Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 13:19, дипломная работа
Одним из важнейших сегментов рынка продовольствия страны является рынок молока. Особое положение молока и молочной продукции среди других продуктов питания обусловлено не только их пищевыми достоинствами, но и тем, что в условиях низкого платежеспособного спроса эта группа продуктов в силу ценовой доступности является одним из основных источников получения животного белка, а также других уникальных по своей пищевой ценности веществ.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….5
1. ФОРМИРОВАНИЕ АССОРТИМЕНТА И КАЧЕСТВА
МОЛОКА…………………………………………………………………………….....7
1.1. Состояние рынка молока в Республике Беларусь……………………………….7
1.2. Химический состав и пищевая ценность молока………………………………15
1.3. Классификация и характеристика ассортимента молока……………………...22
1.4. Факторы, формирующие качество молока……………………………………...26
1.5 Факторы, сохраняющие качество молока. Изменения, происходящие в
процессе хранения молока……………………………………………………….31
1.6. Способы фальсификации молока………………………………………………..34
2. АССОРТИМЕНТ, ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА И ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА МОЛОКА, ВЫРАБАТЫВАЕМОГО В ОАО «НАФТАН» ..…40
2.1. Характеристика ассортимента молока, вырабатываемого в ОАО «Нафтан»..…………………………………………………………………………………...40
2.2. Характеристика объектов и методов исследования……………………………43
2.3. Оценка качества молока, вырабатываемого в ОАО «Нафтан»……………….47
2.4. Сравнительная характеристика потребительских свойств молока и молока с поливитаминным премиксом………………...………..............................................51
3. ОРГАНИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОКА В ОАО «НАФТАН»…………………………..…..........………….….............54
3.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Нафтан» ..…………54
3.2. Организация коммерческих связей ОАО «Нафтан» с поставщиками………..57
3.3. Организация сбытовой политики в ОАО «Нафтан»…………………………...64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….………………………………..68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….. 71
ПРИЛОЖЕНИЯ..…………………………………………………
2.4 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ СВОЙСТВ МОЛОКА «ДЕРЕВЕНСКОЕ» И «ДЕРЕВЕНСКОЕ С ПОЛИВИТАМИННЫМ ПРЕМИКСОМ»
В рамках выпускной квалифицированной работы проанализируем потребительские свойства двух ранее представленных образцов молока: «Деревенское» и «Деревенское» с поливитаминным премиксом (таблица 2.10).
Таблица 2.10 - Характеристика потребительских свойств молока, вырабатываемого ОАО «Нафтан»
Потребительские свойства |
Молоко «Вкусное» |
Молоко«Вкусное» с поливитаминным премиксом |
Показатели качества |
Массовая доля жира – 3,5% СОМО – 8,1% Плотность – 1,027 г/см³ Кислотность – 18 ºТ |
Массовая доля жира – 3,5% СОМО – 8,1% Плотность – 1,028 г/см³ Кислотность – 20 ºТ |
Состав |
100 г продукта: белки – 2,79 г; жиры – 3,5 г; углеводы – 4,69 г. |
100 г продукта: белки – 2,79 г; жиры – 3,5 г; углеводы – 4,89 г. витамины - С, А, Е, Д, В1, В2, В3, В6, В12, РР, Вс, Н |
Энергетическая ценность |
61,0 ккал |
62,0 ккал |
Органолептические показатели |
Однородная непрозрачная, нетягучяя жидкость без осадка, белая с желтоватым оттенком. Чистый, свежий запах и вкус. |
Однородная непрозрачная, нетягучяя жидкость без осадка, белая со светло- желтоватым оттенком. Приятный запах и вкус, без посторонних примесей. |
Использование |
В еде для приготовления первых, вторых и третьих блюд. |
Учитывая, создавшееся в нашей стране, социально-экономическое положение, неудивительно, что питание основной массы людей в настоящее время, несбалансированно, с преобладанием углеводов, с низким содержанием витаминов, ряда минеральных веществ и микроэлементов. Этот дефицит обнаруживается не только весной, но и в благоприятный летне-весенний период, т.е. является постоянно действующим неблагоприятным фактором. Недостаточное потребление витаминов, жизненно необходимых минеральных веществ и умственную работоспособность, сопротивляемость заболеваниям и неблагоприятным экологическим условиям, способствующим развитию нарушений обмена веществ, быстрому старению организма. Молоко витаминизированное изготавливается на основе натурального коровьего молока с добавлением поливитаминного премикса. Премикс представляет собой смесь 12 основных необходимых человеческому организму витаминов (С, А, Е, Д, В1, В2, В3, В6, В12, РР, Вс, Н) с молочным сахаром (лактулозой). Соотношение витаминов в премиксе строго соответствует потребностям в нем человека, с учетом особенностей структуры питания населения. Употребление молока витаминизированного в количестве 200мл (1 стакана) в день позволяет удовлетворить более половины суточной потребности человека практически во всех витаминах. Все витамины, включенные в премикс, полностью идентичны природным и по своей чистоте отвечают требованиям фармацевтического комитет. Витаминизированное молоко полностью сохраняет свой природный вкус и аромат. Двухлетнее испытание (в школах и ДДУ) показали, что регулярное употребление витаминизированных продуктов на 30% снижает заболеваемость детей и подростков простудными заболеваниями, оказывает благоприятный эффект на умственную работоспособность и физическую выносливость, по сравнению с контрольными группами.
На основании вышесказанного можно сделать вывод – молоко «Деревенское» с поливитаминным премиксом, вырабатываемое ОАО «Нафтан» характеризуются высокими потребительскими свойствами и удовлетворят потребности человека практически во всех витаминах.
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОКА В ОАО «НАФТАН»
3.1 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «НАФТАН»
Открытое акционерное общество «Нафтан» общество зарегистрировано в качестве юридического лица решением Витебского облисполкома № 570 от 12 декабря 1996 года, внесены изменения и дополнения решением № 217 от 18 мая 2000 года, ЕГР № 300082101. За годы существования предприятие неоднократно подвергалось реорганизации, увеличивались объемы производства и расширялся ассортимент выпускаемой продукции. Высшим органом управления является собрание акционеров. Предприятие является юридическим лицом и в своей деятельности руководствуется действующим законодательством и Уставом Общества.
С момента создания предприятие действует на принципах самофинансирования и самоокупаемости, обладает имуществом, имеет самостоятельный баланс, расчетный, валютный и российский счета, может заключать договора, быть истцом и ответчиком в судах. На основании решения общего собрания акционеров Общества осуществлена реорганизация Общества путем присоединения к последнему открытых акционерных обществ:
- «Городокский молочный завод», «Лиозненский молочный завод», «Яновические сыры» ( протокол № 7 от 19.04.2002г)
- СПК «Полудетки»,
«Новолукомльский молочный завод», «Шумилинские сыры» (протокол
№ 13 от 22.02.2005г).
Филиалы осуществляют производственную деятельность в соответствии с Положениями о филиалх ОАО «Нафтан», утвержденными генеральным директором ОАО «Нафтан».
Уставный фонд Общества определен в размере 11 051 069 400 рублей (36 836 898 акций) по состоянию на 01.01.2007 года.
Учредителями предприятия являются: государство: 63,55 % акций; физические и юридические лица: 36,45% акций.
В соответствии с Уставом целью деятельности акционерного общества является осуществление хозяйственной деятельности, направленной на извлечение прибыли, а также любые виды хозяйственности, не запрещенные законодательством.
Предметом деятельности является переработка молока, выработка молочной продукции и ее реализация через оптовые, розничные предприятия и собственную торговую сеть, а также организация других видов деятельности. Срок деятельности Общества не ограничен.
Основным видом деятельности ОАО «Нафтан» является переработка молока и выработка молочной продукции. Кроме того, предприятие имеет следующие лицензии: розничную торговлю алкогольными напитками; на осуществление оптовой торговли; на междугородние перевозки грузов автомобильным транспортом; на занятие отдельным видом деятельности предприятия (организации)-юридическому лицу на производство казеина; на право осуществления производства цельномолочной продукции, масла животного, молочных консервов, сыров, мороженого.
В соответствии с законодательством
и уставом открытого
Основные показатели
производственно –
Проанализировав данные таблицы 3.1, можно сделать вывод, что предприятие работает недостаточно стабильно, наблюдается снижение результатов производственно-хозяйственной деятельности.
Таблица 3.1- Основные технико-экономические показатели производственно-хозяйственной деятельности ОАО «Молоко» за 2009 – 2011 гг.
Показатели |
Ед. изм. |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
Темп роста 2011/2010, % |
Объем переработки сырья |
т |
117810 |
132017 |
120437 |
109,6 |
Товарная продукция в сопостави |
млн.руб. |
68347 |
77025 |
69605 |
110,7 |
Товарная продукция в действующ |
млн.руб. |
64248 |
78254 |
66711 |
117,3 |
Товары народного потребления |
млн.руб. |
63849 |
65750 |
55806 |
117,8 |
Главнейшие виды продукции |
|||||
Масло животное |
т |
1536 |
2941 |
2605 |
112,9 |
Сыры жирные |
т |
597 |
1297 |
965 |
134,4 |
Цельномолочная продукция в пересчете на молоко |
т |
51349 |
53105 |
45090 |
117,8 |
Молоко цельное |
т |
20768 |
22052 |
15165 |
145,4 |
Сливки |
т |
58 |
71 |
69 |
102,9 |
Сметана |
т |
1997 |
2960 |
2786 |
106,2 |
Диетпродукция |
т |
2006 |
3301 |
2979 |
110,8 |
Сырки и сырковая масса |
т |
178 |
328 |
355 |
92,4 |
Творог жирный |
т |
1657 |
1962 |
1680 |
116,8 |
Н/ж прод. в натур, выражении |
т |
||||
Сыры нежирные |
т |
496 |
669 |
711 |
94,1 |
Молочные косервы |
туб |
204 |
294 |
390 |
75,4 |
Мороженое |
т |
165 |
163 |
181 |
90,1 |
Казеин |
т |
150 |
352 |
552 |
63,8 |
Казеинат |
т |
167 |
392 |
192 |
0,0 |
Пептон |
т |
39 |
88 |
73 |
0,0 |
Кондитерские изделия всего |
т |
2 |
6 |
9 |
66,7 |
Майонез |
т |
15 |
31 |
37 |
83,8 |
Среднесписочная численность |
чел |
989 |
1113 |
1158 |
104,0 |
Среднемесячная з/плата всего |
тыс.руб. |
495,7 |
542,9 |
434,1 |
125 |
Затраты на 1тыс.руб товарной продукции |
руб. |
312,4 |
987,7 |
963,0 |
102,6 |
Прибыль от реализации |
млн.руб. |
102 |
-3727 |
210 |
|
Чистая прибыль |
млн.руб. |
4 |
9 |
305 |
3,0 |
Рентабельность производства |
% |
2,0 |
0,01 |
5,1 |
|
Рентабельность реализованной продукции |
% |
1,5 |
-5 |
0,3 |
Объем производства продукции в действующих ценах в 2011 году возрос на 17,3 % к уровню 2010 года. В сопоставимых ценах объем производства вырос в 2011 году на 10,7 %, по сравнению с 2010 годом.
За анализируемый период в развитии Общества наблюдается снижение численности. В 2011 году по сравнению с 2010 годом снижение среднесписочной численности составило 45 человек или 4,0 %.
Среднемесячная заработная плата за исследуемый период увеличивается. Можно отметить, что уровень оплаты труда на предприятии средний. В 2007 году рост заработной платы происходит более быстрыми темпами, чем показатель производительности труда, что в итоге приводит к перерасходу фонда заработной платы, росту себестоимости продукции и снижению сумм прибыли.
Затраты на 1 рубль товарной продукции в 2011 году в сравнении с 2010 годом увеличилась на 2,6 %.
В 2010 г. предприятие сработало с прибылью. В 2011 году данный показатель становится отрицательным и равен 3 727 млн. рублей. Прибыль отчетного периода положительна как за 2010, так и 2011 годы.
Рентабельность реализованной продукции в 2011 году по сравнению с 2010 годом существенно снижается с уровня 0,3 % до -5 %.
Финансовые показатели остаются ниже нормативных. Коэффициент текущей ликвидности в 2011 году увеличился на 0,3 и составил 0,68. Коэффициент обеспеченности собственными средствами также незначительно увеличился в 2011 году на 0,06, однако все еще имеет отрицательное значение. Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами не значительно увеличился.
Таким образом,
в целом экономическое
3.2 ОРГАНИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ ОАО «НАФТАН» С ПОСТАВЩИКАМИ
ОАО «Нафтан» заключает договора на поставку продукции с надежными поставщиками, т. е. с предприятиями, которые на рынке существует не один год, старается не заключать договора с так называемыми «фирмами-однодневками». Предприятия, как изготовители, так и оптовые предприятия, существующие длительное время на рынке товаров и услуг, более ответственно относятся к поставкам товаров, сохранности их при перевозке, т. е. более полно выполняют договорные обязательства. Материально-техническое обеспечение процесса производства на ОАО «Нафтан» осуществляется по сложившимся хозяйственным связям на основе заключения договоров с поставщиками сырья, материалов и топливно-энергетических ресурсов.
Договор поставки состоит из пяти разделов:
1. Предмет договора
– указываются основные требова
2. Порядок поставки - описываются условия поставки, приемки по количеству и качеству продукции, оформления сопроводительных документов.
3. Цена и порядок
расчетов – описываются
4. Имущественная ответственность
– указываются условия
5. Дополнительные условия
– отдельно описываются
Основными поставщиками вспомогательных сырья и материалов являются белорусские предприятия-производители, поставляющие ОАО «Нафтан»: гофротару, этикетки, пленку для упаковки продукции.
На основании решения Витебского облисполкома № 388 от 15.07.2003 года за ОАО «Нафтан» закреплены хозяйства по поставкам молока: Витебского, Городокского, Лиозненского, Шумилинского и Чашницкого (сырьевая зона Новолукомльского филиала).
Приведем в таблице 3.2 данные за 2011 год, характеризующие поставки сырья в натуральном выражении для ОАО «Нафтан» в зависимости от хозяйства-поставщика.
Таблица 3.2- Поставки сырья для ОАО «Нафтан» г. Витебска в зависимости от поставщика за 2011год
Наименование хозяйства |
Поставка сырья, тонн |
Уд. вес в общей сумме поставки за год, % |
Витебское |
50 002 |
37,9 |
Городокское |
32 005 |
24,2 |
Лиозненское |
12 010 |
9,1 |
Шумилинское |
22 000 |
16,7 |
Чашницкое |
16 000 |
12,1 |
Итого |
132 017 |
100,0 |
Как показывают данные таблицы 3.2, за 2011 год наибольший удельный вес в поставках сырья для ОАО «Нафтан» имеет Витебское (37,9 %) и Городокское хозяйство (24,2 %). Наименьшие поставки в течение года осуществлялись Лиозненским хозяйством (9,1 %).
Данное соотношение
по поставкам сырья среди
3.3 ОРГАНИЗАЦИЯ СБЫТОВОЙ ПОЛИТИКИ В ОАО «НАФТАН»
Существующий технический
и технологический уровень