Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 13:19, дипломная работа
Одним из важнейших сегментов рынка продовольствия страны является рынок молока. Особое положение молока и молочной продукции среди других продуктов питания обусловлено не только их пищевыми достоинствами, но и тем, что в условиях низкого платежеспособного спроса эта группа продуктов в силу ценовой доступности является одним из основных источников получения животного белка, а также других уникальных по своей пищевой ценности веществ.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….5
1. ФОРМИРОВАНИЕ АССОРТИМЕНТА И КАЧЕСТВА
МОЛОКА…………………………………………………………………………….....7
1.1. Состояние рынка молока в Республике Беларусь……………………………….7
1.2. Химический состав и пищевая ценность молока………………………………15
1.3. Классификация и характеристика ассортимента молока……………………...22
1.4. Факторы, формирующие качество молока……………………………………...26
1.5 Факторы, сохраняющие качество молока. Изменения, происходящие в
процессе хранения молока……………………………………………………….31
1.6. Способы фальсификации молока………………………………………………..34
2. АССОРТИМЕНТ, ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА И ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА МОЛОКА, ВЫРАБАТЫВАЕМОГО В ОАО «НАФТАН» ..…40
2.1. Характеристика ассортимента молока, вырабатываемого в ОАО «Нафтан»..…………………………………………………………………………………...40
2.2. Характеристика объектов и методов исследования……………………………43
2.3. Оценка качества молока, вырабатываемого в ОАО «Нафтан»……………….47
2.4. Сравнительная характеристика потребительских свойств молока и молока с поливитаминным премиксом………………...………..............................................51
3. ОРГАНИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОКА В ОАО «НАФТАН»…………………………..…..........………….….............54
3.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Нафтан» ..…………54
3.2. Организация коммерческих связей ОАО «Нафтан» с поставщиками………..57
3.3. Организация сбытовой политики в ОАО «Нафтан»…………………………...64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….………………………………..68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….. 71
ПРИЛОЖЕНИЯ..…………………………………………………
На конъюнктуру рынка молочной продукции влияют следующие факторы:
- общий уровень технологии
производства аналогичной
- уровень развития розничной торговли;
- географические размеры рынков;
- наличие системы хранения продукции;
- сезонность поставок сырья;
- уровень жизни населения;
- установленный уровень закупочных цен на молоко и индикативных цен на экспорт молочной продукции;
- административные барьеры;
- государственное налоговое и таможенное регулирование.
Главная тенденция заключается в том, что по мере развития и повышения благосостояния страны развивается производство молочной продукции и растет спрос на нее.
ОАО «Нафтан» является одним из крупнейших производителей молочной продукции не только в Витебской области, но и в Беларуси (таблица 3.3).
Таблица 3.3 -Структура реализации продукции по рынкам сбыта ОАО «Нафтан» в 2011 году, тонн
Наименование региона |
ЦМП |
Масло животное |
Сыры жирные |
1 |
2 |
3 |
4 |
г. Минск |
94,1 |
69,5 |
2,9 |
Минская область |
10,4 |
- |
4,9 |
Витебская область |
20726,8 |
408,9 |
39,3 |
Гродненская область |
5,2 |
- |
0,2 |
Брестская область |
20,0 |
1,7 |
1,0 |
Гомельская область |
172,7 |
2,8 |
1,7 |
Могилевская область |
14,0 |
2,1 |
1,1 |
Экспорт |
659,1 |
518 |
4,8 |
Всего реализовано продукции |
21702,3 |
1003 |
55,9 |
Таким образом, из таблицы 3.3 видно, что большая часть цельномолочной продукции и сыров реализуется в Витебской области. Реализация масла животного приходится на экспортный рынок – рынок РФ. Сыры жирные экспортируются в незначительном количестве.
В 2010 г. объем реализации продукции на экспорт составил – 12 134,6 тыс. руб, импорт соответственно – 123,3 тыс. руб..
В 2011 году объем реализации продукции на экспорт составил 13 347,8 тыс. руб, темп роста к уровню 2009 года - 105,4 %.
Для увеличения экспорта продукции в страны ближнего и дальнего зарубежья предприятию необходимо соблюдать следующие условия:
Основными конкурентами ОАО «Нафтан» г. Витебск на рынке РБ являются:
- ОАО «Брестский молочный завод», у которого более широкий ассортимент продукции высокого качества;
- в области конкурентами являются: Полоцкий, Оршанский, Лепельский, Поставский молочные заводы.
- главными конкурентами в торговых предприятиях г. Минска являются Минские Гормолзавод №2 и Гормолзавод №3.
ОАО «Нафтан» ставит перед собой следующие основные цели:
Значительная широта товарного ассортимента для ОАО «Нафтан» является одним из обязательных условий успеха на рынке, поскольку только расширяя ассортимент можно в полной мере удовлетворять потребительский спрос различных сегментов рынка, привлечь широкий круг потребителей.
Исходя из этого, на предприятии
постоянно обновляется
Сегментирование рынка, на котором реализуется продукция ОАО «Нафтан» целесообразно провести по географическому признаку:
Ценовая политика предприятия основывается на постоянном анализе спроса на продукцию комбината. Специалистами предприятия проводится работа по изучению основных рынков сбыта на предмет изменения емкости рынков в зависимости от ценового фактора, изменения уровня доходов, социально-психологических ориентаций населения в области продуктов питания. На основании полученных результатов делается вывод о необходимости повышения цен на отдельные группы продукции или снижения цен на те группы или виды продукции, по которым наблюдается уменьшение долей рынка, либо имеется необходимость их увеличить. Это позволит планировать ассортимент выпускаемой продукции, соответствующий запросам и возможностям потребителей.
В то же время отпускная цена на продукцию должна определяться исходя из экономически обоснованных затрат на ее производство, оптимальной прибыли и учета конкурентной среды. Особенностью молочной отрасли является то, что стоимость продукции почти полностью определяется затратами на сырье. Связано это с тем, что сырье занимает основную долю в себестоимости продукции, поэтому предприятие прилагает все усилия для снижения издержек производства и максимального использования сырья на предприятии.
ОАО «Нафтан» в своей деятельности использует две основные формы реализации продукции:
- за счет Покупателя;
- за счет Поставщика;
- франко-станция назначения.
Для уменьшения затрат на доставку продукции предприятие 90% товара доставляет собственным транспортом, в другие регионы доставка производится на 80% собственным транспортом.
Основные торговые потребители молочной продукции:
- в городе Витебске: КУТП «Продукты», ОАО «Веста», Фирменные магазины предприятия, ОАО «Витебский мясокомбинат», ЗАО ТД «Омега», ОАО «Ника»;
- г. Минск и Минская область, Могилевская область, Гомельская область.
В Российской Федерации
постоянными потребителями
Успешная реализация продукции связана с комплексом мер, направленных на воздействие на внешнюю среду предприятия:
- реклама;
- связи с общественностью;
- мероприятия по стимулированию сбыта.
Большую роль в успехе по выявлению и привлечению потенциальных покупателей на ОАО «Нафтан» г.Витебск, играет реклама на радио, телевидении, в прессе, а также реклама на транспорте, витрины магазинов, сайт в Интернете.
С 1 января 2010 года в торговой сети для изучения покупательского спроса и в целях рекламы продукции, вырабатываемой предприятием, производятся выставки-дегустации в магазинах г.Витебска и Витебской области.
В рамках выставки в конкурсе-дегустации «Густ» получен диплом за лучший молочный продукт 2005 года. В номинации «мороженое» им стало мороженое «Пломбир», выработанный на участке по выработке мороженого на ОАО «Нафтан».
ОАО «Нафтан» приняло участие в научно-практическом семинаре, проводимом ООО «Харвист-милк» по теме: «Фруктовые наполнители СУАП «Подолье-ОБСТ» - резерв повышения качества молочных продуктов и расширения ассортимента» и награждено дипломом за освоение новых видов молочных продуктов с использованием фруктовых наполнителей СУАП «Подолье – ОБСТ».
Предприятие участвовало в конкурсе «Лучшие товары Республики Беларусь» и стало дипломантом конкурса по таким продуктам, как: мороженое «Пломбир» 1/80 гр., изготавливаемое на головном предприятии ОАО «Нафтан» и масло коровье сладкосливочное крестьянское несоленое в упаковке – 1/200 гр., изготавливаемое на Яновичском филиале ОАО «Нафтан».
В целях рекламной кампании, на предприятии был проведен конкурс и разработан бренд (торговая марка) на выпускаемую продукцию под логотипом и графическим изображением - «Фабрика молочного вкуса» и слоганом – «На любой вкус».
На предприятии
Выпущены рекламные ролики «Фабричные девчата» и «Новогодний» рекламными агентствами «Рексерс» и «Софипромохауз» г. Минска. Также разработаны рекламные ролики на кефир йодированный, мороженое, пахту свежую, сырки глазированные и творог «Асалода», выпущенные ВНТ «Арт-видео».
Совместно с ВОКПО «Прометей», ведется разработка рекламных дисков о предприятии и сайта в Интернете для ОАО «Нафтан». Ведется рекламная компания продукции в эфире радио «Европа-плюс», «Радио Би-Эй» и радио «Витебск». Совместно с СП «Эниро Белфакта» ООО в бизнес-каталоге размещена рекламная страница предприятия. Были выпущены рекламные буклеты для железнодорожных билетов «Реклама в движении». В целях повышения рекламы продукции и престижа предприятия печатаются статьи в газете «Вечерний Минск», а также в газете «Комсомольская правда в Беларуси» в рубрике «Мой любимый город».
В 2009 году предприятием получены дипломы на конкурсах: «Лучшая продукция года 2009. Продукты питания» на продукты: сметана «Традиционная» и творог «Асалода» и «Лучшие товары Республики Беларусь» на продукт: «биокефир «Бодрость».
Всего за 2011 год сумма денежных средств (в млн. руб.), пошедших на аудит СМК, рекламу выпускаемой продукции, на участие в конкурсах, ярмарках и выставках, на обучение персонала, повышение квалификации и на другие работы по маркетингу и менеджменту, составила 81,0 млн. рублей.
В планах предприятия – участие в выставках-дегустациях, ярмарках, семинарах с целью продвижения существующей торговой марки.
ОАО «Нафтан» заключен договор на оказание консалтинговых услуг по разработке, внедрению и сертификации на предприятии системы менеджмента качества на соответствие требованиям МС ИСО 9001:2001 в РУП «Витебский ЦСМС». На предприятии разработаны документы системы менеджмента качества ИСО 9001:2001. РУП «Витебский ЦСМС» проводит предварительный аудит по разработке и внедрению на предприятии документации системы менеджмента качества. Подана заявка в РУП «Витебский ЦСМС» на проведение сертификационного аудита на соответствие стандарта МС ИСО 9001:2001 и получение предприятием сертификата соответствия.
На предприятии внедрена система качества и безопасности выпускаемой продукции НАССР (ХАССП). Разработана и утверждена Политика в области безопасности выпускаемой продукции. Применение системы НАССР (ХАССП) достигается путем реализации принципов разработки системы НАССР (ХАССП) в соответствии с требованиями СТБ 1470-2004.
В 2005 году ОАО «Нафтан» выдан сертификат соответствия и зарегистрирован в Реестре национальной системы сертификации Республики Беларусь под № ВY/112 06.0.0.0030, удостоверяющий, что производство продуктов: молоко коровье пастеризованное «Деревянское» и биокефир «Бодрость» соответствуют требованиям СТБ 1470-2004 «Системы качества. Управление качеством и безопасностью пищевых продуктов на основе анализа рисков и критических контрольных точек – НАССР (ХАССП)».
Разработаны документированные процедуры, разработана Политика и Цели, определены процессы жизненного цикла в соответствии со стандартами системы менеджмента качества ИСО 9001:2001.
Проведены работы по аккредитации производственной лаборатории на соответствие требованиям СТБ ИСО/МЭК 17025 ВУ/112 02.2.0.2442 и проведена аттестация с целью продления статуса аккредитации от 30.11.2005 года.
Производственная лаборатория
в соответствии с системой НАССР
производит контроль качества производимой
продукции на всех этапах производственно-
В рамках программы техперевооружения на предприятии внедряются новые технологии, современное оборудование и упаковочные материалы.
Проведена реконструкция цеха розлива, сырково-творожного цеха, ведутся работы по реконструкции маслоцеха на участках по выработке масла и мороженого. На этих участках продолжаются ремонтно-строительные работы. Активно ведутся реконструкционные работы на филиалах.
С целью сохранения количества и качества продукции на предприятии стали использовать новые виды упаковки, такие как: пленка многослойная, пакеты типа «Пюр-пак», вакуумная упаковка (материалы многослойные соэкструзионные с барьерными свойствами).
Предприятие, для изучения спроса на свою продукцию и демонстрации образцов продукции, принимает участие в специализированных выставках и конкурсах, посвященных тематике производства продуктов питания.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Изучив потребительские свойства и ассортимент молока, вырабатываемого в ОАО «Нафтан», можно сделать следующее заключение.