Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 23:04, шпаргалка
Научно-технический прогресс (НТП) — это взаимосвязанное поступательное развитие науки и техники, процесс непрерывного совершенствования орудий и средств труда, технологии и организации производства, повышения его технического уровня на основе создания, освоения и распространения новых знаний.
НТП - это прогресс научных знаний, результатом которых являются нововведения, т. е. прогрессивные изменения техники, технологии, продукта, организации производства.
Торговля как отрасль экономики. Состояние, направления развития торговли в условиях формирования рыночной экономики.
Правовое регулирование торговой деятельности в Республике Беларусь.
Основные направления НТП для повышения эффективности торговли.
Научно-технический прогресс (НТП) — это взаимосвязанное поступательное развитие науки и техники, процесс непрерывного совершенствования орудий и средств труда, технологии и организации производства, повышения его технического уровня на основе создания, освоения и распространения новых знаний.
НТП - это прогресс научных знаний, результатом которых являются нововведения, т. е. прогрессивные изменения техники, технологии, продукта, организации производства.
К числу основных направлений этой перестройки относятся:
■ ограничение роли государства. Оно планирует и организует разработку и освоение только ограниченного числа крупнейших нововведений на основе долгосрочных комплексных программ, ориентированных на крупные структурные сдвиги; организацию инновационного цикла «производство - сбыт - обслуживание» осуществляют товаропроизводители (предприятия) по своей инициативе и за свой счет;
■ замена централизованного планирования государственно-общественным регулированием НТП с помощью законодательных органов, исполнительной власти и научно-технической общественности;
■ усиление
роли рыночного механизма в
■ стимулирование конкуренции субъектов хозяйствования различных форм собственности в получении права на разработку технических проектов, предлагаемых на рынке;
■ внедрение таких инструментов регулирования рынка нововведений, как государственные заказы, целевые субсидии (субвенции), гранты (контракты на конкурсной основе), льготные кредиты, налоговые и ценовые льготы, ускоренная амортизация.
Проблема развития научно-технического прогресса в торговле имеет комплексный характер и включает следующее:
■ развитие прогрессивной технологии торговых процессов на всех этапах товародвижения;
■ ускорение механизации и автоматизации трудоемких операций торгово-технологического процесса;
■ прогресс в области развития материально-технической базы;
■ совершенствование организации труда и управления технологическими процессами и людьми;
■ создание кадрового потенциала.
Можно выделить ряд общих закономерностей и современных направлений НТП в торговле товарами народного потребления:
■ индустриализация основных торговых процессов, в том числе информационных (коммерческих, управленческих), материально-вещественных, связанных с упаковкой и подготовкой товаров к продаже и потреблению, товародвижением;
■ создание системы взаимосвязанных машин и оборудования для выполнения совокупности торгово-техноло-гических процессов, в том числе автоматизированных складских комплексов;
■ развитие и создание новых научных технологий торговых процессов на основе их электронизации и автоматизации;
■ развитие прогрессивных способов продажи товаров на основе внедрения новой техники и активизации роли покупателей в процессах торговли;
■ создание материально-технической базы, каналов товаропроводящей сети, обеспечивающей экономичность товародвижения ;
■ формирование
эффективных организационных
■ интеграция функций производственного и торгового характера, развитие прямых хозяйственных связей между производством и потребителями;
■ централизация управления научно-техническим прогрессом и развитием материально-технической базы торговли.
Нужна трудосберегающая технология процессов товародвижения на основе сквозных технологических таро-транспортных систем перемещения товаров от производителя до магазина, основанная на применении тары-оборудования, пакетировании и контейнеризации перевозок.
Внедрение достижений НТП в торговлю предполагает интенсивное развитие прогрессивных технологий, форм и методов торгового обслуживания населения.
Перспективными являются методы продажи по образцам и каталогам, самообслуживание; формы продажи товаров в кредит, по предварительным заказам, комиссионная, посылочная торговля.
Широкое развитие получает фирменная торговля, а также система фирменных секций на действующих предприятиях как наиболее перспективная форма кооперации торговли и промышленности в сфере розничной торговли.
Основой всех прогрессивных современных технологий торговли является компьютеризация, выступающая одним из катализаторов научно-технического прогресса в отрасли.
Важным направлением НТП является создание современного складского хозяйства на индустриальной основе.
Целесообразен процесс укрупнения складов, увеличения их площади и высоты (до 40 м), а также обеспеченности складскими площадями в расчете на 1000 жителей.
Увеличение высоты складов создает условия для использования межстеллажных высотных манипуляционных машин в автоматическом режиме.
Перспективно и уже получило в республике развитие создание небольших мелкооптовых магазинов-складов самообслуживания с преимущественно наличным расчетом за товары для нужд малого и среднего предпринимательства.
Создание таких складов позволит решить задачу сочетания преимуществ крупного современного складского хозяйства с использованием его в интересах малых и средних торговых структур, обеспечением мелкопартионного спроса.
Признаки организационного построения торговой отрасли
Торговля
как отрасль народного
В основу организационного
построения торговли положены четыре
признака: административно-
Применение административно-
Товарно-отраслевой признак характеризует товарный профиль торговых организаций. По товарной специализации различают следующие виды торговых организаций:
■ универсальные, торгующие продовольственными и непродовольственными товарами;
■ продовольственные: универсальные, специализированные, неспециализированные;
■ непродовольственные: универсальные, специализированные, неспециализированные.
В продовольственной торговле наметилась тенденция к универсализации, а в торговле непродовольственными товарами - создание специализированных предприятий (организаций).
Особенностью торговли как отрасли народного хозяйства является ее многоведомстпвенность. Она проявляется в том, что торговую деятельность осуществляют различные министерства и ведомства: Министерство торговли, Белорусский республиканский союз потребительских обществ (Белкоопсоюз), отделы рабочего снабжения (ОРСы) ряда министерств и транспорта, непромышленные министерства и государственные комитеты, промышленные министерства, предприятия которых выпускают товары народного потребления.
По форме организации торговля подразделяется на следующие виды:
■ оптовая торговля;
■ розничная торговля;
■ общественное питание (торгово-производственная деятельность).
В Республике Беларусь правовую основу осуществления торговой деятельности, а также ее государственного регулирования определяет Закон Республики Беларусь «О торговле» № 231 от 28 июня 2003 г.
В соответствии
с указанным Законом под
Розничная торговля - вид торговли товарами, предназначенными для личного, семейного, домашнего потребления и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Организационно-хозяйственными звеньями розничной торговли являются торговые объекты (магазин, павильон, киоск, палатка, автомагазин и др.), торговые организации и торговые системы.
Торговые системы - это совокупность организаций розничной и оптовой торговли с учетом форм собственности, специфики продажи отдельных товаров и контингента обслуживаемого населения.
Государственную розничную торговлю осуществляют торговые организации Министерства торговли, исполнительных комитетов органов местного управления; органов рабочего снабжения отдельных отраслей промышленности и транспорта; торговые организации и предприятия непромышленных министерств и ведомств; фирменная сеть промышленных министерств и ведомств.
Основной торговой системой государственной торговли является Министерство торговли Республики Беларусь. Для него характерны значительная концентрация и специализация торговой сети, высокий уровень технического оснащения. Доля государственной торговли в розничном товарообороте республики в 2004 г. составляла 18,4 %.
Министерство торговли Республики Беларусь осуществляет руководство государственными торговыми организациями непосредственно республиканского и местного подчинения.
Руководство розничной торговлей на местах осуществляют областные и Минское городское управления потребительского рынка и услуг. В их подчинении находятся торговые организации и организации коммунальной собственности.
Большая роль в организации снабжения и обслуживания рабочих и служащих важнейших отраслей промышленности, транспорта, крупных новостроек отводится системе органов рабочего снабжения (ОРС). ОРС как торговая организация действует на правах отдела промышленного или транспортного предприятия, объединения, треста. В оперативном отношении он подчиняется руководителю промышленного предприятия, в хозяйственно-финансовом - вышестоящему органу - Управлению рабочего снабжения (УРС).
ОРСы наряду с розничной торговлей могут осуществлять производственную деятельность, обеспечивать общественное питание работников, их бытовое обслуживание и т. п.
На территории республики действуют ДОРОРС Белорусской железной дор'оги, УРС Министерства транспорта, ОРС «Беларусьнефти», ОРС треста «Белэнергострой» и др
Определенное место в государственной розничной торговле занимают предприятия и организации непромышленных министерств и ведомств, которые наряду с выполнением своих основных функций реализуют населению определенные группы, виды товаров или обслуживают определенный контингент населения. К ним относятся:
■ Министерство здравоохранения, организующее продажу лекарств, оптики, предметов санитарии и гигиены на своих предприятиях (аптеки, аптечные магазины и магазины оптики);
■ министерства связи, информации и культуры, занимающиеся розничной торговлей печатной и книжной продукцией;
■ Министерство
жилищно-коммунального
Розничная сеть промышленных предприятий представлена фирменной торговлей, которая получает существенное развитие в современных условиях.
В результате
осуществления программы
Арендные предприятия образуютс
Информация о работе Шпаргалка по "Организации и технологии торговли в РБ"