооборот возрос на 266 млн.бел.руб. Вместе с ростом доходов, увеличились и расходы. Рост расходов связан со значительным расширением материально-технической базы и завершением реконструкции комплекса общественного питания филиал «Бакалея 3». Чистая прибыль в 2011 году составила 3623 млн.руб., что на 3370 млн.руб. больше чем в прошлом году. Получение чистой прибыли в размере 3623 млн.руб. позволило не только восстановить финансовое состояние общества, но и провести инвестиционную деятельность (открыть цех фасовки).
Для достижения цели, поставленной в дипломной работе, был проведен глубокий анализ реализуемого ассортимента хлебобулочных изделий в магазине №2 ОАО «Бакалея Могилев». Проанализированы основные показатели ассортимента хлеба, которые свидетельствуют о недостаточной рациональности ассортимента изучаемой группы товаров. Установлено, что цена на хлеб значительно зависит от состава и массы хлебобулочных изделий. Для формирования конкурентоспособного ассортимента ржано-пшеничного хлеба в магазине показатели полноты и новизны необходимо повысить.
По итогам АВС-анализа ассортимента ржано-пшеничного хлеба в магазине выявлено, какие наименования хлеба являются более реализуемыми, а какие – менее. Наибольший объем продаж составляет хлеб, реализуемый по невысокой цене, отличающийся простым составом и давно известный покупателю. С повышением цены и наличием в составе хлеба различных включений (тмина, кунжута и др.) объем продаж продукта заметно снижается. Наименьший товарооборот составляет хлеб, реализуемый по самой высокой цене и недавно появившийся в продаже. Для увеличения объема продаж магазину необходимо учитывать вкусы и предпочтения покупателей; провести маркетинговые исследования по контингенту потребителей; прорекламировать новый вид хлеба и проинформировать покупателей о полезности различных добавок, входящих в состав хлеба.
На основании результатов анализа основных показателей ассортимента хлеба, АВС-анализа, изучении состава и цен продукта, сформирован новый конкурентоспособный ассортимент ржано-пшеничного хлеба в магазине №2 «ОАО Бакалея Могилев». Для этого в реализуемый ассортимент ржано-пшеничного хлеба включим продукцию нового поставщика СООО «Регион Продукт» г.Бобруйска. Продукция этого предприятия реализуется во многих торговых объектах г.Могилева и пользуется достаточно высоким и устойчивым спросом.
Ассортимент хлеба, который будем поставлять от нового поставщика, включает пять наименований. При включении этих видов ржано-пшеничного хлеба, ассортимент в магазине №2 «ОАО Бакалея Могилев» тем самым значительно обновиться и расшириться, у покупателей появиться возможность выбрать хлеб не только одного производителя. В результате опроса потребителей была выявлена необходимость включить в ассортимент ржано-пшеничный хлеб функционального назначения. Сформированный ассортимент дополнился двумя видами хлеба функционального назначения – «Березовский» и «Сельский», изготовляемые нашим новым поставщиком.
Еще одним положительным моментом является то, что в рекомендуемом ассортименте добавился еще один вид формового хлеба - «Федбери», так как в прежнем ассортименте его было только два вида.
При формировании нового конкурентоспособного ассортимента значительно возрастет объем продаж ржано-пшеничного хлеба. Он должен составить 50349669 млн.руб., что в полтора раза больше прежнего объема реализации (темп роста равен 154 %).
В заключении, можно сделать вывод, что при формировании торгового ассортимента ржано-пшеничного хлеба в магазине №2 ОАО «Бакалея Могилев» были решены основные проблемы, учтены предпочтения и вкусы покупателей и применены современные способы и методы их решения.
Информация о работе Анализ товарного рынка и формирование конкурентоспособности ассортимента хлеба