Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 13:19, дипломная работа
Одним из важнейших сегментов рынка продовольствия страны является рынок молока. Особое положение молока и молочной продукции среди других продуктов питания обусловлено не только их пищевыми достоинствами, но и тем, что в условиях низкого платежеспособного спроса эта группа продуктов в силу ценовой доступности является одним из основных источников получения животного белка, а также других уникальных по своей пищевой ценности веществ.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….5
1. ФОРМИРОВАНИЕ АССОРТИМЕНТА И КАЧЕСТВА
МОЛОКА…………………………………………………………………………….....7
1.1. Состояние рынка молока в Республике Беларусь……………………………….7
1.2. Химический состав и пищевая ценность молока………………………………15
1.3. Классификация и характеристика ассортимента молока……………………...22
1.4. Факторы, формирующие качество молока……………………………………...26
1.5 Факторы, сохраняющие качество молока. Изменения, происходящие в
процессе хранения молока……………………………………………………….31
1.6. Способы фальсификации молока………………………………………………..34
2. АССОРТИМЕНТ, ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА И ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА МОЛОКА, ВЫРАБАТЫВАЕМОГО В ОАО «НАФТАН» ..…40
2.1. Характеристика ассортимента молока, вырабатываемого в ОАО «Нафтан»..…………………………………………………………………………………...40
2.2. Характеристика объектов и методов исследования……………………………43
2.3. Оценка качества молока, вырабатываемого в ОАО «Нафтан»……………….47
2.4. Сравнительная характеристика потребительских свойств молока и молока с поливитаминным премиксом………………...………..............................................51
3. ОРГАНИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОКА В ОАО «НАФТАН»…………………………..…..........………….….............54
3.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Нафтан» ..…………54
3.2. Организация коммерческих связей ОАО «Нафтан» с поставщиками………..57
3.3. Организация сбытовой политики в ОАО «Нафтан»…………………………...64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….………………………………..68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….. 71
ПРИЛОЖЕНИЯ..…………………………………………………
В современных условиях хозяйствования значительный интерес представляет рынок молока и молочной продукции, так как молоко и молочные продукты традиционно занимают одно из ведущих мест в пищевом рационе граждан страны, как в силу привычки, так и относительно невысокой цены этой категории продуктов. Кроме этого, молоко является одним из символов здоровья, благополучия, изобилия.
Молочная промышленность вырабатывает необходимые продукты питания, в том числе для детей и диетического назначения. Молочные продукты по содержанию белка и его биологической ценности стоят на первом месте среди других продуктов питания. Они занимают значительную часть в рационе питания людей. Удовлетворение спроса населения в соответствии с научно обоснованными нормами потребления этих продуктов является основой для развития молочного подкомплекса.
Молоко - полноценный продукт питания. Легкая усвояемость - одно из наиболее важных свойств молока как продукта питания. Более того, молоко стимулирует усвоение питательных веществ других пищевых продуктов. Ежегодно в мире пьют более 500 млн. л молока, потребление которого вносит разнообразие в питание, улучшает вкус других продуктов. Молоко обладает лечебно-профилактическими свойствами.
Пищевая и биологическая ценность молока и молочных продуктов выше, чем у других продуктов, встречающихся в природе. В молоке содержится более 120 различных компонентов, в том числе 20 аминокислот, 64 жирные кислоты, 40 минеральных веществ, 15 витаминов, десятки ферментов и т. д.
Энергетическая ценность 1 л сырого молока составляет 2797 кДж. Основное значение молока в природе заключается в обеспечении питанием рожденного молодого организма.
При употреблении 1 л молока удовлетворяется суточная потребность взрослого человека в жире, кальции, фосфоре, на 53% - потребность в белке, на 35% - в витаминах А, С и тиамине, на 26% - в энергии.
Все виды молока различаются, прежде всего, по:
- содержанию СОМО,
- пищевым добавкам и наполнителям,
- способу тепловой обработки.
К факторам, формирующим качество молока, относят сырье и процессы, происходящие при его производстве.
Сырьем для производства молока являются натуральное молоко, сливки, обезжиренное молоко.
Технологическая схема производства питьевого молока на заводе включает следующие этапы: приемка, нормализация, гомогенизация, тепловая обработка, розлив, укупорка, маркировка, хранение, транспортирование, реализация.
К факторам, сохраняющим качество молока, относят упаковку, тару, условия хранения и транспортирования.
Фальсификация молока может быть следующих видов: ассортиментная; качественная; количественная; информационная.
Показатели безопасности молока в микробиологическом и радиационном отношении регулируются СанПин 11-63 РБ 98 «Гигиенические требования к безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов».
Анализ ассортимента
и потребительских свойств
Оценка качества проведена по двум образцам: молоко «Деревенское», жир. 3,5% - пюр-пак, 0,5 л; молоко «Деревенское» с поливитаминным премиксом, 3,5% - пл/пакет, 1л.
На основании проведенной оценки можно сделать вывод о том, что качество упаковки анализируемых образцов соответствует требованиям нормативно-технической документации. Информация на маркировке соответствует требованиям ТУ РБ 100722175.006, ТУ РБ 100722175.024. Анализируемое молоко характеризуется высокими органолептическими свойствами: нежным и приятным вкусом, привлекательным белым цветом с желтоватым оттенком. Как показал анализ, образцы можно отнести к стандартной высшей категории качества на основании полученной средней оценки по единичным показателям без учета коэффициентов весомости и комплексного показателя с учетом коэффициентов весомости. Высокие качественные характеристики вырабатываемого продукта ОАО «Деревенское» обеспечивается хорошо отлаженной работой с поставщиками и потребителями.
На предприятии проводится коммерческая работа, налаживаются коммерческие связи с предприятиями, для успешной реализации продукции разработан комплекс мер, направленных на воздействие на внешнею среду предприятия: реклама, связи с общественностью, мероприятие по стимулированию сбыта.
В планах предприятия
– участие в выставках-
На предприятии внедрена система качества и безопасности выпускаемой продукции НАССР (ХАССП). Разработана и утверждена Политика в области безопасности выпускаемой продукции. Применение системы НАССР (ХАССП) достигается путем реализации принципов разработки системы НАССР (ХАССП) в соответствии с требованиями СТБ 1470-2004.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рисунок 1.1 − Компоненты молока