Понятие упаковки и тары. Упаковка как одна из составляющих системы маркетинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 23:00, творческая работа

Описание работы

Логистика, занимающаяся планированием, контролем и управлением, транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, также непосредственно базируется на знании упаковочной теории и практики.
Цель дисциплины — дать будущим специалистам в сфере маркетинга и логистики знания и представления об упаковке, показать ее место в системе маркетинга, роль при осуществлении логистических операций, ознакомить с основными направлениями развития упаковочной индустрии.

Файлы: 1 файл

Лекции по упаковке.doc

— 1.53 Мб (Скачать файл)

При выборе технических средств пакетирования грузов необходимо учитывать их физико-механические и химические свойства, габаритные размеры, форму и массу, подверженность повреждению, огнеопасность и взрывоопасность, условия транспортирования, строительные характеристики складов и площадок для погрузочно-разгрузочных работ.

Выбранные технические средства пакетных перевозок должны обеспечивать:

  • сокращение затрат труда и материальных ресурсов на выполнение транспортных, погрузочно-разгрузочных и складских работ;
  • совершенствование технологических процессов перемещения пакетированных грузов;
  • возможность применения средств автоматического управления процессами транспортирования;
  • оптимальное сочетание средств механизации и автоматизации на отдельных этапах транспортирования;
  • сохранение при транспортировании целостности укрупненной грузовой единицы (пакета);
  • максимальное использование грузоподъемности и грузовместимости транспортных средств;

• ликвидацию тяжелого физического труда;

• безопасность условий труда и движения транспортных средств.

Параметры пакетов устанавливают исходя их характеристик грузов и средств пакетирования, а также с учетом объемов кузовов транспортных средств, размеров их дверных проемов и загрузочных люков, параметров подъемно-транспортного оборудования и условий хранения на складах.

При перевозке пакетов грузов в закрытых кузовах и универсальных контейнерах масса пакета не должна превышать 1 т.

Для формирования пакетов в зависимости от рода груза, вида тары, условий транспортирования и хранения применяются соответствующие приспособления — средства пакетирования. Они бывают: универсальные или специализированные; одноразовые или многооборотные; несущие, т.е. воспринимающие нагрузки от груза при подъемно-транспортных операциях; скрепляющие, предназначенные только для скрепления груза в пакете; жесткие, которые состоят из жестких элементов и не изменяют формы и размеров в процессе обращения; полужесткие, состоящие из жестких и гибких элементов; гибкие, состоящие из гибких и эластичных элементов; разборные, неразборные, складные.

Основными средствами пакетирования являются:

• поддон — площадка для укладки груза (с надстройками или без них), приспособленная для механизированного перемещения вилочным захватом. Поддоны бывают:

  • однонастильные и двухнастильные;
  • двухзаходные и четырех заходные;
  • плоские, стоечные;
  • ящичные (паллеты);
  • пакетирующая кассета — несущее специализированное многооборотное средство пакетирования штучных грузов, состоящее из рам или обоймы;
  • пакетирующий строп — многооборотное средство, состоящее из жестких и (или) гибких элементов с замковым устройством;
  • пакетирующая сетка — многооборотное средство для крепления пакета груза на поддоне или без него;
  • пакетирующая обвязка {стяжка) — средство пакетирования полужесткой или гибкой конструкции, в качестве которой могут быть использованы лента (металлическая или полипропиленовая), проволока или канат;

• пакетирующая пленка {оболочка) — одноразовое скрепляющее средство, плотно облегающее транспортный пакет (термоусадочная пленка).

Иногда вместо поддона используют подкладную рамку или подкладной лист.

Для обозначения основного материала поддонов предусмотрены

 
буквенные индексы: Д,  С,  Л,  СН         (Д — дерево; С — сталь; Л — легкие сплавы; СН — синтетические материалы).

Стандартами предусмотрены: плоские поддоны; ящичные с крышкой и без нее, с тремя или четырьмя вертикальными, закрепленными, съемными или складными стенками; стоечные со съемными или несъемными стойками или обвязкой.

Основным типом поддона является двухнастильный, четырехзаходный, размером 800 х 1200 мм.

Ящичные поддоны используют для тарно-упаковочных и штучных грузов (без упаковки или в первичной упаковке), требующих защиты от воздействия внешней среды.

Стоечные поддоны используют для грузов неправильной формы, сложной конфигурации, подверженных сминанию (деформации) при перемещении в облегченной таре или первичной упаковке.

Для формирования пакетов предпочтительно иметь однотипный по размеру и виду тары груз, при этом тара должна быть унифицированной. Основные параметры пакетов тарно-штучных грузов, унифицированных по размерам в плане на базе модуля 600 х 400 мм и предназначенных для транспортирования всеми видами транспорта, устанавливаются ГОСТ 24697—81.

Грузы на плоских поддонах выкладываются в несколько рядов по высоте (формирование пакета). Различают выкладку рядов без перевязки и с перевязкой. В первом случае во всех рядах соблюдается однотипное расположение отдельных мест груза в ряду, во втором — производят смещение отдельных мест по отношению друг к другу в двух горизонтальных и вертикальных рядах. Применяется также укладка с наклоном.

 

Перевозка длинномерных грузов осуществляется с помощью блок-пакетов.

Блок-пакет — это укрупненная грузовая единица, состоящая из пакетов длинномерных грузов, скрепленных обвязочными средствами.

Максимальные размеры блок-пакета не должны превышать ширину 2300 и высоту 2400 мм, для крупнотоннажных контейнеров — соответственно 2200 и 2000 мм. Номинальная масса брутто блок-пакетов — 10 т.

Пакетирование грузов может осуществляться механизированным (полуавтоматическим, автоматическим) и ручным способами. Пакеты, сформированные из ценных грузов — тарно-упаковочных, штучных без упаковки, цветных металлов, должны иметь средства скрепления с отправительскими контрольными знаками и пломбами.

Перспективными являются пакетные перевозки на легких бумажных поддонах или без них. В последнем случае пакет формируют так, чтобы в нижнем и среднем рядах оставались каналы для ввода вил погрузчика, или применяются несущая обвязка и верхний захват. Перевозка грузов в пакетах на поддонах и без них позволяет повысить производительность труда на погрузочно-разгрузочных работах, снизить простои подвижного состава, сократить экспедиционные затраты. Стоимость, обслуживание и ремонт поддонов ниже аналогичных затрат в случае применения контейнеров, однако возникают дополнительные расходы на пакетирование грузов и приобретение пакетирующих устройств.

Кипа — это транспортная упаковочная единица в форме параллелепипеда, обтянутая упаковочным полотном и обвязанная проволокой, лентой или веревкой. Края ее плотно сшивают.

 

Контейнеры

Контейнер (от англ. contain — вмещать) — это стандартная емкость, служащая для бестарной перевозки грузов различными видами транспорта.

Контейнер — единица транспортного оборудования многократного применения для перевозки и временного хранения грузов. Он является съемным органом (кузовом) транспортных средств (автомобилей, вагонов, судов, самолетов и др.), приспособленным для механизированной погрузки, выгрузки и перегрузки с одного вида транспорта на другой. Размеры и емкость контейнеров соответствуют грузоподъемности и габаритам транспортных средств.

К  грузовым  контейнерам отнесено оборудование, обладающее следующими свойствами:

• способностью временно хранить и транспортировать грузы без промежуточных перегрузок;

• быть приспособленным для механизированной загрузки и выгрузки;

• иметь внутренний объем не менее 1 м3.

 

По массе брутто (Т) грузовые контейнеры делятся на три класса:

  • малотоннажные (Tgp S 2,5 т);
  • среднетоннажные (2,5 < Тбр < 10 т);
  • крупнотоннажные (Тдр > Ют).

Грузоподъемность грузового контейнера (Тгп) зависит от его собственной массы (Тк):

 

Конструктивно контейнер включает:

• основание (несущую рамную конструкцию с вилочными проемами);

  • пол;
  • торцовые и боковые стенки;
  • крышу;
  • дверь (торцовую или боковую);
  • люк;
  • угловые фитинги;

• рамный узел (для крепления и подъема). Контейнеры классифицируют по ряду признаков.

 

По назначению (сфере применения) контейнеры бывают:

  • универсальные;
  • специализированные;
  • специальные.

Универсальные контейнеры могут быть использованы для перевозки любых грузов в различной упаковке. В них загружают штучные и сыпучие грузы широкой номенклатуры. Такие контейнеры пригодны к перевозке грузов при любых погодных условиях.

Специализированные контейнеры предназначены для штучных, сыпучих или жидких грузов (например, строительных материалов, химических веществ, пищевых продуктов и др.). В них загружают определенный вид груза или ограниченную номенклатуру грузов. Такие контейнеры обычно имеют ряд технологических особенностей (принудительную вентиляцию, теплоизоляционное покрытие стен, холодильную установку и т.д.). К специализированным относятся также контейнеры-цистерны для перевозки жидких, газообразных и сыпучих грузов.

Специальные контейнеры используются только для определенного груза, транспортируемого в особых условиях.

По количеству грузовых единиц контейнеры классифицируют:

  • на индивидуальные;
  • групповые.

Для грузов, требующих особых условий транспортировки, применяются специализированные контейнеры индивидуального назначения. Специализированные контейнеры, применяемые для групп грузов, однородных по своим свойствам, условиям перевозки, погрузки и выгрузки, называются групповыми. Конструкция этих контейнеров должна обеспечивать их погрузку и выгрузку вилочными погрузчиками, кранами или другими грузоподъемными машинами, а также защиту грузов от потерь и повреждений при перевозке в любых погодных условиях.

Специализированные контейнеры используются для перевозки металлургических, химических, строительных и других грузов. Расширение сферы применения контейнеров путем специализации их конструкции необходимо для сокращения потерь, вызываемых распылом, боем и утечкой продуктов во время выполнения с ними транспортных, перегрузочных и складских операций. Потери продуктов при традиционных способах перевозки оцениваются минимум в 5—10 % объемов их производства.

Групповые специализированные контейнеры делятся по видам грузов на шесть типов:

  • СК-1 — для сыпучих неслеживающихся грузов в виде порошков или гранул;
  • СК-2 — для сыпучих и кусковых грузов с повышенной влажностью, смерзающихся или сильно слеживающихся и превращающихся в монолит;
  • СК-3 — для индустриальных штучных грузов правильной формы, требующих защиты от механических повреждений и атмосферных осадков;
  • СК-4 — для наливных низковязких грузов, которым не требуются специальные устройства для подогрева перед наливом и сливом;

• СК-5 — рефрижераторные для скоропортящихся грузов;

• СК-6 — для наливных высоковязких грузов, наливаемых в горячем состоянии и затвердевающих даже при температуре О °С.

Конструкции специализированных групповых контейнеров должны обеспечивать:

  • механизированную загрузку и выгрузку материалов;
  • механизацию погрузочно-разгрузочных операций;
  • штабелирование контейнеров в несколько  ярусов;
  • устойчивость на подвижном составе и наиболее полное использование его грузоподъемности;
  • влагонепроницаемость грузов, подверженных опасности атмосферного воздействия;

• возможность размораживания грузов;

• отделение днища-поддона, сохранение устойчивости пакетированного груза, а таже исключение боя огнеупорных изделий и стекла при перевозке и перегрузке.

 

По конструкции специализированные контейнеры можно разделить на три типа: жесткие, мягкие и комбинированные. Специализированные контейнеры жесткой конструкции бывают деревометаллические и цельнометаллические. Их изготовляют также из стали, а в некоторых случаях — из алюминия. Применение алюминия или его сплавов и пластмасс считается экономичным, поскольку снижается коэффициент тары, исключается коррозия и не требуется окраска.

Основные преимущества мягких контейнеров (биг-пак) – изготавливаются в виде очень больших мешков (на 1т, 2т и т.д.) к прямоугольной формы с горловиной для загрузки и клапаном для разгрузки:

  • компактность;
  • значительно меньший объем в порожнем состоянии;

• меньший коэффициент тары по сравнению с контейнерами из стали и алюминия;

• простота конструкции.

Номинальная масса брутто специализированных контейнеров является одним из главных параметров, с учетом которого должны достигаться полное (или близкое к нему) использование грузоподъемности и вместимости железнодорожного и автомобильного подвижного состава, а также возможность применения имеющихся на железнодорожных станциях и промышленных предприятиях кранов и погрузчиков.

По конструктивному исполнению различают следующие разновидности контейнеров:

• открытые, не имеющие крыши или одной из стенок;

  • закрытые, огражденные со всех сторон и имеющие плотно закрытые люки и двери (могут иметь съемную или раскрывающуюся крышу или стенку);
  • разборные, конструкция которых позволяет разбирать их на составные части для удобства транспортирования и хранения;
  • складные, конструкция которых позволяет уменьшать их габаритные размеры путем складывания;
  • изотермические (теплоизолированные, рефрижераторные);
  • контейнеры-цистерны;
  • мягкие.

Контейнеры имеют различную емкость (грузоподъемность). Основными требованиями, предъявляемыми ко всем контейнерам, являются обеспечение сохранности перевозимых грузов и полное использование грузоподъемности транспортных средств.

Контейнерные перевозки — это современный и наиболее экономичный вид транспортировки грузов, используемый как во внутреннем, так и в международном сообщениях. Они выполняются различными видами сухопутного (железнодорожного и автомобильного), водного и воздушного транспорта. В контейнерах можно транспортировать любые грузы, допущенные к перевозке соответствующими правилами. Контейнерные перевозки позволяют значительно сокращать транспортные издержки и сроки доставки груза.

Информация о работе Понятие упаковки и тары. Упаковка как одна из составляющих системы маркетинга