Разработка и оценка потребительских свойств десерта тыквенно-яблочного функционального назначения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 21:58, дипломная работа

Описание работы

Стремление к здоровому образу жизни все больше набирает силу. В настоящее время во всех развитых странах мира вопросы здорового питания возведены в ранг государственной политики. В современном обществе существует проблема нарушения питания населения, связанная с потреблением высокоэнергоемкой пищи, содержащей незначительное и, таким образом, недостаточное количество макро-, микроэлементов, витаминов и других необходимых микронутриентов. Наряду с малоподвижным образом жизни несбалансированное питание ведет к различного рода заболеваниям ЖКТ, сердечно-сосудистой, иммунной систем и всего организма в целом.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….......6
I. Аналитический обзор литературы…………………………………………….8
1.1 Классификация и ассортимент десертной продукции.…………………………………………………………………………8
1.2 Факторы, формирующие качество плодоовощных десертов…………....12
1.2.1 Основное и дополнительное сырьё для производства плодоовощных десертов ………………………………………………………………………….12
1.2.2 Технология производства плодоовощной десертной продукции………………………………………………..……………………….23
1.2.3 Упаковка, маркировка и хранение плодово-ягодных, плодоовощных кондитерских изделий…………………………………………………………...29
1.3 Влияние химического состава на пищевую и биологическую ценность плодоовощных кондитерских изделий…………………………………………37
1.4 Функциональные свойства основного и дополнительного сырья…….....50
1.5 Инновационные подходы в создании десертов…………………………....55
II. Экспериментальная часть…………………………………………………....58
2.1 Цели, задачи, объекты, предметы исследования и структурная схема исследования……………………………………………………………………..58
2.2 Контент-анализ………………………………………………………………61
2.3 Анализ результатов социологического опроса населения……………..…71
2.4 Показатели структуры ассортимента……………………………………....79
2.5 Анализ химического состава, пищевой ценности, функционально-технологических свойств основного и дополнительного сырья……………..86
2.5.1 Исследование показателей качества и химического состава основного сырья……………………………………………………………………………...86
2.5.2 Исследование показателей качества и химического состава дополнительного сырья…………………………………………………………89
2.5.3 Обоснование рецептуры плодоовощных десертов. Выработка модельных образцов……………………………………………………………..93
2.6 Технология производства плодоовощного десерта…………………...100
2.7 Оценка потребительских свойств плодоовощных десертов свежевыработанных и в процессе хранения………………………………….104
2.7.1 Оценка органолептических показателей качества…………………….104
2.7.2 Изучение физико-химических показателей качества разработанного плодоовощного десерта свежевыработанного и в процессе хранения……..108
2.7.3 Анализ микробиологических показателей и показателей безопасности выработанных плодоовощных десертов……………………………………...111
2.7.4 Степень удовлетворения физиологической потребности выработанными тыквенно-яблочными десертами……………………………………………....113
III. Экономическая часть………………………………………………………115
3.1 Расчет рыночной цены готового продукта……………………………….115
3.2 Анализ конкурентоспособности продукта…………………………….….123
3.3 Продвижение товара на рынок…………………………………………….126
IV. Безопасность жизнедеятельности…………………………………………133
4.1 Анализ опасных и травмирующих факторов производства…………..…133
4.2 Мероприятия по безопасности жизнедеятельности……………………...138
4.2.1 Расчет времени эвакуации при пожаре…………………………………138
4.2.2 Расчет тяжести и напряженности трудового процесса………………...154
4.2.3 Техника безопасности при работе с химическими реактивами в лаборатории……………………………………………………………………..169
Выводы………………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Пояснительная дипломная записка.docx

— 818.32 Кб (Скачать файл)

При реализации тыквенно-яблочного десерта важным является размещение продукции в торговом зале хозяйствующего субъекта, а также выкладка товара. Для привлечения внимания покупателей плодоовощной десерт будет размещен в отделе кондитерском отделе рядом с сахаристыми изделиями, но при этом выкладка будет осуществлена на отдельностоящем стенде, в сопровождении информационно-рекламного материала о товаре, который будет привлекать дополнительное внимание. Эффективным будет распространение листовок желтого цвета с изображением тыквенно-яблочного десерта и указанием информации и о его пользе для здоровья.[116]

На начальном этапе реализации и налаживания контакта с дистрибьюторами будут применяться системы скидок при оптовой пробной закупке товара. [61]

Для осуществления прямой продажи и сохранения невысокой стоимости разработанный плодоовощной десерт будет размещен не только в розничных сетях, но и на оптовых базах.[75] Для поддержания стабильного качества товара компоненты для его производства должны быть натуральными и свежими как при производстве первой партии десерта, для этого необходимо заключить договор с оптовой сельскохозяйственной или плодоовощной базой, с фермерским хозяйством на закупку плодов и овощей.

Таким образом, рассчитанная полная себестоимость разработанного тыквенно-яблочного десерта фасованного в стеклянную тару объемом 125 мл показала, что уровень цены продукта ниже уровня цен на товар-аналог, в частности, на тыквенно-яблочное пюре «Бабушкино лукошко». Производство разработанного продукта может быть прибыльным. Плодоовощной десерт конкурентоспособен. Помимо невысокой цены товар обладает хорошими органолептическими качествами и высокой пищевой ценностью, что удовлетворяет желания покупателей в приобретении качественного товара по удобной цене, о чем свидетельствует значение рассчитанного интегрального показателя плодоовощного десерта. В связи с недостатком потребления населением города Орла плодов и овощей производство разработанного продукта актуально. Для реализации и продвижения тыквенно-яблочного десерта на рынок будет осуществляться рекламная кампания, благоприятное размещение и выкладка товара для покупателей, яркое оформление маркировки продукта, будут раздаваться листовки с информацией о плодоовощном десерте (о его пользе), при оптовой пробной покупке десерта будет предоставляться скидка. Постоянное качество тыквенно-яблочного десерта обеспечивается использованием натурального сырья, поставляемого оптовым хозяйствующим субъектом.

 

 

 

 

IV. Безопасность жизнедеятельности

4.1 Анализ опасных и  травмирующих факторов производства

 

Разработка, создание и проведение испытаний модельных образцов, а так же готового продукта проводились на территории  ГУ-УНПК в лабораторном помещении на кафедре «ТиТПП».

Лаборатория была исследована на благоприятные условия для проведения необходимых в ней работ и наличие опасных, травмирующих факторов.

К вредным факторам, согласно определению, данному в Законе «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 23.06.1999 г., относят факторы, которые становятся в определенных условиях причиной заболеваний или снижения работоспособности. При этом имеется в виду снижение работоспособности, исчезающее после отдыха или перерыва в активной деятельности.[17,18]

Опасными называются факторы, которые приводят в определенных условиях к травмам или внезапным резким ухудшениям здоровья.

По природе воздействия на человека опасные и вредные факторы подразделяются по ГОСТ 12.0.003-74 на следующие классы: физические, химические, биологические и психофизиологические факторы.[18]

Опасная работа, связанная с применением легковоспламеняющихся и взрывчатых материалов. [8]

Важную роль при работе в лаборатории или на производстве играет микроклимат (температура, относительная влажность воздуха, скорость движения воздуха). Микроклимат производственных помещений - это климат внутренней среды этих помещений, который определяется действующими на организм человека сочетаниями температуры, влажности и скорости движения воздуха.[22,23] К микроклиматическим показателям относят также температуру поверхностей ограждающих конструкций, предметов, оборудования, а также некоторые их производные (градиент температуры воздуха по вертикали и горизонтали помещения, интенсивность теплового излучения от внутренних поверхностей). [8] Тепловое состояние, при котором напряжение системы терморегуляции незначительно, определяется как тепловой комфорт. Он обеспечивается в диапазоне оптимальных микроклиматических условий, в пределах которого отмечается наименьшее напряжение терморегуляции и комфортное теплоощущение.

Помещение лаборатории кафедры «ТиТПП» имеет размер 4,5×6×3,5 м, общая площадь составляет 27 м2, объем – 94,5 м3.

Лаборатория является помещением І категории (выполняются легкие физические работы), поэтому должны соблюдаться следующие требования:

- оптимальная температура  воздуха - 22°С (допустимая - 20-24°С), 

         - оптимальная относительная влажность - 40-60% (допустимая - не более 75%) , скорость  движения воздуха не более 0,1м/с.

Для создания и автоматического поддержания в лаборатории независимо от наружных условий оптимальных значений температуры, влажности, чистоты  и скорости движения воздуха, в холодное время года используется водяное отопление, в теплое время года применяется кондиционирование воздуха – естественная вентиляция.[113] Естественная вентиляция осуществляется посредством тепловой конвекции через открытые окна. Лаборатория оснащена вытяжной вентиляцией местного характера для удаления вредных веществ, поступающих во время проведения эксперимента.

В лаборатории предусмотрен водопровод и канализация.

Работы в лаборатории по тяжести относятся к категории II [112]а, то есть это работы, связанные с ходьбой, перемещением мелких (до 1 кг) предметов в положении стоя или сидя и требующие определенного физического напряжения.

Лаборатория имеет два световых проема размерами 2,15×1,5 м каждый общей площадью 6,45м2. Расстояние между окнами составляет 0,6 м. Для  естественной освещенности большое значение имеют чистота и цветовая отделка стен и потолка помещения. Стены лаборатории окрашены в светло-оранжевый цвет, на полу выложен паркет, потолок побелен.

Для проведения зрительных работ в лаборатории используется естественное и искусственное освещение. Естественное освещение создается за счет световых проемов, слабое. В связи с этим осуществляется искусственное освещение с помощью светильников в виде люминесцентных ламп, равномерно расположенными на потолке. Для выполнения экспериментов и опытов, требующих зрительного напряжения, применяют комбинированное освещение в зависимости от характера проводимых работ.

Всего в лаборатории 8 светильников, расположенных в ряды по два в каждом. В каждом светильнике установлены две люминесцентные лампы. Мощность ламп 80 Вт.

Согласно ГОСТ 12.1.003-83 ССБТ  эквивалентный уровень звука для рабочих мест в помещениях — дирекции, проектно-конструкторских бюро; расчетчиков, программистов вычислительных машин, в лабораториях для теоретических работ и обработки данных не должен превышать 50 дБА.[19] В лаборатории при работе возникает шумовой эффект из-за вибрации поверхностей машин и оборудования – шум механического происхождения, а также электромагнитного происхождения. Основными источниками шума являются: холодильник, центрифуга, люминесцентные лампы.

Электромагнитные поля, характеризующиеся напряженностями электрических и магнитных полей, наиболее вредны для организма человека. Основным источником этих проблем, связанных с охраной здоровья людей, использующих в своей работе автоматизированные информационные системы на основе персональных компьютеров, являются  дисплеи (мониторы), особенно дисплеи с электронно-лучевыми трубками. Они представляют собой источники наиболее вредных излучений (мягкое рентгеновское, ультрафиолетовое, инфракрасное и другие) неблагоприятно влияющих на здоровье. Уровни напряженности электростатических полей должны составлять не более 20 кВ/м. Поверхностный электростатический потенциал не должен превышать 500В. Для снятия заряда экран монитора компьютера лаборатории заземляют.[27]

С точки зрения электроопасности лаборатория относится к помещениям без повышенной опасности согласно ГОСТ 12.1.013- 78, т.е. сухое, беспыльное, с нормальной температурой воздуха, изолирующими полами, имеется мало заземленных предметов. Электробезопасность обеспечивается в соответствии с ГОСТ 12.1. 030. - 81.[29]

В лаборатории находятся применяемые в работе компьютер, принтер, электрические плиты (2 плиты),  а также оборудование для экспериментов, которые используют электроэнергию как источник питания. Все это оборудование может явиться причиной поражения людей электрическим током. Электрооборудование на территории лаборатории питается от сети переменного тока натяжением 220В частотой 50 Гц. Для обеспечения проведения работ помещение оборудовано розетками (220В), к которым подключаются электросветильники и электроинструменты, измерительные приборы.

Для обеспечения электробезопасности предпринимаются следующие меры:

         - под рабочим местом размещен  диэлектрический коврик;

- все токоведущие провода тщательно заизолированы от случайного прикосновения;

- электрическое разделение  сети;

- устранение опасности  поражения или появления напряжения  на корпусе электрооборудования  применением за счет защитного  заземления, зануления, защитного отключения  и другими мерами;

- применение специальных  электрозащитных средств – переносных  приборов и приспособлений;[29]

Для предотвращения несчастных случаев регламентом проверок предусмотрена ежесезонная проверка исправности защитного зануления.[16]

Недоступность токоведущих частей электроустановок для случайного прикосновения обеспечивается изоляцией токоведущих частей, размещением их на недоступной высоте, ограждением и другими средствами.[9,24].

В результате анализа потенциально вредных и опасных производственных факторов в лаборатории были выявлено наличие источников травматизма - различные приборы, используемые для проведения экспериментов – это ножи (порезы, проколы и т.д.), спиртовки (ожоги), стеклянная посуда и другие. [26]

При проведении экспериментов в воздушную среду лаборатории могут поступать различные вредные вещества. Содержание вредных веществ в воздухе не должно превышать предельно допустимых концентраций.

Для исследования качества продуктов питания применяются аммиак, ацетон, едкие щелочи, серная кислота, соляная кислота, спирт метиловый, спирт этиловый, толуол, уксусная кислота, этиловый эфир, но  содержание этих веществ в воздухе рабочей зоны лаборатории не превышает установленных гигиеническими нормативами предельно допустимых концентраций в воздухе рабочей зоны.[25]

Все вещества находятся в специальной посуде с притертыми пробками, на которой указаны их названия и концентрации. Работы с горючими, ядовитыми, пахучими веществами, концентрированными кислотами и щелочами осуществляют только в вытяжном шкафу.

В связи с присутствием в лаборатории травмоопасных факторов студенты и сотрудники лаборатории допускаются к работе в помещении только после прохождения инструктажа по безопасности труда и пожарной безопасности в лаборатории в целом и на каждом рабочем месте.

Лаборант химического анализа обеспечен спецодеждой и средствами индивидуальной защиты (халат хлопчатобумажный, фартук, прорезиненный с нагрудником, перчатки резиновые, очки защитные при работе с химическими реактивами).

 

4.2 Мероприятия по безопасности  жизнедеятельности

4.2.1 Расчет времени эвакуации  при пожаре

 

Одним из основных способов защиты от поражающих факторов ЧС является своевременная эвакуация и рассредоточение персонала объектов и населения из опасных районов и зон бедствий.

Эвакуация – комплекс мероприятий по организованному выводу или вывозу персонала объектов из зон ЧС или вероятностей ЧС, а также жизнеобеспечение эвакуированных в районе размещения.

При проектировании зданий и сооружений одной из задач является создание наиболее благоприятных условий для движения человека при возможной ЧС и обеспечение его безопасности. Вынужденное движение связано с необходимостью покинуть помещение или здание из-за возникшей опасности (пожар, авария и т.п.). Профессором В.М. Предтеченским впервые рассмотрены основы теории движения людей как важного функционального процесса, свойственного зданиям различного назначения.

Практика показывает, что вынужденное движение имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать для сохранения здоровья и жизни людей. Статистика показывает, что наибольшее число жертв приходится на пожары в зданиях с массовым пребыванием людей. Число жертв на пожарах в театрах, универмагах и других общественных зданиях достигает несколько сотен человек.[46]

Основная особенность вынужденной эвакуации заключается в том, что при возникновении пожара, уже в самой его начальной стадии, человеку угрожает опасность в результате того, что пожар сопровождается выделением тепла, продуктов полного и неполного сгорания, токсических веществ, обрушением конструкций, что, так или иначе, угрожает здоровью или даже жизни человека. Поэтому при проектировании зданий принимаются меры, чтобы процесс эвакуации мог бы завершиться в необходимое время.

Следующая особенность заключается в том, что процесс движения людей в силу угрожающей им опасности инстинктивно начинается одновременно в одном направлении в сторону выходов, при известном проявлении физических усилий у части эвакуирующихся. Это приводит к тому, что проходы быстро заполняются людьми при определенной плотности людских потоков. С увеличением плотности потоков скорости движения снижаются, что создает вполне определенный ритм и объективность процесса движения. Если при нормальном движении процесс эвакуации носит произвольный характер (человек волен двигаться с любой скоростью и в любом направлении), то при вынужденной эвакуации это становится невозможным.

Информация о работе Разработка и оценка потребительских свойств десерта тыквенно-яблочного функционального назначения