Общая выносливость и методика её воспитания в старшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 17:49, дипломная работа

Описание работы

Общую выносливость на уроках физической культуры нужно изучать в настоящее время потому, что с помощью выносливости учащиеся старшего школьного возраста достигают различных результатов в различных видах деятельности. Суть физической подготовки – творческая, радостная жизнь. Физическая готовность человека не только предохраняет от многих заболеваний, она способствует развитию хорошего самочувствия, того, что мы называем здоровьем, отчего в большей степени зависят работоспособность и счастье. А физическая готовность в первую очередь зависит от выносливости. Практика убедительно показывает, что стать выносливым можно при любой наследственности. Всё дело в систематических тренировках. Следовательно, одна из основных задач педагога – научить ребёнка на занятиях трудиться.

Содержание работы

Введение…………………………………………..….…………………...………3
Глава 1.Выносливость и значение её воспитания в старшем школьном возрасте …………………………………...………..……………………....…….7
1.1. Выносливость, её виды и показатели……………………………......…..…7
1.2. Психолого – педагогическая характеристика старшего школьного возраста……….…………………………..……………….…………….............14
1.3. Особенности построения процесса физического воспитания в старшем школьном возрасте…………………..…............................................................20
Глава 2. Методика воспитания общей выносливости…………..…..….….…27
2.1. Характеристика выносливости как физической способности.............…27
2.2. Особенности развития общей выносливости в старшем школьном возрасте.……………………………………………………....…………………35
2.3. Контрольные упражнения для определения уровня развития общей выносливости……………………………………………………………………46
Заключение……………………………………………………………...............53
Список литературы………………………………………………......................56

Файлы: 1 файл

dimlom_podgorny.doc

— 326.00 Кб (Скачать файл)

Департамент образования  и науки Брянской области

ГБОУ СПО Новозыбковский профессионально-педагогический колледж

 

 

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

 

Общая выносливость и методика её воспитания в старшем школьном возрасте

 

 

 

 

Подгорный Николай Петрович

Специальность 050720

Физическая культура

IV курс, 43 группа  

Научный руководитель:

Хурса Елена Григорьевна 

 

 

 

 

 

                                Новозыбков, 2013

 

Содержание

 

Введение…………………………………………..….…………………...………3

Глава 1.Выносливость и значение её воспитания в старшем школьном возрасте …………………………………...………..……………………....…….7

1.1. Выносливость, её виды и показатели……………………………......…..…7

1.2. Психолого – педагогическая характеристика старшего школьного возраста……….…………………………..……………….…………….............14

1.3. Особенности построения процесса физического воспитания в старшем школьном возрасте…………………..…............................................................20

Глава 2. Методика воспитания общей выносливости…………..…..….….…27

2.1. Характеристика выносливости как физической способности.............…27

2.2. Особенности развития общей выносливости в старшем школьном возрасте.……………………………………………………....…………………35

2.3. Контрольные упражнения  для определения уровня развития  общей выносливости……………………………………………………………………46

Заключение……………………………………………………………...............53

Список литературы………………………………………………......................56

Приложения……………………………………………………………..............58

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Актуальность: Выносливость является общим  свойством организма человека, которое находит конкретное проявление в трудовой, спортивной и боевой деятельности.

Время, в которое мы живем, требует от всех нас высокой  работоспособности, энергии, четкости, инициативности - качества, для воспитания которых вряд ли можно обойтись без физической культуры. Долгое время роль и значение выносливости, одного из основных, наряду с силой, гибкостью и быстротой, физических качеств человека недооценивались, оставались нераскрытыми. Забывалось, что планомерно, систематически и настойчиво развивать выносливость должен не только стайер, мечтающий о победах на длинных дистанциях (да и вообще любой без исключения спортсмен), но и каждый разумный человек с тем, чтобы:

1. Заложить основу крепкого  здоровья – укрепить сердце  и улучшить физическую подготовленность – приобрести способность выполнять повседневные обязанности энергично и четко, не испытывая при этом чрезмерной усталости, создать резервы высокой работоспособности;

2. Улучшить обмен веществ,  нормализовать вес тела;

3. Укрепить нервную  систему, зарядиться оптимизмом и хорошим настроением;

4. Продлить активную  жизнь и добиться творческого  долголетия.

Не случайно тысячи лет  условием выживания наших предков  являлась именно выносливость. Добывание  пищи, защита от врагов, а затем примитивная  трудовая деятельность были связаны с почти непрерывной на протяжении дня мышечной работой. В процессе эволюции человек, его нервная и гормональная системы, обмен веществ приспособились к напряженной физической работе. Чтобы оставаться здоровым, двигательная активность человеку столь же необходима, как еда, отдых, сон.

В ряду физических качеств  человека выносливость занимает особое место. Выносливый человек – физически  сильный, стойкий, способный многое вынести, выдержать.

       Старший  школьный возраст охватывает детей с 16 до 18 лет (9-11 классы) к этому возрасту относится и учащиеся средних специальных учебных заведений. Старший школьный возраст характеризуется продолжением процесса  роста развития, что выражается в относительно спокойном и равномерном его  протекании в отдельных органах и системах.

        Выносливость  – основа физической подготовленности. Она имеет первостепенное значение  для жизнедеятельности человека, для оптимального уровня производительности  труда (как умственного, так  и физического).

      Выносливость – это и способность организма противостоять утомлению от выполняемой работы, следовательно, организм школьника способен выполнять и умственные нагрузки без снижения ее интенсивности.

       Развитие  общей выносливости имеет важное  значение для всесторонней физической подготовленности учащихся. Целенаправленную работу над развитием общей выносливости удобнее всего выполнять в утренние часы на физической зарядке. Такая работа должна быть «фоном», на которой накладывается все остальные объемы специальных упражнений.

      Общую  выносливость на уроках физической  культуры нужно изучать в настоящее  время потому, что с помощью  выносливости учащиеся старшего  школьного возраста достигают  различных результатов в различных  видах деятельности. Суть физической подготовки – творческая, радостная жизнь. Физическая готовность человека не только предохраняет от многих заболеваний, она способствует развитию хорошего самочувствия, того, что мы называем здоровьем, отчего в большей степени зависят работоспособность и счастье. А физическая готовность в первую очередь зависит от выносливости. Практика убедительно показывает, что стать выносливым можно при любой наследственности. Всё дело в систематических тренировках. Следовательно, одна из основных задач педагога – научить ребёнка на занятиях трудиться. Стимулом традиционно служит хорошая и отличная оценка. Конечно, это неправильно, когда ребёнок работает только ради оценки. Но для ныне сложившейся ситуации такой подход может быть оправдан .

Выносливость необходима в той или иной мере при выполнении любой физической деятельности. В одних видах физических упражнений она непосредственно определяет спортивный результат (ходьба, бег на средние и длинные дистанции, велогонки, бег на коньках на длинные дистанции, лыжные гонки), в других – позволяет лучшим образом выполнить определенные тактические действия (бокс, борьба, спортивные игры и т.п.); в третьих – помогает переносить многократные кратковременные высокие нагрузки и обеспечивает быстрое восстановление после работы (спринтерский бег, метания, прыжки, тяжелая атлетика, фехтование и пр.) .

Надо признать, что выносливость нужна всем спортсменам и здесь  не может быть исключений. К тому же выносливость необходима спортсменам  и не только в процессе соревнований, но еще и для выполнения большого объема тренировочной работы, чтобы не уставать от продолжительной разминки и длительных ожиданий между стартами, для более быстрого восстановления.

  Высокий уровень  общей выносливости – одно  из главных свидетельств отличного  здоровья школьника. Вот почему так важен процесс развития данного физического качества. Главная задача при развитии выносливости у детей старшего школьного возраста  состоит в создании условий для неуклонного повышения общей аэробной выносливости на основе различных видов двигательной деятельности, предусмотренных для освоения в обязательных программах физического воспитания .

Существуют также задачи по развитию скоростной, силовой и  координационно-двигательной выносливости. Решить их – значит добиться разностороннего и гармоничного развития двигательных способностей у детей старшего школьного возраста. Еще одна задача вытекает из потребности достижения максимально высокого уровня развития тех видов и типов выносливости, которые играют особенно важную роль в определенных видах спорта .

Таким образом , учитывая актуальность проблемы , была определена тема исследования: «Общая выносливость и методика её воспитания в старшем школьном возрасте.»

        Объект  исследования: процесс физического  воспитания старшего школьного возраста.

         Предмет исследования: методика  воспитания общей выносливости  в старшем школьном возрасте.

В нашей работе была поставлена цель:  изучить методику воспитания выносливости на уроках физической культуры в старшем школьном возрасте. Кроме того, были поставлены и решены задачи:

1. Рассмотреть виды общей выносливости, её значение для старшеклассников.

2. Изучить особенности физического  воспитания в старшем школьном  возрасте

3.  Проанализировать работу по  развитию общей выносливости  на занятиях

4.  Раскрыть средства и методы  воспитания общей выносливости

5.  Изучить контрольные упражнения  для определения уровня развития  общей выносливости

        Методы исследования: анализ  учебно – методической литературы, обобщение, систематизация.

 

 

 

 

 

Глава 1. Выносливость и значение её воспитания в старшем школьном возрасте

    1. Выносливости, её виды и показатели

Двигательные способности  – это индивидуальные способности  человека, определяющие уровень его  двигательных возможностей, которые  основываются на его физических качествах. Проявлением двигательных способностей являются двигательные умения и навыки. Основу двигательных способностей составляют физические качества .К двигательным способностям относят силовые, скоростные, скоростно-силовые, двигательно-координационные способности, общую и специфическую выносливость .

Двигательное умение –  это такая степень владения техникой действия, при которой повышена концентрация внимания на составные операции (части), наблюдается нестабильное решение  двигательной задачи .

Двигательный навык  – это такая степень овладения  техникой действия, при которой управление движением (движениями) происходит автоматически, и действия отличаются надежностью, т.е. не требуют специально направленного  на них внимания .

Физические качества – это врожденные (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности .Существует 5 основных физических качеств: сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость.

           Двигательная деятельность – это целенаправленное проявление двигательной активности человека, направленное на решение конкретных задач. Одним из основных физических качеств является выносливость.

Выносливость как двигательное качество, есть способность человека к длительному выполнению какой-либо двигательной деятельности без снижения её эффективности.

Выносливость – это  способность выполнять работу без  изменения её параметров (например, не снижая интенсивности, точности движений и т.д.)

Выносливость – это  способность противостоять физическому  утомлению в процессе мышечной деятельности .

Ещё более раскрытое  определение выносливости даёт Озолин Н.Г.. Он считает, что в целом выносливость характеризуется как способность к длительному выполнению работы на требуемом уровне интенсивности, как способность бороться с утомлением и эффективно восстанавливаться во время работы и после неё. Исходя из разных точек зрения авторов и прейдя к целостному осмыслению разнообразных научных знаний о выносливости как физической способности, и на основании этого можно заключить, что длительность работы ограничивается в конечном счете наступившим утомлением, то выносливость можно также определить как способность организма преодолевать наступающее утомление.

 Утомление – это  функциональное состояние организма,  возникающее вследствие длительной  и напряженной деятельности и  характеризующееся временным снижением  работоспособности, изменений функций  организма и появлением субъективного ощущения усталости . Утомление возникает через определенный промежуток времени после начала работы и выражается в уменьшении силы и выносливости мышц, ухудшении координации движений, в возрастании затрачиваемой энергии при выполнении одной и той же работы, в замедлении скорости переработки информации, ухудшении памяти, затруднении процесса сосредоточения, переключения внимания и пр., т.е. в повышенной трудности или невозможности продолжить деятельность с прежней эффективностью

Усталость – это субъективное переживание признаков утомления. Она наступает либо в результате утомления организма, либо вследствие монотонности работы. Причиной этого  является разный уровень выносливости. Для развития выносливости важно  формировать у спортсменов положительное отношение к появлению усталости и обучать психологическим приемам ее преодоления .

Разные люди имеют разные возможности в выполнении любой  работы. Одни могут с успехом выполнять  высокоинтенсивную работу и испытывают большие трудности при работе невысокой интенсивности, но большой продолжительности, а другие, наоборот - с большим успехом выполняют продолжительную работу умеренной интенсивности. Одни люди снижают интенсивность выполнения определенной работы и вскоре совсем ее прекращают, а другие продолжают ее без заметного напряжения. Некоторые люди имеют просто удивительную трудоспособность. Так, американец Пенни Дин переплыл Ла-Манш за 7 ч 40 мин, а греческий бегун на сверхдлинные дистанции Яннис Курос преодолел 1000 км за 136 ч 17 мин [2, 272].

В теории и методике физической культуры выносливость определяют, как  способность поддерживать заданную, необходимую для обеспечения  профессиональной деятельности, мощность нагрузки и противостоять утомлению, возникающему в процессе выполнения работы. Поэтому выносливость проявляется в двух основных формах:

Информация о работе Общая выносливость и методика её воспитания в старшем школьном возрасте