Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 07:27, реферат
Цель исследования – разработка рекомендаций по совершенствованию мер предупреждения терроризма. Реализация этой цели предполагает решение следующих задач:
- рассмотрение понятия, видов и форм проявления терроризма;
- определение причин и условий возникновения терроризма;
- раскрытие криминологической характеристики терроризма;
- выявление основных направлений мер предупреждения терроризма.
Введение 5
1 ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ ТЕРРОРИЗМА 7
2 КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРРОРИЗМА 21
3 МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ТЕРРОРИЗМА 45
Заключение 60
Список использованной литературы 63
Исходя из повышенной опасности терроризма, вопросы юридической квалификации деяний, образующих его состав, должны быть четко и однозначно решены законодательством. В этой связи, правоохранительным органам, ведущим борьбу с терроризмом, необходимо расширить обмен информацией, упорядочить законы об экстрадиции преступников, ограничить возможности финансирования террористических групп, а также поставить на более строгий контроль до сих пор распространяющиеся по Интернету инструкции террористов по изготовлению взрывных устройств;
С учетом того, что состав преступления, предусмотренный ст. 233 УК РК, отнесен по подследственности к органам национальной безопасности (см. ч. 1 ст. 192 УПК РК), было бы целесообразно создать Центр социальной реабилитации лиц, потерпевших в результате террористических акций, при Комитете национальной безопасности РК. На наш взгляд, на Центр социальной реабилитации лиц, потерпевших в результате террористических акций, должны быть возложены задачи по решению жилищно-бытовых вопросов, возмещению вреда, причиненного настоящим преступлением, социально-трудовой реабилитации и другие вопросы, касающиеся потерпевших от преступного посягательства в виде терроризма.
В системе предупредительной антитеррористической деятельности государства особое место принадлежит органам внутренних дел. В частности, по мнению В.Е. Петрищева, «сотрудники российских спецслужб и органов внутренних дел, призванных бороться с террористическими проявлениями, по существу, имеют дело с последствиями тех острых, болезненных и противоречащих экономических, политических, социальных процессов, рычагами влияния на которые они не обладают» [23, с. 163-164].
Объективный и более внимательный анализ ситуации показывает, что деятельность органов внутренних дел лишь часть, причем не всегда основная, в работе по решению этой важнейшей проблемы. Органы правопорядка и полиции по своему предназначению, исходя из природы своих функций, сталкиваются главным образом уже с произошедшими актами терроризма и в гораздо меньшей степени влияют на причины, которые далеко выходят за рамки их компетенции». Таким образом, на органы внутренних дел в основном возлагаются функции реагирования на уже совершенное преступление и пресечения преступных деяний террористического характера. Объективно органы внутренних дел в настоящее время недостаточно подготовлены влиять на глубинные процессы развития терроризма, тем более незначительными представляются их возможности и в плане нейтрализации причин, способствующих возникновению террористической угрозы.
Органы внутренних дел способны на анализ, т.е. отслеживание процессов в регионах с наибольшей социально-политической напряженностью, со сложными межнациональными отношениями (северные, западные и южные регионы Казахстана), мониторинг процессов, следствием которых могут стать этнические, социальные, религиозные, экономические конфликты, способные вызвать проявления насилия, сопряженного с терроризмом, заблаговременное выявление точек наибольшей вероятности проявления террористической активности.
Следует отказаться от нереалистичных попыток полномасштабного воздействия на весь комплекс факторов, порождающих терроризм как явление, и сосредоточиться на функциях предотвращения, пресечения и раскрытия преступлений террористического характера.
В предупреждении терроризма в системе органов внутренних дел особое место занимают подразделения по борьбе с организованной преступностью. В течение последних лет усилия данного подразделения направлялись на обеспечение защиты личности, общественных и государственных интересов от посягательств со стороны преступных сообществ, на пресечение деятельности незаконных вооруженных формирований, особенно в южных и северных регионах, на своевременное выявление и разоблачение организованных преступных групп, специализирующихся на заказных убийствах, захватах заложников, похищении людей.
С учетом складывающейся обстановки оправданным и своевременным представляется образование в составе Управления по борьбе с организованной преступностью отдела по борьбе с уголовным терроризмом, основными задачами которого определены выявление и пресечение деятельности организованных преступных групп и сообществ, использующих террористические методы, и организация взаимодействия по вопросам борьбы с терроризмом с другими правоохранительными органами стран-участниц СНГ. Отдел интенсивно развивает взаимодействие с Комитетом национальной безопасности, имеющим в своей структуре подразделения по выявлению террористических групп и организаций, каналов снабжения преступников оружием и взрывчатыми веществами и пр.
Значимая роль в деле предупреждения и пресечения преступных деяний террористического характера отводится подразделениям органов внутренних дел на транспорте, призванным осуществлять практические меры противодействия террористической угрозе на воздушном, железнодорожном и водном транспорте.
Органами внутренних дел с участием других ведомств систематически осуществляются целевые операции оперативно-профилактического и режимного характера, как, например: «Иммигрант», «Гастролер», «Арсенал», «Сигнал», «Розыск», «Антитеррор», в результате которых из незаконного оборота изымается значительная количество единиц огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Усилена охрана общественного порядка в городах и других населенных пунктах за счет привлечения к патрулированию на улицах военнослужащих Внутренних войск и курсантов учебных заведений МВД. С личным составом органов внутренних дел и внутренних войск проводятся тренировки и тактико-специальные учения по отработке действий при возникновении чрезвычайных ситуаций и террористических актов. Скорректированы расчеты сил и средств, привлекаемых в случае совершения террористических актов.
Несмотря на отсутствие значимой террористической активности в Казахстане в настоящее время, сотрудники осознают эту угрозу как вполне реальную. Подготовленность же органов внутренних дел к действиям по предупреждению и пресечению терроризма вызывает определенные сомнения, обусловленное высокой текучестью и неукомплектованностью профессиональными кадрами, не владением личным составом тактическими приемами противодействия терроризму, незнанием уголовно-правовых норм, регламентирующих обстоятельства, исключающие преступность деяния, недостаточной психологической подготовкой сотрудников органов внутренних дел к действиям в условиях проявления терроризма. В связи с чем, имеется необходимость в подготовке сотрудников органов внутренних дел в борьбе с терроризмом, От того, насколько глубоко и дальновидно мы будем сегодня просчитывать свои шаги в вопросах обеспечения общественной безопасности, настолько прагматичны и эффективны будут реализуемые меры, зависит будущее нашей страны. По нашему мнению, обучение противодействию терроризму должно предусматривать решение следующих задач:
Взрывы в России и Узбекистане убеждают, что взаимодействие с общественными объединениями и религиозными организациями в целях обеспечения правопорядка и общественной безопасности необходимо проводить, в первую очередь, в трех приоритетных направлениях:
Методы борьбы с терроризмом могут быть реализованы сегодня только в результате убеждения населения о том, что другого пути борьбы с терроризмом не существует. А так как от актов терроризма погибают не только сотрудники правоохранительных органов, но и в большей массе мирное население, это направление взаимодействия приобретает особое значение на современном этапе взаимодействия. Следовательно, борьба с терроризмом – это в первую очередь борьба населения в тесном контакте с правоохранительными органами.
Исходя из этого, в целях подготовки сотрудников правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с терроризмом, органам внутренних дел необходимо:
- осознавать, что противодействие терроризму носит комплексный и долговременный характер, ибо в основе возникновения и развития терроризма лежит совокупность причин, характеризующихся исключительной сложностью;
Для достижение поставленной цели необходимо:
В рамках подготовки сотрудников правоохранительных, осуществляющих борьбу с терроризмом, необходимо осуществить обучение по следующим направлениям:
Общие:
1. Общеобразовательную подготовку составляет
изучение основ
терроризма:
Морально-психологическая подготовка.
Специальные:
1. Юридическая подготовка
К юридической подготовке относится изучение дисциплин:
Объектом изучения должны стать следующие комплексные разделы (с разработкой соответствующих тем) занятий:
2. Организационно-тактическая подготовка. Подготовка основ разработки и организации
мероприятий и тактических приемов задержания
террористов.
К данному профилю изучения относится:
- средства угрозы террористов и некоторые
антитеррористические
меры;
3. Специальную подготовку составляет подготовка сотрудников
взрывотехников, изучение: