Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 23:04, шпаргалка
Научно-технический прогресс (НТП) — это взаимосвязанное поступательное развитие науки и техники, процесс непрерывного совершенствования орудий и средств труда, технологии и организации производства, повышения его технического уровня на основе создания, освоения и распространения новых знаний.
НТП - это прогресс научных знаний, результатом которых являются нововведения, т. е. прогрессивные изменения техники, технологии, продукта, организации производства.
Торговля как отрасль экономики. Состояние, направления развития торговли в условиях формирования рыночной экономики.
Правовое регулирование торговой деятельности в Республике Беларусь.
Основные направления НТП для повышения эффективности торговли.
Движение товаров из районов производства в районы потребления должно происходить кратчайшими путями.
В практике организации товародвижения находят применение две его формы: транзитная и складская.
Транзитная форма заключается в завозе товаров в розничную торговую сеть непосредственно с производственных предприятий. Она применяется преимущественно по товарам простого ассортимента, которые не требуют подсортировки.
Складская форма товародвижения находит применение в основном при доставке в розничную торговую сеть товаров сложного ассортимента. При этом товары с целью их подсортировки следуют через складские звенья. Различают однозвенную, двухзвенную и более складские формы товародвижения. Для определения складской звенности используют коэффициент, который рассчитывается путем отношения оптово-складского товарооборота к розничному.
При организации товародвижения важное значение имеет правильный выбор транспортных средств и эффективное их использование. При этом учитывается расстояние перевозки, вид и физико-химические свойства товаров. Должна быть обеспечена максимальная загрузка транспорта, сокращены его простои, исключены порожние пробеги.
Широкое использование в процессе товародвижения тары-оборудования позволяет не только исключить тяжелые ручные процессы, значительно повысить производительность труда и культуру торговли, но и добиться значительного экономического эффекта от ее внедрения. Так, расходы на доставку и реализацию 1 т груза снижаются на 40-45%, производительность автотранспорта увеличивается в 1, 8 раза, время на погрузку и разгрузку автомобилей сокращается в 5 раз. Кроме того, использование тары оборудования для доставки и продажи товаров позволяет сократить 8 технологических операций в торговле и 13 — на транспорте и предприятиях поставщиков.
ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ- самостоятельное звено в полном цикле товарного обращения.
Оптовое торговое звено выполняет следующие функции.
- коммерческое
посредничество в установлении
хозяйственных связей
• преобразование производственного ассортимента товаров в торговый,
• комплексное товароснабжение розничной торговой сети и других оптовых покупателей с оптовых складов текущими, сезонными и резервными запасами.
Эти функции могут выполняться отдельными оптовыми предприятиями в различных сочетаниях и сопровождаться операциями как производственного (фасование, доработка и др), так и финансово-коммерческого характера (коммерческое кредитование производителей или оптовых покупателей, организация ярмарок, рекламных кампаний и т п)
Территориальные
границы обслуживаемых рынков, товарный
профиль и внутренняя организационная
структура оптовых предприятии и
их объединений не должны подлежать государственно-
Так, согласно концепции организации оптовой торговли товарами народного потребления в условиях перехода к рынку, разработанной Белорусским институтом рынка Министерства торговли республики, предусматривается сохранение государственного регулирования и контроля за обеспечением населения социально значимыми товарами. Государственное регулирование предполагает.
Функции государственного регулирования и контроля за товародвижением, в том числе и доведением до конечных потребителей социально необходимых товаров, осуществляют Министерство экономики и Министерство торговли. Ответственность за реализацию государственной ассортиментной политики оптовыми предприятиями несет Министерство торговли
Оптовая продажа социально значимых товаров в требуемых объемах должна осуществляться в зоне деятельности оптового предприятия, тогда как рынок сбыта других товаров не ограничивается.
В ряде случаев товарное обращение возможно без оптовой торговли Так, хлеб, молоко, значительная часть овощной (парниковой) продукции поступает в розничную сеть непосредственно от поставщиков.
Оптовые предприятия классифицируются:
• по товарной специализации - государственно-регулируемые (одежда, обувь, культурно-бытовые товары, хозтовары, бакалея, мясом ол очные, рыбопродукты, плодоовощная продукция); универсальные с неограниченным ассортиментом (специализированные по свободно выбираемым потребительским комплексам, оптовые продовольственные рынки);
• по принадлежности — общереспубликанские, т. е. государственно-регулируемые; министерств, объединений, концернов, промышленных предприятий; оптовые предприятия потребкооперации; независимые оптовые предприятия и объединения;
• по территориальному масштабу-общереспубликанские и региональные;
• по форме собственности и хозяйствования - государственные, смешанные, совместные с участием иностранного капитала, коллективные, частные;
• по функциональной направленности - оптово-сбытовые (выходные) базы промышленных предприятий и объединений, торгово-закупочные, оптово-розничные.
Потребительской кооперации принадлежит важная роль в реализации программы возрождения белорусского села, и в первую очередь в системе жизнеобеспечения сельских жителей страны.
В настоящее время подведомственные Белкоопсоюзу организации обслуживают 4,1 млн жителей, или 41,5 % населения республики, в том числе все сельское население (2,8 млн человек).
Торговое обслуживание населения обеспечивают 11,2 тыс. магазинов, что составляет 45,3 % от общего количества в республике, из них 86 тыс. расположены в сельской местности. В 9,6 тыс. населенных пунктов, в которых отсутствует стационарная сеть, обслуживание осуществляют 383 автомагазина.
С организацией торгового обслуживания сельского населения непосредственно связана заготовительная деятельность потребительской кооперации, которая служит не только дополнительным источником товарных и сырьевых ресурсов, но и выполняет такую важную социальную функцию, как увеличение покупательных фондов сельского населения. Ежегодный размер выплат населению за сданную организациям потребительской кооперации сельхозпродукцию и сырье (около 50 млрд р.) сопоставим со среднемесячным фондом оплаты труда работников сельского хозяйства республики. В заготовительной отрасли имеются 822 приемозаготовительных пункта, 169 овоще-картофеле- и фруктохранилищ емкостью 79,0 тыс. т, 108 холодильников емкостью 11,7 тыс. т.
Современный этап развития потребительской кооперации характеризуется усилением влияния конкурентной среды на все виды хозяйственной деятельности, и особенно на торговлю. В результате постоянно снижается ее удельный вес в розничном товарообороте республики.
Кроме интенсивного развития конкурентной среды на сокращение доли потребительской кооперации оказали влияние и другие объективные факторы: снижение численности обслуживаемого населения (на 17 %); специфика потребительского спроса, обусловленная составом и социальной структурой сельского населения; более низкий, чем в городах, уровень платежеспособности сельских жителей; необходимость первоочередного обеспечения их социально значимыми товарами по фиксированным ценам. Также обслуживание сельского населения связано с более высокими издержками, а валовые доходы от продажи товаров, прежде всего в мелких населенных пунктах, не покрывают издержки обращения.
Таким образом, сложившаяся в зоне деятельности потребительской кооперации социально-экономическая ситуация, характер происходящих в экономике преобразований потребовали существенных мер по реформированию и совершенствованию деятельности кооперативных организаций.
В связи с этим была разработана и утверждена «Программа совершенствования деятельности потребительской кооперации на 2005-2010 гг.» [7].
Основной целью программы является повышение качества обслуживания сельского населения путем создания условий для устойчивого экономического роста организаций потребительской кооперации, и в первую очередь за счет увеличения объемов деятельности, особенно в крупных населенных пунктах и городах, а также реализации мер, направленных на снижение затрат, рациональное использование природных, трудовых и финансовых ресурсов.
Главными направлениями развития кооперативной торговли являются:
■ обеспечение
торговыми площадями
■ совершенствование ассортиментной политики, технологии торговых процессов, дооснащение магазинов холодильным оборудованием с учетом необходимости создания условий для торговли широким ассортиментом скоропортящихся товаров;
■ установление оптимальных режимов работы;
■ расширение функциональной направленности магазина, превращение его в центр общественной жизни села;
■ строительство гипермаркетов;
■ развитие торговой сети в городах;
■ реконструкция рынков и расширение собственной торговли;
■ стимулирование спроса, в первую очередь через механизмы товарного кредитования, в том числе в обмен на заготавливаемую сельскохозяйственную продукцию и сырье;
■ развитие торговой сети в дачных кооперативах;
■ расширение форм розничной торговли (посредством ярмарок, выносной и развозной торговли, товаров на дом);
■ расширение сети специализированных магазинов по торговому обслуживанию пожилых людей;
■ расширение торговли по заказам населения;
■ расширение спектра платных услуг, в том числе бытовых, оказываемых населению в сельской местности;
■ интеграция оптовой и розничной торговли на основе преобразования межрайонных и районных оптовых баз, распределительных складов райпо в оптово-розничные предприятия с открытым доступом для покупателей и внедрением гибкой системы снижения цен в зависимости от количества приобретаемого товара.
Реализация данных мер позволит повысить производительность труда на всем пути продвижения товара, ускорит товарооборачиваемость, обеспечит сокращение товарных потерь, повысит культуру обслуживания.
5.1. Функции
и классификация товарных
Основной функциональной единицей предприятия оптовой торговли является товарный склад. Крупные розничные торговые предприятия (например, «Торговый дом», «Универмаг» и др.) с большими объемами товарооборота также имеют в составе помещений для хранения склады, в отличие от магазинов-пунктов продажи, имеющих кладовые для хранения товаров.
Товарный склад - это структурное подразделение оптовой или розничной торговли, назначением которого является хранение и переработка товарных запасов и имеющее для этих целей обособленное, специально приспособленное помещение (здание).
Совокупность складов торговых предприятий, организаций или систем составляет складское хозяйство. В торгово-технологическом процессе склады выполняют следующие функции:
■ накопление товарных запасов, которое является необходимым условием непрерывности их обращения;
а бесперебойное снабжение розничной торговой сети товарами;
а хранение товарных запасов, предусматривающее создание необходимых условий;
и контроль за качеством поступающих товаров;
в подсортировка товаров, преобразование производственного ассортимента в торговый, подготовка к отпуску и обслуживание оптовых покупателей;
Информация о работе Шпаргалка по "Организации и технологии торговли в РБ"