Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 23:00, творческая работа
Логистика, занимающаяся планированием, контролем и управлением, транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, также непосредственно базируется на знании упаковочной теории и практики.
Цель дисциплины — дать будущим специалистам в сфере маркетинга и логистики знания и представления об упаковке, показать ее место в системе маркетинга, роль при осуществлении логистических операций, ознакомить с основными направлениями развития упаковочной индустрии.
Упаковка товаров
Лекция 1.1
Понятие упаковки и тары
Упаковка как одна из составляющих системы маркетинга
История упаковки и развитие упаковочной индустрии
Минск 2010
Дисциплина "Упаковка товаров" является базовой при подготовке специалистов в сфере маркетинга и логистики.
Маркетинг, являясь комплексной системой организации производства и сбыта продукции, ориентированной на удовлетворение потребностей конкретных потребителей, невозможен без глубокого понимания вопросов, связанных с упаковкой товаров на протяжении их жизненного цикла.
Логистика, занимающаяся планированием, контролем и управлением, транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, также непосредственно базируется на знании упаковочной теории и практики.
Цель дисциплины — дать будущим специалистам в сфере маркетинга и логистики знания и представления об упаковке, показать ее место в системе маркетинга, роль при осуществлении логистических операций, ознакомить с основными направлениями развития упаковочной индустрии.
Задачи дисциплины:
• формирование знаний об упаковке, ее функциях, свойствах, составных элементах, разновидностях;
Понятие упаковки и тары
По определению одного из видных зарубежных маркетологов Ф. Котлера упаковка — это разработка и производство вместилища (оболочки) для товара.
Данное определение отражает скорее процесс изготовления оболочки для товара и соответствует термину "упаковывание", хотя под последним традиционно понимают подготовку продукции к транспортированию, хранению, реализации и потреблению с применением упаковки.
Согласно одному из представителей отечественной школы маркетинга И.Л. Акуличу, упаковка — это определенное вместилище или оболочка, в которую помещается товар и которая в большинстве своем надлежащим образом оформлена. Данное толкование термина соответствует традиционному маркетинговому подходу, отражает роль и место упаковки в системе маркетинга, о чем говорилось ранее, но не раскрывает ее функционального назначения, структуры и элементного состава.
Наконец, согласно ГОСТ 17527—2003 упаковка — это средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждений и потерь, окружающую среду — от загрязнений, а также обеспечивающих процесс обращения продукции. При этом под процессом обращения понимают транспортирование, хранение и реализацию продукции. Данное определение является наиболее полным. Оно отражает сущность упаковки как объекта изучения и поэтому в дальнейшем будет рассматриваться в качестве основного.
Терминологически важно различать понятия упаковки и тары.
Согласно вышеуказанному стандарту тара — это основной элемент упаковки, предназначенный для размещения продукции.
По назначению тару разделяют на
транспортную, предназначенную для упаковывания, хранения и транспортирования продукции, которая образует самостоятельную транспортную единицу, и
потребительскую, которая поступает к потребителю и не выполняет функции транспортной тары.
Помимо этого выделяют также производственную тару, предназначенную для хранения, перемещения и складирования продукции на производстве. Данный вид тары не является элементом упаковки готовой к реализации продукции, поэтому в дальнейшем рассматриваться не будет.
В свою очередь по материалам, используемым для изготовления, и конструктивному исполнению тара разделяется на типы, а по внешнему облику и формам, которые она может принимать, — на виды. Важнейшие виды и типы тары будут рассмотрены далее.
Таким образом, упаковка — это тара плюс все элементы, которые ее дополняют и необходимы для
Вспомогательные (дополнительные) элементы упаковки, а также маркировка упаковки и ее носители будут рассмотрены отдельно. Иными словами, все то, что не является товаром, но окружает его, составляет с ним единое целое в процессе обращения и взаимодействия с потребителем, можно назвать упаковкой.
Упаковка как одна из составляющих системы маркетинга
Как известно, основное место в системе маркетинга занимает товар, т.е. все то, что может удовлетворить различные потребности и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Согласно одному из основоположников маркетинга Ф. Котлеру в товаре выделяют три уровня, на втором из которых находится упаковка (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Место упаковки в традиционном маркетинговом подходе (по Ф. Котлеру):
товар по замыслу (идея, предназначение);
товар в реальном исполнении (уровень качества, набор потребительских свойств, специфическое оформление, марочное название, упаковка);
товар с подкреплением (предоставление дополнительных услуг и выгод покупателю)
Другая концепция рассматривает упаковку (package) в качестве пятой основной переменной маркетинга в дополнение к известным "четырем Р":
product (товар),
price (цена),
place (распределение),
promotion (продвижение).
При таком подходе упаковка становится элементом маркетинговой стратегии.
Ряд маркетологов считают упаковку элементом товарной политики предприятия
По мнению некоторых авторов, упаковка относится к системе поддержки продукта, т.е. комплексу маркетинговых мер, обеспечивающих обслуживание, транспортировку, хранение, безопасное и грамотное использование продукта (рис. 1.3)
.
Обеспечение потребителя необходимой информацией о товаре |
Средства, обеспечивающие сохранение свойств товара |
Сопутствующие услуги, без которых не может быть использован товар |
Поддержка продукта |
Рис. 1.3. Маркетинговые средства поддержки продукта
Таким образом, любая из вышеперечисленных концепций выделяет упаковку в качестве неотъемлемого элемента, входящего в систему маркетинга. Более того, в настоящее время она является самым массовым видом продукции, с которым приходится сталкиваться ежедневно.
Использование функциональной и эффектной упаковки позволяет обеспечить существенный прирост продаж товаров. При этом уменьшаются затраты на проведение других маркетинговых мероприятий, в частности рекламных акций. Благодаря удачному дизайну упаковка может привлечь внимание потенциальных покупателей, позволяя ознакомиться с основными потребительскими свойствами и характеристиками товара, помогая при его выборе. Кроме того, упаковка может: подчеркнуть внешний вид товара,
создать удобства в его потреблении,
выделить товар из ряда аналогичных,
помочь быстрее его найти как на полках магазина, так и на складе.
Хорошая упаковка может оказаться для потребителей дополнительным удобством, для производителей — дополнительным средством стимулирования сбыта товара, для транспортных организаций — удобным средством логистических операций. Кроме того, вид и состояние упаковки являются показателями культуры производства и торговли.
Сейчас уже можно привести примеры, когда мы покупаем товар, упаковка которого стоит дороже содержимого - нам важнее престиж пользования товаром в разрекламированной дорогой упаковке, чем просто товар. Так что роль упаковки в создании цепочек прибавленной стоимости стремительно растет. Вообще сейчас нередко дополнительные услуги, которые предлагаются (а часто и навязываются) вместе с товаром, приносят более значительную прибыль. Чем сам товар.
Вместе с тем упаковка составляет значительную часть отходов, образующихся на производстве и в быту, а расходы производителей на упаковку постоянно растут.
Увеличению использования упаковки, особенно для потребительских товаров, способствуют следующие факторы:
Таким образом, упаковка становится неотъемлемым элементом жизнедеятельности общества и заслуживает отдельного изучения.
История упаковки и развитие упаковочной индустрии
С тех пор как люди научились делать простейшие орудия труда, добывать огонь и заготовлять продукцию впрок, появилась потребность в изделиях для перемещения и хранения запасов. Вначале с этой целью использовались природные материалы: шкуры животных, полые стволы деревьев и кора, а в качестве оберточного материала — большие листья растений и береста. Например, из глубины веков дошла до нас тара, называемая бурдюком, которая до сих пор используется у некоторых народов для хранения вина, кумыса и других жидкостей.
Наиболее древними из искусственно созданных материалов, использовавшихся для изготовления упаковки, являются древесина, керамика и стекло.
Бочка один из самых древних видов деревянной тары. Древнеримский ученый и историк Плиний Старший приписывал изобретение бочки жителям Пьемонта. Однако и древние греки, видимо, были знакомы с деревянной бочкой, поскольку долион — древнейший греческий сосуд — имел украшения в форме обручей, присущих бочке.
Бочки используются до сих пор для хранения, перевозки и даже производства самой разнообразной продукции. Так, виноградный спирт только в результате длительного хранения в дубовой бочке превращается в ароматный коньяк. Достоинством бочки является также ее форма, приспособленная для катания, что значительно облегчает выполнение погрузочно-разгрузочных работ вручную.
Из стекла изготовляли сосуды для пищевых продуктов. Самые ранние находки стеклянной тары относятся к 1500 г. до н. э. Из стекла в то время изготовляли флаконы, в которых хранились лекарства, бальзамы и благовония, а также бутылки для вина и других жидкостей. Древние стеклянные бутылки имели шаровидный корпус с вдавленным коническим дном и узкой горловиной. Позднее горловину бутылки стали делать с наружным кольцевым буртиком, облегчающим выливание жидкости.
В XVI в. в Германии появились четырехгранные бутылки с короткой горловиной, которые назывались штофами. Непрактичные шаровидные бутылки с конца XVII в. постепенно вытесняются цилиндрическими, которые можно хранить в лежачем положении. В Европе первым центром по производству стекла стала Венеция. Венецианские флаконы считались предметами роскоши.
Одновременно с бутылками появились и пробки для их укупорки. Они изготовлялись из самых разных материалов: коры дерева, глины и др. Самым лучшим укупорочным средством, пришедшим к нам из древности, считается пробка из коры так называемого "пробкового" дуба. Она не только плотно закрывает отверстие горловины бутылки, но и разбухает от соприкосновения с жидкостью, обеспечивая длительную непроницаемость затвора для жидкости и газов. Из широко применяемых в настоящее время металлических пробок-крышек первой появилась так называемая "кронен-пробка", которая используется для укупоривания бутылок с пивом, минеральной водой, соками и другими напитками. Эта ребристая пробка была изобретена Уильямом Пейнтером, уроженцем Ирландии, и принесла ему мировую известность.
Знаменательным событием в эволюции упаковки стало изобретение в начале XIX в. такого способа длительного хранения пищевых продуктов, как консервирование. Но консервирование невозможно без определенной упаковки! Металлических или стеклянных банок! Николя Аиперт, французский кондитер, виноторговец, а также изобретатель уксуса, разработал технологию длительного хранения пищевой продукции в стеклянных банках без доступа воздуха. Он экспериментировал с мясом, овощами и молоком в течение 14 лет, пока добился нужных результатов в изготовлении консервов. В 1806 г. Наполеон лично вручил изобретателю награду в 12 000 франков, поскольку на него произвело огромное впечатление качество этих продуктов, удобных для снабжения армии. Однако стать военным секретом данному изобретению не удалось, так как в 1810 г. в Англии Томас Саддингтон запатентовал процесс консервирования продуктов в жестяных банках.
С этого времени в качестве тары стала широко использоваться сталь, покрытая тонким слоем олова для защиты от коррозии. Первое консервное производство с жестяными банками было основано в 1812 г. в Англии для обеспечения мясными консервами армии и флота. В 1865 г. был изобретен консервный нож для открывания банок.
В 1862 г. Луи Пастер опубликовал свои исследования, в которых объяснял достоинства процесса консервирования. Его идеи были использованы при разработке методов упаковки свежего молока и соков. На них основана современная асептическая упаковка, при которой содержимое и тара стерилизуются по отдельности и сразу же в стерильных условиях осуществляются наполнение и герметичная укупорка тары.
Информация о работе Понятие упаковки и тары. Упаковка как одна из составляющих системы маркетинга