Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 23:04, шпаргалка
Научно-технический прогресс (НТП) — это взаимосвязанное поступательное развитие науки и техники, процесс непрерывного совершенствования орудий и средств труда, технологии и организации производства, повышения его технического уровня на основе создания, освоения и распространения новых знаний.
НТП - это прогресс научных знаний, результатом которых являются нововведения, т. е. прогрессивные изменения техники, технологии, продукта, организации производства.
Торговля как отрасль экономики. Состояние, направления развития торговли в условиях формирования рыночной экономики.
Правовое регулирование торговой деятельности в Республике Беларусь.
Основные направления НТП для повышения эффективности торговли.
мелкие, имеющие торговую площадь до 150 м2, реализующие книги, обувь, одежду, головные уборы, галантерею, парфюмерию, подарки, посуду и т. д.
8. Дом торговли — комплексное предприятие торговой площадью более 1000 м2, состоящее, как правило, из нескольких обособленных магазинов, с единой дирекцией, размещенных в одном здании и работающих на полном хозяйственном расчете. Отличительной особенностью данного типа предприятия является более широкий, чем в обычных магазинах, спектр коммерческих функций.
9. Фирменный магазин — небольшое розничное предприятие торговой площадью до 150 м2 с ограниченным ассортиментом промышленных или продовольственных товаров, находящееся в подчинении того предприятия, чьими товарами торгует. Такое пред приятие должно изучать спрос населения на товары, оказывать услуги, проводить активную маркетинговую политику.
10. Удобный (дискаунтный) магазин — небольшое розничное предприятие торговой площадью до 100 м2 с ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров преимущественно повседневного спроса. Отличительной особенностью данного типа предприятия является создание в нем дополнительных удобств или преимуществ для покупателей по сравнению с другими предприятиями: удлиненный или круглосуточный режим работы; более низкие цены; совмещение функций розничной торговли, бытового обслуживания и т.п.
Важнейшим направлением управления торговой сетью является ее специализация, которая предполагает ограничения торговли отдельными видами, группами товаров или комплексами при одно- временном расширении внутригруппового ассортимента с целью максимального удовлетворения спроса населения на товары и услуги.
Специализация розничной торговой сети имеет ряд преимуществ. Она способствует росту производительности труда, улучшению изучения требований покупателей к товару, повышению эффективности использования торговых площадей и оборудования, обеспечивает возможность предоставления покупателю широкого выбора товаров в пределах одной товарной группы или ее части.
Вместе
с тем специализация имеет
некоторые отрицательные
Специализация магазинов осуществляется по товарным признакам и по потребительским комплексам.
По признаку товарной специализации магазины подразделяются на следующие группы:
• универсальные, торгующие широким ассортиментом многих товарных групп с предоставлением широкого выбора услуг (универмаги, универсамы);
• специализированные магазины, включающие в ассортимент одну группу товаров ("Промтовары", "Продукты", "Хозтовары", "Мебель", "Культтовары", "Книги" и др.);
• узкоспециализированные магазины, ассортимент которых сформирован из подгрупп или отдельного вида товаров ("Мужские сорочки", "Женская обувь", "Галстуки", "Пуговицы", "Зонты", "Колбасы", "Сыры" и т. д.);
• неспециализированные магазины (смешанные), небольшие по площади, торгующие товарами разных групп без специализации по отделам и секциям ("Товары повседневного спроса"). Они имеют в ассортименте продовольственные и непродовольственные товары.
Развитие торговой сети привело к выделению нового направления в специализации — по потребительским комплексам ("Детский мир", "Техника в быту", "Товары для дома").
Показателем, характеризующим специализацию розничной торговой сети, является уровень специализации. Он представляет собой отношение числа специализированных магазинов к общему числу магазинов.
Основные направления развития и совершенствования розничной торг.сети.
Одной из прогрессивных тенденций в развитии торговой сети является постоянное увеличение обеспеченности населения торговыми площадями. Очень резкие колебания наблюдаются в обеспеченности торговыми площадями по отдельным товарным группам. Низок уровень, как правило, по гастрономическим, хлебобулочным товарам, строительным материалам, электро-, хозтоварам и т. п.
Если в нашей республике и странах СНГ обеспеченность составляет около 200 м2 на 1000 человек, то во многих странах Западной Европы она достигает 600 —1000 и более м2 на 1000 человек. В Республике Беларусь эта норма установлена исходя не из потребности, а из экономических возможностей.
Одновременно с количественным ростом обеспеченности розничной торговой сетью и числа магазинов происходит процесс укрупнения розничной сети. Примерно 70 % продовольственных магазинов имеют торговую площадь ниже минимальных размеров, предусмотренных Номенклатурой типов магазинов.
Поэтому важнейшим направлением дальнейшего развития розничной торговой сети является ее рациональное укрупнение, прежде всего за счет ввода в действие крупных универсамов, универмагов, торговых центров.
Расширение и укрупнение торговой сети обеспечивает возможность внедрения достижений научно-технического прогресса, более рационального использования торговых площадей, широкого применения современных технологических решений (в частности, самообслуживание).
В
условиях перехода к рыночным отношениям
особую актуальность приобретают вопросы рациональн
В непродовольственной торговле происходит увеличение и совершенствование специализированной торговли.. В результате доля специализированной торговой сети возросла до 76 %.
В условиях перехода к рынку важным направлением в развитии розничной сети является ее размещение. Анализ размещения торговой сети показывает, что, как правило, основная часть магазинов размещена в центрах городов. Магазины размещаются главным образом в первых этажах жилых домов и в помещениях, встроенно-пристроенных к жилым домам (удельный вес их достигает 60 и более процентов). Вместе с тем, строительство и эксплуатация встроенных и встроенно-пристроенных помещений магазинов значительно дороже, чем отдельно стоящих зданий.
Для размещения магазинов используют здания и сооружения, которые классифицируются по следующим основным признакам: месту расположения, капитальности, материалу стен и конструктивных элементов, этажности, функциональному назначению и конструктивным особенностям.
По месту расположения магазины делятся на отдельно стоящие, отдельно стоящие совмещенного типа, встроенные, встроенно-пристроенные.
Наиболее эффективными является отдельно стоящие торговые здания. Еще большими преимуществами обладают отдельно стоящие здания совмещенного типа, так называемые торговые комплексы или торговые центры Они более экономичны как в процессе строительства, так и в процессе эксплуатации Кроме магазинов, они могут включать предприятия питания и бытового обслуживания, что обеспечивает комплексность обслуживания населения
К торговым зданиям совмещенного типа относятся также здания, в которых находятся производственные предприятия и магазины по продаже готовой продукции этих предприятии (например, пекарня и хлебный магазин, колбасный цех и магазин колбасных изделий, швейная мастерская и магазин по продаже готового платья и т. д.). С развитием частного предпринимательства такое совмещение становится весьма эффективным.
Особое место среди торговых зданий занимают магазины-склады, которые включают комплекс различных сооружений в зависимости от его назначения.
Встроенные магазины
По капитальности торговые здания бывают капитальные и облегченного типа. В зданиях капитального типа располагаются магазины При их сооружении объем строительных работ достаточно большой, расходуется значительное количество строительных материалов, денежных средств, требуются более длительные сроки строительства.
В зависимости от материала стен и конструктивных элементов торговые здания делятся на каменные, кирпичные, блочные, крупнопанельные, железобетонные, деревянные.
По этажности торговые здания могут быть одно- и многоэтажные (двух- и более) Большинство магазинов потребительской кооперации одноэтажные. Это объясняется тем, что они сравнительно небольшие.
К торговым зданиям предъявляют требования, которые можно объединить по группам: технологические, архитектурно-строительные, санитарные, технические, противопожарные.
При планировке помещении магазина необходимо соблюдать следующие основные требования:
-
обеспечение нормального
расположение торговых залов и помещений для подготовки товаров таким образом, чтобы по окончании рабочего дня они могли быть изолированы от других помещений;
-
объединение помещений,
обеспечение внутримагазинного перемещения товаров кратчайшими путями и создание благоприятных условии для хранения:
-
расположение административно-
-
обеспечение хорошей
Основным
помещением магазина, в котором завершается
торгово-технологический
Наиболее рациональной формой планировки торгового зала является прямоугольник, приближенный к квадрату, т. е. соотношение сторон 1: 1. Эта форма характерна для новых предприятий, особенно универсамов. В таких залах покупатели легко ориентируются, здесь лучшие условия для расстановки оборудования, организации кратчайших путей движения покупательских потоков и товаров. На практике чаще встречаются торговые залы с соотношением сторон 1: 2, 1: 3, 1: 4 и более. В зарубежной практике квадратная форма планировки характерна для большинства супермаркетов, но встречаются и другие формы (круглая, овальная, треугольная).
Площадь торгового зала магазина подразделяется на площади: под торговым оборудованием; для выкладки товаров; под узлами расчета; для покупателей; для дополнительного обслуживания покупателей.
В зависимости от площади и конфигурации торгового зала применяется несколько форм его планировки.
Линейная планировка — это такая планировка, при которой торговое оборудование располагают вдоль стен или в виде нескольких параллельных линий торгового зала. Различают 1-, 2-, 3 и более линейную, а также Ги П-образные планировки.
Такая планировка позволяет рационально организовать движение покупательских потоков и эффективно использовать торговые площади, средства внутримагазинной рекламы и информации, обеспечить лучший просмотр торгового зала и контроль за торгово-технологическим процессом. Именно по этим причинам линейная планировка получила наибольшее развитие в торговле как в нашей стране, так и за рубежом.
При островной форме планировки торгового зала оборудование размещается в виде отдельных островков, имеющих круглую, овальную или прямоугольную форму. Этот метод увеличивает фронт экспозиции товаров на горках и стендах, обеспечивает свободный доступ, повышает пропускную способность магазина. Однако при этом ограничивается емкость) оборудования для хранения рабочих запасов, затрудняется до ставка товаров из подсобных помещений в течение рабочего дня.
Комбинированная планировка представляет собой сочетание линейной и островной. Применяется при неправильной форме торгового зала магазина.
Боксовая планировка предусматривает такую расстановку оборудования, когда образуется замкнутый контур с од ним или двумя выходами. При такой планировке внутри бокса размещается ассортимент одной секции или отдела. Чаще всего она применяется в универмагах самообслуживания, когда параметры и конфигурация торгового зала не позволяют применять линейную планировку. При боксовой планировке недостаточно эффективно используются торг овые площади, усложняется движение потоков покупателей и управление ими.
Информация о работе Шпаргалка по "Организации и технологии торговли в РБ"