Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 23:04, шпаргалка
Научно-технический прогресс (НТП) — это взаимосвязанное поступательное развитие науки и техники, процесс непрерывного совершенствования орудий и средств труда, технологии и организации производства, повышения его технического уровня на основе создания, освоения и распространения новых знаний.
НТП - это прогресс научных знаний, результатом которых являются нововведения, т. е. прогрессивные изменения техники, технологии, продукта, организации производства.
Торговля как отрасль экономики. Состояние, направления развития торговли в условиях формирования рыночной экономики.
Правовое регулирование торговой деятельности в Республике Беларусь.
Основные направления НТП для повышения эффективности торговли.
Таким образом, формирование ассортимента товаров в магазинах должно быть в первую очередь подчинено интересам наиболее полного удовлетворения спроса населения, т. е. должна быть обеспечена достаточная полнота ассортимента товаров, хорошо известных населению, комплексность их предложения. Реализации в магазинах должны подлежать товары надлежащего качества.
Рассмотрим особенности формирования ассортимента товаров в магазинах некоторых типов.
Так, в универмагах ассортимент товаров рекомендуется строить по потребительским комплексам. Здесь могут быть предусмотрены следующие потребительские комплексы: «Товары для мужчин», «Товары для женщин», «Товары для детей», «Косметика и средства гигиены», «Сувениры, часы, ювелирные изделия», «Товары для досуга», «Товары для письма и учебы», «Товары для спорта, туризма и путешествий», «Товары для шитья и рукоделия», «Товары для дома».
Потребительские комплексы делятся на микрокомплексы. Например, в комплексе «Товары для женщин» выделяются микрокомплексы «Одежда», «Головные уборы и воротники», «Белье», «Чулочно-носочные изделия», «Предметы женского туалета», «Обувь» и другие.
В состав каждого микрокомплекса входят товары определенных наименований, которые, в свою очередь, делятся на разновидности.
В универсамах
выделяют продовольственные и
Таким образом, при построении ассортимента товаров в магазинах, торгующих непродовольственными товарами, исходят из деления всей номенклатуры товаров на комплексы, микрокомплексы и наименования, а в магазинах, торгующих продовольственными товарами, и в магазинах «Товары повседневно госпроса» — на товарные группы и наименования. При этом каждое наименование может быть представлено различным количеством его разновидностей в зависимости от глубины ассортимента товаров.
Инструментом
регулирования ассортимента товаров
в магазинах служит обязательный ассортиментный перечень
товаров. Он устанавливается для каждого
конкретного магазина с учетом его типа,
размера торговой площади, места расположения
и других факторов.
Режим работы магазина
Режим работы магазина определяется временем открытия, закрытия, продолжительностью работы и перерывов, выходными и санитарными днями. От режима работы в
значительной мере зависит качество торгового обслуживания. В свою очередь, на режим работы магазина влияют:
■ интенсивность покупательских потоков;
■ распределение товарооборота по часам дня, дням недели, сезонам;
■ обеспеченность данного района торговой сетью;
■ режим работы близлежащих торговых организаций;
■ контингент обслуживаемых покупателей;
■ необходимость создания оптимального режима труда и отдыха работникам.
С учетом вышеуказанных факторов может быть установлен одно-, полутора-, двухсменный режим работы. В последние годы в целях повышения качества торгового обслуживания, эффективности использования торговых площадей устанавливается круглосуточный режим работы магазина.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей» режим работы определяется по согласованию с местным и исполнительными органами и должен соответствовать установленному режиму работы. Режим работы магазинов при промышленных предприятиях, в учреждениях и организациях устанавливается также по согласованию с их администрацией.
Режим работы указывается в лицензии на право деятельности и на вывеске магазина.
Согласованность режима работы магазина с режимом труда и отдыха его работников достигается путем разработки рациональных графиков выхода на работу. Они должны основываться на соблюдении предусмотренной трудовым законодательством продолжительности рабочего времени и обеспечении ритмичного чередования времени труда и отдыха работников магазина в течение дня и рабочей недели. Следует предусматривать время на подготовительно-заключительные операции. Графики должны соответствовать изменению покупательских потоков в различные часы дня и дни недели.
В графиках указывают время начала и окончания работы, время перерыва на обед и отдых, выходные дни.
В рабочее время включается время, затрачиваемое на подготовительно-заключительные операции. Так, для продавца это время слагается из затрат времени на получение и подготовку товаров к продаже, их размещение и выкладку, подготовку инвентаря и упаковочного материала, проверку весоизмерительного оборудования, подсчет чеков, уборку инвентаря, упаковочных материалов, передачу товарно-материальных ценностей и т. д. На эти операции отводится, как правило, не менее 15-30 мин, но не более 60 мин в смену.
При семичасовом
рабочем дне устанавливают
При полуторасменном режиме работы (11 ч в день), для работников устанавливается рабочий день продолжительностью 8 ч с двумя выходными днями. В исключительных случаях, когда невозможно установить рабочий день нормальной продолжительности, для продавцов и контролеров-кассиров разрешается применять суммированный учет рабочего времени. При этом продолжительность рабочего дня не должна превышать 11 ч 30 мин при обязательном предоставлении отдыха на следующий день. Общее количество рабочих часов в месяц должно быть такое же, как и у других работников. Перевод работников на суммированный учет рабочего времени осуществляется по согласованию с профсоюзным комитетом.
В том случае, если магазин работает в полторы или две смены и в течение дня имеет неравномерный поток покупателей, то для всех работников может устанавливаться ленточный график выхода на работу, предусматривающий выход на работу не всех работников одновременно, а группами в разные часы дня. Чаще всего такие графики применяются в продовольственных магазинах.
Графики выхода на работу работников разрабатывают исходя из годового фонда рабочего времени, как правило, на каждый месяц. Согласованные с профсоюзным комитетом и утвержденные администрацией графики выхода на работу доводят до сведения работников магазина за две недели до их введения. В последующем их доводят до сведения работников не позднее чем за три дня до начала следующего месяца.
Нормирование труда позволяет установить рациональную численность и структуру штата работников, эффективно использовать оборудование и рабочее время, повысить материальную заинтересованность работников в результатах своего труда.
Рабочий день
работников магазина складывается из
времени работы и перерывов. Время
работы затрачивается на выполнение
подготовительно-
При нормировании труда работников используют нормы времени, выработки и обслуживания.
Под нормами времени понимают затраты времени на выполнение определенного объема работы одним или несколькими работниками в рациональных организационно-технических условиях.
Норма выработки - объем работы (в стоимостных или натуральных показателях), который необходимо выполнить одному или группе работников в единицу времени.
Норма обслуживания выражается в количестве единиц оборудования или в размере торговой площади магазина, которые должны обслуживаться одним работником или бригадой в течение рабочего дня или смены.
При технико-экономическом нормировании труда используют фотографию рабочего дня и хронометраж.
С помощью фотографии рабочего дня определяют фактические затраты времени на различные виды работ и на перерывы в работе, выявляют долю этих затрат в общем рабочем времени. Фотография рабочего времени может быть индивидуальной и групповой. Для регистрации наблюдений заполняют специальную карту, в которой указывают дату проведения фотографии, наименование организации и структурного подразделения, фамилию работника, его специальность, стаж работы и возраст, продолжительность наблюдения, а также затраты времени на выполнение отдельных операций, на перерывы.
Научная организация труда (НОТ) - это организация труда, основанная на новейших достижениях науки и передовой практики, позволяющая наилучшим образом соединить технику и людей в едином технологическом процессе, обеспечивающая наиболее эффективное использование трудовых и материальных ресурсов, повышение производительности труда, сохранение здоровья человека. Она позволяет без дополнительных капитальных вложений наилучшим образом соединить людей и технику в едином технологическом процессе и на этой основе обеспечить рост производительности труда, повысить его эффективность, сократить потребность в новых работниках, а также улучшить культуру обслуживания населения.
Основными направлениями научной организации труда в торговле являются:
■ совершенствование форм разделения и кооперации труда;
■ улучшение организации и обслуживания рабочих мест;
■ изучение и распространение передовых приемов и методов труда;
■ подготовка и повышение квалификации кадров;
■ совершенствование нормирования и оплаты труда;
■ улучшение условий труда.
Рациональное разделение труда работников магазина. Оно предусматривает наиболее целесообразную расстановку работников для выполнения торгово-технологических операций, четкое определение функциональных обязанностей каждого работника. Основными формами разделения труда в магазине являются: функциональное, товарно-отраслевое и квалификационное.
Функциональное разделение предполагает обособление отдельных функций и выделение работников для их выполнения. С учетом этого признака весь торговый персонал подразделяется на категории: управленческий, основной или торгово-оперативный, оперативно-вспомогательный, технический и вспомогательный.
Управленческий персонал состоит из работников, обеспечивающих управление торгово-технологическим и трудовым процессом. К ним относятся директор (заведующий), заместитель директора (заведующего), администратор, товароведы, заведующие секциями, старший бухгалтер, бухгалтеры и т. д.
Общее руководство магазином осуществляет директор (заведующий).
Заместитель директора (заведующего) магазина руководит коммерческой деятельностью, в его ведении находятся вопросы организации технологических операций и хозяйственного обслуживания.
Администратор следит за состоянием выкладки товаров и рекламного оформления торгового зала, за соблюдением правил торговли, принимает решения по претензиям покупателей и т. д.
Товароведы выполняют функции по изучению спроса, заключению договоров с поставщиками и контролю за их выполнением, организуют доставку товаров в магазин, внедряют современные методы продажи товаров и т. д.
Заведующие товарными отделами (секциями) организуют работу своих отделов (секций).
Основной (торгово-оперативный) персонал - это продавцы, контролеры-кассиры, контролеры, кассиры, т. е. работники, занятые обслуживанием покупателей в торговом зале.
В обязанности продавцов входит подготовка и уборка рабочего места (получение упаковочного материала, проверка работоспособности торгового оборудования и инвентаря, пополнение рабочих товарных запасов, уборка тары, поддержание надлежащего санитарного состояния), подготовка товаров к продаже, обслуживание покупателей, учет неудовлетворенного спроса и т. д.
Контролер-кассир
готовит рабочее место к
Контролер проверяет сортность, комплектность, размеры, эксплуатационные свойства и цены товаров. Осуществляет перемеривание оплаченных товаров, заполняет паспорта на приобретенные товары, консультирует покупателей, упаковывает и отпускает товары покупателям.
Оперативно-вспомогательный
Технический персонал (механики холодильных установок, слесари, мастера по обслуживанию кассового и весоизмерительного оборудования) обеспечивает работу соответствующего оборудования.
Информация о работе Шпаргалка по "Организации и технологии торговли в РБ"