Предупреждение терроризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 07:27, реферат

Описание работы

Цель исследования – разработка рекомендаций по совершенствованию мер предупреждения терроризма. Реализация этой цели предполагает решение следующих задач:
- рассмотрение понятия, видов и форм проявления терроризма;
- определение причин и условий возникновения терроризма;
- раскрытие криминологической характеристики терроризма;
- выявление основных направлений мер предупреждения терроризма.

Содержание работы

Введение 5

1 ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ ТЕРРОРИЗМА 7

2 КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРРОРИЗМА 21

3 МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ТЕРРОРИЗМА 45

Заключение 60

Список использованной литературы 63

Файлы: 1 файл

Terrorism1.doc

— 385.50 Кб (Скачать файл)

- последовательное совершенствование законодательно-правовой 
базы борьбы с терроризмом;

  • разработка новых форм взаимодействия правоохранительных органов всех стран-участниц СНГ и дальнего зарубежья (не только по вопросам координации антитеррористической деятельности);
  • разработка ведомственных нормативных актов, методических рекомендаций, инструкций, регламентирующих деятельность подразделений ОВД в организации и тактике борьбы с терроризмом, с четким разграничением функциональных обязанностей субъектов предупреждения и пресечения терроризма;
  • создание самостоятельного государственного органа с прямым подчинением Президенту РК и его региональных филиалов, основной задачей которого будет являться координации деятельности всех компетентных субъектов по профилактике и пресечению терроризма, а также обработка имеющейся информации;
  • организация эффективной системы охраны стратегических и иных жизненно важных объектов;
  • оказание действенной помощи жертвам актов терроризма;
  • идейно-пропагандистское обеспечение антитеррористических действий субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом.

В отношении идейно-пропагандистского обеспечения антитеррористической деятельности следует отметить, что существенную роль в противостоянии терроризму, на наш взгляд, могут сыграть средства массовой информации. В странах Запада, непосредственно столкнувшихся со значительным ростом политического насилия, средствам массовой коммуникации придается большое значение. Программы сотрудничества государственных органов и национальных СМИ по предупреждению и противодействию общекриминальной преступности и терроризму с 1996 г. реализуются в США, с 1998 г. – во Франции, еще раньше необходимость согласованной совместной деятельности специализированных и неспециализированных (к числу которых относятся, в первую очередь, масс-медиа) субъектов противостояния террористической угрозе была осознана в ФРГ.

В пункте 3 статьи 4. Закона РК «О борьбе с терроризмом» определены государственные органы Республики Казахстан, осуществляющие непосредственную борьбу с терроризмом: Комитет национальной безопасности; Министерство внутренних дел; Служба охраны Президента РК; Министерство обороны. В пункте 4 данного Закона установлено, что «в деятельности по предупреждению, выявлению и пресечению террористических проявлений в пределах своей компетенции участвуют и другие государственные органы».

В соответствии с п. 3 ст. 15 названного Закона нахождение в зоне проведения антитеррористической операции представителей средств массовой информации допускается с разрешения руководителя оперативного штаба, что в данном контексте, по нашему мнению, принижает роль средств массовой информации, поскольку идеология и финансирование определяют основу терроризма.

Данное положение получило свое развитие и в Законе РК «О борьбе с терроризмом», где в п. 2 ст. 1 определяется, что «террористическая деятельность – деятельность, направленная на совершение преступлений террористического характера и включающая в себя любое из нижеуказанных деяний:

  • распространение идеологии терроризма;
  • финансирование террористической организации или террористов».

Представляется, что в борьбе с терроризмом СМИ должны играть более активную роль, так как они сами по себе являются высокоэффективным идеологическим оружием. Их деятельность должна обязательно учитываться и принципиально регламентироваться при разработке конкретных антитеррористических программ, включающих в себя как обязательный компонент воспитание у населения интернационализма и патриотизма. Не менее значима в деле антитеррористического воспитания, а посему должна обязательно учитываться и роль Министерства образования и науки РК.

Вышеуказанное свидетельствует, что и в Казахстане имеются резервы для улучшения взаимодействия государственных органов и средств массовых информации в деле предупреждения террористической активности. Демократические преобразования в странах СНГ привели к тому, что значительная часть СМИ вышла из-под государственного контроля. Руководители независимых масс-медиа зачастую не задумываются о достоверности информации, а также результатах ее воздействия на коллективное и индивидуальное сознание, вследствие чего подчас возникают серьезные проблемы на уровне внутри- и даже межгосударственных отношений. В частности, по мнению директора Антитеррористического центра СНГ Б. Мыльникова, «в ухудшении российско-узбекских отношений в 2000 г. определенную отрицательную роль сыграли российские СМИ. После успешного визита Президента России в Ташкент вступил в действие некий многоплановый сценарий, куда включились различные действующие лица, значительно преувеличивающие влияние экстремистской организации Исламского движения Узбекистана (ИДУ) на обстановку в регионе, и создали тем самым крайне нервную ситуацию в самом Узбекистане».

Общеизвестно, что многие средства массовой информации, в частности интернет-издания, нередко помещают на своих страницах практически «методические рекомендации» по подготовке и осуществлению террористических актов [41, с. 11]. Отметим в этой связи парадоксальный факт: захваты заложников получили широкое распространение именно после того, как во второй половине 80-х годов XX века практика захвата людей с дальнейшим выдвижением политических и прочих требований стала объектом пристального внимания тележурналистов.

Категорический запрет пропаганды расового, национального, религиозного, сословного, социального и родового превосходства, а также культа жестокости и насилия установлен ч. 3 ст. 2 Закона РК «О средствах массовой информации» № 451 -1 от 23 июля 1999 года [42]. И здесь следует видеть не «покушение на свободу слова и средств массовой информации», а, прежде всего, реализацию в отечественном законодательстве обязательств, вытекающих из требований Международного пакта о гражданских и политических правах и Европейской конвенции о правах и основных свободах человека.

В специальной резолюции «Террористическая преступная деятельность» VIII Международного конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с преступниками, состоявшегося в 1990 г. в Гаване (Куба), государствам-членам ООН предлагалось рассмотреть вопрос о выработке руководящих принципов для СМИ «в целях недопущения создания сенсаций и оправдания террористического насилия, распространения стратегической информации о потенциальных целях и тактической информации в тот период, когда продолжаются террористические акты, поскольку это может поставить под угрозу жизнь невинного гражданского населения и сотрудников правоохранительных органов или помешать принятию эффективных правоохранительных мер в целях предотвращения таких актов или борьбы с ними и ареста правонарушителей».

Анализ Закона РК «О средствах массовой информации» 1999 г. свидетельствует, что рекомендации VIII Международного конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с преступниками в части выработки руководящих принципов для СМИ в национальном нормативно-правовом акте не нашли отражения, что, на наш взгляд, является очевидным пробелом в отечественном законодательстве.

Не способствует формированию эффективной системы взаимодействия государственных органов и средств массовой информации в деле предупреждения терроризма неоправданное затягивание решения вопроса о разработке кодекса профессиональной этики журналиста, о необходимости которого много говорилось на международной конференции «Средства массовой информации в посттоталитарных обществах» (Москва, ноябрь 1998 г.) и Первом Конгрессе журналистов Республики Казахстан (Астана, 12 марта 2002 г.).

Большую роль в привлечении СМИ к участию в противодействии терроризму и экстремизму могли бы сыграть подразделения правоохранительных органов по связям с общественностью. По нашему мнению, необходимо существенно усилить активность и наступательность антикриминальной и антитеррористической пропаганды последних, тем более, что п. 3 ст. 3 Закона РК «О борьбе с терроризмом» определяет в числе основных принципов противодействия этой угрозе приоритет мер предупреждения, а п. 5 – именно пропагандистских мер.

Одним из приоритетных направлений антитеррористической деятельности является выявление фактов финансирования терроризма.

Об этом, в частности, отметил генерал-майор Б. Сарсеков: «...в первую очередь выявление финансовых потоков, питающих террористические организации. Надежно перекрыть их – значит, нанести по терроризму удар на поражение» [43].

Анализ Закона РК «О борьбе с терроризмом» показал, что не существует разграничения функций между субъектами, осуществляющих борьбу с терроризмом и обязанных заниматься выявлением преступлений, связанных с финансированием террористических организаций. Согласно пункту 4 названного Закона, деятельность Агентства РК по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями (финансовая полиция) РК в противодействии терроризму носит весьма прозрачный характер.

Органы финансовой полиции, к компетенции которых относятся действия по обеспечению экономической безопасности государства, должны выявлять преступления, связанные с финансированием террористических организаций и террористов, в связи, с чем необходимо, определяя их как субъект борьбы с терроризмом, специально наделить указанные подразделения этой важной функцией и нацелить на выявление данного вида преступлений.

Таким образом, по нашему мнению, существует необходимость в дополнении в действующий Закон РК «О борьбе с терроризмом» - введение дополнительно одного субъекта борьбы с терроризмом: Агентство РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция).

Не менее значимым компонентом общегосударственной системы противодействия терроризму является детально разработанный механизм социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате террористических актов. Однако, несмотря на положения ст. 17 Закона РК «О борьбе с терроризмом» от 13 июля 1999 г., конкретный механизм оказания необходимой правовой помощи, психологической и медицинской реабилитации лицам, потерпевшим от террористической акции, до сих пор не разработан и нормативно – Постановлением Правительства Республики Казахстан не закреплен.

По нашему мнению, во исполнение ст. 17 указанного Закона, в проекте постановления Правительства РК должны непосредственно найти отражение организационные (правовые, экономические, финансовые и др.) меры по социальной реабилитации лиц, потерпевших в результате террористической акции, в развитие положений ст. 17 Закона РК «О борьбе с терроризмом».

Существующая в настоящее время система борьбы с терроризмом не в полной мере отвечает реалиям сегодняшнего дня и требует дальнейшего совершенствования. Как показывает практика, чтобы успешно бороться с террористической деятельностью, необходимо не только правильно оценить вероятность избрания того или иного предмета в качестве объекта преступного посягательства и принимать своевременные меры к его защите, но и принимать упреждающие действия. Для этого немаловажное значение имеет знание не только структуры и видов террористической деятельности, но и конкретных целей тех или иных террористических и экстремистских организаций. Огромное практическое значение имеет рациональное разграничение сфер деятельности между Комитетом национальной безопасности и Министерством внутренних дел, а также эффективное взаимодействие со специальными службами иностранных государств с целью обеспечения безопасности государства, общества и личности в области борьбы с терроризмом;

Для разработки конкретной действенной системы мер борьбы с терроризмом в настоящее время необходимо принять общегосударственную программу мер борьбы с терроризмом, которая бы регламентировала специальный порядок социальной реабилитации лиц, потерпевших в результате террористических акций. Так, если физические лица, могущие стать объектом направленного террора – государственные чиновники высокого ранга, банкиры, предприниматели и т.д., обеспечены, как правило, защитой со стороны службы безопасности Президента, департамента охраны, частных охранных структур и служб безопасности, то население может рассчитывать на защиту только со стороны МВД, возможности которого существенно ограниченны.

Правовой режим зоны проведения антитеррористической операции должен рассматриваться как особо жесткий, чрезвычайный. Прежде всего, это касается положений ст. 16 главы 4 Закона РК «О борьбе с терроризмом». В этой связи полагаем необходимым дополнить данную статью следующими нормами:

  • применять оружие в отношении террористов без предупреждения и ограничений, предусмотренных специальными законодательными актами РК о применении оружия;
  • применять в необходимых случаях все виды специальных средств, предусмотренных законодательством Республики Казахстан;

- производить личный досмотр граждан и должностных лиц независимо от их социального статуса и распространяющихся на них привилегий и иммунитетов, досмотр принадлежащих им и используемых ими транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;

Уголовно-правовая регламентация, являясь одной из важнейших составляющих спектра мер в борьбе с терроризмом, должна иметь четкую концепцию, быть ясной и понятной, пригодной к эффективному применению на практике, наконец, она должна иметь превентивное значение и служить гарантией от правоохранительного произвола. Диспозиция ст. 233 УК РК, раскрывающей состав терроризма, рассматривает терроризм в виде усеченного состава преступления, в котором реальное наступление последствий, заключающихся в гибели людей, не является признаками этого состава преступления, за исключением неосторожного отношения к последствиям в виде смерти человека. Между тем, неизбирательная гибель людей, как показывает международная практика, далеко не всегда является вспомогательной задачей или побочным последствием достижения поставленной цели. Как раз цель посеять страх и ужас среди населения наиболее эффективно достигается в случаях массовой гибели людей. Заранее рассчитанный и спрогнозированный результат в виде массовой гибели людей все более становиться неотъемлемой частью терроризма. Как иначе можно рассмотреть взрыв самолета в воздухе, поезда в пути или организацию взрыва, поджога в местах массового скопления людей. Наконец, именно большое количество неизбирательных жертв при террористических актах придает терроризму наивысшую степень общественной опасности, в связи с чем, искусственное усечение состава анализируемого преступления – недопустимо.

Информация о работе Предупреждение терроризма