Шпаргалка по "Организации и технологии торговли в РБ"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 23:04, шпаргалка

Описание работы

Научно-технический прогресс (НТП) — это взаимосвязанное поступательное развитие науки и техники, процесс непрерывного совершенствования орудий и средств труда, технологии и организации производства, повышения его технического уровня на основе создания, освоения и распространения новых знаний.
НТП - это прогресс научных знаний, результатом которых являются нововведения, т. е. прогрессивные изменения техники, технологии, продукта, организации производства.

Содержание работы

Торговля как отрасль экономики. Состояние, направления развития торговли в условиях формирования рыночной экономики.
Правовое регулирование торговой деятельности в Республике Беларусь.
Основные направления НТП для повышения эффективности торговли.

Файлы: 1 файл

шпоры по организации и технологии торговли.docx

— 195.48 Кб (Скачать файл)

■ минимальные  затраты времени на обслуживание покупателей;

■ точное соблюдение установленного режима работы магазина;

■ широкое  использование средств внутримагазинной информации;

■ высокая  профессиональная квалификация работников магазина;

■ опрятный внешний вид работников магазина;

■ вежливое, внимательное отношение торгового  персонала к покупателям;

и хорошее  санитарное состояние магазина;

■ соблюдение установленных правил продажи товаров.

В магазинах, торгующих непродовольственными товарами, покупатели отдают предпочтение таким показателям, как умение продавца точно и быстро отвечать на вопросы покупателей, отсутствие очередей, наличие широкого и устойчивого ассортимента, хорошее санитарное состояние торгового зала магазина, предоставление дополнительных услуг.

В зависимости  от обобщающего коэффициента деятельность магазина, организация торгового обслуживания оцениваются по следующим категориям:

■ магазины с высоким уровнем культуры торгового  обслуживания - 0,901 и более;

■ магазины со средним уровнем - от 0,701 до 0,900;

■ магазины с низким уровнем до 0,700

 

  1. Классификация форм продажи товаров. Эффективность в розничной торговле.

 

При внедрении  самообслуживания:

  • отпадает деление единого торгового зала на секции. Следовательно, должности заведующих секциями и заместителей заведующих секциями не нужны. Вместо нескольких заведующих секциями при самообслуживании можно обойтись одним  дежурным по залу;  
  • вместо 3 сокращенных продавцов нужно 1, 5 фасовщика;  
  • при увеличении объема поставки в магазин фасованных товаров —на 1 кассира-контролера 0, 5 должности фасовщика;   при хорошо организованной справке и информации на 1 кассира-контролера предусматривается 0, 5 должности продавца-консультанта.

Т. е. самообслуживание позволяет сократить численность работников торговых залов более чем вдвое. 

  Развитие самообслуживания в  Республике Беларусь сдерживается  более низкой экономической эффективностью  по сравнению с традиционными  формами продажи. Анализ показывает, что товарооборот на 1 м2 в магазинах самообслуживания на 15-20 % ниже, чем в аналогичных магазинах с традиционной формой продажи. 

Высокий уровень эффективности магазинов  самообслуживания возможен при условии, что примерно 80—90 % продовольственных  и значительная часть непродовольственных  товаров будут поставляться фасованными. Вместе с тем предприятия промышленности в должной мере не обеспечивают торговлю фасованными товарами. Это вынуждает  розничную торговлю самой фасовать продукцию, что менее производительно  и значительно дороже. Даже на предприятиях типа "универсам" на фасовке занято до 15 % работников. При установке  фасовочного оборудования на предприятиях розничной торговли оно используется крайне непроизводительно. Затраты  труда, упаковочных материалов при  фасовке в магазинах в 3-5 раз  выше, чем в промышленности. В  связи с этим необходимо более  активно ориентировать промышленность на поставку фасованных товаров, экономически стимулируя выпуск фасованной продукции.

Существенно снижает эффективность работы магазинов  самообслуживания нерациональная технология товародвижения. И отечественный и зарубежный опыт показывает, что наиболее экономичной является технология товародвижения с применением тары-оборудования, внедрение которой позволяет механизировать и ускорить погрузочно-разгрузочные работы, значительно сократить количество технологических операций, численность работников, простои транспорта, затраты по таре и т.п.

  Однако во многих случаях низкая эффективность работы магазинов самообслуживания объясняется рядом причин внутриотраслевого характера. Прежде всего это касается узости ассортимента наших магазинов. Ассортимент универсамов, например, должен включать в зависимости от площади 1700—2000 наименований, в действительности  же в большинстве случаев он достигает 150—200 наименований продтоваров. Незначительный удельный вес занимают в ассортименте универсамов непродовольственные товары (примерно 3—5 %), в то время как в зарубежных странах — 35—40 %. Недостаточно эффективно используется материально-техническая база магазинов самообслуживания. Прежде всего структура площадей магазинов самообслуживания не соответствует этой форме продажи. Если в зарубежных магазинах соотношение торговых и вспомогательных площадей 3:1, то в наших, наоборот, 1:3. Неэффективно используется торговая площадь магазинов, в большинстве из них коэффициент установочной площади составляет 0,15 — 0,20 (по нормативу —в среднем 0,30), экспозиционной — 0,50 — 0,60 ( по нормативу —0,70 — 0,85). Анализ планировочных решений показывает, что многие проекты магазинов самообслуживания разрабатываются с большими отклонениями от оптимальных решений как торгового, так и технологического процесса.

Низкая  эффективность магазинов самообслуживания объясняется также и нерациональной организацией труда. Вследствие неравномерности покупательских потоков потери рабочего времени в розничной торговле достигают 30—40 %. -

 

  1. Методы розничной продажи. Самообслуживание. Продажа товаров по предварительным заказам. Продажа товаров по образцам. Продажа товаров с открытой выкладкой.

 

Сущность основных методов  продажи товаров.

Существенно различается содержание операций по продаже товаров в магазинах, применяющих различные методы продажи, под которыми понимают совокупность приемов и способов реализации товаров покупателям.

В розничной торговле применяют следующие  методы продажи товаров: самообслуживание; через прилавок обслуживания; по образцам; с открытой выкладкой; по предварительным  заказам.

Продажа товаров  на основе самообслуживания — один из самых удобных для покупателей методов продажи товаров.. Этот метод предусматривает свободный доступ покупателей к выложенным в торговом зале товарам, возможность самостоятельно осматривать и отбирать их без помощи продавца, что позволяет более рационально распределить функции между работниками магазина. Этот метод применяется при продаже большинства продовольственных и непродовольственных товаров. Процесс продажи здесь состоит из следующих основных операций:

  • встреча покупателя и предоставление ему необходимой информации о реализуемых товарах, оказываемых услугах и т. д.;
  • получение покупателем инвентарной корзины или тележки для отбора товаров;
  • самостоятельный отбор товаров покупателем и доставка их в узел расчета;
  • подсчет стоимости отобранных товаров и получение чека'
  • оплата купленных товаров;
  • упаковка приобретенных товаров и укладка их в сумку покупателя;
  • возврат инвентарной корзины или тележки для отбора товаров на место их концентрации.

Продажа товаров  через прилавок обслуживания включает выполнение следующих операций:

  • встреча покупателя и выявление его намерения;
  • предложение и показ товаров;
  • помощь в выборе товаров и консультация; предложение сопутствующих и новых товаров;
  • проведение технологических операций, связанных с нарезкой, взвешиванием, отмериванием; расчетные операции;
  • упаковка и выдача покупок.

В обязанности продавца входит и предложение  покупателю сопутствующих товаров.

На выполнение технологических операций, связанных  с нарезкой, взвешиванием, отмериванием, затрачивается много труда. и времени.

Продажа товаров  по образцам предусматривает выкладку образцов в торговом зале и самостоятельное (или с помощью продавца) ознакомление с ними покупателей. После выбора товаров и оплаты покупки продавец вручает покупателю товары, соответствующие образцам. При этом методе продажи рабочие запасы размещают отдельно от образцов. Он удобен тем, что на сравнительно небольшой площади торгового зала можно выставить образцы достаточно широкого ассортимента товаров. Обычно этот метод применяется при продаже технически сложных и крупногабаритных товаров, а также тех товаров, которые требуют перед их отпуском покупателю отмеривания и нарезки. Выставленные в торговом зале образцы товаров должны быть снабжены четко оформленными ярлыками, в которых указывают наименование товара, артикул, сорт, наименование изготовителя, цену. В случае необходимости продавцы оказывают покупателям консультативную помощь.

Продажу крупногабаритных товаров по образцам сочетают с доставкой их покупателям  на дом со складов магазина, оптовых  баз или промышленных предприятий-изготовителей.

При продаже товаров с открытой выкладкой покупателя имеют возможность самостоятельно ознакомиться и отобрать выложенные на рабочем месте продавца товары. Их выкладывают на прилавках, горках, стендах. Функции продавца при этом методе продажи сводятся к консультированию покупателей, взвешиванию, упаковке и отпуску отобранных ими товаров. Расчетные операции могут осуществляться в кассах, установленных в торговом зале иди на рабочем месте продавца. Продажа товаров с открытой выкладкой более удобна по сравнению с традиционными методами, так как многие покупатели имеют возможность одновременно знакомиться с открыто выложенными образцами товаров, не отвлекая при этом продавцов на выполнение функций, связанных с показом товаров и информацией об их ассортименте. Применение этого метода позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность магазина и повысить производительность труда продавцов. Обычно этот метод применяется при продаже тех товаров, реализация которых в магазинах самообслуживания осуществляется через прилавки обслуживания (тканей, обуви, чулочно-носочных изделий, бельевых товаров, галантереи школьно-письменных товаров, посудо-хозяйственных и других непродовольственных и некоторых продовольственных товаров).

Торговля  по предварительным заказам удобна для покупателей, так как позволяет им экономить время на приобретение товаров. По предварительным заказам продают преимущественно продовольственные товары, а также непродовольственные товары сложного ассортимента.

 

  1. Сущность и значение дополнительного обслуживания покупателей в магазинах. Торговые услуги и их классификация.

 

Органическим  продолжением торгово-технологического процесса в магазине является оказание покупателям различного рода услуг.

Первая  группа услуг включает: прием предварительных заказов на временно отсутствующие в продаже товары, упаковку товаров, доставку крупногабаритных товаров на дом покупателю и др.

Довольно  обширен круг услуг второй группы, оказываемых покупателям после приобретения товаров. К ним относят: раскрой купленных в магазине тканей; мелкую переделку и подгонку по росту и фигуре покупателя готового платья, приобретенного в магазине; прием заказов на пошив одежды, столового и постельного белья из ткани, купленной в магазине; установку на дому у покупателей приобретенных в магазине холодильников, телевизоров, радиоприемников и другие услуги.

В третью группу входят следующие услуги: организация кафетерия или буфета при универмаге или другом крупном магазине; ремонт технически сложных товаров; устройство при магазинах детских комнат или уголков, камер хранения купленных в магазине товаров и вещей покупателей, оборудование вблизи магазинов стоянок для велосипедов, мотоциклов, автомашин и крытых площадок для детских колясок и др.

Услуги, оказываемые магазинами, могут быть платными или бесплатными. К бесплатным относят услуги, непосредственно связанные с продажей товаров (консультации продавцов и специалистов, рекламную информацию, организацию сборных касс  и т. д.).

Кафетерии организуют в крупных универмагах, универсамах и специализированных магазинах. Их размещают вне зоны самообслуживания и оснащают холодильным оборудованием, кофеваркой, оборудованием для продажи соков, кафетерий ной стойкой, специальными обеденными столами и другим оборудованием. В них продают кофе, чай, молочные коктейли, бутерброды, кондитерские изделия и т. д.

Кроме перечисленных дополнительных услуг, в магазинах оказывают и другие, удобные для покупателей услуги. Например, рекомендовано предоставлять  и такие услуги, как: комплектование праздничных наборов из имеющихся  товаров; продажа цветов, периодических  изданий, лекарственных средств  и др.;

прием стеклопосуды на дому у населения; консультации покупателей  по домашнему консервированию продуктов; организация отделов обслуживания инвалидов, престарелых и многодетных  семей (с доставкой товаров на дом); установка городских телефонов-автоматов; установка игровых автоматов  и другие.

 

 

  1. Сущность, задачи и функции торговой рекламы. Эффективность рекламы.

 

 

  1. Формирование ассортимента товаров в магазине. Ассортиментный перечень. Показатели ассортимента.

Процесс формирования ассортимента товаров в розничной торговой сети можно условно разделить  на три этапа.

На первом этапе устанавливается групповой ассортимент товаров, т. е. определяется ассортиментный профиль магазинов. Эта работа проводится с учетом действующих принципов размещения розничной торговой сети. Второй этап предусматривает установление количественного соотношения отдельных групп товаров в магазинах.

На третьем  этапе определяется внутригрупповой ассортимент, т. е. осуществляется подбор конкретных разновидностей товаров каждой группы по различным признакам. При этом в каждом магазине должно быть обеспечено соответствие предлагаемого ассортимента товаров спросу населения. При этом учитывают влияние различных факторов на построение ассортимента товаров в каждом конкретном розничном торговом предприятии.

Информация о работе Шпаргалка по "Организации и технологии торговли в РБ"