Потребительские свойства и пищевая ценность продуктов детского питания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 19:12, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование потребительских свойств и пищевой ценности детского питания.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
─ ознакомиться с ассортиментом и значением для питания детского питания;
─ изучить номенклатуру потребительских свойств и показателей качества детского питания, дать их характеристику;
─ охарактеризовать формирование и сохранение качеств и потребительских свойств детского питания на стадиях технологического процесса;
─ определить виды, формы и средства товарной информации, используемые для идентификации детского питания;
─ охарактеризовать методы определения показателей качества детского питания.

Содержание работы

Введение
3
1 Ассортимент и значение для питания творога и творожных
изделий
4
2 Номенклатура потребительских свойств и показателей качества творога и творожных изделий, их характеристика
8
3 Формирование и сохранение качества и потребительских свойств творога и творожных изделий на стадиях технологического процесса
12
4 Виды, формы и средства товарной информации, используемые для идентификации творога и творожных изделий
19
5 Характеристика методов определения показателей качества
творога и творожных изделий
23
Заключение
29
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая детское питание.doc

— 475.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Наименование

аминокислот

Содержание аминокислот в 1 г, «идеального» белка по ФАО, мг

Содержание аминокислот в 1 г, белка продукта, мг

 

Аминокислотный скор

Изолейцин

40

10

25

Лейцин

70

18,5

26,4

Лизин

55

14,5

26,4

Метионин и цистеин    (в сумме)

35

4,8

13,7

Фенилаланин и тирозин (в сумме)

60

9,3

15,5

Триптофан

10

1,8

18

Треонин

40

8

20

Валин

50

9,9

19,8


 

Таким образом, лимитирующими аминокислотами является метионин и цистеин (в сумме).

Биологическая эффективность — показатель качества жировых компонентов, отражающих в продуктах содержание полиненасыщенных жирных кислот. К ним относятся линолевая и линоленовая кислоты, которые являются незаменимыми факторами питания, так как в организме человека они не синтезируются, а поступают только с пищей.

Физиологическая ценность - способность компонентов продуктов детского питания активизировать деятельность основных систем организма с помощью физиологически активных веществ, к которым относятся следующие их группы:

— вещества, оказывающие возбуждающее действие на нервную систему (алкалоиды; кофеин, теобромин, никотин, этиловый спирт);

— вещества, влияющие на сердечно-сосудистую систему (минеральные вещества — калий, магний, кальций; витамины – В1, РР);

— вещества, активизирующие пищеварительную систему (минеральные вещества - натрий, хлор; ферменты, фосфолипиды, витамины, клетчатка, гемицеллюлоза, пектиновые и ароматические вещества, гликозиды, азотистые и безазотистые экстрактивные вещества и др.;

— вещества, усиливающие иммунную систему, обладающие бактерицидными и фунгипидными свойствами (полифенолы, красящие и ароматические вещества, витамины – B1, РР, гликозиды, органические кислоты);

— вещества, способствующие выведению из организма эко-токсинов: радионуклидов, солей тяжелых металлов и пр. (пектиновые вещества, клетчатка, некоторые белки).

С целью повышения физиологической  ценности в некоторые виды продуктов детского питания, например па зерновой основе (каши), вносят фруктово-ягодные или плодоовощные добавки, а также орехи, мед, шоколад. Для улучшения вкуса в некоторые виды каш добавляют безвредные ароматизаторы — ванилин, фруктовые эссенции, о чем указывается на упаковке.

Органолептическая ценность — способность веществ продуктов детского питания воздействовать на органы чувств ребенка и вызывать восприятие органолептических свойств: внешнего вида, цвета, консистенции, вкуса и запаха, что тесно связано с усвояемостью продукта. Наиболее важными показателями являются вкус и запах, а .тля детского организма с его неустоявшейся пищеварительной системой — еще и консистенция. Гомогенизированный (тонкоизмельченный) продукт с нежной консистенцией, приятным вкусом и ароматом будет лучше усваиваться. Выраженными вкусовыми достоинствами отличаются такие продукты, которые содержат сахар и пищевые кислоты в оптимальном соотношении. К ним относятся консервы на фруктово-ягодной и овощной основе. органические кислоты которых в сочетании с сахарами дают гармоничный вкус, а все остальные обладают наименее выраженными и вкусовыми свойствам и.

С момента рождения младенцы употребляют  молоко, которое как монопродукт имеет слегка сладковатый вкус и невыраженный запах. В этот период их вкусовое восприятие ограничивается только этим вкусом. По мере роста и развития детям начиная с 4 мес. дают различные продукты прикорма, благодаря чему у них формируется восприятие и они постепенно начинают различать пищу по вкусу, что с возрастом способствует формированию потребительских предпочтений.

Усвояемость — выражается коэффициентом усвояемости, показывающим, какая часть продукта в целом используется организмом, т.е. вовлекается в процессы обмена веществ. Она зависит от внешнего вида, консистенции, вкуса и аромата продукта, количества и качества нутриентов, в нем содержащихся, а также от возраста, состояния здоровья и других факторов. При смешанном питании усвояемость белков принята равной 84,5%, жиров — 94, углеводов - 95,5%.

При расчете энергетической ценности различают теоретическую и реальную энергетическую ценность. Теоретическая энергетическая ценность, рассчитанная на 100%-ю усвояемость, всегда будет выше реальной, рассчитанной с учетом процента усвояемости[18, с.41].

Коэффициент усвояемости в продуктах  детского питания зависит от соотношения усвояемых, трудноусвояемых и неусвояемых веществ. К усвояемым веществам относятся сахар, крахмал, водо- и солерастворимыс белки, жиры с температурой плавления не выше 32° С, водорастворимые витамины, минеральные вещества, органические кислоты. Трудноусвояемые вещества представлены гемицеллюлозами, белками соединительной ткани (коллагеном и эластином), тугоплавкими жирами, а неусвояемые — клетчаткой, пектиновыми веществами, пентозанами и др. Чем больше в продукте усвояемых веществ и меньше трудноусвояемых и/или неусвояемых, тем выше коэффициент усвояемости. Поскольку в детском питании при технологической обработке максимально удалены несъедобные части сырья, а консистенция их пюреобразная, трудноусвояемые или неусвояемые вещества либо отсутствуют, либо при гомогенизации пищевые волокна, содержащие эти вещества, измельчаются, что ускоряет перевариваемость и усвояемость их детским организмом. Следовательно, за счет этого продукты детского питания имеют достаточно высокую усвояемость.

Усвояемость продуктов детского питания зависит и от состояния пищеварительной системы. Заболевания желудочно-кишечного тракта, а также прием лекарств затрудняют усвоение пиши. В то же время в продуктах детского питания на фруктово-ягодной, овощной и зерновой основах содержатся вещества, улучшающие работу желудочно-кишечного тракта и тем самым способствующие усвоению пиши. К ним относятся пищевые волокна, входящие в группу неусвояемых веществ, которые усиливают перистальтику кишечника и связывание вредных веществ, в том числе и затрудняющих усвоение пиши. В продуктах животного происхождения пищевые волокна есть в соединительной ткани.

Таким образом, усвояемость является важнейшим условием, обеспечивающим нормальное функционирование организма детей, особенно ослабленных и больных, что обуславливает полезность продуктов детского питания. Для детей с излишней массой тела замедление усвояемости можно рассматривать как положительный фактор, предупреждающий ее накопление.

К числу основных критериев пищевой  ценности относится и безопасность — отсутствие опасности для жизни и здоровья людей нынешнего и будущих поколений, определяемое соответствием пищевой продукции гигиеническим требованиям.

В состав продуктов детского питания  входят разнообразные вещества, которые по химической природе делятся на неорганические и органические. К первым относятся вода и минеральные вещества, а ко вторым — углеводы, белки, жиры, витамины, органические кислоты, дубильные, красящие, ароматические вещества и др. Такие вещества, как углеводы, белки, жиры, обладают энергетическими свойствами, а такие, как органические кислоты, дубильные, красящие и ароматические вещества, придают продуктам детского питания определенный вкус, аромат и окраску и, воздействуя на органы пищеварения, играют важную роль в пищеварительных процессах.

Все продукты детского питания на растительной и  животной основе состоят в основном из одних и тех же веществ, но в разных количественных соотношениях.

Вода в продуктах детского питания находится как в связанном (сухие молочные смеси, крупы, мука для детского питания и др.), так и в свободном состоянии (соки, пюреобразные продукты, молоко для детского питания и т.д.).

По содержанию воды ПДП можно разделить на две группы:

- продукты с низким содержанием воды — от 4,0 до 15,0% (смеси сухие молочные ацидофильные с растительными наполнителями, каши сухие молочные с теми же наполнителями, мука для детского питания, макаронные изделия и т.д.);

- продукты с высоким содержанием воды - от 60,0 и почти до 90,0%, в том числе в продуктах на мясной основе - от 62,8 (фрикадельки детские) до 79.0% (пюре мясное детское); на фруктово-ягодной и овощной основе - от 60,0 (паста яблочная с сахаром) до 98,9% (сок томатный), в продуктах на молочной основе - от 75,0 (творог детский) до 89.0% (кефир детский).

Сухие вещества продуктов детского питания представлены в основном углеводами, органическими кислотами, белками, жирами, витаминами, минеральными и другими веществами.

Углеводы в организме выполняют энергетическую функцию, обеспечивают нормальную функцию кишечника (клетчатка, полуклетчатка), защищают слизистую оболочку кишок от механических и химических раздражителей (пектиновые вещества). Поступают в детский организм только с продуктами, изготовленными с добавлением растительного и крупяного компонента. Общее соотношение белков, жиров и углеводов в рационе должно быть 1:1:4,5. Наиболее богаты углеводами детское питание на зерновой, фруктово-ягодной, овощной и молочной основе, в продуктах на мясной и рыбной основе их количество ничтожно мало.

В продуктах  на зерновой основе источником углеводов, в частности крахмала и дисахаридов, являются крупы и приготовленная из них мука, обеспечивающие растущий организм энергией. Полисахариды представлены крахмалом, который хорошо усваивается детским организмом. Высоким содержанием крахмала отличаются рисовая и гречневая мука, 72,1 и 81,6% соответственно. По сравнению с этими видами овсяная мука содержит несколько меньше крахмала – 67,6%. В продуктах детского питания присутствуют небольшие количества дисахаридов (0,4-1,6%), которые придают продукту слегка сладковатый вкус[18, с.51].

Для детского питания основными поставщиками углеводов (крахмала, Сахаров, клетчатки, гемицеллюлоз) является детское питание на зерновой основе.

Продукты на фруктово-ягодной и овощной основе — фруктовые и овощные соки и пюре - также обеспечивают организм ребенка углеводами, и прежде всего сахара ми - глюкозой, фруктозой, сахарозой, и меньшей степени - крахмалом, клетчаткой, пектиновыми веществами. Соки для детского питания изготавливают чаше всего без добавления сахара, поскольку моносахара и сахароза в достаточном количестве содержатся в плодоовощном сырье. Однако в рецептуру соков для детей более старшего возраста добавляют сахар. Особенно богаты сахарами виноградный, персиковый, абрикосовый соки, в 200 мл (т.е. в одном стакане) которых содержится 25—35 г сахаров. Для детей в возрасте 7—10 лет это количество сахаров обеспечивает около 5-6% необходимой им энергии.

Содержание углеводов в продуктах детского питания на мясной и рыбной основе невелико. Клетчатка (целлюлоза) образует клеточные стенки плодов и овощей. Содержание клетчатки зависит от вида растений: в плодах и овощах ее 1—2%, очень мало (0,2—0,5%) в мякоти кабачков, арбузов, дынь и вишни.

Наряду с продуктами детского питания на плодоовощной основе источником органических кислот, в основном молочной, могут служить кисломолочные продукты для детского питания.

Белки являются основным структурным элементом клеток и тканей. С белками связаны осуществление процессов обмена веществ в детском организме, способность к росту и размножению, раздражимость и сократимость, защитная функция микроорганизмов, формирование опорных тканей и костей, антител, ферментов, участие в формировании клеточного субстрата. Поэтому обеспечение белками растущего организма можно рассматривать как одно из важнейших направлений, определяющих здоровье населения и сохранение его генофонда. Белками богаты в основном продуты детского питания на животной (мясной, молочной, рыбной), а также зерновой основе. Наиболее ценными являются животные белки, а также белки гречихи и овса.

Жирами богаты продукты детского питания на зерновой, молочной, мясной и рыбной основах. В ПДП на плодоовощной основе они отсутствуют. В пищевом рашюнс жиры являются источником образуемой организмом энергии, а также влияют на усвоение и использование им белка, минеральных солей и витаминов. При этом существен и ее значение имеет жирнокислотный состав жиров, т.е. соотношение насыщенных и полиненасыщенных жирных кислот.

Витамины играют исключительно важную роль, поскольку обеспечивают нормальное течение биохимических и физиологических процессов. Как уже отмечалось, в организме детей они не синтезируются, а поступают только с пищей. Поэтому продукты детского питания на растительной и животной основе служат для ребенка основными источниками витаминов.

Минеральные вещества в продуктах детского питания представлены в основном макроэлементами — натрием, калием, кальцием, магнием, фосфором, а также железо. Они обеспечивают построение опорных тканей скелета (кальций, фосфор, магний), поддерживают необходимую осмотическую среду клеток в крови, участвуют в образовании специфических пищеварительных соков (хлор), гормонов (йод, цинк, медь), переносе кислорода в организме (железо, медь). Сбалансированность минеральных веществ в рационе в наибольшей степени изучена в отношении кальция, фосфора и магния.

Эргономические свойства характеризуются общими органолептическими показателями: внешним видом, вкусом, запахом, цветом.

Внешний вид - комплексный показатель, который включает единичные показатели: однородность консистенции, отсутствие включений или осадка.

Особенностью оценки качества продуктов детского питания является то, что их цвет в стандартах не входит в комплекс единичных показателей внешнего вида, а регламентируется как самостоятельный показатель.

Цвет продуктов детского питания должен быть свойственным для того основного вида сырья, из которого они приготовлены.

Вкус и запах - комплексный показатель, устанавливающий совместные требования к общим указанным единичным показателям. Для всех продуктов детского питания устанавливается отсутствие посторонних привкусов и запахов.

Информация о работе Потребительские свойства и пищевая ценность продуктов детского питания