Разработка и оценка потребительских свойств десерта тыквенно-яблочного функционального назначения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 21:58, дипломная работа

Описание работы

Стремление к здоровому образу жизни все больше набирает силу. В настоящее время во всех развитых странах мира вопросы здорового питания возведены в ранг государственной политики. В современном обществе существует проблема нарушения питания населения, связанная с потреблением высокоэнергоемкой пищи, содержащей незначительное и, таким образом, недостаточное количество макро-, микроэлементов, витаминов и других необходимых микронутриентов. Наряду с малоподвижным образом жизни несбалансированное питание ведет к различного рода заболеваниям ЖКТ, сердечно-сосудистой, иммунной систем и всего организма в целом.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….......6
I. Аналитический обзор литературы…………………………………………….8
1.1 Классификация и ассортимент десертной продукции.…………………………………………………………………………8
1.2 Факторы, формирующие качество плодоовощных десертов…………....12
1.2.1 Основное и дополнительное сырьё для производства плодоовощных десертов ………………………………………………………………………….12
1.2.2 Технология производства плодоовощной десертной продукции………………………………………………..……………………….23
1.2.3 Упаковка, маркировка и хранение плодово-ягодных, плодоовощных кондитерских изделий…………………………………………………………...29
1.3 Влияние химического состава на пищевую и биологическую ценность плодоовощных кондитерских изделий…………………………………………37
1.4 Функциональные свойства основного и дополнительного сырья…….....50
1.5 Инновационные подходы в создании десертов…………………………....55
II. Экспериментальная часть…………………………………………………....58
2.1 Цели, задачи, объекты, предметы исследования и структурная схема исследования……………………………………………………………………..58
2.2 Контент-анализ………………………………………………………………61
2.3 Анализ результатов социологического опроса населения……………..…71
2.4 Показатели структуры ассортимента……………………………………....79
2.5 Анализ химического состава, пищевой ценности, функционально-технологических свойств основного и дополнительного сырья……………..86
2.5.1 Исследование показателей качества и химического состава основного сырья……………………………………………………………………………...86
2.5.2 Исследование показателей качества и химического состава дополнительного сырья…………………………………………………………89
2.5.3 Обоснование рецептуры плодоовощных десертов. Выработка модельных образцов……………………………………………………………..93
2.6 Технология производства плодоовощного десерта…………………...100
2.7 Оценка потребительских свойств плодоовощных десертов свежевыработанных и в процессе хранения………………………………….104
2.7.1 Оценка органолептических показателей качества…………………….104
2.7.2 Изучение физико-химических показателей качества разработанного плодоовощного десерта свежевыработанного и в процессе хранения……..108
2.7.3 Анализ микробиологических показателей и показателей безопасности выработанных плодоовощных десертов……………………………………...111
2.7.4 Степень удовлетворения физиологической потребности выработанными тыквенно-яблочными десертами……………………………………………....113
III. Экономическая часть………………………………………………………115
3.1 Расчет рыночной цены готового продукта……………………………….115
3.2 Анализ конкурентоспособности продукта…………………………….….123
3.3 Продвижение товара на рынок…………………………………………….126
IV. Безопасность жизнедеятельности…………………………………………133
4.1 Анализ опасных и травмирующих факторов производства…………..…133
4.2 Мероприятия по безопасности жизнедеятельности……………………...138
4.2.1 Расчет времени эвакуации при пожаре…………………………………138
4.2.2 Расчет тяжести и напряженности трудового процесса………………...154
4.2.3 Техника безопасности при работе с химическими реактивами в лаборатории……………………………………………………………………..169
Выводы………………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Пояснительная дипломная записка.docx

— 818.32 Кб (Скачать файл)

Конкурентоспособность  товара в общем случае определяется тремя необходимыми элементами:[47]

- свойствами данного товара,

- свойствами конкурирующих  товаров,

- особенностями потребителей.

Конкурентоспособный товар обладает какими-либо конкурентными преимуществами.[126,127] Разработанный тыквенно-яблочный десерт имеет в своем составе нетрадиционный компонент – пшеничный шрот, который не только наделяет продукт полезными свойствами, но и обеспечивает его невысокую стоимость; имбирь и мускатный орех, тыква также ценные в физиологическом и органолептическом отношении составляющие десерта.

Конкурентоспособность определяется только теми свойствами, 
которые представляют существенный интерес для покупателя (и, 
естественно, гарантируют удовлетворение данной потребности).[16] Все параметры изделия, выходящие за эти границы, не должны 
рассматриваться при оценке конкурентоспособности как не имеющие к ней 
отношения в данных конкретных условиях. 
Поэтому превышение норм, стандартов и правил не улучшает 
конкурентоспособность изделия: ведь, с точки зрения покупателя, такое 
превышение всегда отражается на росте цены товара, 
без повышения потребительской ценности, а потому и представляется 
бесполезным.[73,79] Социологический опрос населения показал, что важным показателем при выборе товара является его качество, цена. [3]

При контроле качества товаров обычно учитывают базовые показатели, т. е. показатели, принятые за исходную (эталонную) величину. Всесторонняя, комплексная оценка качества товаров может быть получена с помощью интегрального показателя. [15]

Интегральный показатель качества продукции обладает важным свойством: он обращается в максимум при оптимальном полезном эффекте и оптимальных затратах на его достижение. Следовательно, увеличение затрат на повышение качества имеет смысл только до тех пор, пока увеличивается интегральный показатель качества продукции. [63] Применение его важно при анализе динамики качества продукции, определении путей его улучшения, при решении задач постановки продукции на производство и т. д.[53]

Интегральный показатель качества выражается отношением качества товара к цене по формуле:

                                  (8)

 

где n - число сравниваемых характеристик;

qi - содержание i-го вещества в изучаемом продукте, г в 100 г продукта;

q0i - среднее содержание i-го вещества в аналогичных товарах, г в 100 г продукта;

p - цена 100 г изучаемого товара, руб.;

q0 - средняя цена 100 г аналогичного товара

Оптимальным потребительским свойствам товаров соответствуют  значения интегрированного показателя, близкие к единице, т.е. .

Интегральный показатель качества продукции отражает отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию или потребление.[45]

Чем больше отдельных показателей качества используется при расчете интегрального показателя, тем объективнее результат вычислений.

В качестве сравнительного образца при оценке интегрального показателя качества принято пюре «Бабушкино лукошко» тыквенно-яблочное в стеклянной таре, стоимость которого при объеме в 125 мл составляет 19,5 руб/ед. На основе данных, представленных в таблице 27, рассчитаем интегральный показатель разработанного тыквенно-яблочного десерта.

Таблица 27 – Содержание основных нутриентов в разработанном продукте и товаре-аналоге

Химический состав, на 100г продукта

Содержание  i-го вещества в выработанном продукте

Содержание  i-го вещества в продукте-аналоге

Солнечный день

Легкость

Аналог

Белки, г

0,7

0,8

0,6

Жиры, г

0,28

0,26

0,3

Углеводы, г

10,2

9,4

8,7

Пищевые волокна, г

2,8

2,6

2,1

Са, мг

18,9

21,1

19

Mg, мг

13,3

15,7

9

Продолжение таблицы 27

Na, мг

5,3

6,6

153

K , мг

176

181

152

P, мг

31,6

38,2

17

Fe, мг

1,4

1,2

0,9

Витамин В1, мг

0,02

0,03

0,1

β-каротин, мг

0,64

0,7

0,9

Витамин В2, мг

0,045

0,03

0,03

Витамин C, мг

2,45

2,45

2

Витамин РР, мг

0,8

0,6

0,3


 

 

Интегральный показатель качества плодоовощного десерта:

- «Солнечный день»  1,6;

- «Легкость»   1,44;

Как видно из результатов расчета, интегральный показатель качества, то есть соотношение цена/качество, выработанного продукта – тыквенно-яблочного десерта «Солнечный день» и «Легкость» больше 1 единицы. Следствием такого результата стала низкая итоговая цена выработанного продукта по сравнению с ценой продукта-аналога, в качестве которого выступало тыквенно-яблочное пюре «Бабушкино лукошко», в совокупности с высоким значением его пищевой ценности, обусловленным внесением в продукт крупяных компонентов и специй. Таким образом, помимо возможности удовлетворения потребностей покупателей в пищевых веществах и поддержания здоровья, благоприятным фактором является удобная цена выработанного плодоовощного десерта. Анализируемый тыквенно-яблочный десерт «Солнечный день» и «Легкость» может быть конкурентоспособным на рынке плодоовощных десертов.

 

    1.  Маркетинговая стратегия продвижения плодоовощного десерта на рынке  кондитерских изделий

 

Высокая биологическая ценность, приятный вкус, возбуждающий аппетит аромат делают плоды и овощи обязательной составной частью ежедневного рациона человека. Необходимые биологически активные вещества содержатся в плодах и овощах в легкоусвояемой форме, а употребление в сыром виде позволяет практически полностью использовать содержащиеся в них витамины, микроэлементы, ферментные вещества.

Выработанный плодоовощной десерт «Солнечный день» и «Легкость», учитывая общепринятую классификацию пищевых продуктов относится к сахаристым кондитерским изделиям. Плоды и овощи - источник незаменимых полезных веществ для нормального функционирования организма человека, неотъемлемая часть ежедневного рациона людей. Не смотря на естественную потребность и необходимость в данных продуктах, все же доля их в питании человека даже сегодня незначительна. Объяснить такое положение дел можно сезонностью тех или иных продуктов, их высокой стоимостью или равнодушным к ним отношением.

Население города Орла составляет 317747 человек, из которых более 50 тысяч человек – учащиеся школ, ВУЗов, примерно такое же число детей младшего возраста. Питание детского населения имеет свои недостатки, главным из которых является недостаток потребления плодов и овощей и, как следствие, авитаминоз и хрупкое здоровье наряду с ежегодно ухудшающейся экологической обстановкой как в самом городе, так и за его пределами. Например, по данным исследований инженеров ГУ-УНПК, из всех продуктов в большей степени норме соответствует потребление сливочного и растительного масла. В пределах нормы их потребляют соответственно 63,8 и 53,2% детей. При этом 23,4% детей ежедневно съедают сливочного масла больше нормы, а каждый восьмой ребенок превышает ее более чем на 50%. Превышение потребления растительного масла не столь значительно и в основном не выходит за рамки 50-процентного. Самое большое несоответствие отмечено по группе овощей и бахчевых, потребление которых отвечает физиологической норме лишь у 19,1% детей. Недостаточное потребление детьми фруктов и ягод встречается в семьях с любым уровнем дохода, частота встречаемости также различается. Наблюдается злоупотребление мучными кондитерскими изделиями и кондитерскими изделиями молочно-жирового направления. Схожая ситуация наблюдается у населения среднего старшего возраста. Невысокий доход большой части населения существенно сказывается на питании и здоровье. Необходимо изменение отношения к питанию и его качественного уровня при минимальных денежных затратах.

На рынке плодоовощной продукции (пюре, муссов, десертов) представлены различные фруктовые, овощные консервы, детское пюре, детские десерты с разнообразными вкусами. Не смотря на достаточную насыщенность рынка продукцией такого рода, он продолжает развиваться. В основном потребителю предлагается товар иностранного производителя по высокой цене. Товар отечественного производителя немного уступает свои позиции в качественном отношении, однако его стоимость все равно выше желаемой потребителями. Для улучшения питания и профилактики здоровья населения требуется питательный, полезный для здоровья продукт по привлекательной цене. Таким продуктом может выступить разработанный в рамках дипломной работы тыквенно-яблочный десерт, обладающий высокой пищевой ценностью и стоимостью ниже средней относительно средней стоимости плодоовощных консервов, например, детского питания. Учитывая то, что разработанный продукт изготовлен из натурального сырья, без сахара (вместо него используется фруктоза) и представляет собой тыквенно-яблочное пюре на основе манной крупы, пшенного шрота с карамелизованной грушой, используемый лимонный сок содержится в незначительном количестве в соотношении 1:4 с общей массой продукта, количество специй мало, такой плодоовощной десерт можно употреблять людям всех возрастных категорий, начиная с детей 6 месяцев. [67]

При том, что население  города Орла составляет свыше 317 тысяч человек, максимально возможное число вероятных потребителей предлагаемого плодоовощного десерта в зависимости от вкусовых предпочтений составляет в среднем около 300 тысяч человек, из которых около 100 тысяч – учащиеся школ, ВУЗов и детей младшего возраста, остальные – люди среднего и старшего возраста, в основном работающие, пенсионеры. Потреблять разработанный десерт можно ежедневно в количестве 1-2 единиц баночки. При потреблении разработанного товара два раза в неделю по одной баночке каждым из предполагаемых человек, в год будет продано 31800000 единиц товара. В связи с этим разработка и внедрение тыквенно-яблочного десерта весьма актуальны и прибыльны. Данный продукт можно рассматривать как продукт профилактического назначения и функциональной направленности. Для его производства используются только натуральные продукты, отличающиеся повышенным содержанием полезных и необходимых веществ, а именно тыква, имбирь, мускатный орех, яблоки, груши и крупяные компоненты, натуральный лимонный сок вместо порошка лимонной кислоты, а сахар заменяется на натуральный фруктовый – фруктозу. В совокупности это многопрофильный продукт с высокими органолептическими показателями и функционально-технологическими свойствами, который полезен как для взрослого населения, так и для детей, подростков. С одной стороны, это возможность употребления полезных плодов и овощей, с другой стороны, происходит потребление десерта, что значительно упрощает введение данного продукта в рацион детей и подростков. Помимо всего прочего разработанный тыквенно-яблочный десерт представлен в двух вариациях, разница между которыми не только во вкусовых достоинствах, но и в цене.

Для  формирования спроса и стимулирования продажи тыквенно-яблочного десерта целесообразно организовывать рекламную деятельность, направленную на информирование населения о потребительских свойствах изделий. Рекламный ролик будет создавать светлый солнечный образ полезного, необходимого продукта. Рекламировать плодоовощной десерт предпочтительнее женщине, подростку и ребенку младшего школьного возраста.[103] Ролик будет содержать  три ситуации, в которых каждый из рекламирующих ест десерт: женщина как на работе, так и в личное время заменяет шоколад, мучные кондитерские изделия тыквенно-яблочным десертом, получая при этом как полезные вещества продукта, так и удовольствие от продукта как от десерта; юноша занимается спортом, развивается и для поддержания организма в активном здоровом состоянии ест полезный и питательный тыквенно-яблочный десерт в профилактических целях; ребенок растет, только пошел в школу, мама дает ему плодоовощной десерт для профилактики в качестве продукта здорового питания, а также в качестве вкусного десерта после обеда. 

Привлекательность плодоовощного десерта для аудитории заключается, прежде всего, в его функциональных свойствах. Каждый из десертов выработан из натуральных компонентов, за счет чего готовый продукт, по сравнению с продуктами-аналогами (выпускаемые плодоовощные пюре, десерты), содержит больше витаминов группы В, витамина С, РР, содержит незаменимый витамин Д и К, помимо того богат Са, К, Fe, Р. Тыквенно-яблочный десерт «Солнечный вкус» на основе манной крупы позиционируется как питательный, сытный, нежный и легкоусвояемый плодоовощной десерт. Использование пшенного шрота в десерте «Легкость» позиционирует его как функциональный, оригинальный и необходимый высокобелковый продукт, богатый клетчаткой, приобрести который можно по более низкой цене по сравнению с продуктами-аналогами. Отличительной особенностью разработанных тыквенно-яблочных десертов являются органолептические показатели: сочетание гармоничного кисло-сладкого, слегка жгучего вкуса основной части продукта с теплым пряным вкусом ароматной мускатной заливки из карамелизованной груши, - что особенно понравится любителям пробовать и открывать для себя новые интересные сочетания.

Будучи низкокалорийным и легкоусвояемым предложенный товар является диетическим, что подходит для населения всех возрастов, кроме того, данный факт особенно заинтересует женское население. Важную роль играет низкая стоимость предлагаемого десерта, которая делает его доступным человеку, семье с малым доходом.

Немаловажное значение при фасовке и реализации готового товара имеет красочное внешнее оформление упаковки: для готового плодоовощного десерта предпочтительна маркировка на тему здорового питания с природными элементами в качестве украшения. В верхней части упаковки по центру будет размещена надпись: «Здоровье, подаренное природой»; ниже будет размещена иллюстрация: ярко светит солнце над красивым садом с плодоносящими деревьями и грядами бахчевых, на переднем плане справа от сада расположен белый круглый стол с корзиной фруктов, бахчевых и парой баночек тыквенно-яблочного десерта, скамейка; рядом берег, протекает полноводная голубая река. Такой сюжет настраивает на приятное и спокойное времяпрепровождение на свежем воздухе, вдали от суеты, наедине с природой, пробуя самое полезное и ценное, что она подарила. Вся польза и забота природы выражается в тыквено-яблочном десерте. Наименование продукта будет размещено в нижнем ряду под иллюстрацией, справа от рисунка будут указаны основные вещества, которыми богат плодоовощной десерт.

Информация о работе Разработка и оценка потребительских свойств десерта тыквенно-яблочного функционального назначения