Шпаргалка по "Организации и технологии торговли в РБ"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 23:04, шпаргалка

Описание работы

Научно-технический прогресс (НТП) — это взаимосвязанное поступательное развитие науки и техники, процесс непрерывного совершенствования орудий и средств труда, технологии и организации производства, повышения его технического уровня на основе создания, освоения и распространения новых знаний.
НТП - это прогресс научных знаний, результатом которых являются нововведения, т. е. прогрессивные изменения техники, технологии, продукта, организации производства.

Содержание работы

Торговля как отрасль экономики. Состояние, направления развития торговли в условиях формирования рыночной экономики.
Правовое регулирование торговой деятельности в Республике Беларусь.
Основные направления НТП для повышения эффективности торговли.

Файлы: 1 файл

шпоры по организации и технологии торговли.docx

— 195.48 Кб (Скачать файл)

Движение  товаров из районов производства в районы потребления должно происходить кратчайшими путями.

В практике организации товародвижения находят  применение две его формы: транзитная и складская.

  Транзитная форма заключается в завозе товаров в розничную торговую сеть непосредственно с производственных предприятий. Она применяется преимущественно по товарам простого ассортимента, которые не требуют подсортировки.

Складская форма товародвижения находит применение в основном при доставке в розничную торговую сеть товаров сложного ассортимента. При этом товары с целью их подсортировки следуют через складские звенья. Различают однозвенную, двухзвенную и более складские формы товародвижения. Для определения складской звенности используют коэффициент, который рассчитывается путем отношения оптово-складского товарооборота к розничному.

При организации  товародвижения важное значение имеет правильный выбор транспортных средств и эффективное их использование. При этом учитывается расстояние перевозки, вид и физико-химические свойства товаров. Должна быть обеспечена максимальная загрузка транспорта, сокращены его простои, исключены порожние пробеги.

Широкое использование  в процессе товародвижения тары-оборудования позволяет не только исключить тяжелые ручные процессы, значительно повысить производительность труда и культуру торговли, но и добиться значительного экономического эффекта от ее внедрения. Так, расходы на доставку и реализацию 1 т груза снижаются на 40-45%, производительность автотранспорта увеличивается в 1, 8 раза, время на погрузку и разгрузку автомобилей сокращается в 5 раз. Кроме того, использование тары оборудования для доставки и продажи товаров позволяет сократить 8 технологических операций в торговле и 13 — на транспорте и предприятиях поставщиков.

 

  1. Оптовая торговля, ее сущность, роль в сфере товарного обращения. Факторы, обуславливающие необходимость оптовой торговли. Задачи и функции оптовой торговли.

 

ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ- самостоятельное звено в полном цикле товарного обращения.

Оптовое торговое звено выполняет  следующие функции.

- коммерческое  посредничество в установлении  хозяйственных связей предприятий  и их ориентацию на потребительском  рынке;

• преобразование производственного  ассортимента товаров в торговый,

• комплексное товароснабжение  розничной торговой сети и других оптовых покупателей с оптовых  складов текущими, сезонными и  резервными запасами.

Эти функции могут выполняться  отдельными оптовыми предприятиями  в различных сочетаниях и сопровождаться операциями как производственного (фасование, доработка и др), так и финансово-коммерческого характера (коммерческое кредитование производителей или оптовых покупателей, организация ярмарок, рекламных кампаний и т п)

Территориальные границы обслуживаемых рынков, товарный профиль и внутренняя организационная  структура оптовых предприятии и их объединений не должны подлежать государственно-административной регламентации. Они зависят от потребностей рынка, экономических интересов, возможностей оптовых предприятий и регулируются антимонопольным законодательством.

Так, согласно концепции организации  оптовой торговли товарами народного  потребления в условиях перехода к рынку, разработанной Белорусским  институтом рынка Министерства торговли республики, предусматривается сохранение государственного регулирования и  контроля за обеспечением населения социально значимыми товарами. Государственное регулирование предполагает.

  • • определение перечня социально значимых товаров,
  • • расчет потребности в них по регионам республики в зависимости от покупательной способности, приоритетов потребления и других факторов,
  • • определение субъектов рынка, включая оптовые предприятия, продвигающие социально необходимые товары;
  • • доведение до субъектов рынка государственных заданий на производство, закупку и продажу этих товаров,
  • • разработку механизма государственных гарантий (сырьевое, энергетическое, финансовое, правовое и другое обеспечение) поставки на рынок социально необходимых товаров.
  • -определяет перечень оптовых и промышленных предприятий, организующих производство и поступление на рынок социально необходимых для населения товаров

Функции государственного регулирования  и контроля за товародвижением, в том числе и доведением до конечных потребителей социально необходимых товаров, осуществляют Министерство экономики и Министерство торговли. Ответственность за реализацию государственной ассортиментной политики оптовыми предприятиями несет Министерство торговли

Оптовая продажа социально значимых товаров  в требуемых объемах должна осуществляться в зоне деятельности оптового предприятия, тогда как рынок сбыта других товаров не ограничивается.

В ряде случаев товарное обращение  возможно без оптовой торговли Так, хлеб, молоко, значительная часть овощной (парниковой) продукции поступает в розничную сеть непосредственно от поставщиков.

Оптовые предприятия классифицируются:

• по товарной специализации - государственно-регулируемые (одежда, обувь, культурно-бытовые товары, хозтовары, бакалея, мясом ол очные, рыбопродукты, плодоовощная продукция); универсальные с неограниченным ассортиментом (специализированные по свободно выбираемым потребительским комплексам, оптовые продовольственные рынки);

• по принадлежности — общереспубликанские, т. е. государственно-регулируемые; министерств, объединений, концернов, промышленных предприятий; оптовые предприятия потребкооперации; независимые оптовые предприятия и объединения;

• по территориальному масштабу-общереспубликанские и региональные;

• по форме собственности и хозяйствования - государственные, смешанные, совместные с участием иностранного капитала, коллективные, частные;

• по функциональной направленности - оптово-сбытовые (выходные) базы промышленных предприятий и объединений, торгово-закупочные, оптово-розничные.

 

  1. Оптовые торговые организации: виды, функции, задачи и перспективные направления их развития. Оптовая торговля потребительской кооперации, ее функции и задачи.

 

Потребительской кооперации принадлежит важная роль в реализации программы возрождения  белорусского села, и в первую очередь  в системе жизнеобеспечения сельских жителей страны.

В настоящее  время подведомственные Белкоопсоюзу организации обслуживают 4,1 млн жителей, или 41,5 % населения республики, в том числе все сельское население (2,8 млн человек).

Торговое  обслуживание населения обеспечивают 11,2 тыс. магазинов, что составляет 45,3 % от общего количества в республике, из них 86 тыс. расположены в сельской местности. В 9,6 тыс. населенных пунктов, в которых отсутствует стационарная сеть, обслуживание осуществляют 383 автомагазина.

С организацией торгового обслуживания сельского  населения непосредственно связана заготовительная деятельность потребительской кооперации, которая служит не только дополнительным источником товарных и сырьевых ресурсов, но и выполняет такую важную социальную функцию, как увеличение покупательных фондов сельского населения. Ежегодный размер выплат населению за сданную организациям потребительской кооперации сельхозпродукцию и сырье (около 50 млрд р.) сопоставим со среднемесячным фондом оплаты труда работников сельского хозяйства республики. В заготовительной отрасли имеются 822 приемозаготовительных пункта, 169 овоще-картофеле- и фруктохранилищ емкостью 79,0 тыс. т, 108 холодильников емкостью 11,7 тыс. т.

Современный этап развития потребительской кооперации характеризуется усилением влияния конкурентной среды на все виды хозяйственной деятельности, и особенно на торговлю. В результате постоянно снижается ее удельный вес в розничном товарообороте республики.

Кроме интенсивного развития конкурентной среды на сокращение доли потребительской кооперации оказали  влияние и другие объективные  факторы: снижение численности обслуживаемого населения (на 17 %); специфика потребительского спроса, обусловленная составом и социальной структурой сельского населения; более низкий, чем в городах, уровень платежеспособности сельских жителей; необходимость первоочередного обеспечения их социально значимыми товарами по фиксированным ценам. Также обслуживание сельского населения связано с более высокими издержками, а валовые доходы от продажи товаров, прежде всего в мелких населенных пунктах, не покрывают издержки обращения.

Таким образом, сложившаяся в зоне деятельности потребительской кооперации социально-экономическая ситуация, характер происходящих в экономике преобразований потребовали существенных мер по реформированию и совершенствованию деятельности кооперативных организаций.

В связи с  этим была разработана и утверждена «Программа совершенствования деятельности потребительской кооперации на 2005-2010 гг.» [7].

Основной  целью программы является повышение  качества обслуживания сельского населения путем создания условий для устойчивого экономического роста организаций потребительской кооперации, и в первую очередь за счет увеличения объемов деятельности, особенно в крупных населенных пунктах и городах, а также реализации мер, направленных на снижение затрат, рациональное использование природных, трудовых и финансовых ресурсов.

Главными  направлениями развития кооперативной  торговли являются:

■ обеспечение  торговыми площадями обслуживаемого населения на уровне не ниже установленного социального стандарта (при нормативе  280 м  на 1000 человек) [5].

■ совершенствование  ассортиментной политики, технологии торговых процессов, дооснащение магазинов холодильным оборудованием с учетом необходимости создания условий для торговли широким ассортиментом скоропортящихся товаров;

■ установление оптимальных режимов работы;

■ расширение функциональной направленности магазина, превращение его в центр общественной жизни села;

■ строительство  гипермаркетов;

■ развитие торговой сети в городах;

■ реконструкция  рынков и расширение собственной  торговли;

■ стимулирование спроса, в первую очередь через  механизмы товарного кредитования, в том числе в обмен на заготавливаемую сельскохозяйственную продукцию и сырье;

■ развитие торговой сети в дачных кооперативах;

■ расширение форм розничной торговли (посредством  ярмарок, выносной и развозной торговли, товаров на дом);

■ расширение сети специализированных магазинов  по торговому обслуживанию пожилых  людей;

■ расширение торговли по заказам населения;

■ расширение спектра платных услуг, в том  числе бытовых, оказываемых населению в сельской местности;

■ интеграция оптовой и розничной торговли на основе преобразования межрайонных  и районных оптовых баз, распределительных  складов райпо в оптово-розничные предприятия с открытым доступом для покупателей и внедрением гибкой системы снижения цен в зависимости от количества приобретаемого товара.

Реализация  данных мер позволит повысить производительность труда на всем пути продвижения товара, ускорит товарооборачиваемость, обеспечит сокращение товарных потерь, повысит культуру обслуживания.

 

  1. Понятие товарного склада. Роль складов в товарном обращении. Функции складов. Классификация складов

 

5.1. Функции  и классификация товарных складов

Основной  функциональной единицей предприятия  оптовой торговли является товарный склад. Крупные розничные торговые предприятия (например, «Торговый дом», «Универмаг» и др.) с большими объемами товарооборота также имеют в составе помещений для хранения склады, в отличие от магазинов-пунктов продажи, имеющих кладовые для хранения товаров.

Товарный  склад - это структурное подразделение  оптовой или розничной торговли, назначением которого является хранение и переработка товарных запасов и имеющее для этих целей обособленное, специально приспособленное помещение (здание).

Совокупность  складов торговых предприятий, организаций или систем составляет складское хозяйство. В торгово-технологическом процессе склады выполняют следующие функции:

■ накопление товарных запасов, которое является необходимым условием непрерывности их обращения;

а бесперебойное  снабжение розничной торговой сети товарами;

а хранение товарных запасов, предусматривающее  создание необходимых условий;

и контроль за качеством поступающих товаров;

в подсортировка  товаров, преобразование производственного ассортимента в торговый, подготовка к отпуску и обслуживание оптовых покупателей;

Информация о работе Шпаргалка по "Организации и технологии торговли в РБ"