Шпаргалка по "Организации и технологии торговли в РБ"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 23:04, шпаргалка

Описание работы

Научно-технический прогресс (НТП) — это взаимосвязанное поступательное развитие науки и техники, процесс непрерывного совершенствования орудий и средств труда, технологии и организации производства, повышения его технического уровня на основе создания, освоения и распространения новых знаний.
НТП - это прогресс научных знаний, результатом которых являются нововведения, т. е. прогрессивные изменения техники, технологии, продукта, организации производства.

Содержание работы

Торговля как отрасль экономики. Состояние, направления развития торговли в условиях формирования рыночной экономики.
Правовое регулирование торговой деятельности в Республике Беларусь.
Основные направления НТП для повышения эффективности торговли.

Файлы: 1 файл

шпоры по организации и технологии торговли.docx

— 195.48 Кб (Скачать файл)

Таким образом, формирование ассортимента товаров в магазинах  должно быть в первую очередь подчинено интересам наиболее полного удовлетворения спроса населения, т. е. должна быть обеспечена достаточная полнота ассортимента товаров, хорошо известных населению, комплексность их предложения. Реализации в магазинах должны подлежать товары надлежащего качества.

Рассмотрим особенности  формирования ассортимента товаров  в магазинах некоторых типов.

Так, в универмагах ассортимент товаров рекомендуется строить по потребительским комплексам. Здесь могут быть предусмотрены следующие потребительские комплексы: «Товары для мужчин», «Товары для женщин», «Товары для детей», «Косметика и средства гигиены», «Сувениры, часы, ювелирные изделия», «Товары для досуга», «Товары для письма и учебы», «Товары для спорта, туризма и путешествий», «Товары для шитья и рукоделия», «Товары для дома».

Потребительские комплексы делятся на микрокомплексы. Например, в комплексе «Товары для женщин» выделяются микрокомплексы «Одежда», «Головные уборы и воротники», «Белье», «Чулочно-носочные изделия», «Предметы женского туалета», «Обувь» и другие.

В состав каждого микрокомплекса входят товары определенных наименований, которые, в свою очередь, делятся на разновидности.

В универсамах  выделяют продовольственные и непродовольственные  товары. Среди продовольственных товаров выделяются такие товарные группы, как: хлеб и хлебобулочные изделия; бакалейные товары; кондитерские изделия; консервы; гастрономические продукты; мясо, рыба; плоды, овощи

Таким образом, при  построении ассортимента товаров в магазинах, торгующих непродовольственными товарами, исходят из деления всей номенклатуры товаров на комплексы, микрокомплексы и наименования, а в магазинах, торгующих продовольственными товарами, и в магазинах «Товары повседневно госпроса» — на товарные группы и наименования. При этом каждое наименование может быть представлено различным количеством его разновидностей в зависимости от глубины ассортимента товаров.

Инструментом  регулирования ассортимента товаров  в магазинах служит обязательный ассортиментный перечень товаров. Он устанавливается для каждого конкретного магазина с учетом его типа, размера торговой площади, места расположения и других факторов. 

  1. Понятие и виды ассортимента товаров. Формирование ассортимента товаров в оптовых и розничных организациях. Ассортиментный перечень товаров – основа формирования ассортимента. Показатели устойчивости, полноты и широты ассортимента. Организация контроля за соблюдением ассортимента.

 

 

  1. Характер и особенности труда работников розничной торговли. Режим работы магазина: определение, порядок установления, виды. Графики выхода на работу.

 

Режим работы магазина

Режим работы магазина определяется временем открытия, закрытия, продолжительностью работы и перерывов, выходными и санитарными днями. От режима работы в

значительной  мере зависит качество торгового  обслуживания. В свою очередь, на режим работы магазина влияют:

■ интенсивность  покупательских потоков;

■ распределение  товарооборота по часам дня, дням недели, сезонам;

■ обеспеченность данного района торговой сетью;

■ режим  работы близлежащих торговых организаций;

■ контингент обслуживаемых покупателей;

■ необходимость  создания оптимального режима труда  и отдыха работникам.

С учетом вышеуказанных  факторов может быть установлен одно-, полутора-, двухсменный режим работы. В последние годы в целях повышения качества торгового обслуживания, эффективности использования торговых площадей устанавливается круглосуточный режим работы магазина.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей» режим работы определяется по согласованию с местным и исполнительными органами и должен соответствовать установленному режиму работы. Режим работы магазинов при промышленных предприятиях, в учреждениях и организациях устанавливается также по согласованию с их администрацией.

Режим работы указывается в лицензии на право  деятельности и на вывеске магазина.

Согласованность режима работы магазина с режимом  труда и отдыха его работников достигается путем разработки рациональных графиков выхода на работу. Они должны основываться на соблюдении предусмотренной трудовым законодательством продолжительности рабочего времени и обеспечении ритмичного чередования времени труда и отдыха работников магазина в течение дня и рабочей недели. Следует предусматривать время на подготовительно-заключительные операции. Графики должны соответствовать изменению покупательских потоков в различные часы дня и дни недели.

В графиках указывают время начала и окончания  работы, время перерыва на обед и отдых, выходные дни.

В рабочее  время включается время, затрачиваемое  на подготовительно-заключительные операции. Так, для продавца это время слагается из затрат времени на получение и подготовку товаров к продаже, их размещение и выкладку, подготовку инвентаря и упаковочного материала, проверку весоизмерительного оборудования, подсчет чеков, уборку инвентаря, упаковочных материалов, передачу товарно-материальных ценностей и т. д. На эти операции отводится, как правило, не менее 15-30 мин, но не более 60 мин в смену.

При семичасовом  рабочем дне устанавливают шестидневную рабочую неделю с одним выходным днем. В магазине с восьмичасовым рабочим днем продолжительность рабочей недели составляет обычно пять дней с двумя выходными днями. Общая продолжительность рабочего времени за неделю - 40 ч.

При полуторасменном  режиме работы (11 ч в день), для  работников устанавливается рабочий  день продолжительностью 8 ч с двумя выходными днями. В исключительных случаях, когда невозможно установить рабочий день нормальной продолжительности, для продавцов и контролеров-кассиров разрешается применять суммированный учет рабочего времени. При этом продолжительность рабочего дня не должна превышать 11 ч 30 мин при обязательном предоставлении отдыха на следующий день. Общее количество рабочих часов в месяц должно быть такое же, как и у других работников. Перевод работников на суммированный учет рабочего времени осуществляется по согласованию с профсоюзным комитетом.

В том случае, если магазин работает в полторы  или две смены и в течение  дня имеет неравномерный поток  покупателей, то для всех работников может устанавливаться ленточный график выхода на работу, предусматривающий выход на работу не всех работников одновременно, а группами в разные часы дня. Чаще всего такие графики применяются в продовольственных магазинах.

Графики выхода на работу работников разрабатывают  исходя из годового фонда рабочего времени, как правило, на каждый месяц. Согласованные с профсоюзным  комитетом и утвержденные администрацией графики выхода на работу доводят до сведения работников магазина за две недели до их введения. В последующем их доводят до сведения работников не позднее чем за три дня до начала следующего месяца.

Нормирование труда позволяет установить рациональную численность и структуру штата работников, эффективно использовать оборудование и рабочее время, повысить материальную заинтересованность работников в результатах своего труда.

Рабочий день работников магазина складывается из времени работы и перерывов. Время  работы затрачивается на выполнение подготовительно-заключительных, основных и вспомогательных операций.

При нормировании труда работников используют нормы времени, выработки и обслуживания.

Под нормами времени понимают затраты времени на выполнение определенного объема работы одним или несколькими работниками в рациональных организационно-технических условиях.

Норма выработки - объем работы (в стоимостных или натуральных показателях), который необходимо выполнить одному или группе работников в единицу времени.

Норма обслуживания выражается в количестве единиц оборудования или в размере торговой площади магазина, которые должны обслуживаться одним работником или бригадой в течение рабочего дня или смены.

При технико-экономическом  нормировании труда используют фотографию рабочего дня и хронометраж.

С помощью  фотографии рабочего дня определяют фактические затраты времени на различные виды работ и на перерывы в работе, выявляют долю этих затрат в общем рабочем времени. Фотография рабочего времени может быть индивидуальной и групповой. Для регистрации наблюдений заполняют специальную карту, в которой указывают дату проведения фотографии, наименование организации и структурного подразделения, фамилию работника, его специальность, стаж работы и возраст, продолжительность наблюдения, а также затраты времени на выполнение отдельных операций, на перерывы.

 

  1. Научная организация труда в торговле, ее понятие, задачи, принципы и основные направления. Формы разделения и кооперирования труда в торговле. Организация материальной ответственности и контроля за сохранностью товаров. Охрана труда и техника безопасности.

 

Научная организация труда (НОТ) - это организация труда, основанная на новейших достижениях науки и передовой практики, позволяющая наилучшим образом соединить технику и людей в едином технологическом процессе, обеспечивающая наиболее эффективное использование трудовых и материальных ресурсов, повышение производительности труда, сохранение здоровья человека. Она позволяет без дополнительных капитальных вложений наилучшим образом соединить людей и технику в едином технологическом процессе и на этой основе обеспечить рост производительности труда, повысить его эффективность, сократить потребность в новых работниках, а также улучшить культуру обслуживания населения.

Основными направлениями  научной организации труда в торговле являются:

■ совершенствование  форм разделения и кооперации труда;

■ улучшение  организации и обслуживания рабочих  мест;

■ изучение и распространение передовых  приемов и методов труда;

■ подготовка и повышение квалификации кадров;

■ совершенствование  нормирования и оплаты труда;

■ улучшение  условий труда.

Рациональное разделение труда  работников магазина. Оно предусматривает наиболее целесообразную расстановку работников для выполнения торгово-технологических операций, четкое определение функциональных обязанностей каждого работника. Основными формами разделения труда в магазине являются: функциональное, товарно-отраслевое и квалификационное.

Функциональное разделение предполагает обособление отдельных функций и выделение работников для их выполнения. С учетом этого признака весь торговый персонал подразделяется на категории: управленческий, основной или торгово-оперативный, оперативно-вспомогательный, технический и вспомогательный.

Управленческий персонал состоит из работников, обеспечивающих управление торгово-технологическим и трудовым процессом. К ним относятся директор (заведующий), заместитель директора (заведующего), администратор, товароведы, заведующие секциями, старший бухгалтер, бухгалтеры и т. д.

Общее руководство  магазином осуществляет директор (заведующий).

Заместитель директора (заведующего) магазина руководит коммерческой деятельностью, в его ведении находятся вопросы организации технологических операций и хозяйственного обслуживания.

Администратор следит за состоянием выкладки товаров и рекламного оформления торгового зала, за соблюдением правил торговли, принимает решения по претензиям покупателей и т. д.

Товароведы  выполняют функции по изучению спроса, заключению договоров с поставщиками и контролю за их выполнением, организуют доставку товаров в магазин, внедряют современные методы продажи товаров и т. д.

Заведующие  товарными отделами (секциями) организуют работу своих отделов (секций).

Основной (торгово-оперативный) персонал - это продавцы, контролеры-кассиры, контролеры, кассиры, т. е. работники, занятые обслуживанием покупателей в торговом зале.

В обязанности  продавцов входит подготовка и уборка рабочего места (получение упаковочного материала, проверка работоспособности торгового оборудования и инвентаря, пополнение рабочих товарных запасов, уборка тары, поддержание надлежащего санитарного состояния), подготовка товаров к продаже, обслуживание покупателей, учет неудовлетворенного спроса и т. д.

Контролер-кассир готовит рабочее место к выполнению расчетных операций, выполняет расчетные  операции с покупателями, осуществляет сдачу выручки и т. д.

Контролер проверяет  сортность, комплектность, размеры, эксплуатационные свойства и цены товаров. Осуществляет перемеривание оплаченных товаров, заполняет паспорта на приобретенные товары, консультирует покупателей, упаковывает и отпускает товары покупателям.

Оперативно-вспомогательный персонал обеспечивает обслуживание основного персонала. К ним относятся фасовщики, рубщики мяса и др.

Технический персонал (механики холодильных установок, слесари, мастера по обслуживанию кассового и весоизмерительного оборудования) обеспечивает работу соответствующего оборудования.

Информация о работе Шпаргалка по "Организации и технологии торговли в РБ"