Шпаргалка по "Организации и технологии торговли в РБ"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 23:04, шпаргалка

Описание работы

Научно-технический прогресс (НТП) — это взаимосвязанное поступательное развитие науки и техники, процесс непрерывного совершенствования орудий и средств труда, технологии и организации производства, повышения его технического уровня на основе создания, освоения и распространения новых знаний.
НТП - это прогресс научных знаний, результатом которых являются нововведения, т. е. прогрессивные изменения техники, технологии, продукта, организации производства.

Содержание работы

Торговля как отрасль экономики. Состояние, направления развития торговли в условиях формирования рыночной экономики.
Правовое регулирование торговой деятельности в Республике Беларусь.
Основные направления НТП для повышения эффективности торговли.

Файлы: 1 файл

шпоры по организации и технологии торговли.docx

— 195.48 Кб (Скачать файл)

Устройство  и планировка неторговых помещений  существенным образом зависят от типа магазина, физико-механических и  химических свойств реализуемых  товаров, характера спроса на них.

Помещения для приемки товаров включают зоны для раз грузки транспортных средств, площади для размещения принятых товаров и их количественной и качественной проверки, площади для ночного завоза товаров. Эти помещения желательно размещать со стороны грузового двора на одном уровне с торговым залом. Для разгрузки транспортных средств обору дуются платформы, а в крупных магазинах —открытые или закрытые рампы или дебаркадеры.

Основным  требованием к помещениям для  хранения товаров является обеспечение  их' сохранности в течение установленных  сроков хранения. Они могут размещаться  в под вальных помещениях или  на верхних этажах торгового зда ния, что требует специальных средств подъемно-транспортного оборудования (лифтов, подъемников). Лучшим вариантом является размещение их на одном уровне с торговым залом. Охлаждаемые камеры хранения устраивают в одном блоке, они должны быть хорошо изолированы от других помещений.

Размещение  помещений для подготовки товаров  к продаже должно планироваться  с учетом поточной технологии работ. Технологическими схемами может  предусматриваться движение товарных потоков как прямо в торговый зал, так и через помещения  для подготовки товаров к продаже. Это зависит прежде всего от характера работ, связанных с подготовкой к продаже (фасовка, мойка, нарезка, этикетирование, разруб мяса — для продовольственных товаров; утюжка, чистка, мел кии ремонт, сборка мебели и т. д. — для непродовольственных товаров).

Площади для этих групп помещении определяются на основе нормалей основных планировочных  элементов магазина самообслуживания, а также дополнительных расчетов с учетом условий работы конкретных магазинов.

 

  1. Состав помещений магазина. Объемно-планировочные решения и компоновка. Разработка технологической планировки торгового зала продовольственного магазина.

 

Помещения, входящие в состав магазина, по своему функциональному назначению делятся  на следующие группы:

• торгово-операционный зал, включающий торговый зал и площади  для дополнительного обслуживания покупателей (кафетерии, раскрой тканей, подгонка швейных изделий по фигуре, оформление кредита, звукозапись и  т. д.);

• помещения  для приема, хранения и подготовки товаров к про даже (разгрузочные, приемочные, кладовые для хранения и подготовки товаров к продаже, фасовочные, разрубочные, для проверки технически сложных товаров и  др.);

• подсобные  помещения (кладовые для хранения тары, упаковочных материалов, пункт приема посуды и др.);

• административно-бытовые  помещения (кабинет директора, торговый отдел, бухгалтерия, комната для  отдыха персонала, мед пункт, санитарные устройства и т. д.);

• технические  помещения (вентиляционные камеры, машинное отделение холодильных установок  и др.);

• площадь  связи (проходы, проезды).

Объемно-планировочное  решение должно обеспечить оптимальную  связь между ними. При этом следует  соблюдать следующие требования:

• торговые залы должны быть технологически связаны  с помещениями для подготовки и хранения товаров, обеспечивать кратчайшие пути для грузопотоков;

• проходы  в административные, бытовые, подсобные  и технические помещения не должны проектироваться через торговые залы и помещения для хранения и подготовки товаров к про даже;

• помещения, где хранятся товарно-материальные ценности, не должны быть проходными;

• расположение помещений магазина должно соответствовать  последовательности и прямолинейности  технологического процесса.

 

  1. Характеристика основных видов тары и упаковки продовольственных товаров. Новые виды тары и упаковки. Стандартизация, сертификация, унификация тары.

Тара — это элемент упаковки, предназначенный для хранения, упаковки и транспортирования товара.

В торгово-технологическом процессе она играет следующую роль:

- обеспечивает сохранность товаров;

- в создает удобства для переработки грузов на всем пути продвижения товаров от производства до потребителя;

- дает возможность эффективнее использовать емкость складов и грузоподъемность транспортных средств;

- является необходимым условием использования прогрессивных технологий как при продвижении товаров, так и в процессе их розничной продажи;

- выполняет рекламные функции;

- способствует ускорению товарооборачиваемости, увеличению объемов продаж, повышению производительности труда;

- является важным условием для механизации торгово-технологических процессов;

- обеспечивает снижение затрат при доведении товаров до потребителя.

Особую  роль в торгово-технологическом  процессе играет потребительская тара. Она является носителем рекламы и коммерческой информации, необходимой как для работников торговли, так и для покупателей, облегчает возможность количественного учета товаров. При использовании для продажи товаров метода самообслуживания требования к упаковке повышаются. Она должна иметь достаточный объем информации о товаре, способах его применения, условиях хранения, цене; иметь привлекательное рекламное оформление, обеспечивать сохранность товара, предоставлять покупателю возможность свободного ознакомления с товаром.

В республике в перспективе должна быть создана  современная индустрия по производству прогрессивных видов тары, обеспечивающая ее высокое качество и эффективное использование. Целесообразно широко применять картонную, полимерную, тонкостенную деревянную тару, чтобы уменьшить расходы дерева, металла и других дорогостоящих материалов на ее изготовление. Широкое распространение должна получить многооборотная и возвратная тара, тара-оборудование (поддоны, контейнеры).

Транспортная тара предназначена для транспортирования и хранения товаров в процессе доведения их от производства до потребителя. Она представляет собой самостоятельную транспортную единицу или ее часть.

Тара-оборудование - это специальные конструкции, выполняющие одновременно роль внешней тары, транспортного средства и оборудования складов, магазинов при хранении, перемещении и продаже товаров.

Наиболее  распространенными видами тары являются поддоны и контейнеры, используемые для сквозного продвижения товаров от производства до магазина при пакетно-контейнер-ной технологии доставки.

Стеклянная тара используется для затаривания жидких товаров. Она включает банки, бутылки, бутыли, баллоны различных форм и вместимости.

Картонная тара включает ящики и коробки. Она является относительно дешевой и легкой, обладает хорошей изотермичностью. Картонные ящики изготавливают из прессованного и гофрированного картона, коробки - из прессованного. Ящики из гофрированного картона выпускают складными с четырехклапанным дном и крышкой. Внутри картонные ящики могут иметь перегородки, вкладыши, прокладки. Картонные коробки широко используются как потребительская тара.

Бумажная тара применяется в основном для затаривания сыпучих и штучных товаров. К ней относятся бумажные мешки, пакеты. Мешки подразделяются на битумиро-ванные (крафт-мешки), дублированные и влагопрочные. По способу изготовления мешки делятся на склеенные, сшитые, с открытой и закрытой (с клапанами) горловиной. Общее число слоев бумаги может быть от 3 до 6 (с различной пропиткой), что определяет область их применения: для негигроскопичной, мало- и сильногигроскопичной продукции. Пакеты изготавливают из специальной упаковочной бумаги.

Металлическая тара обладает большой механической прочностью, что значительно повышает возможность многократного ее использования. К основным разновидностям металлической транспортной тары, поступающей в торговлю с товарами, относятся контейнеры, в том числе тара-оборудование, поддоны ящичные, бочки, барабаны, фляги, бидоны, ящики. Кроме того, металлическая тара широко используется как потребительская для упаковки товаров при длительном хранении.

Все более  широкое распространение получает полимерная тара. Преимущества этой тары состоят в том, что она достаточно прочная, химически стойкая, непроницаемая,

легко окрашивается в любой цвет, легко моется, дезинфицируется.

Для упаковки жидких продуктов (минеральная вода, пиво, прохладительные напитки, растительное масло) широко используется упаковка из ПЭТ-полимера. ПЭТ -единственный упаковочный материал (за исключением стекла), который не входит во взаимодействие с расфасованным в него продуктом.

ПЭТ-упаковка прозрачная, как стекло, но намного  легче стекла, при транспортировке она способна выдерживать значительные транспортные нагрузки. ПЭТ-полимер позволяет «экспериментировать» с формой упаковки, а также наносить на бутылку логотип изготовителя и другую нужную информацию. Изделия из ПЭТ-полимера подлежат вторичной переработке.

Унификация тары - приведение ее к единым типоразмерам. Она осуществляется на основе единого модуля (единицы меры) 1200x800 мм, который соответствует размерам международного плоского обменного поддона.

Принципы  унификации заключаются в том, что  размеры ящиков по площади дна должны быть кратными по отношению к модульному размеру. Так, кратность по отношению к модульному размеру 1200x800 мм ящиков, имеющих размер 300x200 мм, составляет 16, т. е. такое количество ящиков должно разместиться на поддоне, заполнив его полностью.

Унификации  подлежит транспортная тара круглого сечения (бочки). Размещение бочек на поддоне в один ря,я возможно в нескольких вариантах в количестве от 3 до 24 единиц с условием наиболее полного его использования.

Унификация  транспортной тары обусловливает необходимость унификации потребительской тары с учетом ее погрузки в транспортные ящики принятых размеров. Неизменность объема унифицированной транспортной тары делает ее независимой от характера груза и тем самым более универсальной, удобной, экономичной.

Унификация  по единому модулю создает условия  для сокращения типоразмеров тары, автоматизации ее производства, наилучшего использования транспортных средств, широкого внедрения пакетных перевозок грузов, механизации погрузочно-разгрузочных работ. Однотипность грузовых мест обеспечит возможность использования системы машин, механизмов для пакетирования и переработки грузов.

Стандартизация тары предусматривает установление наиболее рациональных типов тары с точки зрения установления единых требований к материалам изготовления, конструктивным особенностям, размерам, форме, весу, качеству. Внедрение государственных стандартов позволяет быстрее развивать производственные мощности промышленных предприятий, изготавливающих тару, способствует экономии материальных ресурсов, повышению

качества  тары и производительности труда. Стандарты  обеспечивают массовое внедрение в  народное хозяйство новейших научно-технических достижений, увязку качественных показателей разнообразных изделий, выпускаемых различными промышленными предприятиями и отраслями промышленности. Различают две основные группы ГОСТов на тару: для товаров народного потребления - ГОСТы на типы, размеры, методы испытаний; ГОСТы на тару для конкретных видов продукции (товаров). 

В настоящее  время действует большое количество стандартов и технических условий на различные виды тары. Стандарты предусматривают:

■ назначение данного вида тары;

■ типы тары в зависимости от ее конструктивных особенностей;

■ количество выпускаемых номеров тары (номенклатура), различаемых по наружным и внутренним размерам (длина, ширина, высота);

■ технические  требования, предъявляемые к таре;

■ маркировку и внешний вид тары.

К техническим требованиям относятся требования к материалу, из которого должна быть изготовлена тара, конструктивным особенностям и размерам, а также прочность и надежность, обеспечивающие полную сохранность затариваемой продукции и многократное использование тары.

Эксплуатационные требования к таре предусматривают удобство упаковки, распаковки, приемки, перевозки, хранения, продажи товаров. В соответствии с этими требованиями тара должна быть компактной, портативной, удобной для выполнения торгово-технологического процесса.

Экономические требования к таре выражаются в том, чтобы затраты на ее производство и оборот были оптимальными.

С точки зрения эстетических требований тара должна быть хорошо рекламно оформлена (особенно потребительская), иметь оригинальную и удобную конструкцию, хороший вид, вписываться в интерьер магазина, привлекать внимание покупателей.

Санитарно-гигиенические требования предполагают обеспечение возможности быстрой санитарной обработки и дезинфекции.

Исключительно серьезное внимание следует уделять экологичности тары, с тем чтобы обеспечить ее безвредность, полную утилизацию, исключить загрязнение окружающей среды.

 

  1. Организация перевозок товаров и транспортно-экспедиционного обслуживания.

 

. Роль  транспорта в торговле и характеристика  основных транспортных средств .

От работы транспорта во многом зависит эффективная деятельность торговых организаций и предприятий, так как расходы на перевозку  товаров занимают значительную долю в издержках обращения. Кроме  того, рациональное использование различных  видов транспортных средств позволяет  более оперативно осуществлять доведение  многих миллионов тонн товаров от производства до конечных потребителей.

Информация о работе Шпаргалка по "Организации и технологии торговли в РБ"