Цитация в газетном тексте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 13:24, диссертация

Описание работы

Цель работы заключается в комплексной характеристике цитации в различных газетных жанрах. Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1) установление общих системных и жанрово-специфических характеристик газетного текста;
2) определение функций цитации в газетном тексте;
3) характеристика способов выражения цитации в газетном тексте;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Цитация в газетном тексте
1.1. Газетный текст как предмет лингвистического изучения
1.1.1. Основные категории газетного текста
1.1.2. Жанры и структура газетных текстов
1.2. Цитация как лингвистическое явление
1.2.1. Структурно-семантические характеристики цитации
1.2.2. Прагматический аспект цитирования
Глава 2. Способы выражения цитации в газетном тексте
2.1. Оценочно-экспрессивная цитация
2.2. Суггестивная цитация
2.3. Ф актуализирующая цитация
2.4. Персуазивно-аргументативная цитация
Выводы ко 2 главе 177 Заключение 180 Библиография 187

Файлы: 1 файл

Диссертация.docx

— 355.44 Кб (Скачать файл)

Целостность текста – величина относительная, колеблющаяся. В коммуникативном опыте носителя языка имеются “текст-типические” образцы или формализованные содержательные образования, степень владения которыми лежит в области коммуникативной компетенции языковой личности. Поэтому латентная психологическая оценка состояния единства текста, возникающая в процессе взаимодействия коммуникантов с текстом, может совпадать или различаться у адресанта и адресата. Общность восприятия газетного текста как целостного образования коммуникантами превращается в гарантию непременного достижения той конечной цели, для которой газетный текст собственно и предназначен.

Правильно оформленный текст, независимо от жёсткости или подвижности той структурной схемы, в рамки которой укладывается его содержание, воспринимается как формально завершённое образование. По мнению ряда исследователей, занимающихся вопросами текста, “отграниченность как один из конституирующих признаков текста предполагает наличие верхней и нижней границы текста” [Ейгер, Юхт 1974:104]. Наличие знаков начала и конца текстов, имеющих жанрово-стилевую дифференциацию, позволяет выделить конкретный текст из более крупного текстового массива. Однако, оптимальная величина текста и его завершённость, на наш взгляд, определяются не на формальном, а на содержательном уровне. Структурные же показатели текстовых границ являются сигналами исчерпанности раскрытия избранной автором темы. И.Р. Гальперин по этому поводу указывал, что завершённость текста есть исчерпывающее выражение замысла, положенного в основу произведения и развёртываемого в ряде форм коммуникативного процесса. Когда, по мнению автора, желаемый результат достигнут самим поступательным движением темы – текст завершён [Гальперин 1981:131].

Категория завершённости газетного текста проявляется, на наш взгляд, с достаточной чёткостью. Текст газеты, строящийся по информативной модели узуального типа, имеет традиционно предопределённый объём. Величина отдельно взятого газетного текста является жанрово обусловленной и может получить приблизительное количественное выражение. Например, объём информационной заметки, вычисленный в строках, будет значительно отличаться от объёма аналитического обзора или репортажа. Таким образом, развитие избранной темы поставлено в зависимость от параметра объёма, который можно внести в число обязательных текстообразующих признаков анализируемого текста. За исключением необходимости принимать во внимание ограничение места автор газетного текста в остальном свободен в определении содержательных моментов, степени их детализации и последовательности расположения.

Что касается норм начала и конца текста, то в подавляющем большинстве жанров газета их не знает. Хотя в некоторых жанрах нормы начала существуют. В информационной заметке, например, начало предполагает обязательное указание места, времени или даты протекания события. Исследователи вопросов газетных текстов отмечают зависимость признаков завершённости данного текста от особого и обязательного элемента – заголовка. В.Л. Наер рассматривает завершённость газетного текста как “отнесённость содержательно-фактуальной информации текста к смыслу заголовка” и “важнейший текстовый параметр” [Наер 1981:114]. Структурно-семантическая организация газетного текста, включающая “демаркационные линии” начала и конца текста, определяется характером информации, предназначенной для передачи. Текст строится по принципу “перевёрнутой пирамиды”, что предполагает постепенное сужение потока поступающей новой информации от заголовка к заключительному абзацу [там же]. В отличие от ряда других текстов, например, текста художественного, начало которого характеризуется информационным дефицитом, начало газетного текста отмечено некоторой избыточностью в плане насыщенности новой информацией с тенденцией к постепенному её убыванию к концовке текста.

Формально-структурный и содержательно-смысловой объём газетного текста определяется экстралингвистическими условиями его порождения и обращения (социальное назначение, сжатые сроки подготовки, создания и передачи текста адресату). Поэтому изучение экстралингвистических характеристик коммуникативной ситуации общения посредством газетного текста способствует выявлению и детальному раскрытию его интралингвистической специфики. Применительно к тексту газеты экстралингвистическая сфера коммуникации преломляется как жанрово-стилистическая характеристика текста. Жанрово-стилевая отнесённость газетного текста выступает в качестве ориентира, позволяющего уточнить его содержательные и формально-структурные категории.

Внутреннее строение текста, т.е. компоненты смысла, объединённые в целое механизмом многообразных связей, по-разному представлено в лингвистической литературе. Сделаны попытки проанализировать содержательно-смысловой аспект текста на примере некой абстрактной текстовой модели, “текста вообще”. А.И. Новиков анализирует содержание текста на основе системы его денотатов. Содержание текста эксплицируется как денотатная структура, схематично представленная в виде графа. Вершинам графа соответствуют имена денотатов, а ребрам - отношения, выявленные непосредственно в тексте и в результате заполнения “смысловых” скважин. Расположение денотатов в графе позволяет проследить развёртывание темы и исследовать закономерности перехода языковых явлений в речевые, интеллектуальные и наоборот [Новиков 1982:21].

Существует ряд работ, содержащих наблюдения над смысловой структурой определённых типов текстов - научных, газетных, художественных. Детальный анализ содержательной организации газетных текстов дан в исследованиях Ю.В. Попова и Т.П. Трегубович, Л.М. Майдановой. В книге Л.М. Майдановой информационная система газетного текста репрезентируется в виде логических схем. Соответственно, выделяются 3 типа логических схем: описательная, событийная, обобщающая. Критерием для классификации схем выступает предмет речи. Первая схема отражает некоторое явление. Во второй схеме предметом речи является событие. Третья схема выявляет общие закономерности протекающих процессов, используя явления и события в роли иллюстрации общей мысли [Майданова 1987:31]. Построенная таким образом схема смысловой структуры текста отражает поэтапное движение мысли автора при компоновке содержательного комплекса текста с целью наиболее полного раскрытия темы сообщения. Эта схема, на наш взгляд, релевантна системе референтов, формирующих референтное пространство газетных текстов, с учётом их жанровой дифференциации.

Наиболее удачной для исследования содержательного аспекта газетного текста представляется концепция И.Р. Гальперина. Членение информационной структуры текста на содержательно-фактуальную, содержательно-концептуальную и содержательно-подтекстовую информацию чётко отражает гетерогенный характер информации, передаваемой текстом газеты. Несмотря на тот факт, что данная классификация имплицитно сориентирована на художественный текст, сам автор признаёт возможность её применения для исследования информационной структуры различных текстов [Гальперин 1981:27-28].

Все тексты представляют собой информационные образования, передающие разновидовую информацию. Однако ведущая функция информирования является для газеты целенаправленно социально определённой. Мощный пласт фактуальной, предметно-логической информации, составляющий основу содержания газетного текста, дополняется глубинным пластом концептуальной информации, порой скрытым, порой отчётливо выходящим на поверхность. Сложное переплетение этих двух видов информации образует обязательный признак текста газеты – категорию информативности. Применительно к газетному тексту эта категория, понимаемая как мера содержания той или иной языковой единицы в её конкретной реализации [Гальперин 1974:8], манифестирует то количество новой информации, которое поступило в распоряжение языкового коллектива согласно его социальному заказу. Третий вид информации – содержательно-подтекстовая информация – возникает в тексте газеты редко. Одним из важнейших средств ее внесения в газетный текст выступает цитация.

Рассмотрение вопроса организации смысловой структуры текста неизбежно ставит исследователя перед необходимостью вычленения тех минимальных структурно-смысловых сегментов, синтез которых обеспечивает оформление единого, цельного текста. В нашей работе в качестве таких элементарных конституирующих компонентов текста газеты принимаются композиционно-речевые формы.

Речевая деятельность осуществляется, как правило, не с помощью отдельных слов и предложений, а с помощью более крупных образований, состоящих из нескольких предложений, представляющих собой отрезки связного текста. Многими лингвистами признаётся факт существования более крупной, чем предложение единицы, объединяющей несколько предложений и являющейся основной низшей единицей текста. Существующий терминологический разнобой при определении основных текстовых конституэнтов является следствием попыток учёных в связи с задачами каждого конкретного исследования определить единицу, более крупную, чем предложение, в которой само предложение выступает в качестве конституэнта.

Мы останавливаемся на термине “композиционно-речевая форма”, которая понимается как типовое речевое единство, обладающее определённой структурной и двумя функциональными содержаниями - семантическим и прагматическим, реализующимися в процессе функционирования текста. Отражая и материализуя речемыслительные процессы, композиционно-речевая форма выступает логической единицей содержания и типовым структурным образованием, с помощью которого осуществляется текст-речевая деятельность [Брандес 1990:59-62].

Чтобы текст предстал перед адресатом в виде цельнооформленного и упорядоченного единства, необходимо действие особого механизма, возникающего и функционирующего осознанно или неосознанно при порождении текста [Stoddard 1991]. Наблюдения над действием этого механизма в газетном тексте показали, что минимальные текстовые составляющие группируются в законченный в структурно смысловом отношении текст газеты посредством различных видов связи, образующих сложную текстовую ткань. Построение текста газеты осуществляется на основе равномерного введения доз новой информации, размещаемой в предложениях разной структуры, которые затем последовательно выстраиваются в более крупные, взаимосвязанные текстовые блоки разного объёма. Связность газетного текста достаточно эксплицитно выражена вследствие его подготовленности, обработанности, установки на реализацию коммуникативного замысла. Консолидация отдельных компонентов в единый текст газеты осуществляется на формальном и содержательном уровнях. Первый вид связности (когезия) относится к факторам нижнего уровня, обеспечивающим состояние целостности текста.

Структура и интенсивность связей в различных текстах обусловлена формой и жанром текста. Это предположение подтверждается исследованием Н.Н. Трошиной, выделившей четыре группы текстов в соответствии со степенью их когерентности, зависящей от эксплицитности/имплицитности проявления логико-семантических и синтаксических видов когезии в тексте. Тексты 1-й (максимальной) степени когерентности обладают эксплицированными внутренними и внешними логико-семантическими и синтаксическими связями. В текстах второй степени когерентности объединение элементов достигается благодаря общему семантическому и синтаксическому плану. Когерентность текстов 3-й степени выявляется при опущении аграмматичных компонентов и обеспечивается оставшимися грамматичными предложениями. Тексты 4-й (нулевой) степени когерентности не обнаруживают ни одного вида когезии. Сюда относятся языковые коллажи, сферой функционирования которых является поэтическая речь [Трошина 1982:60].

Газетный текст занимает место среди текстов первой группы. Осложнения в плане логико-семантического и синтаксического соотношения предложений могут привести к разрыхлению содержательной структуры текста и изменить характер восприятия текста реципиентом. Процессы такого рода крайне нежелательны для газетного текста, ценность которого заключается именно в его облегчённости и доступности для понимания. Стремление к соблюдению этих качественных признаков анализируемого текста диктует отбор средств и методов их организации, способных обеспечить ему статус целостного образования.

Средства связности газетного текста чрезвычайно разнообразны, так как они черпаются из всех языковых уровней. На формальном уровне связь между поверхностными структурами текста требует введения чётких когезийных средств. Создание содержательной связности затрагивает глубинные структуры текста и может исключать когезийные средства.

Среди средств связности Е.И. Шендельс выделяет различные лексико-грамматические, функционально-синтаксические средства, номинативные цепи, соотнесённость сегментов текста с точки зрения актуального членения, фонетические средства [Шендельс 1987:10]

Как показал анализ газетных текстов, связность на лексическом уровне является самым прочным (и частотным) видом связи, обеспечивающим целостность газетного текста. При реализации связности на данном уровне смысловой каркас текста слагается из ключевых слов, сменяемых близкими номинациями – синонимами, перифразами, однокоренными словами. Подобные номинативные линии, несущие микротемы, пронизывают текст насквозь. Переплетаясь сложным образом, они обозначают главную тему изложения. Названные средства обеспечивают лексическую связность текста газеты и обнаруживают проявление принципа экономии, компрессии синтагматической цепочки. Помимо указанных средств в газетном тексте присутствует широкий круг средств лексико-грамматической связи (слова с дейктической и заместительной функциями, союзы, специальные конструкции связи и др.), используемых комплексно.

Ещё одним способом реализации связности газетного текста является тема-рематическое членение предложений. К системным связям номинативных средств, создающих костяк текста, подключаются предикаты, которые, перенимая функцию ремы и обозначая деятельность субъектов или функционирование явлений, участвуют в выражении функциональной перспективы текста, развивают тематическое течение новой информации [Каримова 1991:38-39].

Спаянность газетного текста может осуществляться на структурно-синтаксическом уровне. Аналитическое содержание этого текста обусловливает различные смысловые отношения между предложениями. Часто функционально-тематическое единство начинается с автосемантичного полноструктурного предложения, по отношению к которому остальные конституэнты данного структурно-тематического единства являются синсемантичными, зависимыми. Именно формальная и содержательная подчинённость предложений выступает той “скрепой”, которая приводит к тематической прогрессии газетного текста.

Несмотря на абстрактность понятия “текстовая категория”, все эти текстовые универсалии имеют материальное выражение в структурно-речевой организации текста. Главным актуализатором той или иной текстовой категории выступает автор текста. Центральная роль авторского сознания, придающего содержательную и структурную целостность тексту, потребовала разработки категории образа автора (введена в научный обиход В.В. Виноградовым). Некоторые лингвисты считают эту содержательную категорию обязательным признаком текстов всех видов [И.И. Ковтунова 1982]. Однако эта категория, на наш взгляд, обнаруживается не во всех текстах. Вряд ли можно говорить о присутствии образа автора в тексте патента или инструкции. Хотя не вызывает сомнения факт, что за каждым текстом стоит его создатель. Текст возникает по воле его автора из-за потребности передать определённое сообщение партнёру по коммуникации. В этом случае целесообразно различать автора как конкретное личностное начало и образ автора как “концентрированное воплощение сути произведения” [Виноградов 1971:118], входящий вместе с другими персонажами в речевую структуру текста.

Не следует забывать, что категория образа автора разработана В.В. Виноградовым для произведений художественной литературы и по-разному проявляется в текстах, обслуживающих другие сферы коммуникации. Так, в проявлении образа автора в научном тексте наметилась тенденция к стиранию не только самого образа автора, но и личностного начала автора [Богданов 1993]. Ряд исследователей (М.И. Стюфляева, В.И. Коньков) отмечают неидентичность образа автора в художественной литературе и публицистических текстах. М.И.Стюфляева видит особенность образа автора в публицистике в слиянии личности и образа автора в отличие от художественной литературы, где автор ограничен литературным “этикетом” и обращается к читателю открыто лишь в немногих случаях [Стюфляева 1982:76]. В.И. Коньков, придерживаясь близкой точки зрения, выделяет два уровня проявления авторского начала в газетном тексте: на первом уровне находится автор-конструкт, представляющий категорию образа автора. Второй уровень соотносится с автором как главным персонажем с авторской речевой партией, выступающий как проявление категории авторского “я” [Коньков 1996].

Информация о работе Цитация в газетном тексте