Предупреждение терроризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 07:27, реферат

Описание работы

Цель исследования – разработка рекомендаций по совершенствованию мер предупреждения терроризма. Реализация этой цели предполагает решение следующих задач:
- рассмотрение понятия, видов и форм проявления терроризма;
- определение причин и условий возникновения терроризма;
- раскрытие криминологической характеристики терроризма;
- выявление основных направлений мер предупреждения терроризма.

Содержание работы

Введение 5

1 ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ ТЕРРОРИЗМА 7

2 КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРРОРИЗМА 21

3 МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ТЕРРОРИЗМА 45

Заключение 60

Список использованной литературы 63

Файлы: 1 файл

Terrorism1.doc

— 385.50 Кб (Скачать файл)

Исходя из повышенной опасности терроризма, вопросы юридической квалификации деяний, образующих его состав, должны быть четко и однозначно решены законодательством. В этой связи, правоохранительным органам, ведущим борьбу с терроризмом, необходимо расширить обмен информацией, упорядочить законы об экстрадиции преступников, ограничить возможности финансирования террористических групп, а также поставить на более строгий контроль до сих пор распространяющиеся по Интернету инструкции террористов по изготовлению взрывных устройств;

С учетом того, что состав преступления, предусмотренный ст. 233 УК РК, отнесен по подследственности к органам национальной безопасности (см. ч. 1 ст. 192 УПК РК), было бы целесообразно создать Центр социальной реабилитации лиц, потерпевших в результате террористических акций, при Комитете национальной безопасности РК. На наш взгляд, на Центр социальной реабилитации лиц, потерпевших в результате террористических акций, должны быть возложены задачи по решению жилищно-бытовых вопросов, возмещению вреда, причиненного настоящим преступлением, социально-трудовой реабилитации и другие вопросы, касающиеся потерпевших от преступного посягательства в виде терроризма.

В системе предупредительной антитеррористической деятельности государства особое место принадлежит органам внутренних дел. В частности, по мнению В.Е. Петрищева, «сотрудники российских спецслужб и органов внутренних дел, призванных бороться с террористическими проявлениями, по существу, имеют дело с последствиями тех острых, болезненных и противоречащих экономических, политических, социальных процессов, рычагами влияния на которые они не обладают» [23, с. 163-164].

Объективный и более внимательный анализ ситуации показывает, что деятельность органов внутренних дел лишь часть, причем не всегда основная, в работе по решению этой важнейшей проблемы. Органы правопорядка и полиции по своему предназначению, исходя из природы своих функций, сталкиваются главным образом уже с произошедшими актами терроризма и в гораздо меньшей степени влияют на причины, которые далеко выходят за рамки их компетенции». Таким образом, на органы внутренних дел в основном возлагаются функции реагирования на уже совершенное преступление и пресечения преступных деяний террористического характера. Объективно органы внутренних дел в настоящее время недостаточно подготовлены влиять на глубинные процессы развития терроризма, тем более незначительными представляются их возможности и в плане нейтрализации причин, способствующих возникновению террористической угрозы.

Органы внутренних дел способны на анализ, т.е. отслеживание процессов в регионах с наибольшей социально-политической напряженностью, со сложными межнациональными отношениями (северные, западные и южные регионы Казахстана), мониторинг процессов, следствием которых могут стать этнические, социальные, религиозные, экономические конфликты, способные вызвать проявления насилия, сопряженного с терроризмом, заблаговременное выявление точек наибольшей вероятности проявления террористической активности.

Следует отказаться от нереалистичных попыток полномасштабного воздействия на весь комплекс факторов, порождающих терроризм как явление, и сосредоточиться на функциях предотвращения, пресечения и раскрытия преступлений террористического характера.

В предупреждении терроризма в системе органов внутренних дел особое место занимают подразделения по борьбе с организованной преступностью. В течение последних лет усилия данного подразделения направлялись на обеспечение защиты личности, общественных и государственных интересов от посягательств со стороны преступных сообществ, на пресечение деятельности незаконных вооруженных формирований, особенно в южных и северных регионах, на своевременное выявление и разоблачение организованных преступных групп, специализирующихся на заказных убийствах, захватах заложников, похищении людей.

С учетом складывающейся обстановки оправданным и своевременным представляется образование в составе Управления по борьбе с организованной преступностью отдела по борьбе с уголовным терроризмом, основными задачами которого определены выявление и пресечение деятельности организованных преступных групп и сообществ, использующих террористические методы, и организация взаимодействия по вопросам борьбы с терроризмом с другими правоохранительными органами стран-участниц СНГ. Отдел интенсивно развивает взаимодействие с Комитетом национальной безопасности, имеющим в своей структуре подразделения по выявлению террористических групп и организаций, каналов снабжения преступников оружием и взрывчатыми веществами и пр.

Значимая роль в деле предупреждения и пресечения преступных деяний террористического характера отводится подразделениям органов внутренних дел на транспорте, призванным осуществлять практические меры противодействия террористической угрозе на воздушном, железнодорожном и водном транспорте.

Органами внутренних дел с участием других ведомств систематически осуществляются целевые операции оперативно-профилактического и режимного характера, как, например: «Иммигрант», «Гастролер», «Арсенал», «Сигнал», «Розыск», «Антитеррор», в результате которых из незаконного оборота изымается значительная количество единиц огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Усилена охрана общественного порядка в городах и других населенных пунктах за счет привлечения к патрулированию на улицах военнослужащих Внутренних войск и курсантов учебных заведений МВД. С личным составом органов внутренних дел и внутренних войск проводятся тренировки и тактико-специальные учения по отработке действий при возникновении чрезвычайных ситуаций и террористических актов. Скорректированы расчеты сил и средств, привлекаемых в случае совершения террористических актов.

Несмотря на отсутствие значимой террористической активности в Казахстане в настоящее время, сотрудники осознают эту угрозу как вполне реальную. Подготовленность же органов внутренних дел к действиям по предупреждению и пресечению терроризма вызывает определенные сомнения, обусловленное высокой текучестью и неукомплектованностью профессиональными кадрами, не владением личным составом тактическими приемами противодействия терроризму, незнанием уголовно-правовых норм, регламентирующих обстоятельства, исключающие преступность деяния, недостаточной психологической подготовкой сотрудников органов внутренних дел к действиям в условиях проявления терроризма. В связи с чем, имеется необходимость в подготовке сотрудников органов внутренних дел в борьбе с терроризмом, От того, насколько глубоко и дальновидно мы будем сегодня просчитывать свои шаги в вопросах обеспечения общественной безопасности, настолько прагматичны и эффективны будут реализуемые меры, зависит будущее нашей страны. По нашему мнению, обучение противодействию терроризму должно предусматривать решение следующих задач:

  • во-первых, освоение руководством методов рационального планирования возможности возникновении угрозы взрыва террористического акта в целях уменьшения возможных людских и материальных ресурсов;
  • во-вторых, необходимо осуществить ограничение доступа подозрительных лиц на предприятиях и определить те участки, которые необходимо «перекрыть»;
  • в-третьих, оптимизировать затраты времени на поиск субъекта терроризма;
  • в-четвертых, необходима морально-психологическая подготовка сотрудников при столкновении с субъектом террористического акта;
  • в-пятых, должное планирование действий может также снизить угрозу возникновения паники, эмоционального состояния, наиболее легко распространяющегося среди людей.

Взрывы в России и Узбекистане убеждают, что взаимодействие с общественными объединениями и религиозными организациями в целях обеспечения правопорядка и общественной безопасности необходимо проводить, в первую очередь, в трех приоритетных направлениях:

  • объединение в группы граждан, проживающих в определенном районе населенного пункта и даже дома, для ведения наблюдения за подозрительными лицами и информирования об этом правоохранительных органов;
  • обучение населения борьбе с террористическими актами;
  • организация посещений сотрудниками органов внутренних дел общественных объединений и религиозных организаций, домовладельцев и жителей района и оказание консультационной помощи по вопросам борьбы с терроризмом.

Методы борьбы с терроризмом могут быть реализованы сегодня только в результате убеждения населения о том, что другого пути борьбы с терроризмом не существует. А так как от актов терроризма погибают не только сотрудники правоохранительных органов, но и в большей массе мирное население, это направление взаимодействия приобретает особое значение на современном этапе взаимодействия. Следовательно, борьба с терроризмом – это в первую очередь борьба населения в тесном контакте с правоохранительными органами.

Исходя из этого, в целях подготовки сотрудников правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с терроризмом, органам внутренних дел необходимо:

  • в тесном взаимодействии со средствами массовой информации организовать целенаправленное освещение опасности всех форм терроризма, информировать население о методах и конкретных действиях террористических организаций, сообщать общественности о принятых мерах по пресечению их деятельности;
  • постоянно проводить мониторинг общественного мнения, в том числе сотрудников правоохранительных структур, в отношении угрозы терроризма;
  • при разработке планов мероприятий по борьбе с терроризмом последовательно реализовывать положения о незыблемости и приоритете конституционных прав и свобод граждан;

- осознавать, что противодействие  терроризму носит комплексный и долговременный характер, ибо в основе возникновения и развития терроризма лежит совокупность причин, характеризующихся исключительной сложностью;

  • отдавать приоритет профилактическим и предупреждающим мерам;
  • создавать условия для обмена статистической информацией о тенденциях развития терроризма.

Для достижение поставленной цели необходимо:

  • определение базы обучения;
  • полное обеспечение материально-техническими ресурсами, которое включает в себя и выезд сотрудников в командировки для изучения зарубежного опыта противодействия терроризму.

В рамках подготовки сотрудников правоохранительных, осуществляющих борьбу с терроризмом, необходимо осуществить обучение по следующим направлениям:

Общие:

1. Общеобразовательную подготовку составляет изучение основ 
терроризма:

  • исторических аспектов мирового возрождения и развития терроризма;
  • философии терроризма;
  • психологии терроризма;
  • других наук в части исследования данного социально, опасного явления.

Морально-психологическая подготовка.

  1. К морально-психологической подготовке относится морально-психологическое осмысление и мировоззренческая подготовка сотрудников правоохранительных органов к борьбе с терроризмом и осуществлению им приемов психологического воздействия на субъекты терроризма и граждан, пострадавших в результате террористического акта.
  2. Служебная подготовка предполагает изучение правовых основ регулирования борьбы с терроризмом.
  3. Огневая и физическая подготовка является необходимым условием обучения для всех категорий сотрудников правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с терроризмом.

Специальные:

1. Юридическая подготовка

К юридической подготовке относится изучение дисциплин:

  • уголовно-правовой и криминологической;
  • уголовно-процессуальной;
  • следственно-криминалистической;
  • оперативно-розыскной.

Объектом изучения должны стать следующие комплексные разделы (с разработкой соответствующих тем) занятий:

  • общая характеристика преступлений террористического характера;
  • уголовно-правовые и процессуальные основы деятельности органов внутренних дел по борьбе с терроризмом и другими преступлениями террористического характера;
  • выявление лиц, замышляющих, подготавливающих, совершающих преступления террористического характера;
  • предупреждение преступлений террористической направленности;
  • раскрытие и расследование преступлений террористического характера и т.д.

2. Организационно-тактическая подготовка. Подготовка основ разработки и организации мероприятий и тактических приемов задержания 
террористов.

К данному профилю изучения относится:

- средства угрозы террористов и некоторые антитеррористические 
меры;

  • меры, направленные на предупреждение террористической деятельности на предприятиях, в местах массового скопления людей;
  • организация мероприятий, средства и методы борьбы с терроризмом, связанные с взрывными устройствами и взрывчатыми веществами;
  • организация деятельности органов внутренних дел по борьбе с терроризмом и другими преступлениями террористического характера и т.д.

3. Специальную подготовку составляет подготовка сотрудников 
взрывотехников, изучение:

Информация о работе Предупреждение терроризма