Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 18:18, дипломная работа
Отдельный интерес, на наш взгляд, представляет отношение к журналистике режиссеров авторского кино. Как наиболее творчески продуктивная часть киноискусства, авторское кино, в отличие от массового, в гораздо меньшей степени транслирует стереотипы, и в большей степени формирует новые модели интерпретаций. Применительно к теме «журналистика в кино» это означает, что авторский кинематограф, возможно, способен дать новую смысловую перспективу в понимании статуса и роли журналистики. Изучение «следов» журналистики в авторском кино – это возможность получить творчески насыщенную концентрацию мысли о нашей профессии, а также об искусстве и обществе.
Введение
Глава 1. Журналистика и кинематограф: сфера взаимодействия
1.1. Кино как средство массовой коммуникации
1.2. Авторское кино в системе кинокоммуникаций
1.3. Образы и методы журналистики в кино
Глава 2. Журнализм в творческом мышлении Федерико Феллини
2.1. Журналистика в жизни Феллини.
2.2. «Журналистская методика» познания мира Федерико Феллини
2.3. Образ журналиста в фильмах Федерико Феллини
2.4. Феллини и телевидение
2.4.1. «Репетиция оркестра»
2.4.2. «Джинджер и Фред». Критика ТВ в фильме.
2.4.3. Телевидение как участник съемочного процесса. Фильм «Интервью»
Глава 3. Журналистика как индикатор социальной реальности в авторском кино
3.1. Непостижимая реальность и отказ от журналистики
3.2. Мутации реальности и критика журналистики
3.3. Воздействие на реальность: приемы и методы журналистики в авторском кино
Заключение
Список литературы
Список фильмов, упоминаемых в исследовании
Кинокритик А. Шпилюк утверждает, что основной вопрос, которым задается Клюге в своем фильме: «Возможно ли вообще искусство после Освенцима? /…/ История главной героини стала для него объектом размышлений о собственном творческом пути, о том, как трудно /…/ сделать собственные художественные решения общественно значимыми и необходимыми для зрителя, особенно в условиях тотального наступления телевидения» [Шпилюк : ЭИ].
Отношение Клюге к телевидению – весьма двойственное. Его категорически не устраивает коммерческое телевидение, ТВ в том виде, в котором оно существует для массового зрителя. Открытая критика ТВ звучит во многих фильмах Клюге, в частности, и в «Артистах под куполом цирка». Но в отличие от «безыдейных» нигилистов, Клюге реально, собственной практикой сумел добиться позитивных, с его точки зрения, изменений. В 2005 году на Московском кинофестивале, после показа ретроспективы Александра Клюге, в ходе дискуссии «Грамматика времени» режиссер говорил о том, что его фильмы сняты в основном для телевидения, но тут же предупреждал: «Вы должны правильно к этому отнестись: это тоже кино. Мы называем это авторским телевидением. То есть, это продолжение авторского кино иными средствами. Я лично не люблю телевидения. Телевидение слишком сконцентрировано на современности, текущих событиях. Оно часто забывает о том, что каждый человек состоит и из истории своих предков, и из своих надежд. И из ощущения возможностей, которые таит в себе действительность» [А. Клюге 2005: ЭИ].
Необходимо отметить,
что в основном благодаря
Клюге всегда выступал за сближение телевидения и кино. В конце фильма «Артисты под куполом цирка: беспомощность» главная героиня приходит к решению попробовать найти работу на телевидении. Ее попытка закончилась неудачей, но здесь же звучит важная для понимания идей Клюге фраза: «Когда-нибудь все это срастется: любовь к делу, новеллы, сериалы».
Нередко Клюге приглашал в свои фильмы именно звезд ТВ. Так, в сатирической комедии «Стойкий Фердинанд» (1975) главную роль правого экстремиста, Фердинанда Рихе, исполнил популярный телеактер Хайнц Шуберт.
Понимая главенствующую
роль телевидения в плане
Журналистский подход, приемы и методы, используемые Клюге в творчестве, всегда носят агитационный характер. В конце 70-х годов режиссер стал инициатором создания трех документальных фильмов – «Германия осенью» (1978), «Кандидат» (1980), «Война и мир» (1983). Участие в этих коллективных работах стало важным проявлением гражданской и творческой позиции Александра Клюге. «Политики хотят сделать нас апатичными циниками. Это совсем нетрудно. Они могут этого легко добиться. Полностью пассивное население во всем мире, парализованное страхом перед оружием массового уничтожения. Но мы не хотим этого и будем защищаться». Это – фраза из выступления Генриха Белля на массовом антивоенном митинге, показанном в фильме «Война и мир», и ее можно считать девизом всего творчества Клюге.
В какой-то мере Клюге можно назвать провокатором. Он, так же как и перечисленные нами ранее режиссеры, отказал журналистике в возможности честного и объективного отражения реальности. Но он же и воспользовался журналистскими средствами воздействия на реальность. Марксист Клюге поставил перед собой четкую цель – разрушать буржуазную систему посредствам своих фильмов.
«За правду» по-своему
боролся и Ларс фон Триер.
В одном из интервью он
Фон Триер – один
из самых радикальных,
«Журналистские приемы»,
своеобразная съемка «на ходу»,
Кроме того, приемы, декларируемые
в «Догме», обнаруживаются
Ларс фон Триер убежден, что именно «документализм» способен вернуть чистоту, объективность, достоверность и доверие зрителя. При этом в своих картинах Триер всегда стремился разрушить привычную систему зрительского восприятия. Все его «нововведения» были созданы для того, чтобы создать живое и острое ощущение жизни на экране.
Принципы «Догмы» обязывали
режиссеров снимать только на
натуре, избегать бутафории и
искусственного освещения;
Н. Овчинникова отмечает, что адептами «Догмы», кроме режиссеров, оказались и журналисты-телевизионщики, которые увидели в этих догмах шанс вернуть телевизионный документальный жанр на «путь истинный»: от злободневной журналистики и «докудрам» (игровых фильмов-реконструкций) к правдивому и объективному описанию жизни [Овчинникова 2008].
Благодаря «обету целомудрия»,
Проанализированные нами
картины режиссеров авторского
кино показывают, что тема журналистики
или журналистского приема
Но столь недоверчиво-
Заключение
В ходе данного исследования мы пришли к пониманию, что образ журналиста и журналистики в авторском кино существенного отличается от того же в массовом. Массовый кинематограф выработал две основные модели ее отражения: «с одной стороны, ж урналистика – это грязноватая высокооплачиваемая профессия, насквозь пронизанная эстетикой гламура, навязываемой аудитории /…/, погоня за сенсацией, ниспровергающая этические нормы. С другой, это по-прежнему высокий институт гражданской активности, свободы слова, независимости, способный к саморегуляции в переходные периоды своего бытия» [Овчинникова 2008: 80]. Тогда как, проанализировав картины представителей авторского кино, мы пришли к пониманию, что второй – позитивный образ журналистики – в них вообще не представлен.
Свое рассмотрение
мы начали с творчества Ф.
Феллини, которое
Далеко не все режиссеры
проявили в своем творчестве
столь тесные, многообразные и
парадоксальные связи с
Мы выявили общее
основание, объединяющее
Таким образом, мы
связываем тенденции
Чаще всего режиссеры
являют зрителю провоцирующую
роль журналистики, разрушающей
общественные устои либо
Таким образом, критическая
интерпретация журналистики
Несмотря на обвинительный
вердикт, который «авторские»
режиссеры выносят
Список литературы
Александр Клюге: «Чем
является кино на самом деле, увидеть невозможно»
// Киноведческие записки. 2005. № 69. ЭИ
http://www.kinozapiski.ru/
Алова А. Антониони Микеланджело // Режиссерская энциклопедия. Кино Европы. М.: Научно-исследовательский институт киноискусства, 2002.
Бессмертный А. Кино
и общество // Сайт «Псифактор». ЭИ
http://psyfactor.org/kinoprop/
Блейман А. В третий раз // Искусство кино. 1961. № 11.
Бушуева С. Федерико
Феллини // Театр. 1991. №12. ЭИ http://psyfactor.org/kinoprop/
Гладильщиков Ю. Справочник грез. Путеводитель по новому кино. – М., 2008.
Глущенко В., Деревицкий В., Тетерин В. Диалоги о телевидении. – М, 1974.
Годар о Годаре. Составление, комментарий и перевод М. Трофименкова // ЭИ http :// lib . ru / PXESY / GODAR / interview . txt
Информация о работе Журналистика в авторском игровом кинематографе: образ, метод, прием