Понятие упаковки и тары. Упаковка как одна из составляющих системы маркетинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 23:00, творческая работа

Описание работы

Логистика, занимающаяся планированием, контролем и управлением, транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, также непосредственно базируется на знании упаковочной теории и практики.
Цель дисциплины — дать будущим специалистам в сфере маркетинга и логистики знания и представления об упаковке, показать ее место в системе маркетинга, роль при осуществлении логистических операций, ознакомить с основными направлениями развития упаковочной индустрии.

Файлы: 1 файл

Лекции по упаковке.doc

— 1.53 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 Составные элементы упаковки, их общая характеристика

 

Классический маркетинговый подход рассматривает упаковку как объект, включающий три слоя:

  • вместилище (первичная, внутренняя упаковка) — слой (оболочка), с которым непосредственно соприкасается товар;
  • внешняя (вторичная) упаковка (потребительская тара) — слой, который служит для защиты внутренней упаковки и удаляется при подготовке товара к непосредственному использованию;
  • транспортная упаковка (транспортная тара) — вместилище, необходимое для хранения, идентификации, транспортировки группы аналогичных товаров.

Кроме того, неотъемлемой частью упаковки признаются маркировка и печатная информация о товаре, нанесенные на саму упаковку или вложенные в нее (вкладыши инструкции, меры предосторожности, купоны на скидку при повторной покупке, рецепты и т.д.).

Классический товароведческий подход рассматривает упаковку как комплекс средств, включающих:

  • потребительскую тару — элемент упаковки, в который непосредственно расфасовывается продукция;
  • транспортную тару — элемент упаковки, предназначенный главным образом для защиты изделия и потребительской тары от воздействия внешних факторов, а также для обеспечения удобства транспортирования, складирования, хранения, крепления к транспортным средствам;
  • элементы упаковки, которые дополняют потребительскую и транспортную тару — укупорочные средства, прокладочные, уплотняющие, амортизирующие материалы и устройства и т.д.;
  • носители маркировки — этикетки, ярлыки, бирки и т.д.

При доставке продукции в специализированных транспортных средствах последние частично выполняют функции транспортной тары (например, автоцистерна для бензина).

 

 

 

 

 Общие классификационные признаки упаковки

В зависимости от признаков классификации упаковку разделяют на различные группы, виды и типы:

• по назначению:

  • для товаров потребительского назначения;
  • для товаров производственного назначения;

• по количеству упакованных единиц товаров:

  • индивидуальная (порционная) — для размещения единицы товара;
  • групповая — для одинаковых товаров, размещенных в одной упаковке;
  • множественная (комплектная) — для разных товаров, размещенных в одной упаковке;

• по кратности использования:

  • однократного использования (одноразовая);
  • многократного использования (многоразовая или возвратная);

• по функциональному признаку:

  • потребительская;
  • транспортная;
  • производственная;

• по характеру использования:

  • универсальная;
  • специализированная;
  • специальная;

• по соответствию требованиям нормативно-технической документации:

  • стандартная;
  • нестандартная;

     •по виду исполнения (дополнительным функциям):

  • обычная;
  • экспортная;
  • морская;
  • арктическая;
  • тропическая;

по используемым материалам:

- однородная — бумажная, картонная, деревянная, стеклянная, полимерная, керамическая, металлическая;

комбинированная (из многослойных разнородных материалов — ламинатов);

 

• по степени обмена с окружающей средой:

  • негерметическая;
  • герметическая (никакого обмена между содержимым тары и окружающей средой);
  • изотермическая (внутри сохраняется заданная температура в течение установленного времени);
  • изобарическая (внутри сохраняется заданное давление);
  • аэрозольная (изобарическая с распылительным клапаном);

• по степени проницаемости:

  • свето-, жиро-, газо-, паро- и влагопроницаемая;
  • свето-, жиро-, газо-, паро- и влагонепроницаемая;

• по конструкции (исполнению) — конструктивный признак:

  • складная или нескладная;
  • разборная или неразборная;
  • открытая (без укупорочных средств) или закрытая (с укупорочными средствами);

плотная (без зазоров) или решетчатая (с просветами); прозрачная или непрозрачная;

 

• в зависимости от способности держать свою форму:

  • жесткая (не меняет форму и размеры при наполнении продукцией) — металл, дерево, стекло;
  • полужесткая (меняет форму незначительно) — полимеры, картон;
  • мягкая (меняет форму при наполнении) — бумага, полимерные пленки, ткань;

• по технологии производства:

  • литая (литьевая);
  • прессованная;
  • штампованная;
  • сварная;
  • склеенная;
  • сшивная и т.д.;

по размерам и вместимости:

  • малогабаритная;
  • крупногабаритная (более 250 дм3 или 1,2х 1,2х 1,0 м);

по форме:

  • шарообразная;
  • цилиндрическая и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция 2.2

 

 

Потребительская 

тара.

 

 

 

Минск   2010

 

 

Основные разновидности потребительской тары

 

 

Существуют различные виды и типы потребительской тары для жидких, пасто- и газообразных продуктов. Рассмотрим подробнее важнейшие из них.

 

Бутылка (от греч. "боуттис" — емкость из стекла для вина) — это потребительская тара преимущественно с цилиндрическим корпусом, переходящим в узкую горловину, предусмотренную для укупоривания, с плоским или вогнутым дном. Ее вместимость составляет 20—5000 см3.

Бутылки служат для упаковывания пищевой, химической, парфюмерной, косметической, фармацевтической и другой жидкой, пастообразной, а иногда сыпучей и смешанной текучей продукции. Наибольшее распространение получили стеклянные бутылки, а также изготовленные из полимерных материалов. Реже встречаются керамические и металлические.

Стеклянные бутылки изготовляются из бесцветного, полубелого и цветного (голубоватого, желтоватого, оранжевого, зеленого, коричневого и др.) стекла. Стандартная стеклянная тара является, как правило, многооборотной. Она имеет неизменные конструктивные размеры и качественные показатели. Выпускается в больших количествах многими стекольными заводами и используется различными предприятиями для автоматизированного упаковывания в нее однотипной продукции (соков, пива, вина, коньяков, водки, шампанского, ликеров, наливок, минеральной воды, безалкогольных напитков, растительных масел и др.).

Производство в России – для пищевых целей – 2,3 млрд в год. В Беларуси – 7 стеклозаводов – 220 млн в пересчете на 0,5 л.р

ГОСТ 10117-91 для пищевых жидкостей

I –винная

II – шампанская

III – коньячная

IV – водочная   и.т.д.

Конструкция горловины бутылки называется венчиком. Они бывают:

К  -  комбинированный

Ш – для шампанского

КП – кроненкорковая укупорка

А – алюминиевый колпачек

В – винтовая укупорка

Стандартные бутылки для химической продукции из изготовляются из цветного, коричневого и голубого стекла с характерным отличительным кольцом в верхней части корпуса.

Полимерные бутылки изготовляются из полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида ( содержит хлор в связанном состоянии, т.е. диоксины  - яды, сопутствующие хлорным технологиям)  - не рекомендованы для упаковки продуктов питания, полиэтилентерефталата, поликарбоната, а также других полимеров, сополимеров, пластмасс и комбинированных полимерных материалов.

Керамические и фарфоровые декоративные бутылки выпускаются  небольшими тиражами  в качестве подарочной и функциональной упаковки.

 

 

 

 

Флакон — это потребительская тара с плоским или вогнутым дном, с корпусом разнообразной формы, резко переходящим в горловину, диаметр венчика которой значительно меньше диаметра описанной окружности корпуса и предусматривает укупоривание крышкой или пробкой. Его вместимость составляет 10—2000 см3.

 

 


 

 

 

Таким образом, флаконы отличаются от бутылок тем, что их корпус резко (почти под прямым углом) переходит в узкую горловину и имеет самую разнообразную форму (цилиндрическую, плоскую, призматическую, коническую, сферическую и т.д.)

Разновидностью флакона, имеющей индивидуальное название, является штоф.

Штоф – старинная  русская мера жидкости ( 1/10 ведра) 

Флаконы, как и бутылки, изготовляют преимущественно из стекла, полимеров, керамики. Стекло для флаконов, применяемых для парфюмерной продукции, должно обладать особым блеском и прозрачностью. Поэтому в его составе отсутствуют окиси железа и других металлов. Во флаконах для фармацевтики обычно применяют натриево-кальциевое стекло или очень дорогостоящее нейтральное борно-кремнеземное. Декоративные флаконы разрабатываются дизайнерами специально для конкретного производителя продукции в соответствии с определенной темой, художественным замыслом и фирменным стилем, и используются только этим предприятием для упаковывания соответствующей продукции. Декоративные стеклянные флаконы обычно не стандартизированы. Они имеют оригинальную привлекательную форму, по художественному воплощению, как правило, отождествляемую с упаковываемой продукцией и фирменным стилем ее производителя. Декоративные флаконы стоят дороже стандартных и применяются обычно в качестве одноразовой тары для упаковывания неординарной продукции, имеющей характерные отличительные признаки, а также как подарочная упаковка. Керамические, фарфоровые и полимерные декоративные флаконы выпускаются в небольших количествах в качестве подарочной упаковки. Металлические флаконы в ограниченных количествах применяются только в качестве подарочной упаковки для водочной и другой аналогичной продукции. Эта тара в основном изготовляется из нержавеющих сталей, а также алюминия и некоторых его сплавов, не взаимодействующих с пищевыми жидкостями.

 

Банка— это потребительская тара преимущественно с цилиндрическим корпусом, с горловиной, диаметр которой равен диаметру корпуса или незначительно меньше его, с плоским или вогнутым дном. Ее вместимость составляет 25—10 ООО см3. Банки изготовляют преимущественно из стекла, полимеров, металлов (белой жести и алюминия).

 Стеклянные банки   ГОСТ 57-17-81  изготовляются преимущественно из бесцветного стекла в двух исполнениях и с тремя видами венчиков горловин –

-обкатной

-обжимной

-резьбовой

Условное обозначение банки  

Банка   I – 82- 500   ГОСТ 5717-81   ( 82- диаметр горловины, 500 – объем в мл)

Стандартная стеклянная тара является, как правило, многооборотной, имеет строго определенные конструктивные размеры и качественные показатели. Она выпускается в больших количествах и используется различными предприятиями для автоматизированного упаковывания в нее однотипной производимой продукции (соков, овощных, мясных и мясо-растительных консервов и др.). В последнее время широкое распространение получают стеклянные банки с горловиной, венчик которой снабжен винтовой резьбой для крышек типа "twist-off, предусматривающих возможность многократного открывания и закрывания.

Полимерные банки нашли наибольшее применение для укупоривания химической продукции, пищевых товаров и парфюмерно-косметической продукции.

Металлические банки  из листовой или рулонной жести толщиной от 0,2 до 0,36 мм с различными покрытиями против коррозии) . различной конструкции и размеров (штампованные, состоящие из трех частей — корпуса, днища и верхней крышки, с шейкой, с притертой крышкой, для аэрозоля и т.д.) нашли широкое применение в консервной промышленности для укупорки разнообразных пищевых продуктов ГОСТ 5981-88, а также в химической и смежных с ней отраслях промышленности, промышленности стройматериалов. Они бывают сборные и цельноштампованные.

Консервный нож американский   Hands free – обрезает вертикальную часть банки

 

Стаканчик — это открытая потребительская тара вместимостью 50— 500 см3, с плоским дном, цилиндрическим или в форме усеченного конуса корпусом, суживающимся ко дну. Производят также закрытые стаканчики. Стаканчики  крышкой, закрепляемой за счет сил трения, сваркой, приклеиванием, пайкой. Стаканчики изготовляют преимущественно из полимеров, стекла, керамики, металлов. Кроме того, выпускают самой разнообразной формы картонно-бумажные стаканчики. Применение последних с внедрением пластических масс постепенно прекращается из-за более сложной технологии изготовления, низких потребительских характеристик и более высокой стоимости. Вместе с тем, стремление к экологичности может увеличить выпуск такой продукции. 

Информация о работе Понятие упаковки и тары. Упаковка как одна из составляющих системы маркетинга