Понятие упаковки и тары. Упаковка как одна из составляющих системы маркетинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 23:00, творческая работа

Описание работы

Логистика, занимающаяся планированием, контролем и управлением, транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, также непосредственно базируется на знании упаковочной теории и практики.
Цель дисциплины — дать будущим специалистам в сфере маркетинга и логистики знания и представления об упаковке, показать ее место в системе маркетинга, роль при осуществлении логистических операций, ознакомить с основными направлениями развития упаковочной индустрии.

Файлы: 1 файл

Лекции по упаковке.doc

— 1.53 Мб (Скачать файл)

Новые возможности удобного упаковывания пастообразных продуктов открылись благодаря изобретению тубы (тюбика). Тубы стали не только удобной упаковкой для пастообразной продукции, но и простейшим дозатором, обеспечивающим повторяющуюся выдачу содержимого в требуемом количестве. Ни в какой другой упаковке не удалось до сих пор с такой простотой совместить эти функции.

Бумага для упаковки продуктов впервые стала использоваться в конце XVII в. в Германии. В 1665 г. была изобретена голубая с зеленоватым оттенком упаковочная бумага, в которую заворачивали при продаже крупные куски сахара. В начале XIX в. в Германии благодаря развитию полиграфического производства появилась возможность печатать на бумаге сравнительно недорогие и качественные рисунки. В 1827 г. француз Барета изобрел вощанку — дешевую, покрытую с одной стороны олифой бумагу, а в 1852—1853 гг. англичане — соломенную бумагу и непромокаемую бумагу — пергамин. Первый станок для изготовления бумажных пакетов появился в 1852 г. в США. Таким образом, к концу XIX в. были созданы основные виды широко используемых в настоящее время бумажных пакетов и оберток, а в США к тому времени из бумаги стали изготовлять даже мешки.

В СССР  основная  упаковка  для отпуска продуктов в магазинах  -  серая бумага – которой  часто не хватало ( т.к. использовали для перевеса).  Использовалась для упаковки конфет, селедки, мяса, сыра, масла,печенья, колбасы, фарша и т.д.

Картон для упаковки первыми стали использовать в середине XVIII в. аптекари, затем ювелиры, а также торговцы дорогим, но небольшим по объему товаром. Первое время картонные коробки делали вручную, но уже с начала XIX в. налаживается фабричное производство картонной тары. Этот процесс ускорился после изобретения в 1865 г. белого древесного картона, нашедшего широкое применение для упаковки кондитерских изделий. Коробки, изготовляемые вручную, чаще имели круглую или овальную форму, поскольку этот материал легче было изогнуть, чем сложить для придания упаковке прямоугольной формы. Первая по-настоящему удобная складная коробка появилась благодаря счастливой случайности. В 1879 г. в Бруклине Роберт Гейр, печатая надписи на бумажных пакетах для муки, размышлял об эффективном производстве складных коробок.

Вдруг из-за неполадки металлическая линейка печатного станка начала делать ровные прорези в пакетах. Это привело Гейра к мысли, что хорошо бы одновременно с печатанием отточенными линейками разрезать картон, а тупыми — наносить на нем линии сгиба и сразу получать готовые развертки коробок. Гейр приобрел подержанный печатный пресс и, воплотив свою идею, стал изготовлять на ней по 7500 складных коробок в час. В 1874 г. был изобретен более прочный многослойный гофрированный картон, из которого наряду с коробками стали изготовлять ящики и другую картонную тару.

В XX в. в качестве упаковочных начинают широко использоваться полимерные материалы, появляется аэрозольная упаковка. Впервые ее использовали американские солдаты в Южной Атлантике для борьбы с насекомыми. Затем в такой упаковке стали выпускать многие чистящие и антисептические средства, мыльную пену для бритья, лак для волос и др.

В 1950-х гг. пивовары стали разливать пиво в более практичные жестяные банки, широкий успех которым принесли в дальнейшем два технических новшества. Сначала (в 1958 г.) появилась более легкая алюминиевая пивная банка. Затем (в 1963 г.) — крышка с алюминиевым колечком, и для открывания таких банок уже не нужен был консервный нож.

В последние десятилетия XX в. большим спросом у населения стали пользоваться продукты питания, готовые к употреблению или в виде полуфабрикатов быстрого приготовления в порционной упаковке, являющейся одновременно посудой. Создаются самые разнообразные упаковки с различными функциональными приспособлениями, защищающими от подделки, незаметного использования содержимого, выполненные с защитой от вскрытия детьми и др.

Для марочных товаров, имеющих высокую рыночную стоимость, применяются способы предотвращения фальсифицирования самой упаковки и ее содержимого с вложением в упаковку или путем размещения на упаковке голограмм, самоклеящихся этикеток с голограммой, или же знаков и надписей, выполненных типографской краской с веществом, поглощающим инфракрасное излучение, наличие которого можно определить с помощью оптико-электронного детектора, чувствительного к инфракрасному излучению, длина волны которого известна только производителю.

В результате многовековой эволюции упаковка стала объектом, с которым человек сталкивается на протяжении всей жизни, а упаковочная индустрия в настоящее время является мощной самостоятельной отраслью, по объемам производимой продукции и количеству занятых в ней людей конкурирующей с такими лидерами, как военно-промышленный и агропромышленный комплексы.

Современная упаковочная индустрия связывает воедино самые разные сферы производства, торговли и потребления. Она стала одним из важнейших звеньев мировой производственной инфраструктуры и интенсивно развивается на базе научно-технических достижений.

Согласно данным Всемирной организации упаковщиков (World Packaging Organization — WPO  http://www.worldpackaging.org/default.asp ) наиболее развитыми в области упаковки являются США и страны Европейского союза, которые постоянно наращивают индустриальную мощь в упаковочной отрасли. При этом рост производства упаковки в количественном отношении уже не превышает роста валового национального продукта. Однако это не означает, что упаковочный сектор достиг пика своего развития — произошли лишь качественные изменения в его структуре. Наряду с расширением ассортимента упаковки наблюдается снижение средней массы упаковочных единиц по всем материалам (минимум — 0,3 % — для стеклянной упаковки, максимум — 1,5 % — для алюминиевой). В структуре разных видов упаковочных материалов превалирует полимерная упаковка, однако четко прослеживается тенденция возврата к стеклянной таре. Годовое потребление упаковки на душу населения в Европе составляет в среднем 100—120 кг, а в США — 230 кг.

Что касается стран СНГ, включая Беларусь, то они имеют огромный рынок упаковки за счет больших территорий и населения. Однако он мало  насыщен вследствие неразвитости  собственной производственной базы и ориентирован в основном на импорт упаковочных материалов и оборудования.

В отличие от высокоразвитых стран мира упаковочный сектор белорусской экономики является отстающим звеном в цепи "производство — хранение — транспортировка — реализация продукции".

Но есть сдвиги. Молочная промышленность выходит на мировые рынки, а там без упаковки – никак. Поэтому быстрыми темпами внедряются новые виды упаковки, упаковочных материалов. Разрабатываются бренды, оформление, дизайн и т.д.

В бывшем СССР упаковочная промышленность не принадлежала к числу приоритетных и не входила в сферу официально признанных секторов экономики. Этот факт значительно затрудняет проведение маркетинговых исследований рынка упаковки и его развития. Вместе с тем проведение аналитических исследований по этой проблеме крайне необходимо, так как интегрирующая роль тароупаковочного дела в становлении инфраструктуры и  да и общего развития национальной экономики очевидна.

Инфраструктура упаковочного производства в Беларуси представляет собой ряд разрозненных предприятий с различным уровнем технической оснащенности.  Оснащенность эта  существенно улучшается, однако это происходит благодаря преимущественному использованию зарубежных технологий, импортного сырья и оборудования.

Что касается развития собственного производства основных видов упаковочных материалов (полимеры, бумага и картон, стекло, металл), то все они производятся в нашей стране, но по своим характеристикам не всегда соответствуют требованиям, предъявляемым к материалам для упаковки. Сырье для производства практических всех новых и новейших упаковочных материалов мы производим, а вот глубокой переработки этого сырья, не говоря уже о конечном продукте – готовой упаковке – у нас пока нет.

Наиболее значимым в Беларуси на сегодняшний день является производство стеклянной и гофрокартонной тары, а также упаковки из бумаги и полимеров.

Совершенно очевидно, что Беларусь, располагая мощными химическими предприятиями (в Могилеве, Новополоцке, Гродно, Борисове и других городах), способна самостоятельно обеспечивать потребности республики в базовых полимерных упаковочных материалах. Более того, потенциал предприятий существенно превышает эти потребности, в связи с чем определенная часть продукции может экспортироваться. Как показывает современный мировой опыт, полимеры, удачно сочетаясь с другими материалами (бумагой, металлом), могут заменять стекло, картон.

В настоящее время ассортимент отечественного упаковочного производства насчитывает десятки наименований пластмассовой тары, полимерной упаковки для пищевых продуктов, товаров бытовой химии, медицинских и парфюмерно-косметических изделий, а также пленочных материалов различных состава и назначения с широким спектром потребительских свойств. Относительная простота технологических процессов и сравнительная доступность типового оборудования для изготовления указанных видов упаковки позволяют наладить их выпуск не только на предприятиях-изготовителях, но и на предприятиях-потребителях.

Производство полимерной упаковки в Беларуси сосредоточено также на малых и частных предприятиях, в акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и др. Несмотря на ускоренное развитие упаковочной промышленности нашей страны в последние годы, запросы внутреннего рынка в качественной и привлекательной полимерной упаковке обеспечиваются пока лишь на 60—70 % , а остальной спрос удовлетворяется за счет импорта.

Стекольная промышленность Беларуси всегда характеризовалась довольно высоким уровнем производства стеклотары. Традиционно стекло является основным материалом для упаковки жидкой и полужидкой пищевой, фармацевтической и парфюмерно-косметической продукции. Однако этот сектор упаковочной индустрии характеризуется неритмичным спросом на стеклотару, обусловленным климатическими условиями и временами года. Тем не менее наблюдается стабильный рост ее производства в течение последнего десятилетия.

Можно предположить, что эта тенденция сохранится и в будущем, поскольку существует постоянная потребность в стеклянных бутылках для спиртных и безалкогольных напитков, пива ( А вот с пивными стеклянными бутылками – большой вопрос – их стремительно вытесняют пластиковые бутылки. И для безалкогольных напитков тоже.  ( Эта лекция в первоначальном виде была подготовлена 2 года назад – и за 2 года поменялся целый сектор упаковки !   То же касается и молочной, кефирной упаковки. Очень интересна ценовая политика предприятий, реализующих продукцию в этих бутылках  -  ценовой вопрос достигает 100%!), плодоовощной продукции. Однако для успешного удовлетворения нужд внутреннего рынка и увеличения экспортных поставок необходима дальнейшая модернизация производства за счет внедрения новых технологий, позволяющих, в частности, производить тонкостенные одноразовые бутылки и использовать в качестве основного сырья стекольный бой.

Одной из быстроразвивающихся отраслей отечественной бумажной промышленности является производство упаковочного картона и изделий из него. Одновременно с ростом  производственных мощностей в этой области на внутреннем рынке увеличивается спрос и требования к внешнему виду и совершенству конструкции тары и упаковки из гофрокартона. Это создает большие возможности для инвестиций, особенно в изготовлении микрогофрокартона, картона для глубокой печати, картонных упаковок, оформленных четырехкрасочной  флексографической печатью, а также для дальнейшего роста использования макулатуры (особенно на гофрированные слои).

Однако наличия материалов еще недостаточно для производства упаковки. Необходимо иметь соответствующее оборудование, производство которого постепенно набирает обороты.

Быстроразвивающаяся упаковочная отрасль объединяет усилия поставщиков сырья, производителей и продавцов готовой продукции.

В настоящее время еще не все белорусские предприятия имеют свободные оборотные средства для вложения в упаковочный бизнес и обеспечения будущего дохода. По оценкам экспертов, потенциальный спрос на рынке упаковки в 1,5—2 раза превышает реальную платежеспособность клиентов. Поэтому большинство товаропроизводителей вынуждены использовать различные виды и средства упаковки, а также упаковочные материалы без учета специфических свойств продукции, нарушая тем самым требования действующих стандартов. Все это приводит к огромным потерям и порче товаров.

Имеются все основания предполагать, что производство полимерных упаковочных материалов и тары в Беларуси в дальнейшем будет увеличиваться за счет развития собственных производственных мощностей, а также интенсификации импорта. В первую очередь это связано с мировыми тенденциями развития упаковочного бизнеса, появлением полимерных материалов нового поколения категорий "active", "intelligent", "biodegradable" и прогрессивных технологий в области упаковки. К последним, в частности, относятся вакуумная и асептическая упаковка, упаковка в модифицированной и контролируемой среде, упаковка для стабилизации и обработки пищевых продуктов микроволновым методом, а также методом высокого давления и др. Упаковка, меняющая цвет при ухудшении качества ( в России такую производить не будут еще лет 20 и товары в такой упаковке закупать тоже не будут!)

К сожалению, прослеживается тенденция отставания отечественной науки и промышленности в области создания и внедрения новейших технологий в упаковочной индустрии, поэтому большинство новых упаковочных материалов отечественным производителям на сегодняшний день приходится импортировать.

Кроме всего прочего, и у бизнесменов отношение к упаковке как к стремительно растущему бизнесу отсутствует. Я уж не буду говорить об отношении ученых и преподавателей старшего возраста  ( БНТУ – специальность упаковка товаров  -  «коробочники» - «да это разве специальность!?)

Кроме того, прогнозируется дальнейший рост потребностей в полиолефиновых материалах, термоформованных упаковках, мешках, термоусадочной и растягивающейся пленке, а также в практически не представленных на рынке "активных" и саморазлагающихся упаковочных материалах, однослойных и многослойных бутылках из полипропилена и полиэтилентерефталата.

Таким образом, современная упаковка является обязательным компонентом развитой экономики. Она способствует разработке высококачественных изделий, рационализации их производства и распределения, облегчает маркетинговую деятельность и осуществление логистических операций, обеспечивает конкурентоспособность продукции. Состояние упаковки и ее качественные характеристики в определенной мере являются показателями культуры производства. К сожалению, в настоящее время в Беларуси отсутствует единый орган, в компетенции которого находились бы правовые вопросы, координационная деятельность, изучение конъюнктуры рынка и другие вопросы в области упаковки. Поэтому до настоящего времени отечественная упаковочная отрасль еще не сложилась и формируется непростительно медленно. Недооценивая международный опыт в области упаковки и не рассматривая упаковочное дело как инфраструктуру всего народнохозяйственного комплекса республики, мы много теряем как в техническом, так и экономическом отношениях. Рассматривая проблемы упаковочной отрасли, нельзя обойти стороной и вопросы утилизации отходов, которые возникают из-за ограниченности сырьевых ресурсов. В первую очередь это касается макулатуры, стеклотары, бутылок из полимерных материалов. Переработка вторичного сырья, поставленная на разумную основу, позволит снизить дефицит сырья, а также решить некоторые экологические проблемы.

Информация о работе Понятие упаковки и тары. Упаковка как одна из составляющих системы маркетинга