Шпаргалка по "Организации и технологии торговли в РБ"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 23:04, шпаргалка

Описание работы

Научно-технический прогресс (НТП) — это взаимосвязанное поступательное развитие науки и техники, процесс непрерывного совершенствования орудий и средств труда, технологии и организации производства, повышения его технического уровня на основе создания, освоения и распространения новых знаний.
НТП - это прогресс научных знаний, результатом которых являются нововведения, т. е. прогрессивные изменения техники, технологии, продукта, организации производства.

Содержание работы

Торговля как отрасль экономики. Состояние, направления развития торговли в условиях формирования рыночной экономики.
Правовое регулирование торговой деятельности в Республике Беларусь.
Основные направления НТП для повышения эффективности торговли.

Файлы: 1 файл

шпоры по организации и технологии торговли.docx

— 195.48 Кб (Скачать файл)

Основные  требования к организации технологического процесса, включая приемку, хранение, подготовку к продаже и продажу товаров, изложены в «Основных правилах ведения розничной торговли и торгово-производственной деятельности на территории Республики Беларусь». Конкретизацию условия приемки, хранения и продажи товаров получают в правилах розничной торговли отдельными группами товаров (молоко, молочная продукция, сыр, масло животное, маргарин и яйцо; хлеб и хлебобулочные

изделия; водка  и другие спиртные напитки). Кроме  того, Министерством торговли в 1996 г. утверждены «Требования к помещениям, в которых осуществляются хранение и реализация алкогольных напитков».

В курсах товароведения  продовольственных товаров, товароведения непродовольственных товаров при изучении каждой подгруппы товаров особое внимание уделяется вопросу хранения, где подробно определена характеристика его режима. Так, помещения для хранения швейных и трикотажных товаров должны быть сухими и отапливаемыми. Необходимы их периодическое проветривание, защита от прямого солнечного света. Температура хранения должна поддерживаться в пределах от 10 до 30 °С. Условия хранения обуви также имеют свою специфику. Обувь следует хранить в сухих помещениях, защищенных от атмосферных осадков и почвенных вод, при температуре не ниже 14 °С и не выше 25 °С, относительной влажности воздуха 50-80 %. Солнечное облучение, запыленность помещения, наличие грызунов, моли ухудшают качество обуви.

При повышенной температуре многие товары (овощи, плоды, лаки, парфюмерия) высыхают, теряют эластичность (кожаные товары, меховые изделия). Низкая температура и повышенная влажность воздуха снижают качество некоторых товаров (сахар, мука, изделия из кожи, ме-таллохозяйственные товары и др.), приводит к появлению на них плесени, ржавчины и т. п.

Существенное  значение для хранения товаров имеет  также освещение. Под воздействием дневного света и солнечных лучей выгорают и теряют прочность ткани, обувь, изделия из пластмасс и бумаги и пр.; жиры прогоркают, картофель зеленеет и т. п. Поэтому овощи, фрукты, сливочное масло, жиры, фотохимикаты, фотопленку хранят в темноте.

Все хранящиеся товары следует периодически просматривать, перекладывать, очищать от пыли, а помещения проветривать. По разработанному графику проводится генеральная уборка всего помещения (санитарный день). Санитарно-гигиенический режим предполагает также осуществление дератизации, дезинфекции и дезинсекции.

Заведующие  складами обязаны осуществлять постоянный контроль за соблюдением режима хранения товаров и оценивать эффективность этой работы, в том числе и по размерам товарных потерь.

Подготовка товаров к продаже

В торговый зал магазина товары должны поступать  полностью подготовленными к продаже. Подготовка товаров к продаже включает ряд операций по доведению товаров до полной готовности для продажи покупателям. Характер и объем этих операций определяются свойствами товара, степенью его готовности к продаже, методами продажи товаров.

Операции  по подготовке товаров к продаже  подразделяют на общие и специальные.

К общим для всех товаров подготовительным операциям относят: распаковку, сортировку, проверку правильности маркировки, придание товарного вида (облагораживание), перемещение в торговый зал, к местам размещения товаров.

Распаковка - это освобождение товаров от внешней транспортной тары, оберточных и увязочных материалов.

Сортировка - предусматривает группировку товаров по ассортиментным признакам: размерам, фасонам, сортам, ценам.

Облагораживание товаров предполагает очистку их от пыли, загрязнений, утюжку, удаление заводской смазки, устранение мелких дефектов и т. п.

Маркировка включает прикрепление к товарам ярлыков с указанием наименования товара, его артикула, сорта, размера, цены.

Швейные, трикотажные, меховые товары, головные уборы, обувь  должны иметь ярлыки с указанием  своего наименования, артикула, цены, размера (для одежды, белья и других швейных изделий, обуви, головных уборов) и роста (для одежды и белья).

Распаковка  товаров включает освобождение товаров  от внешней транспортной тары, далее  их сортируют, очищают от пыли, загрязнений, устраняют мелкие дефекты, проверяют правильность маркировки, оформляют ценники. Данные операции целесообразно проводить в специальных помещениях с оборудованными рабочими места-

ми. В крупных  магазинах могут быть предусмотрены  рас-паковочные, фасовочные, разрубочные, мастерские по мелкому ремонту товаров. Так, швейные изделия подбирают по размерам и ростам, устраняют мелкие дефекты, чистят и утюжат. Для утюжки выделяется специальное помещение, оборудованное гладильным оборудованием. Наряду с этим некоторые производители поставляют швейные изделия на вешалах в зачехленном виде, что практически устраняет необходимость осуществления операций по утюжке.

Ответственность за качество подготовки товаров к  продаже несут заведующие секциями и отделами магазинов, менеджер торгового зала.

Специальные операции по подготовке товаров к продаже осуществляются с товарами, требующими особых способов и приемов сборки и монтажа, накатки тканей, фасовки и т. п. Они характерны только для отдельных товаров.

В частности, технически сложные товары и товары сложного ассортимента требуют осуществления  специальных операций для подготовки их к продаже. Например, при подготовке электротоваров к продаже проводится проверка наличия инструкций по эксплуатации, паспортов или гарантийных талонов и комплектности изделий, сборка, настройка и регулировка приборов. Каждая товарная единица должна иметь ярлык с указанием краткой технической характеристики и аннотацией. При этом рабочее место для подготовки технически сложных товаров к продаже оборудовано сетевыми электрическими розетками, антеннами и другими необходимыми устройствами. Велосипеды и мотоциклы очищают от антикоррозийных смазочных средств, собирают, комплектуют и проверяют работу их основных механизмов.

В соответствии с правилами продажи реализация технически сложных товаров, не прошедших предпродажную подготовку, запрещается.

Значительная  часть продовольственных товаров  поступает в розничную сеть неподготовленными к продаже. Учитывая особую трудоемкость этих операций в магазинах, следует их оптимизировать с организационной и технологической позиций. Для этого оборудуют специальные помещения (зоны) площадью не менее 6 м2, где размещаются фасовочное оборудование, инвентарь и упаковочные

материалы. Рабочее место фасовщика располагается  рядом с зоной хранения товаров и в непосредственной близости к торговому залу.

В основном фасуют сыпучие товары, кондитерские изделия, овощи и фрукты.

Дозирование отвесов производится с учетом спроса населения, сроков реализации, цены. На упаковке или вкладных ярлыках указываются наименование и сорт товара, масса нетто, стоимость, дата фасовки, номер фасовщика или фамилия продавца.

Безусловно, при торговле предварительно расфасованными товарами подготовительные операции сводятся к минимуму, что значительно ускоряет процесс их продажи, увеличивает объемы продаж и повышает культуру обслуживания покупателей.

С позиций  минимизации затрат наиболее эффективной  является фасовка на предприятиях промышленности или посредническими звеньями. В  магазинах же с учетом специфики продуктов и спроса населения может быть целесообразной фасовка некоторых гастрономических товаров, мяса, птицы и рыбы.

Подготовка  товаров к продаже должна выполняться  до открытия магазина или в свободное  от обслуживания покупателей время. Подготовленные к продаже товары укладывают в тележки, ящики-лотки, тару-оборудование для доставки в торговый зал.

Одновременно  с подготовкой товаров к продаже  необходимо проводить подготовку торгового зала, которая завершается проверкой работы кассовых аппаратов и весоизмерительного оборудования.

 

 

  1. Культура торговли, факторы, определяющие уровень культуры в торговле. Показатели культуры обслуживания.

 

Культура торговли и качество торгового  обслуживания

Культура  торговли - явление многогранное. Что  обходимо для того, чтобы культурно  торговать?

-Товар. Он должен быть высокого качества, удовлетворять взыскательному вкусу современного покупателя. Широкий и устойчивый ассортимент - первое и необходимое условие культуры торговли.

-Культура торговли в значительной степени определяется уровнем состояния материально-технической базы торговли и ее технической оснащенности. Достаточная обеспеченность площадями (складскими и торговыми), рациональные типы и удобное для покупателей размещение магазинов, оснащенных современным оборудованием, рациональные планировки магазинов значительно уменьшают затраты времени покупателей на поиск и приобретение товаров.

Разнообразие  ассортимента товаров, необходимость  учета их особенностей и создание удобств покупателям требуют  применения прогрессивных методов продажи. Прогрессивные методы базируются на создании максимальных удобств покупателям в процессе ознакомления и отборки товаров в торговом зале, рациональной организации процесса отпуска товаров и расчетных операций за них. Покупателям предоставляется самостоятельность в процессе продажи, они становятся активными участниками этого процесса. Предоставление услуг является продолжением торгового процесса, его составной частью. Широкий перечень предоставляемых услуг, высокое качество их исполнения укрепляют имидж торгового предприятия, способствуют увеличению числа постоянных покупателей, привлечению новых, что в свою очередь сказывается на росте показателей хозяйственной деятельности (товарообороте, прибыли).

Четко налаженный механизм хозяйственных взаимоотношений торговых и промышленных предприятий способствует своевременным и ритмичным поставкам товаров в розничную сеть в согласованном количестве и ассортименте, совместной работе по изучению спроса, рекламно-информационной деятельности.

Культура труда работников торговли - неотъемлемая часть культуры торговли. Хорошее освещение, отсутствие раздражающих шумов, нормальная температура, наличие удобных подсобных и бытовых помещений - все это способствует рациональной организации труда, создает хорошее настроение у работников торговли, обеспечивает возможность высокопроизводительного труда.

Эстетическая культура в торговле - это красиво упакованный, со вкусом выложенный товар, наличие выразительной рекламы, эстетика внешнего вида продавца (его аккуратность, собранность, манера поведения, наличие форменной одежды), санитарное состояние самого магазина.

Таким образом, уровень развития, достигнутый в  сфере торговли, характеризующий  совокупность материальных, технологических, технических достижений, состояние обслуживания, использование отечественного и мирового опыта, степень деловой квалификации и нравственности работников, можно назвать уровнем культуры торговли.

Синтез комфортности в торговле и высокий уровень  обслуживания покупателей способствуют эффективному функционированию торгового предприятия. И это явление закономерное: достойное качество торгового обслуживания —> искусство продажи —> постоянный покупатель —^реальная прибыль.

Качество торгового обслуживания - совокупность признаков, характеризующих состояние материально-технической базы розничной торговли, уровень применения прогрессивных методов продажи товаров и обслуживания, рекламы.

Для количественной оценки уровня качества торгового обслуживания в торговой организации можно  применять систему показателей, объединяющую семь групп:

■ показатели, характеризующие качественное состояние розничной торговой сети;

■ показатели, характеризующие внедрение прогрессивных методов продажи;

■ показатели, характеризующие дополнительное обслуживание покупателей;

■ показатели, характеризующие полноту и устойчивость ассортимента;

■ показатели, характеризующие развитие товарооборота;

■ показатели, характеризующие затраты времени  на приобретение покупок;

■ показатели, характеризующие завершенность  покупки. В каждой группе показателей  имеются еще отдельные элементы, раскрывающие их сущность.

Но все же главную оценку торговле выставляет покупатель. Культура обслуживания - совокупность признаков, характеризующих уровень обслуживания покупателей (культуру речи, внешний вид, профессиональное мастерство продавца) и эстетическое оформление торгового зала. Высокой оценки заслуживает только та торговая организация, которая современно оформлена, светлая, просторная, в которой покупателю предложат высококачественный товар в соответствии со спросом, где его культурно обслужат, в которой нет очередей и где продавцы опрятны, приветливы и доброжелательны. Именно в такой магазин покупатель придет еще и еще раз.

Были выделены следующие показатели культуры обслуживания по мнению покупателей:

■ наличие  в магазине широкого и устойчивого  ассортимента;

■ применение прогрессивных методов продажи;

■ предоставление дополнительных услуг;

Информация о работе Шпаргалка по "Организации и технологии торговли в РБ"