Общая выносливость и методика её воспитания в старшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 17:49, дипломная работа

Описание работы

Общую выносливость на уроках физической культуры нужно изучать в настоящее время потому, что с помощью выносливости учащиеся старшего школьного возраста достигают различных результатов в различных видах деятельности. Суть физической подготовки – творческая, радостная жизнь. Физическая готовность человека не только предохраняет от многих заболеваний, она способствует развитию хорошего самочувствия, того, что мы называем здоровьем, отчего в большей степени зависят работоспособность и счастье. А физическая готовность в первую очередь зависит от выносливости. Практика убедительно показывает, что стать выносливым можно при любой наследственности. Всё дело в систематических тренировках. Следовательно, одна из основных задач педагога – научить ребёнка на занятиях трудиться.

Содержание работы

Введение…………………………………………..….…………………...………3
Глава 1.Выносливость и значение её воспитания в старшем школьном возрасте …………………………………...………..……………………....…….7
1.1. Выносливость, её виды и показатели……………………………......…..…7
1.2. Психолого – педагогическая характеристика старшего школьного возраста……….…………………………..……………….…………….............14
1.3. Особенности построения процесса физического воспитания в старшем школьном возрасте…………………..…............................................................20
Глава 2. Методика воспитания общей выносливости…………..…..….….…27
2.1. Характеристика выносливости как физической способности.............…27
2.2. Особенности развития общей выносливости в старшем школьном возрасте.……………………………………………………....…………………35
2.3. Контрольные упражнения для определения уровня развития общей выносливости……………………………………………………………………46
Заключение……………………………………………………………...............53
Список литературы………………………………………………......................56

Файлы: 1 файл

dimlom_podgorny.doc

— 326.00 Кб (Скачать файл)
  1. В продолжительности работы на заданном уровне мощности до появления первых признаков выраженного утомления.
  2. В скорости снижения работоспособности при наступлении утомления.

Приступая к тренировке, важно уяснить задачи, последовательно решая которые, можно развивать и поддерживать свою профессиональную работоспособность.

Эти задачи заключаются в целенаправленном воздействии средствами физической подготовки на всю совокупность факторов, обеспечивающих необходимый уровень развития работоспособности и имеющих специфические особенности в каждом виде профессиональной деятельности.

Решаются они в процессе специальной и общефизической подготовки. Поэтому различают общую выносливость и специальную.

Разные возможности  людей в выполнении определенной работы принято объяснять разным уровнем развития выносливости. Снижение эффективности выполнения работы, а  потом и ее прекращение обусловливается  тем, что в организме накапливается утомление.

Утомлением называют временное снижение оперативной работоспособности, которое вызвано интенсивной или продолжительной работой. В занятиях спортом, производственной, воинской и бытовой деятельности организм человека подвергается разнообразным нагрузкам.

В зависимости от природы и характера нагрузки можно выделить четыре основных типа утомления:

  1. умственное (при решении математических задач или другой интеллектуальной деятельности);
  2. эмоциональное (при выполнении монотонной работы, сильных переживаниях и т.п.);
  3. сенсорное (вследствие напряженной деятельности анализаторов. 

 Например, усталость  зрительного анализатора во время стрельбы или работы на компьютере);

  1. физическое (возникает при продолжительной или довольно интенсивной мышечной работе) [15, 86].

      Это распределение в некоторой мере условно, так как в большинстве видов человеческой деятельности имеют место одновременно все четыре типа утомления. Наряду с этим, в том или ином конкретном случае, в большей мере будет проявляться какое-нибудь из них. Например, выполняя оздоровительную пробежку, человек, безусловно, будет обдумывать ее план, контролировать интенсивность бега в соответствии с погодой, состоянием дорожки и собственной работоспособностью. В зависимости от места ее проведения (шоссе, где мешает транспорт, берег живописного озера, расположенного в лесу) будет изменяться его эмоциональное состояние.

        Но и скорость бега, и расстояние, которое преодолеет человек, в наибольшей мере будут зависеть от степени сопротивляемости его организма физической усталости. И в этом смысле целесообразно говорить о выносливости как о физическом качестве. Впрочем, настолько же оправданно выделять умственную, эмоциональную и сенсорную выносливость. Физическая выносливость имеет важное значение в жизнедеятельности человека.

 Она позволяет:

1)выполнять значительный  объем двигательной деятельности;

2)продолжительное   время   поддерживать   высокий   уровень   интенсивности двигательной деятельности;

3)быстро восстанавливать  силы после значительных нагрузок.

Под общей выносливостью понимается совокупность функциональных возможностей организма, определяющих его способность к продолжительному выполнению с высокой эффективностью работы умеренной интенсивности и составляющих неспецифическую основу проявления работоспособности в различных видах профессиональной или спортивной деятельности.

 Физиологической основой общей выносливости для большинства современных видов профессиональной деятельности являются аэробные способности, они относительно мало специфичны и мало зависят от вида выполняемых упражнений.

Поэтому, например, если вы в беге или плавании сумеете повысить свои аэробные возможности, то это улучшение  скажется и на выполнение упражнений в других видах деятельности, например, в лыжах, гребле, езде на велосипеде и других. Чем ниже мощность выполняемой работы и больше количество участвующих в ней мышц, тем в меньшей степени её результативность будет зависеть от совершенства двигательного навыка и больше от аэробных возможностей.

 Функциональные возможности  вегетативных систем организма будут высокими при выполнении всех упражнений аэробной направленности. Именно поэтому выносливость к работе такой направленности имеет общий характер и её называют общей выносливостью [4, 56].

        Общая выносливость является основой высокой физической работоспособности, необходимой для успешной профессиональной деятельности. За счёт высокой мощности и устойчивости аэробных процессов быстрее восстанавливаются внутримышечные энергоресурсы и компенсируются неблагоприятные сдвиги во внутренней среде организма в процессе самой работы, обеспечивается переносимость высоких объемов интенсивных силовых,скоростно-силовых физических нагрузок и координационно-сложных двигательных действий, ускоряется течение восстановительных процессов в периоды между тренировками.

 Общая выносливость  необходима каждому спортсмену, как прочный фундамент, база, на  большом фоне которой можно  переходить к любому другому  виду деятельности более узконаправленной.

Специальная выносливость это способность к длительному перенесению нагрузок, характерных для конкретного вида профессиональной деятельности.

Специальная выносливость сложное, многокомпонентное двигательное качество. Изменяя параметры выполняемых  упражнений, можно избирательно подбирать  нагрузку для развития и совершенствования отдельных её компонентов.

Для каждой профессии или  групп сходных профессий могут  быть свои сочетания этих компонентов. Выделяют несколько видов проявления специальной выносливости:

к сложно-координированной, силовой, скоростно-силовой и гликометической анаэробной работе; статическую выносливость, связанную с длительным пребыванием в вынужденной позе в условиях малой подвижности или ограниченного пространства;

выносливость к продолжительному выполнению работы умеренной и малой  мощности; к длительной работе переменной мощности;

а также к работе в  условиях гипоксии (недостатка кислорода); сенсорную выносливость способность  быстро и точно реагировать на внешнее воздействие среды без  снижения эффективности профессиональных действий в условиях физической перегрузки или утомления сенсорных систем организма [7,152].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.. Психолого  - педагогическая характеристика  старшего школьного возроста.

        Школьные годы - один из важнейших этапов в становлении человека как активного члена общества. В этот период завершается развитие физиологических систем, в том числе и двигательного аппарата. Вот почему в эти годы должна быть создана прочная основа для укрепления здоровья и физического совершенствования человека. Формирование основных двигательных качеств и навыков в процессе физического воспитания может быть более успешным при условии обоснованного применения средств и методов физической культуры, а также интенсификации физических нагрузок, требующих напряженной деятельности всех физиологических систем. Однако при этом необходимо учитывать возрастно-половые и индивидуальные особенности детей и подростков, а также резервные возможности их организма на разных этапах развития.

        Старший школьный возраст является благоприятным для развития физических способностей (скоростные и координационные способности, способность длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности)  Так какие же задачи ставит физическое воспитание в данном возрасте: 1) приобретение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями и формирование умений применять их в различных по сложности условиях;  2) дальнейшее развитие кондиционных (силовых, скоростно-силовых, выносливости, скорости и гибкости) и координационных (быстроты перестроения двигательных действий, согласования, способности к произвольному расслаблению мышц, вестибулярной устойчивости и др.) способностей;  3) формирование знаний: о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировке; о значении занятий физическими упражнениями для будущей трудовой деятельности; о выполнении функций отцовства и материнства, о подготовке к службе в армии;  4) закрепление навыков в систематичных и регулярных занятиях физическими упражнениями и избранными видами спорта; 5) формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма; развитие целеустремленности, уверенности, выдержки, самообладания;

       Дальнейшее содействие в развитии психических свойств и качеств личности и обучение основам психической регуляции. Возрастные анатомо-физиологические особенности развития детей старшего школьного возраста. Старший школьный возраст характеризуется продолжением процесса роста и развития, что выражается в относительно спокойном и равномерном его протекании в отдельных органах и системах. Одновременно завершается половое созревание. В этой связи четко проявляются половые и индивидуальные различия, как в строении, так и в функциях организма. В этом возрасте замедляются рост тела в длину и увеличение его размеров в ширину, а также прирост в массе. Различия между юношами и девушками в размерах и формах тела достигают максимума. Юноши перегоняют девушек в росте и массе тела. Юноши (в среднем) выше девушек на 10-12 см и тяжелее на 5- 8 кг. Масса их мышц по отношению к массе всего тела больше на 13%, а масса подкожной жировой ткани меньше на 10%, чем у девушек.     Туловище юношей немного короче, а руки и ноги длиннее, чем у девушек. У старших школьников почти заканчивается процесс окостенения большей части скелета. Рост трубчатых костей в ширину усиливается, а в длину замедляется. Интенсивно развивается грудная клетка, особенно у юношей.                  Скелет способен выдерживать значительные нагрузки. Развитие костного аппарата сопровождается формированием мышц, сухожилий, связок. Мышцы развиваются равномерно и быстро, всвязи, с чем увеличивается мышечная масса и растет сила. В этом возрасте отмечается асимметрия в увеличении силы мышц правой и левой половины тела.

Это предполагает целенаправленное воздействие (с большим уклоном на левую сторону) с целью симметричного развития мышц правой и левой сторон туловища. В этом возрасте появляются благоприятные возможности для воспитания силы и выносливости мышц. У девушек в отличие от юношей наблюдается значительно меньший прирост мышечной массы, заметно отстает в развитии плечевой пояс, но зато интенсивно развиваются тазовый пояс и мышцы тазового дна. Грудная клетка, сердце, легкие, жизненная емкость легких, сила дыхательных мышц, максимальная легочная вентиляция и объем потребления кислорода также менее развиты, чем у юношей. В силу этого функциональные возможности органов кровообращения и дыхания у них оказываются гораздо ниже. Сердце юношей на 10-15% больше по объему и массе, чем у девушек; пульс реже на 6-8 уд./мин, сердечные сокращения сильнее, что обусловливает больший выброс крови в сосуды и более высокое кровяное давление. Девушки дышат чаще и не так глубоко, как юноши; жизненная емкость их легких примерно на 100 см3 меньше. В 15-17 лет у школьников заканчивается формирование познавательной сферы. Наибольшие изменения происходят в мыслительной деятельности. У детей старшего школьного возраста повышается способность понимать структуру движений, точно воспроизводить и дифференцировать отдельные (силовые, временные и пространственные) движения, осуществлять двигательные действия в целом. Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую волевую активность, например настойчивость в достижении поставленной цели, способность к терпению на фоне усталости и утомления. Однако у девушек снижается смелость, что создает определенные трудности в физическом воспитании. Тем не менее, в этот возрастной период сохраняются еще немалые резервы для улучшения двигательных способностей, особенно если это делать систематически и направленно. Уровень развития и проявления выносливости в различных видах двигательной деятельности зависит от целого ряда факторов :

  1. Энергетический потенциал организма, включает объем энергетических ресурсов, которые располагает организм;
  2. Функциональный потенциал различных систем организма (дыхательной, сердечнососудистой, ЦНС, эндокринной, терморегуляционной, нервно-мышечной и др.);
  3. Быстроты активации и степени согласованности в работе выше упомянутых систем, которые обеспечивают обмен, продуцирование и восстановление энергии в процессе работы;
  4. Устойчивости физиологических и психических функций позволяющие сохранить активность функциональных систем организма к неблагоприятным сдвигам во внутренней среде организма, вызываемых работой (нарастанию кислородного долга, повышению молочной кислоты в крови и т.д.). От функциональной устойчивости зависит способность человека сохранять заданные технические и тактические параметры деятельности, несмотря на нарастающее утомление;
  5. Экономичность использования энергетического и функционального потенциала организма. Оно определяет соотношение результата выполнения упражнения и затрат на его достижение. Обычно экономичность связывают с энергообеспечением организма во время работы, а так как энергоресурсы (субстраты) в организме практически всегда ограничены или за счет их небольшого объема, или за счет факторов, затрудняющих их расход, то организм человека стремится выполнить работу за счет минимума энергозатрат. При этом чем выше квалификация спортсмена, особенно в видах спорта, требующих проявления выносливости, тем выше экономичность выполняемой им работы;
  6. Подготовленности опорно-двигательного аппарата;
  7. Совершенства технико-тактического мастерства, зависящую от уровня владения техникой или рациональной тактики соревновательной деятельности;
  8. Личностно-психологических особенностей, которые оказывают большое влияние на проявление выносливости, особенно в сложных условиях (мотивацию на достижение высоких результатов, интереса к работе, свойства темперамента, уровня предельной мобилизации таких волевых качеств, как целеустремлённость, упорство, настойчивость, выдержка и умение терпеть неблагоприятные сдвиги во внутренней среде организма, выполнять работу через «не могу» и т.п.), т.е. связанные со свойствами личности, особенностями психических процессов и психических состояний;
  9. Возростно - половые и морфологические;
  10. Внешние условия деятельности, т.е. среды и наследственности (генотипа). Склонность человека к работе на выносливость предопределяется структурой его мышц (преобладанием в них красных волокон). Общая (аэробная) выносливость среднесильно обусловлена влиянием наследственных факторов (коэффициент наследственности от 0,4 до 0,8). Генетический фактор существенно воздействует и на развитие анаэробных возможностей организма. Высокие коэффициенты наследственности (0,62-0,75) обнаружены в статической выносливости; для динамической силовой выносливости влияния наследственности и среды примерно одинаковы. Наследственные факторы больше влияют на женский организм при работе субмаксимальной мощности, а на мужской – при работе умеренной мощности. А так же на развитие выносливости оказывают факторы внешней среды: температура воздуха, относительная влажность, ультрафиолетовая радиация, атмосферное давление, но наибольшее влияние оказывает горный климат. Оптимальная высота, на которой целесообразно тренировать выносливость – зона от 1500 до 2500 м над уровнем моря.

Информация о работе Общая выносливость и методика её воспитания в старшем школьном возрасте