Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 23:04, шпаргалка
Научно-технический прогресс (НТП) — это взаимосвязанное поступательное развитие науки и техники, процесс непрерывного совершенствования орудий и средств труда, технологии и организации производства, повышения его технического уровня на основе создания, освоения и распространения новых знаний.
НТП - это прогресс научных знаний, результатом которых являются нововведения, т. е. прогрессивные изменения техники, технологии, продукта, организации производства.
Торговля как отрасль экономики. Состояние, направления развития торговли в условиях формирования рыночной экономики.
Правовое регулирование торговой деятельности в Республике Беларусь.
Основные направления НТП для повышения эффективности торговли.
Проверка массы тары в остальных случаях производится одновременно с проверкой массы нетто товара.
При обнаружении в процессе приемки недостачи магазин должен дальнейшую приемку приостановить, поступившую партию товара хранить отдельно от имеющихся в магазине материальных ценностей, обеспечить их полную сохранность. О выявлении недостачи составляется акт за подписями лиц, принимавших товар. Магазин обязан по скоропортящимся товарам немедленно после обнаружения недостачи, по остальным не позднее 24 ч направить поставщику по средству срочной связи вызов-уведомление. В нем указываются наименование товара, номер товарно-транспортной накладной, характер недостачи, состояние пломб, а также количество недостающего товара.
Одногородний поставщик по скоропортящимся товарам обязан явиться в течение 4 ч после получения вызова, по остальным товарам - не позднее чем на следующий день.
Иногородний поставщик является не позднее чем в трехдневный срок после получения вызова-уведомления, не считая времени на дорогу, только в том случае, если это предусмотрено договором поставки.
У явившегося представителя поставщика должно быть удостоверение на право участия в приемке товаров в данном магазине.
При неявке представителя поставщика, а также в случае, если явка его необязательна, создается для приемки товаров по количеству комиссия с участием компетентного представителя иного юридического лица или государственного контролирующего органа.
При их отсутствии или отказе выделить представителя проверка производится с участием представителя местного органа управления или самоуправления.
В случае его неявки или отказе товар принимается с участием представителя общественности торговой организации из числа лиц, утвержденных решением местного комитета.
Отказы вышеуказанных организаций от участия в приемке должны быть оформлены письменно.
На право участия в приемке выдается разовое удостоверение.
С согласия поставщика приемка товаров может быть осуществлена работниками магазина в одностороннем порядке. На выявленную недостачу составляется акт по утвержденной форме. В акте заполняются все пункты.
Если в процессе приемки выявлены излишки, то это также отражается в акте.
Акт подписывают все лица, участвующие в приемке товаров по количеству. Лицо, не согласное с содержанием акта, подписывает его с изложением собственного мнения.
К акту приемки товаров по количеству, которым удостоверяются расхождения, должны быть приложены следующие документы:
■ копии сопроводительных документов;
■ упаковочные ярлыки, кипные карты, пломбы;
■ подлинный транспортный документ;
■ удостоверение представителя, выделенного для участия в приемке;
■ первичный акт о приостановлении приемки, составленный в магазине при обнаружении недостачи, и др.
Акт приемки товаров должен быть утвержден руководителем (заместителем) торговой организации получателя не позднее чем на следующий день после его составления.
Одновременно с приемкой товаров по количеству товар принимается также и по качеству. В тех случаях, когда товар в магазин поступает непосредственно от предприятий-изготовителей, он является единственным звеном, где проверяется качество этого товара перед продажей его покупателю.
Товары, поступившие в исправной таре, принимаются по качеству и комплектности: при иногородней поставке -не позднее 20 дней, при одногородней поставке - не позднее 10 дней, а по скоропортящимся товарам - не позднее 24 ч после их поступления в магазин.
Скрытые производственные дефекты, обнаруженные позже, актируются. Акт о скрытых недостатках составляется в течение гарантийного срока. Акт о скрытых недостатках товара, гарантийный срок на который исчисляется с момента его продажи через розничную торговлю, может быть составлен и в период хранения до его продажи.
Приемка по качеству осуществляется в соответствии с требованиями стандартов, технических условий, договоров, а также по сопроводительным документам, удостоверяющим качество (сертификаты соответствия, удостоверения о качестве, ветеринарные свидетельства и т. д.). Не подлежат приемке товары с истекшим сроком годности, хранения (реализации); товары, подлежащие обязательной сертификации, государственной гигиенической регламентации и регистрации, но не прошедшие ее в установленном порядке. При обнаружении несоответствия качества требованиям нормативных и сопроводительных документов магазин обязан приемку приостановить, обеспечить условия хранения, предотвращающие ухудшение качества. Необходимо изолировать поступивший товар от имеющихся в магазине однородных товаров. Магазин должен уведомить поставщика в те же сроки и в том же порядке, что и при выявлении количественного расхождения. Одногородний поставщик обязан явиться не позднее чем на следующий день, а по скоропортящимся товарам - не позднее 4 ч после получения вызова, если в договоре не указан иной срок явки. Представитель иногороднего поставщика обязан явиться, если это предусмотрено договором, не позднее чем в трехдневный срок после получения уведомления, не считая времени, необходимого на дорогу. Представитель поставщика должен иметь удостоверение на приемку конкретных товаров в данном магазине.
При неявке представителя поставщика или необязательной его явке в состав комиссии для приемки товаров по качеству включается представитель органа, осуществляющего государственный контроль качества товара.
По доверенности поставщика приемка может осуществляться с участием компетентного представителя другого предприятия. Возможна и односторонняя приемка товаров по качеству магазином, если поставщик дал на нее согласие.
Способы проверки и методы оценки качества выбираются в соответствии с требованиями нормативных документов и учетом специфических особенностей товаров. При необходимости отбора проб об этом составляется акт, который подписывается всеми членами комиссии.
В день окончания приемки составляется акт определенной формы. Он подписывается всеми членами комиссии. Лицо, не согласное с содержанием акта, подписывает его с изложением собственного мнения. К акту должны быть приложены все необходимые документы.
Организация хранения товаров в магазине
Принятые по количеству и качеству товары перемещают в зоны хранения для создания необходимого размера товарных запасов. Данная технологическая операция обеспечивает выполнение последующих функций технологического процесса, связанных с организацией рациональной технологии продажи товаров.
Товары хранятся в кладовых и непосредственно в торговом зале. Товары, поступающие в таре-оборудовании, могут поступать из мест приемки непосредственно в торговый зал для размещения их на местах продажи (см. рис. 14.4).
Задачами торговых работников по организации процесса хранения являются:
■ обеспечение количественной и качественной сохранности товаров с наименьшими потерями;
■ создание
оптимальных условий для
■ эффективное использование площади хранения и емкости торгово-технологического оборудования.
Реализация этих задач зависит от ряда факторов: наличия и состояния материально-технической базы; уровня организации технологического процесса магазина и профессиональных знаний работников, занятых в технологическом процессе хранения товаров.
Последний фактор имеет особое значение, так как технологический процесс хранения в магазине имеет свои характерные особенности:
■ хранение сравнительно небольших партий (в торговом зале - в распакованном виде);
■ необходимость обеспечения разных условий хранения для товаров различных товарных групп;
■ быстрая обновляемость запасов. Ответственность за правильное хранение товаров несут
материально ответственные лица, которыми являются заведующие складскими помещениями и продавцы (хранение рабочего запаса).
Рациональная организация технологии хранения товаров требует соблюдения целого ряда принципов (рис.).
Рис.. Принципы организации хранения товаров в магазинах
Процесс хранения товаров в магазинах состоит из четырех основных операций:
укладка в создание опти- текущий уход
местах хране- —» мальных уело- -» в процессе на хранение
ния вии хранения хранения
Товары, поступившие от поставщика в таре-оборудовании и подлежащие хранению непродолжительное время, размещают в этой же таре-оборудовании.
Пакетированные товары хранят на поддонах и подтоварниках, товары в промышленной таре - на стеллажах и подтоварниках.
Объем товаров, размещаемых на хранение, зависит не только от размера товарооборота магазина, но и от избранной стратегии управления запасами товаров. Рациональность хранения может обеспечиваться увеличением частоты доставки товаров от поставщиков более мелкими партиями и в подготовленном для продажи виде. Практика подтверждает, что применение тары-оборудования в магазинах дает возможность на 60-65 % уменьшить площадь кладовых и соответственно увеличить торговую площадь.
Принятые товары помещают в специально приспособленные для хранения помещения: охлаждаемые, не-охлаждаемые, утепленные, отапливаемые, для хранения огнеопасных товаров и др. Товары группируются по признаку однородности режима хранения, определяемому физико-химическими и биологическими свойствами товаров. Внутри таких групп товары следует размещать по ассортиментному признаку (мука - крупа, сахар - кондитерские изделия, ткани, белье и т. д.).
Важным принципом
хранения является соблюдение правил
товарного соседства с учетом
физико-химических и биологических
свойств товаров и
За каждой товарной группой в кладовых закрепляются постоянные места хранения (площадки, стеллажи, полки,
ячейки). Адресность хранения обеспечивает оперативное управление товарными запасами и соблюдение очередности продажи с учетом времени хранения товаров в магазине и установленных сроков реализации.
Технология хранения предполагает использование оптимальных способов укладки товаров с позиций эффективного использования отведенных площадей и торгово-технологического оборудования, создания удобств в работе с товарами и контроля за их состоянием и перемещением, предохранения от повреждений.
При определении
способа укладки учитывают
■ свойства и форма товара;
■ упаковка и вид тары;
■ количество товаров, подлежащих хранению. Характеристика существующих способов укладки товаров на хранение представлена в табл.
Таблица
Характеристика способов укладки товаров ва хранение
Из штабельных видов укладки в магазинах чаще применяют следующие: прямую, когда каждое верхнее место в плане совпадает с нижележащим; обратную, где штабель образуется в виде клеток; перекрестную - верхний ряд укладывается поперек грузов нижнего ряда (наиболее устойчивая укладка). Высота укладки штабеля определяется высотой помещения, установленной нормой предельной нагрузки на 1 м пола, видом груза, прочностью тары и упаковки. В частности, при укладке грузов массой более 50 кг при отсутствии механизмов высота штабеля не должна превышать 2 м.
Товары в штабелях и стеллажах укладывают шахматным порядком, с образованием колодцев для вентиляции воздуха. С этой же целью и для лучшей сохранности товаров штабеля и стеллажи располагают на расстоянии 10-15 см от стен, не менее 1 м от отопительных приборов и 50 см - от источников освещения и электропроводки.
Заведующий магазином обязан контролировать соблюдение своими подчиненными режима хранения товаров, который характеризуется определенными требованиями к температуре, влажности воздуха и санитарно-гигиеническим условиям. Предприятие (или индивидуальный предприниматель) не сможет заниматься торговлей определенной группой (группами, видами) товаров, если не обеспечит необходимые условия их хранения. Получение лицензии возможно только при условии соответствующего разрешения органов санитарно-эпидемиологического контроля. К заявлению на выдачу лицензии прилагается наряду с другими документами заключение органов сан-надзора. Лицензия не будет выдана, если экологические и санитарно-гигиенические условия, техническое состояние помещения или здания, в которых будет производиться розничная торговли, не соответствуют требованиям по хранению и реализации данной группы товаров, режиму труда и отдыха работников.
Информация о работе Шпаргалка по "Организации и технологии торговли в РБ"