Понятие упаковки и тары. Упаковка как одна из составляющих системы маркетинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 23:00, творческая работа

Описание работы

Логистика, занимающаяся планированием, контролем и управлением, транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, также непосредственно базируется на знании упаковочной теории и практики.
Цель дисциплины — дать будущим специалистам в сфере маркетинга и логистики знания и представления об упаковке, показать ее место в системе маркетинга, роль при осуществлении логистических операций, ознакомить с основными направлениями развития упаковочной индустрии.

Файлы: 1 файл

Лекции по упаковке.doc

— 1.53 Мб (Скачать файл)

Стаканы из стекла, хрусталя, фарфора, металлов – как правило, в качестве тары не применяются, однако изготавливаются в больших количествах для использования в быту в качестве посуды.

Наибольшее применение стаканчики нашли в пищевой и химической промышленности для жидких, твердых и пастообразных продуктов.

 

  Туба ( тюбик) — это разовая потребительская тара с корпусом, обеспечивающим выдавливание содержимого, с узкой горловиной, укупориваемой бушоном, и дном, закрываемым после наполнения продукцией. Ее вместимость составляет 4—500 см3. Тубы бывают металлические (олово, алюминий), полимерные (полиэтилен) и ламинатные. Нередко туба дополнительно снабжается носиком.

По производственным затратам этот вид тары является одним из самых дешевых. Но главное достоинство туб заключается в том, что они обеспечивают многократно повторяющееся извлечение содержимого в любом легко дозируемом количестве. Следовательно, тубы являются не только удобной и экономичной одноразовой потребительской тарой, но и самым простым дозировочным устройством. Ни в одном другом виде упаковки пока не удалось совместить эти функции проще и эффективнее.

В тубы упаковываются в большом ассортименте пастообразная пищевая, косметическая и фармацевтическая продукция, товары бытовой химии, а также краски, смазочные материалы и многие другие товары. Пожалуй, нет такого пастообразного продукта, который невозможно было бы упаковать в тубы для продажи потребителям. Широко применяются тубы металлические, пластмассовые и изготовленные из комбинированных многослойных материалов (ламинатов) с объемом наполнения от 4 до 500 см3, наружным диаметром корпуса от 10 до 60 мм и длиной от 35 до 300 мм.

Материал корпуса тубы должен обладать хорошими барьерными свойствами, быть инертным к упакованной продукции, обеспечивать требуемую прочность и герметичность корпуса, хорошо обрабатываться, надежно удерживать покрытия и декоративное полиграфическое оформление и, главное, легко деформироваться от небольшого усилия, создаваемого без значительного напряжения пальцами человека.

Обычная алюминиевая  туба Obrist

Туба Rexam

Туба с горловиной-звездочкой

 

Пробирка — это потребительская тара вместимостью до 50 см3, с цилиндрическим корпусом, плоским или выпуклым дном, с горловиной, диаметр которой равен диаметру корпуса, укупориваемая пробкой или крышкой.

Пробирки изготовляют преимущественно из стекла, обладающего повышенной химической стойкостью, прочностью и жаростойкостью. В последнее время их стали изготовлять из полимерных материалов. Используют пробирки для укупоривания химической, микробиологической, фармацевтической, парфюмерно-косметической, пищевой жидкой и твердой продукции, а также сыпучих материалов. Укупорочными средствами для пробирок служат пробки с упругими амортизаторами, пробки-затычки, притертые стеклянные.

Стеклянные пробирки уверенно перебрались из научных лабораторий в обширный мир дизайна упаковки!  Американский бренд Bee-Raw, занимающийся выпуском натурального высококачественного меда, предложил своим покупателям продукт в оригинальной таре.  Ароматный букет из девяти видов отборного меда, помещенный в  "соты" из натуральной древесины - отличное решение для тех, кто еще не определился со своими вкусовыми пристрастиями!  Индивидуальная пробка снабжена всей необходимой информацией о продукте.

 

 

 

 

 

 

Ампула — это разовая потребительская тара с цилиндрическим корпусом и вытянутой горловиной, герметично запаиваемой после наполнения продукцией, с плоским или выпуклым дном). Ее вместимость составляет 0,1—30 см3.

Ампулы изготовляют также преимущественно из стекла, однако в последнее время появились ампулы, изготовленные из полимерных материалов. Используют ампулы для укупорки жидких, твердых сыпучих продуктов в химической, микробиологической и парфюмерно-косметической промышленности.

 

 

 

Рассмотрим и охарактеризуем важнейшие виды и типы потребительской тары, используемой преимущественно для твердых и сыпучих продуктов.

 

Пакет — это разовая мягкая потребительская тара с корпусом в форме рукава, с дном и открытой горловиной, вместимостью до 20,0 дм3.

 

В настоящее время в упаковочной индустрии используется большое разнообразие пакетов. В обиходе их часто называют "мешочками", однако стандарт запрещает использовать этот неправильный термин.

Пакеты классифицируются по различным признакам:

  • используемым материалам — полимерные, бумажные и комбинированные (в том числе с фольгой);
  • количеству слоев материалов — однослойные и многослойные;
  • конструктивным особенностям — обыкновенные (в форме цилиндрического рукава), с продольными складками (фальцами), плечиками, отверстием для руки, ручками, застежкой "молния", клапанными застежками и т.д.

Различаются пакеты также по технологии их изготовления и образования формы корпуса.

Пакеты являются самой распространенной, простой и удобной разовой потребительской тарой, завоевавшей всеобщее признание. Их достоинства заключаются в незначительном весе, необходимой прочности, удобстве автоматизации процессов изготовления и полиграфического оформления, практичности применения, самой низкой стоимости и простоте утилизации.

Основными отличительными признаками пакетов являются:

  • материал, из которого они изготовлены;
  • форма корпуса и дна;
  • вид декоративного оформления;
  • исполнение укупорочных элементов;

•  наличие и исполнение функциональных приспособлений, предназначенных, например, для переноски вручную или порционного извлечения содержимого и др.

 

Упаковывают в пакеты разнообразную мелкоштучную, сыпучую, пастообразную и даже жидкую продукцию различного назначения. (В СССР наливали разливное пиво)

 

 

Современная технология асептического упаковывания в полужесткие пакеты основывается на том, что продукция и упаковка подвергаются стерилизации по отдельности и сразу же в стерильных условиях производится наполнение тары и герметичная укупорка. При стерилизации непрерывно подаваемого продукта бактерии и другие микроорганизмы уничтожаются в нем кратковременным нагревом до температуры 110—130 °С с последующим быстрым охлаждением.  В результате в продуктах питания сохраняются практически все витамины и другие натуральные компоненты, а также не изменяются их органолептические (вкусовые) характеристики.

В процессе упаковывания продукции полужесткие пакеты изготовляются в автоматическом оборудовании непосредственно из рулонного комбинированного материала или из заранее выполненных плоско сложенных заготовок, уже имеющих на корпусе продольный сварной соединительный шов. Наиболее известными в мире поставщиками такого упаковочного оборудования являются фирмы "Тетра Пак" (Швеция) и "ПКЛ Ферпакунгссюстеме Зель-фельден Гез. М. Б. X." (Австрия).

На оборудовании австрийской фирмы "ПКЛ Ферпакунгссюстеме" производится асептическое упаковывание жидких пищевых продуктов (молока, соков и др.) в полужесткие пакеты типа "комбиблок", выполненные из многослойного комбинированного материала, содержащего картон, полиэтилен и алюминиевую фольгу.

Автоматические упаковочные комплексы данной фирмы работают с плоско сложенными заготовками пакетов, поставляемыми заводами-изготовителями. В процессе упаковывания эти заготовки извлекаются поштучно из магазина, на них формуется и сваривается плоское прямоугольное дно. Затем тара стерилизуется перекисью водорода, просушивается, заполняется стерилизованным продуктом и укупоривается сварным швом, образующим из сложенных с лепестковыми складками краев горловины вертикальный плоский "гребешок". При этом в верхней части пакета остается незаполненное пространство (от 5 до 70 см3), позволяющее взбалтывать содержимое (например, соки с мякотью) перед употреблением. При упаковывании чувствительных к кислороду продуктов воздух из незаполненного объема пакета удаляется стерильным паром или защитным газом, например азотом.

Шведская фирма "Тетра Пак" выпустила в 1952 г. свои первые автоматы, упаковывающие молоко в полужесткие пакеты в форме тетраэдра. В настоящее время она является самым известным и ведущим в мире поставщиком автоматизированных комплексов, обеспечивающих асептическое упаковывание жидких пищевых продуктов в пакеты типа Тетра Пак.

Тетра Пак — полужесткие пакеты, созданные в разнообразных исполнениях фирмой "Тетра Пак" из многослойного комбинированного материала, содержащего картон, полиэтилен и алюминиевую фольгу, для асептического упаковывания жидких пищевых продуктов (молока, кисломолочных продуктов, майонеза, соков, негазированной минеральной воды и напитков, вина и др.).

Разнообразное автоматизированное оборудование фирмы "Тетра Пак" обеспечивает обычное и асептическое упаковывание жидких пищевых продуктов в полужесткие пакеты различных исполнений, изготовляемые как непосредственно из рулонного комбинированного материала, так и из плоско сложенных заготовок. При этом заполняться продукцией пакеты могут как полностью, так и не полностью. В полностью заполненных пакетах не содержится воздуха, который может окислять содержимое. Не полностью заполняют пакеты жидкостями, содержащими твердые частицы, так как для получения качественного и герметичного укупорочного шва их горловина в зоне сварки должна оставаться чистой. Свободное пространство оставляют также в пакетах, содержимое которых перед употреблением рекомендуется взбалтывать.

По классификации фирмы "Тетра Пак" различают следующие основные исполнения

 

 

 


 

полужестких пакетов.

Тетра Классик — герметичный полужесткий пакет в форме тетраэдра, изготовляемый из многослойного рулонного комбинированного материала в процессе асептического упаковывания жидких пищевых продуктов  (Тетраэдр — это правильный многоугольник с четырьмя треугольными гранями, шестью ребрами и четырьмя вершинами, в каждой из которых сходится по три ребра.)

При изготовлении такой упаковки рулонный упаковочный материал вначале сворачивается в трубу, а его края соединяются между собой герметичным продольным сварным швом. Затем полученный рукав заваривается снизу плоским поперечным швом, формирующим дно пакета, и в него подается из дозатора порция упаковываемого продукта. После этого рукав пережимается немного ниже уровня заполнения жидкостью для предотвращения попадания в упаковку воздуха и заваривается плоским двойным поперечным швом, располагающимся перпендикулярно к шву дна с одновременной разрезкой материала между швами. В результате из двух одновременно выполненных швов нижний укупоривает  заполненный пакет, отделенный от рукава, а верхний шов остается на конце рукава, образуя дно следующего пакета.

 

 

При асептическом упаковывании рулонный материал подвергается с внутренней стороны дополнительной бактерицидной обработке перекисью водорода, остатки которой испаряются подогревом, а упаковываемый продукт стерилизуют в процессе непрерывной подачи кратковременной тепловой обработкой (t = 110—130 °С) с последующим быстрым охлаждением. Произведенную таким образом упаковку называют Тетра Классик Асептик. Такие упаковки выполняются объемом от 8 до 500 см3.

Тетра Рекс — герметичный полужесткий пакет, изготовленный из многослойного комбинированного материала с квадратным поперечным сечением, продольным соединительным швом на корпусе и плоским дном, укупоренный сварным (клеевым) затвором, образующим из сложенных с лепестковыми складками краев горловины вертикальный плоский "гребешок" и предназначенный для асептического упаковывания жидких пищевых продуктов. Изготовляется такая упаковка так же, как и "комбиблок", вместимостью 250, 500 и 1000 см3 из плоско сложенных заготовок, поставляемых заводами-изготовителями.

Тетра Брик (Тетра Брик Асептик) — герметичный полужесткий пакет в форме прямоугольного параллелепипеда (кирпичика), изготовляемый из многослойного рулонного комбинированного материала в процессе асептического упаковывания жидких пищевых продуктов .

Для этого рулонный упаковочный материал вначале стерилизуется с внутренней стороны перекисью водорода, сворачивается и сваривается продольным швом в трубу. Затем полученный рукав заваривается снизу плоским поперечным швом, формирующим дно пакета, и в него подается из дозатора порция стерилизованного кратковременным нагревом упаковываемого продукта (например, молока). После этого рукав пережимается немного ниже уровня заполнения жидкостью для предотвращения попадания в упаковку воздуха и заваривается плоским двойным поперечным швом с одновременной разрезкой материала между швами. При этом нижний из выполненных швов укупоривает заполненный и отделенный от рукава пакет, а верхний шов остается на конце рукава, образуя дно следующего пакета. Далее полученная упаковка формуется штампом в прямоугольный параллелепипед с образованием на боковых сторонах плоского дна и верха треугольных складок (носиков), которые на следующем этапе процесса загибаются снизу на дно, а сверху — на боковые стенки сформированной упаковки и плотно к ним прижимаются.

Имеется несколько разновидностей пакетов Тетра Брик с характерными особенностями исполнения корпуса, в том числе стандартные пакеты Тетра Брик, а также пакеты Тетра Брик Слим с зауженным корпусом, Тетра Брик Скуэр с квадратным поперечным сечением и Тетра Призма с восьмигранным поперечным сечением корпуса.

Стандартные пакеты Тетра Брик — это упаковка, размеры которой соответствуют международному стандарту, что позволяет с максимальной компактностью формировать из них транспортные пакеты на стандартных плоских поддонах и поставлять в таком виде на реализацию. Выпускаются они вместимостью 200, 250 и 1000 см3 и составляют примерно 80 % всех видов производимых упаковок Тетра Брик.

Тетра Брик Слим — пакеты с широкой лицевой стороной и зауженными боковыми стенками. Это делает их хорошо заметными на полках магазинов, обеспечивает компактную выкладку товара с максимальным заполнением полок в торговом зале.

Информация о работе Понятие упаковки и тары. Упаковка как одна из составляющих системы маркетинга