Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 18:18, дипломная работа
Отдельный интерес, на наш взгляд, представляет отношение к журналистике режиссеров авторского кино. Как наиболее творчески продуктивная часть киноискусства, авторское кино, в отличие от массового, в гораздо меньшей степени транслирует стереотипы, и в большей степени формирует новые модели интерпретаций. Применительно к теме «журналистика в кино» это означает, что авторский кинематограф, возможно, способен дать новую смысловую перспективу в понимании статуса и роли журналистики. Изучение «следов» журналистики в авторском кино – это возможность получить творчески насыщенную концентрацию мысли о нашей профессии, а также об искусстве и обществе.
Введение
Глава 1. Журналистика и кинематограф: сфера взаимодействия
1.1. Кино как средство массовой коммуникации
1.2. Авторское кино в системе кинокоммуникаций
1.3. Образы и методы журналистики в кино
Глава 2. Журнализм в творческом мышлении Федерико Феллини
2.1. Журналистика в жизни Феллини.
2.2. «Журналистская методика» познания мира Федерико Феллини
2.3. Образ журналиста в фильмах Федерико Феллини
2.4. Феллини и телевидение
2.4.1. «Репетиция оркестра»
2.4.2. «Джинджер и Фред». Критика ТВ в фильме.
2.4.3. Телевидение как участник съемочного процесса. Фильм «Интервью»
Глава 3. Журналистика как индикатор социальной реальности в авторском кино
3.1. Непостижимая реальность и отказ от журналистики
3.2. Мутации реальности и критика журналистики
3.3. Воздействие на реальность: приемы и методы журналистики в авторском кино
Заключение
Список литературы
Список фильмов, упоминаемых в исследовании
Подобную мысль намного раньше высказывал Ю.М. Лотман в своей работе «Семиотика кино и проблемы киноэстетики»: «Кинофильм принадлежит идеологической борьбе, культуре, искусству своей эпохи. Этими сторонами он связан с многочисленными, вне текста фильма лежащими сторонами жизни, и это порождает целый шлейф значений, которые и для историка и для современника порой оказываются более существенными, чем собственно эстетические проблемы» [Лотман : ЭИ]. Отмечая особенности киноповествования, он говорит: «...в фильм все время втягивается последовательность разнообразных внетекстовых ассоциаций общественно-политического, исторического, культурного плана в виде разнообразных цитат... Возникает повествование на высшем уровне как монтаж разнообразия культурных моделей» [Там же].
Таким образом, произведение
киноискусства как некая
За основу кино с
социальной проблематикой, так
же как и в журналистской
деятельности, берется некий факт.
Затем происходит переход от
факта к метафоре, т.е. проникновение
в суть явления. Режиссеров, которые
обращаются в своих фильмах
к общественно-значимым
Н. Овчинникова, опираясь на работы авторитетных киноведов, сравнивает сходный понятийный ряд (социальное, актуальное, политическое кино) и подробно описывает специфику данного направления: «Социальное» кино – это фильмы, в которых исследуется социальная проблематика: если уж говорить совсем о частностях, то это коммунальные проблемы, проблемы наркотиков, проституции, абортов, отношения отцов и детей, правозащиты и прочее. Одним словом, это фильмы, которые рассказывают современному человеку о повседневной жизни таких же, как он, современных людей» [Овчинникова 2008: 43].
Известный режиссер
Алексей Балабанов сказал: «Кино
— вещь поколенческая, у каждого
поколения своя тенденция» [Балабанов
: ЭИ]. Сейчас мы наблюдаем тенденцию сближения
журналистики и кино. Этой теме посвящены
многие высказывания современных кинокритиков.
Но анализ выявленных исследований по
данной теме показал, что лишь немногие
из них, и то достаточно фрагментарно,
касаются отражения журналистики в системе
авторского режиссерского творчества
– целостного феномена, обусловленного
художественно-
Авторское кино – освобождено от расхожих стереотипов и преисполнено продуктивными идеями. Несмотря на то, что авторское кино находится в некоторой оппозиции к массовому, именно оно зарождает те тенденции, «находки», которые затем используются в коммерческом кино.
В практической части
исследования мы приступим к
анализу фильмов авторского
Глава 2. Журнализм в творческом мышлении Федерико Феллини
Начать представляется
уместным с анализа творчества
великого режиссера – Федерико
Феллини, который для многих
стал символом авторского кино.
В его художественном мире
содержится богатейший запас
образов, смыслов и идей, которые
без устали цитируются
2.1. Журналистика в жизни Феллини.
Художественный мир,
создаваемый Ф. Феллини на
Хронология событий
жизни Феллини несколько
Осенью 1938 года Феллини
уехал из родного курортного
городка Римини во Флоренцию
якобы для университетских
Свое романтическое
видение журналистов и
Попав в редакцию
газеты «Пикколо» Феллини
По словам Феллини,
он написал статейку размером
в одну страничку и четыре
строчки за сорок минут. Ее
опубликовали много месяцев
Там же будущий классик
кино писал уголовную хронику
и был хорошо знаком с блатным
миром Италии того времени.
Как вспоминает сам Феллини
он даже «пытался забираться
в тюремные фургоны во время
полицейских облав на
«"Марк Аврелий" был для нас мифом, одним из тех таинственных и запретных подарков, которые приходят откуда-то издалека, из чудесного, снившегося нам Рима, – делился позднее режиссер. – В самой покупке этого журнала, в его чтении царил тайный вкус запретного плода, такой же, как в курении тайком и в попытках проникнуть в публичный дом, вцепившись в рукав пальто совершеннолетнего приятеля. Столь жадно ожидаемый журнал не попадал в газетные ларьки. Чтобы купить его – надо было идти на вокзал» [Цит. по Мосиенко: ЭИ].
Журналистская деятельность Феллини в «Марке Аврелии» оказалась более продуктивной. Именно здесь он создает себе имя, благодаря которому позднее начнет получать заказы на сценарии. В этом юмористическом журнале, известном своей антифашистской направленностью, выходит около семисот публикаций Феллини. В целом работа в «Марке Аврелии» дала Феллини бесценный опыт.
Во время Второй
мировой войны Феллини со
Тем не менее, практика
иллюстрирования это не самое
главное, что Феллини приобрел
в «Забавной рожице». Именно
здесь его заметил уже
2.2. «Журналистская методика» познания мира Федерико Феллини
До определенного момента
Феллини даже не думал о
режиссерской деятельности. «Журналистское
начало» проявлялось у него
ещё в детстве: он любил
Собственно, и в кино
Феллини ворвался через
Феллини писал, что
журналистике, всецело основывающейся
на фактах, он отдал много лет
своей молодой жизни и энергии.
В кино он пришел,
уже чувствуя себя автором,
способным передать «
Будучи журналистом, Феллини рассказывал о лично увиденном и пережитом, поэтому, придя в кино, он быстро понял, что это искусство, в котором тоже надо различать авторов и исполнителей. Он пришел к убеждению, что истинный художник должен быть полноценным и полноправным создателем, автором произведения.
Очень точно о «журналистской
методике» познания мира
Великий режиссер даже
открыл специальное
Вспоминая работу в «Марке Аврелие», Феллини говорил: «возможность кружить по боковым дорожкам, минуя центральную магистраль, работа в спешке /…/, сохранившая от журналистики, придают работе непринужденность, с какой много лет назад мне приходилось за два часа или к следующему утру выдавать материал на тему, подсказанную директором журнала «Марк Аврелий». И далее продолжает: «По-моему, журналистика – великая школа, которая учит вырабатывать ценнейшее качество – спонтанность. Она позволяет не отождествлять себя полностью – это сковывает и вообще опасно – с тем, что ты делаешь. А способности, если они есть – в таких условиях вынужденной спешки проявляются лишь полнее» [Феллини 1988: 416].
Одно из проявлений журнализма в фильмах Феллини – создание во многих картинах образа журналиста, – таких, как «Сладкая жизнь» (1959), «8 ?» (1963), «Репетиция оркестра» (1979), «И корабль плывет» (1983), «Джинджер и Фред» (1987), «Интервью» (1985), «Голос луны» (1990).
Именно в картине
«Сладкая жизнь» возникает
Информация о работе Журналистика в авторском игровом кинематографе: образ, метод, прием