Шпаргалка по "Организации и технологии торговли в РБ"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 23:04, шпаргалка

Описание работы

Научно-технический прогресс (НТП) — это взаимосвязанное поступательное развитие науки и техники, процесс непрерывного совершенствования орудий и средств труда, технологии и организации производства, повышения его технического уровня на основе создания, освоения и распространения новых знаний.
НТП - это прогресс научных знаний, результатом которых являются нововведения, т. е. прогрессивные изменения техники, технологии, продукта, организации производства.

Содержание работы

Торговля как отрасль экономики. Состояние, направления развития торговли в условиях формирования рыночной экономики.
Правовое регулирование торговой деятельности в Республике Беларусь.
Основные направления НТП для повышения эффективности торговли.

Файлы: 1 файл

шпоры по организации и технологии торговли.docx

— 195.48 Кб (Скачать файл)

мелкие, имеющие торговую площадь до 150 м2, реализующие книги, обувь, одежду, головные уборы, галантерею, парфюмерию, подарки, посуду и т. д.

8. Дом торговли — комплексное предприятие торговой площадью более 1000 м2, состоящее, как правило, из нескольких обособленных магазинов, с единой дирекцией, размещенных в одном здании и работающих на полном хозяйственном расчете. Отличительной особенностью данного типа предприятия является более широкий, чем в обычных магазинах, спектр коммерческих функций.

9. Фирменный магазин — небольшое розничное предприятие торговой площадью до 150 м2 с ограниченным ассортиментом промышленных или продовольственных товаров, находящееся в подчинении того предприятия, чьими товарами торгует. Такое пред приятие должно изучать спрос населения на товары, оказывать услуги, проводить активную маркетинговую политику.

10. Удобный (дискаунтный) магазин — небольшое розничное предприятие торговой площадью до 100 м2 с ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров преимущественно повседневного спроса. Отличительной особенностью данного типа предприятия является создание в нем дополнительных удобств или преимуществ для покупателей по сравнению с другими предприятиями: удлиненный или круглосуточный режим работы; более низкие цены; совмещение функций розничной торговли, бытового обслуживания и т.п.

Важнейшим направлением управления торговой сетью является ее специализация, которая предполагает ограничения торговли отдельными видами, группами товаров или комплексами при одно- временном расширении внутригруппового ассортимента с целью максимального удовлетворения спроса населения на товары и услуги.

Специализация розничной торговой сети имеет ряд  преимуществ. Она способствует росту  производительности труда, улучшению  изучения требований покупателей к  товару, повышению эффективности  использования торговых площадей и  оборудования, обеспечивает возможность  предоставления покупателю широкого выбора товаров в пределах одной товарной группы или ее части.

Вместе  с тем специализация имеет  некоторые отрицательные стороны: уменьшается число предприятий, торгующих отдельными товарами, соответственно они территориально удаляются от покупателя. Это приводит к увеличению затрат времени на совершение покупки, ограничению возможности комплексного обслуживания населения.

Специализация магазинов осуществляется по товарным признакам и по потребительским комплексам.

По признаку товарной специализации магазины подразделяются на следующие группы:

• универсальные, торгующие широким ассортиментом многих товарных групп с предоставлением широкого выбора услуг (универмаги, универсамы);

• специализированные магазины, включающие в ассортимент одну группу товаров ("Промтовары", "Продукты", "Хозтовары", "Мебель", "Культтовары", "Книги" и др.);

• узкоспециализированные магазины, ассортимент которых сформирован из подгрупп или отдельного вида товаров ("Мужские сорочки", "Женская обувь", "Галстуки", "Пуговицы", "Зонты", "Колбасы", "Сыры" и т. д.);

• неспециализированные магазины (смешанные), небольшие по площади, торгующие товарами разных групп без специализации по отделам и секциям ("Товары повседневного спроса"). Они имеют в ассортименте продовольственные и непродовольственные товары.

Развитие  торговой сети привело к выделению  нового направления в специализации  — по потребительским комплексам ("Детский мир", "Техника в быту", "Товары для дома").

Показателем, характеризующим специализацию  розничной торговой сети, является уровень специализации. Он представляет собой отношение числа специализированных магазинов к общему числу магазинов.

Основные  направления развития и совершенствования  розничной торг.сети.

Одной из прогрессивных тенденций в  развитии торговой сети является постоянное увеличение обеспеченности населения торговыми площадями. Очень резкие колебания наблюдаются в обеспеченности торговыми площадями по отдельным товарным группам. Низок уровень, как правило, по гастрономическим, хлебобулочным товарам, строительным материалам, электро-, хозтоварам и т. п.

Если в  нашей республике и странах СНГ  обеспеченность составляет около 200 м2 на 1000 человек, то во многих странах Западной Европы она достигает 600 —1000 и более м2 на 1000 человек. В Республике Беларусь эта норма установлена исходя не из потребности, а из экономических возможностей.

Одновременно  с количественным ростом обеспеченности розничной торговой сетью и числа  магазинов происходит процесс укрупнения розничной сети. Примерно 70 % продовольственных магазинов имеют торговую площадь ниже минимальных размеров, предусмотренных Номенклатурой типов магазинов.

Поэтому важнейшим  направлением дальнейшего развития розничной торговой сети является ее рациональное укрупнение, прежде всего  за счет ввода в действие крупных  универсамов, универмагов, торговых центров.

Расширение  и укрупнение торговой сети обеспечивает возможность внедрения достижений научно-технического прогресса, более рационального использования торговых площадей, широкого применения современных технологических решений (в частности, самообслуживание).

В условиях перехода к рыночным отношениям особую актуальность приобретают вопросы рациональной специализации торговой сети, ее структурного упорядочения. Ускоренное развитие сети универсамов — одна из наиболее заметных тенденций в развитии продовольственной торговли.

В непродовольственной торговле происходит увеличение и совершенствование  специализированной торговли.. В результате доля специализированной торговой сети возросла до 76 %.

В условиях перехода к рынку важным направлением в развитии розничной  сети является ее размещение. Анализ размещения торговой сети показывает, что, как правило, основная часть магазинов размещена в центрах городов.  Магазины размещаются главным образом в первых этажах жилых домов и в помещениях, встроенно-пристроенных к жилым домам (удельный вес их достигает 60 и более процентов). Вместе с тем, строительство и эксплуатация встроенных и встроенно-пристроенных помещений магазинов значительно дороже, чем отдельно стоящих зданий.

 

  1. Классификация торговых зданий. Требования к устройству и оформлению магазинов. Состав помещений магазина, их планировка и взаимосвязь.

 

Для размещения магазинов используют здания и сооружения, которые классифицируются по следующим основным признакам: месту расположения, капитальности, материалу стен и конструктивных элементов, этажности, функциональному назначению и конструктивным особенностям.

По  месту расположения магазины делятся  на отдельно стоящие, отдельно стоящие совмещенного типа, встроенные, встроенно-пристроенные.

Наиболее  эффективными является отдельно стоящие торговые здания. Еще большими преимуществами обладают отдельно стоящие здания совмещенного типа, так называемые торговые комплексы или торговые центры Они более экономичны как в процессе строительства, так и в процессе эксплуатации Кроме магазинов, они могут включать предприятия питания и бытового обслуживания, что обеспечивает комплексность обслуживания населения

К торговым зданиям совмещенного типа относятся также здания, в которых находятся производственные предприятия и магазины по продаже готовой продукции этих предприятии (например, пекарня и хлебный магазин, колбасный цех и магазин колбасных изделий, швейная мастерская и магазин по продаже готового платья и т. д.). С развитием частного предпринимательства такое совмещение становится весьма эффективным.

Особое  место среди торговых зданий занимают магазины-склады, которые включают комплекс различных сооружений в зависимости от его назначения.

  Встроенные магазины располагаются  на первых этажах жилых здании. Их достоинство заключается в  том что они вводятся, как правило, вместе с заселением жилого дома, максимально приближены к покупателю. Вместе с тем такие магазины имеют ряд существенных недостатков: планировка торгового зала нерациональная, вытянутая, торговый зал имеет частую сетку колонн, которые препятствуют рациональной организации технологического процесса, затруднены погрузочно-разгрузочные работы, порожняя тара, мусор захламляют двор, шум механизмов, автомашин, прибывающих с грузом, мешает жителям

По капитальности торговые здания бывают капитальные и облегченного типа. В зданиях капитального типа располагаются магазины При их сооружении объем строительных работ достаточно большой, расходуется значительное количество строительных материалов, денежных средств, требуются более длительные сроки строительства.

В зависимости  от материала стен и конструктивных элементов торговые здания делятся на каменные, кирпичные, блочные, крупнопанельные, железобетонные, деревянные.

По этажности торговые здания могут быть одно- и многоэтажные (двух- и более) Большинство магазинов потребительской кооперации одноэтажные. Это объясняется тем, что они сравнительно небольшие.

К торговым зданиям предъявляют требования, которые можно объединить по группам: технологические, архитектурно-строительные, санитарные, технические, противопожарные.

 

  1. Виды технологических планировок торгового зала. Виды торгово-технологического оборудования. Размещение торгового оборудования.

 

При планировке помещении магазина необходимо соблюдать следующие основные требования:

- обеспечение нормального движения  покупателей в торговом зале  и создание максимальных удобств для обслуживания;

расположение  торговых залов и помещений для  подготовки товаров таким образом, чтобы по окончании рабочего дня  они могли быть изолированы от других помещений;

- объединение помещений, входящих  в одну группу, в единый блок;

обеспечение внутримагазинного перемещения товаров кратчайшими путями и создание благоприятных условии для хранения:

- расположение административно-бытовых  помещений таким образом, чтобы  в них можно было пройти, минуя  торговый зал и помещения для  подготовки и хранения товаров;

- обеспечение хорошей обозримости  торгового зала и возможности  контроля.

Основным  помещением магазина, в котором завершается  торгово-технологический процесс, является торговый зал, под разделяющийся  на следующие функциональные зоны: вход и выход, расчетный узел, зоны размещения товаров, движения потоков  покупателей и оказания дополнительных услуг.

Наиболее  рациональной формой планировки торгового  зала является прямоугольник, приближенный к квадрату, т. е. соотношение сторон 1: 1. Эта форма характерна для новых предприятий, особенно универсамов. В таких залах покупатели легко ориентируются, здесь лучшие условия для расстановки оборудования, организации кратчайших путей движения покупательских потоков и товаров. На практике чаще встречаются торговые залы с соотношением сторон 1: 2, 1: 3, 1: 4 и более. В зарубежной практике квадратная форма планировки характерна для большинства супермаркетов, но встречаются и другие формы (круглая, овальная, треугольная).

Площадь торгового зала магазина подразделяется на площади: под торговым оборудованием; для выкладки товаров; под узлами расчета; для покупателей; для дополнительного  обслуживания покупателей.

В зависимости от площади и конфигурации торгового зала применяется несколько  форм его планировки.

Линейная  планировка — это такая планировка, при которой торговое оборудование располагают вдоль стен или в виде нескольких параллельных линий торгового зала. Различают 1-, 2-, 3 и более линейную, а также Ги П-образные планировки.

Такая планировка позволяет рационально  организовать движение покупательских потоков и эффективно использовать торговые площади, средства внутримагазинной рекламы и информации, обеспечить лучший просмотр торгового зала и контроль за торгово-технологическим процессом. Именно по этим причинам линейная планировка получила наибольшее развитие в торговле как в нашей стране, так и за рубежом.

При островной форме планировки торгового зала оборудование размещается в виде отдельных островков, имеющих круглую, овальную или прямоугольную форму. Этот метод увеличивает фронт экспозиции товаров на горках и стендах, обеспечивает свободный доступ, повышает пропускную способность магазина. Однако при этом ограничивается емкость) оборудования для хранения рабочих запасов, затрудняется до ставка товаров из подсобных помещений в течение рабочего дня.

Комбинированная планировка представляет собой сочетание линейной и островной. Применяется при неправильной форме торгового зала магазина.

Боксовая  планировка предусматривает такую расстановку оборудования, когда образуется замкнутый контур с од ним или двумя выходами. При такой планировке внутри бокса размещается ассортимент одной секции или отдела. Чаще всего она применяется в универмагах самообслуживания, когда параметры и конфигурация торгового зала не позволяют применять линейную планировку. При боксовой планировке недостаточно эффективно используются торг овые площади, усложняется движение потоков покупателей и управление ими.

Информация о работе Шпаргалка по "Организации и технологии торговли в РБ"